Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мониторинг и методологический анализ проблем занятости
Обширный материал для формирования норм и показателей занятости, оценки реального состояния занятости в стране, выбора первоочередных направлений социальной политики дает непрерывный мониторинг проблем занятости и социально-трудовых отношений. Мониторинг – это специально организованное систематическое отслеживание состояния и динамики изучаемого явления. В сфере занятости мониторинг осуществляется путем регулярного обследования состояния занятости населения трудовой деятельностью с помощью типовых форм государственной статистической отчетности ПН-1; 2-ПН; 3-ПН; 4-ПН. Форма ПН-1 содержит сведения о принятых на работу работниках. Эти сведения подаются ежедекадно в службу занятости предприятиями, учреждениями и организациями. По форме 2-ПН о рганами службы занятости составляются отчеты о трудоустройстве и занятости населения, где фиксируются лица, состоящие на учете в службе занятости, а также трудоустроенные либо снятые с учета по другим причинам. Содержание формы 3-ПН составляют отчеты предприятий и организаций об их потребности в работниках и о наличии свободных рабочих мест по состоянию на конкретную дату. В отчетах отражаются наименование востребуемой профессии, уровень квалификации, количество вакансий, требуемое образование, специальность, характер и условия труда, режим работы, среднемесячная зарплата, форма и система оплаты труда. Эти отчеты подаются в органы службы занятости ежемесячно (а также по потребности) за подписью руководителя, скрепленной печатью. Форма 4-ПН представляет собой отчет предприятия, учреждения или организации о высвобождении работников. В таком отчете указываются фамилия, имя, отчество увольняемого (или подлежащего увольнению), его год рождения, пол, специальность, наименование профессии по последнему месту работы, уровень квалификации, среднемесячная зарплата, стаж работы по профессии, сведения о повышении квалификации, домашний адрес и телефон. Форма 4-ПН подается органу службы занятости не позднее 2-х месяцев до высвобождения работника за подписью руководителя, скрепленной печатью, с указанием причин высвобождения. Материалы рассмотренных форм открывают широкие возможности для текущего учета и анализа состояния занятости трудовых ресурсов. Данные текущей отчетности в сочетании с результатами выборочных обследований, как это рекомендуется Международной организацией труда, позволяют обеспечить постоянный мониторинг занятости населения, что и практикуется во многих странах. Необходимость эффективной обработки результатов мониторинга требует постоянного совершенствования методологии статистической оценки и анализа трудовых ресурсов, их наличия, занятости и безработицы, состояния и функционирования рынка труда Степень совершенства такой методологии определяется полноценностью информации об экономически активном населении, занятости, неполной занятости и безработице. Основные направления и задачи методологического анализа проблем занятости могут быть представлены следующим образом: - характеристика наличия, состава и структуры трудовых ресурсов и экономически активного населения; - исследование факторов, определяющих уровень безработицы и степень занятости населения; - оценка текущего состояния, перспектив развития позитивных и негативных процессов в сфере занятости; - выявление действенных средств и методов эффективного регулирования занятости населения; - изучение миграции и определяющих ее факторов; - оценка состояния и развития рынка труда, спроса и предложения рабочей силы, конъюнктуры и напряженности на рынке труда; - расчет перспективной численности трудовых ресурсов. В решении этих задач ровно как и в разработке и постоянном совершенствовании методологии анализа проблем занятости первостепенную роль играют научные организации и учреждения. Соответствующими решениями правительства организация и управление деятельностью по созданию научного и научно-методологического обеспечения процессов регулирования занятости населения в Украине возложены на Министерство труда и социальной политики, Министерство образования и науки, Национальную академию наук, Академию педагогических наук. По мере необходимости к этой работе привлекаются и другие функциональные и отраслевые министерства и ведомства Украины. Основной объем работ по исследованию проблем занятости и формированию научно-концептуальных разработок выполняет многочисленный контингент квалифицированных ученых специализированных научно-исследовательских институтов и профилирующих кафедр вузов Украины. По результатам таких исследований ежегодно проводятся научно-практические конференции, материалы которых представляют собой весьма ценный вклад в теорию и практику решения проблем занятости.
|