Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и алгоритмы консультирования 1 страницаСтр 1 из 26Следующая ⇒
Е. В. Емельянова Кризис В созависимых Отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования РЕЧЬ Санкт-Петербург 2004 ВСТУПЛЕНИЕ. Запрос на изменение члена семьи. Что с этим делать?..............................9 Немного благодарностей....................................................................13 ЧАСТЬ 1. СОЗАВИСИМОСТЬ И СЕМЬЯ.........................................................15 ГЛАВА 1. Эмоциональная созависимость.............................................................17 ГЛАВА 2. Взаимодействие психологических территорий......................................19 ГЛАВА 3. О глубинной сущности созависимости..................................................23 ГЛАВА 4. Формы созависимых отношений...........................................................26 ГЛАВА 5. Психологические портреты людей, создающих созависимые отношения........................................................................................31 Портрет человека с комплексом самоуничижения...........................31 Портрет человека с комплексом мученичества.................................37 Портрет человека с садистскими наклонностями.............................46 Портрет человека с комплексом нарциссизма..................................58 Портрет человека с ненасытной жаждой любви................................64 Дети, выросшие в семье с созависимыми отношениями..................68 ГЛАВА 6. Злокачественная созависимость...........................................................70 Наркотическая созависимость...........................................................70 Треугольник «спасательства».........................................................71 Созависимость с сектой......................................................................73 ГЛАВА 7. Зрелые отношения любви и зрелая забота............................................79 ЧАСТЬ 2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С СОЗАВИСИМЫМИ КЛИЕНТАМИ...........................87 Оглавление ГЛАВА 1. Определение границ консультирования.................................................89 ГЛАВА 2. Условия успешности консультативного сопровождения созависимых клиентов...........................................................................................93 Степень разделения ответственности за решение проблемы...........93 Степень готовности решать свою часть проблемы..........................106 Степень глубины и жесткость причин, создавших условия для развития зависимости..................................................................117 Степень развития злокачественной созависимости и особенности работы психолога на различных стадиях....................................120 1. Социальная стадия...................................................................123 2. Психическая зависимость........................................................125 3. Физическая зависимость..........................................................126 4. Необратимая степень зависимости.........................................127 ГЛАВА 3. Информационный уровень консультирования.....................................128 Общие направления профилактики возникновения наркозависимости........................................................................132 ГЛАВА 4. Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса.............134 Кризис и кризисная интервенция....................................................134 Сущность кризиса.............................................................................136 Стадии кризиса..................................................................................137 Кризисная интервенция...................................................................138 Этап 1. Установление контакта....................................................139 Этап 2. Сбор информации...........................................................139 Этап 3. Формулирование проблемы............................................140 Этап 4. Исследование возможностей..........................................141 Этап 5. Поиск альтернатив..........................................................141 Этап 6. Контракт..........................................................................142 Этап 7. Заключительный..............................................................143 Методы снижения кризисного напряжения....................................144 Релаксационная визуализация....................................................144 Трансформация образа (метод В. Стюарт) в сочетании с фокусированием (метод Ю. Джендлина).............................145 Метод двойной диссоциации (НЛП)..........................................146 Сопровождение клиентов при переживании утраты.......................147 Клиническое описание острого горя..........................................148 Оглавление Процесс скорби (Модель Э. Кюблер-Росс)................................149 1. Отрицание............................................................................150 2. Озлобленность.....................................................................150 3. Компромисс.........................................................................150 4. Депрессия.............................................................................151 5. Адаптация: развитие новой идентичности.........................151 Осложненное горе........................................................................154 Отсрочка реакции....................................................................154 Отсутствие скорбных чувств и появление соматических заболеваний........................................................................154 Горе с искаженными реакциями.............................................155 Если работа горя не идет..............................................................155 ГЛАВА 5. Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора..................159 Вездесущность выбора и решения....................................................159 Этапы развития проблемы................................................................161 Общая схема консультативного сопровождения при принятии решения. Этапы решения проблемы..........................................164 Знакомство, установление контакта...........................................164 Сбор информации, исследование проблемы..............................165 Основные условия исследования проблемы...............................171 Целеполагание..............................................................................173 Консультирование клиента, который не знает, чего он хочет.......................................................................182 Консультирование клиента, который предъявляет неприемлемые цели...........................................................187 Выработка решений.....................................................................188 Проверка решений.......................................................................191 Обобщение....................................................................................194 Решение и выбор в ситуации фрустрации.......................................198 Когнитивное информационное искажение...........................200 Суррогатный заменитель........................................................200 Делегирование решения..........................................................201 Уход в заболевание..................................................................201 Уход в беспомощность и вину.................................................201 Блокирование желаний...........................................................202 Методы активации решения............................................................205 Техники краткосрочной позитивной психотерапии...................205 «Волшебная палочка»..............................................................205 «Маленькие кирпичики большой стены»..............................205 Оглавление «Линия проблемы»..................................................................205 «Ступени достижений»...........................................................206 «Нить Ариадны»......................................................................206 «Проверка будущим»...............................................................207 «Чувство динамики»................................................................207 «Незамеченный ресурс»..........................................................207 «Сплетня о проблеме».............................................................207 «Театр в табакерке»..................................................................208 «Проблема как друг»................................................................208 «Совет другу»...........................................................................208 «Вторая сторона медали»........................................................208 «Использование случайности»................................................208 Изменение ошибочных установок (когнитивный подход).............................................................209 Блокировка «Я вообще невезучий. Мне никогда не везет»... 209 Блокировка «В детстве я находился в таких условиях, что сейчас я стал слабым и беспомощным» = «Такой уж у меня характер»...............................................210 Блокировка «Я не виноват в возникновении проблемы, поэтому и решать ее должен кто-нибудь, но не я»............210 Блокировка «Я не могу принимать решения, потому что я могу чего-то не знать. Вы специалист, вот и предоставьте мне готовые рекомендации»........................211 Блокировка «Я не имею права ошибаться» = «Я должен быть всегда прав»................................................................211 Развенчание долженствований...............................................212 Упражнение для развития гибкости восприятия и оценивания......................................................................217 Блокировка «Я не должен слишком напрягаться для того, чтобы получать то, что хочу, — даже зная, что это принесет мне пользу. Работать для своего собственного счастья слишком тяжело. Я хочу получить его немедленно и без усилий»..................................................226 Нерациональный путь решения проблемы......................................229 Метафора......................................................................................230 Фокусирование.............................................................................234 Визуализация проблемы..............................................................237 Образы и решение........................................................................241 Принцип конфронтации.........................................................241 Принцип трансформации.......................................................242 Принцип кормления...............................................................242 Оглавление Принцип примирения.............................................................243 ГЛАВА 6. Уровень получения коммуникативных навыков и умений....................246 Вопрос о возможности влияния на члена семьи.............................246 Алгоритм ситуационного анализа....................................................251 Фаза выявления............................................................................251 Фаза исправления........................................................................253 Модели оптимального поведения с наркозависимым....................254 Обсуждение вопроса о возможности насилия над наркоманом.....258 ГЛАВА 7. Психотерапия созависимости.............................................................260 Психологическое консультирование и немедицинская психотерапия: понятие и границы..........................................260 Опустошенное «Я» и сущность психотерапии.................................264 Специфические реакции контрпереноса при работе с созависимыми............................................................................271 Тестирование консультанта клиентом........................................280 Тестирование пассивной позицией........................................281 Тестирование со сменой пассивной позиции на активную........................................................................283 Если консультант не проходит тесты клиента........................286 Бессознательная зависимость клиента...................................287 Расшифровка переноса................................................................289 Контрпереносные реакции консультанта...................................291 Психотерапевтический контейнер как условие безопасности клиента..........................................................................................296 Сопротивление изменениям.............................................................298 Сущность сопротивления............................................................298 Проявления сопротивления........................................................302 Что делать с сопротивлением клиента?......................................303 Отслеживание..........................................................................304 Разъяснение эффектов сопротивления..................................304 Разъяснение неслучайности....................................................305 Демонстрация альтернатив.....................................................305 Разъяснение функций сопротивления...................................306 Освобождение и перемещение...............................................306 Пентаграмма психотерапии созависимости....................................308 Краткий обзор содержания и возможных методов работы в полюсах пентаграммы..............................................................314 Тело...............................................................................................320 Оглавление Экзистенциальные позиции........................................................323 Аффективный полюс...................................................................326 Межличностные отношения.......................................................329 Субличности в структуре Я — Сверх-Я.......................................330 Работа с Внутренним Ребенком — «Воспитание любовью».... 331 Работа с Внутренним Критиком — «Советчик вместо тирана»................................................................................333
Работа с амбивалентными состояниями как с субличностным конфликтом................................................................334 Тренинг удовольствия.............................................................334 Работа с субличностью «Жертва»............................................335 Актуализация собственного позитивного опыта, возвращение заброшенных интересов и целей.......................................336 ГЛАВА 8. Использование психологических упражнений в индивидуальном консультативном сопровождении созависимых клиентов..............337 Терапия — упражнения — тренинг...................................................337 Методические основы разработки ИПТ..........................................341 Разработка ИПТ...........................................................................341 Методы проведения ИПТ............................................................348 Опробирование ИПТ...................................................................350 ПРИЛОЖЕНИЕ. Жесткая любовь. Методика сопровождения созависимых, разработанная английской организацией «Родители наркоманов».. 352 Чувство вины.....................................................................................352 Гнев.....................................................................................................353 Вредящая защита своего ребенка.....................................................353 Награды за плохое поведение...........................................................353 Уходит любовь...................................................................................354 Нужна жесткая любовь......................................................................354 12 шагов жесткой любви...................................................................355 Литература.........................................................................................366 Вступление. ЗАПРОС НА ИЗМЕНЕНИЕ ЧЛЕНА СЕМЬИ. ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ? В практике любого консультирующего психолога нередки обращения, когда кто-то из супругов (чаще жена) или родители просят о помощи в «исправлении» своего дорогого и любимого, но совершенно отбившегося от рук домочадца. Они описывают ужасы семейной жизни, перечисляют многочисленные «меры воздействия», уже испробованные ими и не давшие никакого результата. И их основной запрос можно сформулировать следующим образом: «Помогите сделать его (ее) хорошим (а именно: таким, каким он меня будет устраивать), и все остальные проблемы разрешатся сами собой». Такие клиенты, как правило, считают себя вполне благополучными. Мысль о том, что им самим необходима психологическая помощь, почти всегда кажется абсурдной. Они готовы отдать все имеющиеся средства и силы, чтобы изменить неудобного члена семьи. Но единственное, к чему они совершенно не готовы, — это к работе над собой и сложившимися взаимоотношениями. Предложение пройти курс супружеской или семейной психотерапии, к сожалению, чаще всего отвергается. Объяснения отказов весьма стереотипны: «Он (она) не пойдет, потому что: • ему (ей) некогда, • считает всю эту психологию ерундой, • не верит, что это поможет, • не считает, что у него есть проблемы, • будет злиться, что я «выношу сор из избы». Затем идет контрпредложение: «Научите меня, как на него (нее) повлиять, и я все сделаю, как вы скажете». Бывают и более жесткие требования: «Я приведу его (ее) к вам, и вы повлияйте на него (нее) так-то и так-то». Конечно, подобные запросы заведомо невыполнимы и противоречат этике психологической помощи. Но практически во всех Вступление подобных случаях перед психологом находится действительно глубоко несчастный человек, исстрадавшийся, иногда плачущий и действительно нуждающийся в помощи. Он абсолютно неграмотен в психологических вопросах, а из журнальных и газетных статеек вынес представление о том, что психолог, познакомившись с проблемой, способен предложить целый список готовых советов наподобие рецептов. Другой, не менее распространенный вариант — специалист наделен волшебными свойствами: «повоздействовал», и все проблемы исчезли. Что же делать? Отказать, объяснив, что возможны только совместные изменения? Но «проблемный» член семьи часто действительно ведет отнюдь не конструктивный образ жизни, совершенно не желая ни считаться с остальными, ни меняться. Да и обратившийся, в лучшем случае, обвинит вас в бездушии, черствости и непрофессионализме и пойдет кочевать от специалиста к специалисту, а в худшем — останется наедине со своим отчаянием, окунется в депрессию или продолжит свои попытки по исправлению другого, меняя просто неэффективные методы на деструктивные. К тому же, вряд ли такой человек когда-нибудь еще решится обратиться к психологу. Согласиться и начать раздавать рекомендации по манипулированию близкими людьми? А как же профессиональная этика? Да и дело-то заранее провальное, поскольку никто не станет меняться против своей воли, разве только под воздействием жестокого насилия. А может быть, здесь уместны более тонкие шаги, более гибкое поведение психолога? Возможно ли индивидуальное консультирование одного из членов семьи по вопросам семейных или супружеских отношений, и если да, то насколько оно будет эффективным? Что будет происходить с семьей в результате такого консультативного сопровождения? Ответов на последний вопрос может быть только три: 1) все останется по-прежнему; 2) семья развалится, так как один член семьи, изменившись в результате общения с психологом, разрушит всю семейную систему и примет самостоятельное решение, что больше не в силах поддерживать отношения, которые его не устраивают; 3) отношения в семье улучшатся, так как консультирующийся член семьи будет постепенно менять свои требования, свои реакции на поведение других домочадцев; его поведение станет более осознанным, более терпимым, в нем будет больше стремления к пониманию и меньше желания властвовать, контролировать, доминировать. Можем ли мы заранее спрогнозировать, какой из трех результатов мы получим? Конечно, нет. Но мы можем предложить человеку разобраться в его семейных или супружеских отношениях, чтобы понять, в каком направлении и что именно необходимо предпринимать, чтобы разрешить существующие проблемы. Обычно на такое предложение соглашаются все. А затем уже, в процессе анализа, консультанту необходимо постепенно и доброжелательно, но все более настойчиво обращать внимание на роль самого консультирующегося в возникновении и развитии сложившихся отношений. А дальше ситуация снова распадается на несколько векторов. Человек, даже не вполне еще осознавший, а скорее, почувствовавший, что без собственных изменений ему не обойтись, может: 1) прервать контакты с психологом, поскольку не готов к изменениям; 2) продолжать упорно стремиться изменить другого; 3) захотеть освоить более конструктивные модели поведения, не касаясь более глубоких психологических слоев, таких как сценарное взаимодействие, защиты, страхи и т. п.; 4) принять решение проанализировать и осознать глубинные мотивы своих поступков, стремлений и реакций и проявить готовность к серьезным изменениям. Конечно, последний вариант всегда больше нравится психологам, поскольку дает возможность для серьезного, творческого и благодатного психотерапевтического взаимодействия. Но именно в этом случае наиболее остро встает необходимость предупредить клиента, что решение изменить супружеские или семейные взаимоотношения в индивидуальном порядке может привести к самым разным последствиям. Третий вариант тоже небезнадежен, поскольку конструктивные навыки коммуникации сами по себе могут принести пользу в смягчении семейных отношений. А вот второй возвращает к исходной позиции, чем чрезвычайно раздражает консультантов и ведет их к эмоциональному выгоранию. Впрочем, первый вариант также не способствует профессиональному удовлетворению. Кроме того, если первый и второй варианты встречаются довольно часто, то четвертый — самый желанный — к сожалению, значительно реже. Что же происходит? Почему люди, обратившиеся за помощью, избегают вполне реального и, пожалуй, наиболее эффективного способа улучшить качество своей жизни? И здесь можно выделить несколько причин. Во-первых, менять себя вообще тяжело, а тем более, когда речь идет практически об изменении всего стиля жизни. Во-вторых, для того, чтобы перейти от позиции «изменить другого» к позиции «изменить себя», требуется много времени, и сам по себе этот шаг — уже большая терапевтическая победа, поскольку, чтобы сделать его, человеку нужно взять на себя ответственность за свою жизнь и отказаться от мифа о всемогуществе — мифа, который защищает от экзистенциальной тревоги. В-третьих, психологи слишком нетерпеливо и слишком настойчиво призывают человека к изменениям. По сути, они делают то же самое, что и обратившийся за помощью в изменении другого, и встречают аналогичное сопротивление. В-четвертых, люди, которые ради «хороших» отношений стремятся изменить другого, как правило, строят созависимые отношения, и самостоятельность, отдельность и уникальность личности, независимость и суверенитет психологической территории — для них категории непонятные, неизведанные, но по интуитивному ощущению опасные. В-пятых, «созависимые» люди — это всегда «трудные» клиенты, поскольку и с психологом они стремятся создать созависимые отношения, часто манипулируют им, делая это осознанно или неосознанно. При этом они чрезвычайно ранимы и болезненно зависимы от мнения консультанта, любое неосторожное слово может быть воспринято ими как осуждение или обвинение, истолковано как враждебность по отношению к себе и послужить причиной разрыва отношений с психологом. И, наконец, сами консультанты нередко переживают весьма неприятные реакции контрпереноса, общаясь с созависимыми клиентами. Раздражение, нетерпение, скука, чувство беспомощности заставляют их сворачивать консультативный процесс и стремиться избавиться от набившего оскомину клиента. Либо, наоборот, они впадают в излишнее сострадание и ввязываются в бесперспективные и эмоционально тяжелые отношения, отягощенные неведомо откуда взявшимся чувством сверхответственности за дальнейшую судьбу клиента. Разумеется, через некоторое время такие отношения хочется разорвать. Так что причин для неудач действительно много. Однако если мы будем перечислять только то, что мешает нам, мы почувствуем себя беспомощными и, пожалуй, впадем в депрессию. Более оптимистичным представляется иначе поставленный вопрос: что мы можем сделать в таких обстоятельствах? Ответу на этот вопрос и посвящена данная книга. В ней я постаралась: • систематизировать самые распространенные формы созави-симых отношений, рассматривая их не столько с научной, сколько с практической точки зрения; • выстроить в некий алгоритм возможную систему консультативного сопровождения созависимых клиентов, который поможет заодно сориентироваться в необходимом профессиональном «комплекте» навыков и умений, необходимых для работы; • детально рассмотреть базисные, ключевые моменты консультативного сопровождения клиентов с привлечением анализа консультативных диалогов в качестве иллюстрации к методическому материалу. НЕМНОГО БЛАГОДАРНОСТЕЙ Прежде всего, я благодарна своим «трудным» клиентам, которые позволили мне получить богатый профессиональный опыт и, как лакмусовая бумажка, проявили мои собственные проблемы, которые, став доступными сознанию, обрели возможность их разрешения. Я благодарна моим коллегам, которые обращались ко мне за су-первизорской помощью при работе с созависимыми клиентами. Анализ их консультаций помог мне систематизировать и мой собственный опыт. Я благодарна директору издательства «Речь», Леониду Янковскому, который поверил в то, что эта книга будет полезна многим консультирующим психологам, и взял на себя риск ее издания, а мне придал веры в собственные возможности.
Глава 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОЗАВИСИМОСТЬ Традиционно созависимость в семье понимается как зависимость супруга, детей или родителей от члена семьи, пристрастившегося к наркотикам или алкоголю (которого называют зависимым). Однако это только частный случай созависимых отношений. В широком смысле слова, созависимость — это эмоциональная зависимость одного человека от значимого для него Другого. Исходя из последнего определения, мы можем сделать вывод, что любые значимые отношения рождают определенную долю эмоциональной созависимости, поскольку, впуская в свою жизнь близких людей, мы обязательно реагируем на их эмоциональное состояние, так или иначе приспосабливаемся к их образу жизни, вкусам, привычкам, потребностям. И это действительно так. Однако в так называемых «здоровых», или зрелых, отношениях всегда остается достаточно большое пространство для удовлетворения своих собственных потребностей, для достижения собственных целей и индивидуального роста личности, которая, как известно, сохраняет здоровье и жизнеспособность исключительно в процессе развития. В отношениях же, которые мы называем созависимыми, пространства для свободного развития личности практически не остается. Жизнь человека полностью поглощена значимым Другим. И в таких случаях он живет не своей, а Его жизнью. Созависимый человек перестает отличать собственные потребности и цели от целей и потребностей любимого. У него нет собственного развития: его мысли, чувства, поступки, способы взаимодействия и решения двигаются по замкнутому кругу, циклично и неотвратимо возвращая человека к повторению одних и тех же ошибок, проблем и неудач.
|