Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и алгоритмы консультирования 9 страница
1) четко определять цели консультативного сопровождения и неукоснительно следовать им; 2) отслеживать «игры» и обсуждать их с клиентом; 3) знать модели созависимого взаимодействия, видеть их в отношениях с клиентом и обсуждать их. Подобные действия психолога, в том случае, если клиент откликнется на них, будут способствовать переходу на терапевтический уровень общения. Если же клиент не захочет идти столь глубоко, он просто перестанет приходить. Только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Клиент деловой ориентации искренне заинтересован в решении проблемы, в которой он готов рассматривать и свою роль, и роль партнера, имеет твердое намерение исследовать отношения и менять свои неэффективные или деструктивные установки. Именно поэтому необходимо обсуждение с клиентом его манипулятивного поведения.
СТЕПЕНЬ ГЛУБИНЫ И ЖЕСТКОСТЬ ПРИЧИН, СОЗДАВШИХ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗАВИСИМОСТИ Вполне возможно, что проблема созависимости появилась у человека непосредственно в тот период, когда кто-то из членов семьи начал употреблять наркотики или злоупотреблять алкоголем. Или он попал в созависимые отношения в связи с жесткой невротизацией личности своего партнера и теперь ищет выход из создавшихся отношений, которые для него чужды и болезненны, однако ему уже сложно выпутаться из сетей манипулятора, то есть системы эмоциональной зависимости, вины, ответственности и т. д. В таком случае, несмотря на то, что длительный стресс, безусловно, влияет на психику, и зачастую наступают специфические изменения, реабилитация будет протекать легче и быстрее, чем когда причины созависимости лежат в глубоких личностных особенностях клиента. Однако гораздо чаще зависимость и созависимость — это проблема не одного поколения. Это не значит, что зависимость передается по наследству. Такое мнение особенно вредно (тем более что оно ошибочно), так как тогда получается, что сделать ничего невозможно, причем не только в этом поколении, но и в последующих. Причина живучести созависимых моделей поведения — в переходе из поколения в поколение системы семейного взаимодействия вместе с установками мировосприятия, догмами и правилами взаимоотношений и самоотношения, которые инкорпорируются детьми и затем переносятся в собственную семью, причем часто так и остаются неосознанными. И эта неосознанность способствует созданию подобных деструктивных отношений в новых поколениях. Часто в такой семье присутствует миф о «злом роке» или «невезучести» ее членов. Особенно глубока деструктивность созвисимых отношений в семьях, где в каждом поколении обязательно есть алкоголики или наркоманы. Энн У. Смит пишет: «Вот мое собственное определение взаимозависимости. Это состояние в рамках действительного существования, которое в значительной мере является результатом адаптации к дисфункции (например, к пагубному пристрастию). Это закрепившаяся Реакция на стресс, которая с течением времени становится скорее об-Разом жизни, нежели соответствующим средством выживания. Показательно, что когда источник стресса прекращает свое влияние, взаимозависимый человек продолжает действовать в окружающей его среде так же, как если бы угроза угнетения продолжала существовать... Указанные модели поведения продолжают действовать и в дальнейшем. Взаимозависимые находят для общения других взаимозависимых и живут в состоянии постоянного кризиса, душевного и физического. Они не выбирают дисфункциональные отношения, а просто воспринимают их естественными как сами, так и под влиянием других химически зависящих или взаимозависимых людей. Таким образом, через семейные правила, системы догм и модели поведения взаимозависимость переходит на последующие поколения, даже когда химическая зависимость не наследуется... Взрослые дети алкоголиков, пережившие полное кошмаров детство, находят пути преодоления оскорблений и унижений. Они пытаются контролировать неконтролируемое, даже предотвращают развитие алкоголизма. От них требуется много усилий, чтобы убедить себя в том, что прошлое осталось позади и не окажет влияния на их детей, которых они также убеждают в том, что все нормально. Это отрицание часто строится на представлении, что лишь непосредственное общение с активным алкоголиком, наркоманом или токсикоманом может оказать определенное влияние. Однако ни развод, ни расставание, ни даже смерть пьющего человека не могут исключить развитие взаимозависимости в семейной системе»15. Таким образом, глубина причин, создавших условия для развития зависимости и созависимости определяется историей семейных отношений. Неблагополучие семьи — вот первопричина ряда проблем, которые могут мучить человека всю жизнь. Именно в детстве возникают язвы, боль от которых с годами обостряется. Формирование ребенка происходит, прежде всего, в кругу семьи. Его отношение к самому себе, к родителям, к собственным братьям и сестрам строится на основании тех моделей поведения, которые он наблюдает у себя в семье и воспринимает как «норму». Если в беседе с клиентом консультант обнаруживает в истории его жизни обстоятельства и признаки какой-либо из форм созависимых отношений, вынесенной, вероятно, из родительской семьи как продукт инкорпорации, то он может совершенно уверенно говорить о том, что в данном случае развитию созависимости способствовали глубинные причины, и клиенту требуется серьезная психотерапия (консультативное сопровождение), чтобы смягчить жесткость своей предрасположенности к созависмЬсти. Разумеется, клиенту должна быть предложена соответствующая помощь. При этом консультанту необходимо быть достаточно убедительным и аргументировать свое предложение. Возможно, убеждая клиента, придется уделить достаточно времени для просвещения: не стоит забывать, что для человека, обратившегося к психологу, остается темным пятном многое из того, что для консультанта представляется очевидным. Основная трудность состоит в том, что именно люди с глубокими корнями созависимости менее других расположены к принятию подлинной помощи для себя лично и менее других готовы тратить силы, время и средства для своих внутриличностных изменений. Парадоксальная подмена понимания ответственности, когда человек сверхответственен за судьбы других, а свою судьбу полностью ставит в зависимость от окружающих, в данном случае выглядит как невозможность заниматься собой, когда «нужно спасать» близкого человека. Тем не менее: • во-первых, многие люди, создавшие созависимые отношения, не достигли настолько глубокой невротизации и идут на подлинные изменения, не желая мириться со своей «несчастностью»; • во-вторых, история жизни клиента и некоторая психологическая просвещенность вызывает желание, как минимум, разобраться в причинах повторяющихся неудач в построении близких отношений и, если возможно, выбраться из порочного круга; • в-третьих, существует вероятность того, что переживаемый кризис может привести к такому напряжению и дискомфорту, когда человек решится на изменения просто ради того, чтобы стало возможно его личностное, а в ряде случаев и физическое выживание. Так что в практике консультирующих психологов бывают люди, которые достигают определенных успехов в терапии созависимости, хотя и приходят поначалу с другой проблемой — с депрессивным состоянием или с вопросами о том, как сохранить семью, «исправить заблудшего». Что делать консультанту, если он понимает, что причина семейных или супружеских неурядиц — поддержание созависимости? 1. Прежде всего, необходимо сообщить клиенту о тех признаках, Которые свидетельствуют о более или менее глубокой предрасположенности к созависимости. 2. Достаточно ясно рассказать о сущности созависимости, о характерных чертах, типичных проявлениях, семейных сценариях и т. п., подкрепляя теоретическое изложение примерами из жизни самого клиента, которые уже известны консультанту. 3. Предложить пройти курс психотерапии (консультативного сопровождения) и рассказать о самом процессе: о тех подходах, которые собирается применить консультант, о процедуре самих сессий — обо всем, что сделает для клиента этот процесс понятным, за счет чего работа с психологом перестанет пугать своей неизвестностью. 4. Пояснить, что психотерапия нужна и другим членам семьи, но она должна быть добровольной — нельзя «заставлять» пройти психотерапию, но можно убеждать в этом, поясняя, для чего это нужно. 5. Необходимо объяснить, что лучшим убеждением для других является искренняя и систематическая работа над своими внутрилично-стными проблемами. Даже если другие члены семьи не захотят ничего менять, личная психотерапия необходима, так как она позволит соза-висимому не только пережить хронический стресс, но и изменить свою жизнь к лучшему. 6. Если убеждения консультанта подействуют, то далее необходимо обговорить время следующей беседы и, возможно, наметить ее тему. Возможные направления и особенности такого психотерапевтического сопровождения рассматриваются в главах «Уровни консультативного взаимодействия» и «Психотерапия созависимости».
СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ СОЗАВИСИМОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ Развитие злокачественной созависимости осуществляется в полном соответствии с развитием наркотической (алкогольной) зависимости у члена семьи или другого близкого человека. И даже если этот процесс не усугубляется психологической склонностью к созависимым отношениям, длительный стресс, страх потери и чувство собственной беспомощности приводят к деструктивным изменениям в мыслях, эмоциональном состоянии и образе жизни человека. R Норвуд приводит параллельные графики возрастания зависимости от алкоголя и созависимости от алкоголика. Эта картина ничем не отличается от процесса формирования зависимости от наркотиков и созависимости от наркомана, разве что процесс идет интенсивнее: психика наркомана разрушается намного быстрее, и у созависимого меньше времени, чтобы успеть понять, что происходит, перестроиться и принять какие-то меры. Часто можно услышать: «Даже опомниться не успели, чтобы спасти». Здесь график трансформирован в таблицу для удобства параллельного прочтения изменений, которые наступают одновременно. Внутри каждого столбца отражена внутренняя динамика этого процесса. Однако скорость развития у зависимого и созависимого может не вполне совпадать. Это зависит от многих личностных качеств, например, степени невроти-зации характера, способности выдерживать длительный стресс и т. д. Поэтому у некоторых созависимых людей динамика идет быстрее, чем алкоголизация у зависимого, у других — напротив, значительно отстает. Аналогично, процесс выздоровления у зависимого и созависимого происходит строго параллельно только в идеальных случаях, которые редки. Чаще темп изменений созависимого опережает, и отношения распадаются. Но если опережает зависимый, а это редчайший случай, созависимый тянет его назад, создавая провокационные ситуации. Как правило, зависимый уступает и вновь «откатывается».
Таблица 1 Процесс развития зависимости и созависимости16
Процесс выздоровления
Существуют различные классификации стадий развития наркомании. Мы остановимся на той, которая наиболее важна для планирования работы психолога-консультанта с близкими наркозависимого. Необходимо знать о том, что существует четыре стадии зависимости. 1. Социальная стадия «О социальной зависимости говорят тогда, когда человек еще не начал употреблять наркотика, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. В такой ситуации «близости» к наркотику человек, зачастую, сам внутренне готов начать употребление. Часто к такой группе можно принадлежать, только исповедуя ее принципы и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, что способно заслонить привычные представления и изменить поведение человека. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания — наличие группы, которая может сформироваться даже вокруг одного потребителя наркотиков»17. В такой группе всегда есть лидер. Противостоять ему может только подросток или молодой человек, который: • имеет другого, «положительного» лидера: кто-то из родителей или из других близких людей; • обладает достаточной степенью самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства и самоуважения; • имеет определенные интересы, увлечения, жизненные цели; • располагает широким спектром навыков и возможностей проводить свободное время радостно и интересно без наркотиков и алкоголя; • имеет модели поведения и навыки конструктивного поведения в конфликтной и трудной социальной ситуации; • вырос в семье, где между ее членами царит взаимопонимание. Соответственно, профилактика данной стадии заключается в выработке необходимых качеств у подростка или молодого человека. Однако разрыв между тем, чему обучают подростка на тренингах, и тем стилем отношений, которые он видит в семье и ближайшем окружении " Методическое пособие для специалистов, работающих с родителями наркозависимых. СПб., сверстников, значительно снижает эффективность подобного обучения. Это, в свою очередь, делает необходимым психологическое развитие близких людей молодого человека, находящегося в группе риска. Не питая иллюзий, будто многие из родителей подростков, находящихся в группе риска, захотят всерьез заниматься психологическим развитием, тем не менее перечислим темы семинаров-тренингов, которые могли бы войти в курс подобного психологического развития: • эмпатическое внимание и эффективное межличностное взаимодействие, в том числе с подростком; • развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов; • развитие навыков ассертивного поведения; • эффективное разрешение жизненных проблем; • навыки самореабилитации при переживании негативных эмоциональных состояний; • самоопределение в основных экзистенциальных позициях (смысл жизни, ответственность, выбор, одиночество и любовь); • осознавание, анализ и разрешение внутренних конфликтов; • осознавание своей склонности к созависимости, в том числе с партнером, ребенком и со своими родителями, и определение пути для снижения потребности в симбиотических отношениях. Реабилитационная работа с близкими человека, находящегося в группе риска, на данной стадии состоит в совместных встречах с целью: • анализа семейных отношений; • осознания своей роли и стиля взаимодействия в деструктивных или неэффективных взаимоотношениях; • признания особой роли «спасателя» или жертвы в сложившихся взаимоотношениях; • обнаружения личностных качеств, приводящих к склонности к «спасательству», сверхконтролю или неумению создавать оптимальные взаимоотношения; • вычленения и отслеживания неэффективных моделей взаимодействия; • поиска эффективных моделей взаимодействия; • отработки новых навыков взаимодействия. В случае необходимости может и должна проводиться работа по повышению самооценки, разрешению внутренних конфликтов и т. п., способствующих установлению деструктивных взаимоотношений в семье, а также по развитию всех навыков, обозначенных как профилактические для данного этапа зависимости. 2. Психическая зависимость «Даже после нескольких эпизодов, связанных с употреблением наркотиков, у подростков может быстро формироваться психическая зависимость. Она проявляется в том, что человек хочет вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом опьянении. Он стремится или получить приятные ощущения, или отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций»18. Психическая зависимость часто возникает как средство ухода от скуки, которая, как известно, является трудным состоянием и возникает там, где отсутствует заинтересованность в работе или в какой-либо другой целенаправленной деятельности. Возможно и более широкое и глубокое происхождение — ее корни могут крыться в отсутствии смысла жизни, жизненных целей. В. Франкл назвал это состояние «экзистенциальным вакуумом». В наши дни экзистенциальный вакуум и, как следствие, тяжелая скука получили широкое распространение по целому ряду причин. «Именно с бессмысленным досугом связан рост алкоголизма, юношеской преступности, сексуальных извращений во всем мире. Заполнение экзистенциального вакуума принимает все более жестокие формы, когда жертвами насилий, убийств становятся случайные люди»19. Профилактика данной стадии при работе с близкими наркозависимого совершенно очевидно совпадает с профилактической и реабилитационной работой предыдущей стадии. Реабилитационная работа с близкими наркозависимого на этой стадии значительно усложняется. Здесь консультант должен: • предоставить информацию о признаках во внешности, в общении и в поведении, свидетельствующих об употреблении наркотиков; • сообщить сведения о наркологических службах, в которых можно получить необходимую консультацию; • разработать совместно с клиентом план действий и обсудить его во всех подробностях; • создать совместно с клиентом стратегии взаимодействия с подростком или молодым человеком, экспериментирующим с наркотиками (или алкоголем), осуществлять поиск путей формирования у зависимого мотивации на отказ от наркотиков; • реализовывать те аспекты реабилитации, которые перечислены в реабилитационной работе на социальной стадии зависимости; • обучить техникам самопомощи и самовосстановления, поскольку совершенно очевидно, что близкие наркозависимого вступили в тяжелый период хронического стресса; • провести кризисную интервенцию, в том числе с использованием различных психотехник снятия эмоционального и физического стрессового напряжения. 3. Физическая зависимость «При более продолжительном употреблении наркотиков у человека формируется физическая зависимость, которая появляется вследствие включения наркотика в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести: от легкого недомогания до тяжелых проявлений абстинентного синдрома»20. Профилактика данной стадии включает в себя все направления работы и с самим зависимым, и с созависимыми на более ранних стадиях развития зависимости и, соответственно, созависимости. Реабилитационные мероприятия близких наркозависимого на данной стадии могут включать в себя все направления работы, перечисленные для предыдущей стадии. Однако все большее внимание приходится уделять: • психотерапии по снижению уровня сильных негативных эмоций; • беседам с целью осознания определенной формы созави-симых отношений, принятых в семье и своей роли в их создании; • работе по осознаванию своей роли в треугольнике «спасатель-ства»; самоопределению созависимого; сопровождению при переориентации созависимого: пересмотру деструктивных убеждений, предубеждений и иллюзий; работе по восстановлению психического равновесия и физического здоровья; возможно, предоставление созависимому информации о том, где он может пройти медикаментозное лечение. 4. Необратимая степень зависимости Степень зависимости может быть настолько сильной, что близкие наркозависимого уже ничем не могут ему помочь. Одновременно, это крайне тяжелая фаза созависимости, когда жизнь всего близкого окружения наркомана буквально разрушается: появляются серьезные психосоматические заболевания, бессилие и ощущение собственной неспособности помочь приводят к депрессии, немотивированной агрессивности и другим эмоциональным нарушениям. Реабилитация созависимого в данном случае полностью совпадает с описанной реабилитацией созависимого при физической зависимости. И, кроме того: • в интенсивной психологической поддержке созависимого; • в работе по программе «Жесткая любовь» (см. Приложение). Не исключено, что на этом этапе созависимый будет переживать предвосхищенное горе, то есть он заранее начнет переживание неминуемой смерти своего близкого человека, умирающего от наркотиков. Консультанту необходимо знать закономерности работы с горем и специфику психологической поддержки в этот период.
Глава 3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Первый из уровней консультативного взаимодействия — информационный. Совершенно очевидно, что информативные запросы не требуют длительного консультирования, но подразумевают возможность в любой момент воспользоваться справочным материалом, в котором должны содержаться данные: • об имеющихся территориально близко расположенных службах психологической помощи (если по каким-то причинам клиент не может воспользоваться вашей помощью), в том числе и лечебных наркологических заведениях; • о возможных формах психологической помощи (например, коммуникативных тренингах, группах личностного роста, терапевтических группах и т. п.) и координатах, по которым можно записаться в группу; • о видах терапевтической и консультативной помощи (семейной терапии, супружеском консультировании, индивидуальном психоанализе и т. д.). Для тех, кто обратился за информацией в связи с наркозависимостью члена семьи, желательно иметь следующие данные: • условия лечения (часы приема, стоимость лечения, виды лечения); • описание внешнего вида различных наркотиков и особенностей воздействия; • описание внешних признаков наркотического опьянения в зависимости от вида наркотиков. Задавая вопрос, требующий информационного ответа, клиент всем своим видом демонстрирует, что ему нужна только информация: он задает вопросы деловым тоном, может записывать ответы, личностно отстранен. Тем не менее желательно его расспросить, в связи с чем возникла потребность в информации. Более того, обсуждение этих причин должно быть обязательным этапом информативной консультации. Часто, услышав в вопросах собеседника заинтересованность, человек впервые позволяет себе открыто обсудить наболевшую проблему. При этом консультант может встретиться с необходимостью проведения кризисной интервенции, или в процессе беседы может быть достигнута договоренность о пролонгированном консультативном сопровождении или прохождении группового тренинга. На информационном уровне консультант, в первую очередь, предоставляет психологическую информацию, делая клиента более грамотным. Существует много ложных установок, блокирующих возможность принять помощь психолога. Основными из них являются: • ложное убеждение в том, что обращение за помощью для разрешения проблем психологического характера — признак слабости или глупости («К психологам обращаются дураки и слабаки»); • неверное представление о том, будто психотерапию проходят только психически неуравновешенные люди («Что я псих, что ли, терапию проходить?»);
|