Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и алгоритмы консультирования 11 страница
Релаксационная визуализация Консультант может предложить клиенту одну из следующих инструкций. 1. «Представьте себе, что внутри вас катится теплый, мягкий, но тяжелый шар. Он прокатывается по плечам, рукам, спине, животу, ягодицам и ногам. Как только шар наталкивается на напряженный участок, он несколько раз перекатывается по этому месту, а затем продолжает свой путь. Пусть этот шар несколько раз обследует каждый сантиметр вашего тела. Чувствуйте его теплоту и тяжесть». 2. «Представьте, как вы медленно спускаетесь по длинной-длинной лестнице. Считайте шаги. Когда вы окажетесь на тридцать третьей ступеньке, остановитесь и осмотритесь вокруг. Это — просторная комната, в которой сбываются ваши мечты. Обратите внимание на все, что в ней есть. Теперь загадайте желание и идите дальше. Отсчитайте еще тридцать три ступени вниз. Теперь вы видите зеленую поляну. На ней несколько красивых деревьев. Выберите то, которое вам больше нравится. Представьте, что вы босиком идете к нему по мягкой траве. Подойдите и обнимите свое дерево. Почувствуйте, как его целебная сила наполняет все ваше тело и снимает усталость. Постойте так столько, сколько нужно, и опять возвращайтесь на лестницу. Снова опуститесь на тридцать три ступеньки. Теперь вы видите большую удобную лодку. Вы садитесь в нее, и она плывет по прекрасной реке. Почувствуйте, как покачивают вас волны, послушайте их легкий плеск». 3. «Представьте себе, что к вам подлетает большое, мягкое облако. Вы ступаете на него и удобно ложитесь. Облако повторяет ваши формы. Оно легкое, но надежно держит вас. И вот вы летите. Вы пролетаете над прекрасными местами. Рассматриваете их. Когда вам надо, облако поднимается выше, когда хотите — опускается. Остановитесь там, где вам больше всего понравилось. Осмотритесь вокруг. Побудьте столько, сколько вам хочется и — снова полет, тишина и легкость». Трансформация образа (метод В. Стюарт) в сочетании с фокусированием (метод Ю. Джендлина) Образы можно использовать в процессе консультирования в любое время. Они напрямую связаны с эмоциями, которые имеют источник в том же бессознательном. С другой стороны, тело — это язык нашей физической природы. Именно тело является проводником для наших эмоций, которые изменяют его состояние. Соответственно, любую эмоцию можно локализовать в теле. Консультант может предложить клиенту проделать следующее, направляя его вопросами. 1. Сосредоточьтесь на своем состоянии. Что вы сейчас чувствуете? Где в теле особенно локализуется это состояние? 2. Представьте себе образ вашего состояния. Как оно выглядит? Как оно ощущается в теле? Как оно звучит? Что в этом образе есть особенно тревожащего, дискомфортного? 3. Представляйте, как этот образ меняется, становится все более приятным, успокаивающим, комфортным. Что с ним происходит? 4. Вернитесь к вашему состоянию. Каково оно теперь? Как оно изменилось? При необходимости эту технику можно повторять несколько раз. Во время выполнения этой техники необходимо, чтобы клиент подробно описывал происходящие изменения в образе. При этом важно следить за его физическим состоянием. Образы — сильное оружие, и обращаться с ним нужно осторожно. Если в теле клиента будут сохраняться негативные ощущения, можно предложить ему: 1) сосредоточиться на негативном ощущении; 2) выбрать один из видов «ласкающего», «исцеляющего» визуального (то есть воображаемого) самовоздействия: например, омывание нежным лечебным бальзамом, под действием которого каждая клеточка облегченно расправляется и благодарно успокаивается; или струящийся нежный поток исцеляющего света, или нежное поглаживание и т. п. (клиенту может быть задан вопрос о том, что для него наиболее приятно); 3) визуализировать выбранный способ до устранения неприятного ощущения. Метод двойной диссоциации (НЛП)23 Консультант может предложить клиенту следующую процедуру, в которой он руководит воображаемыми действиями клиента. 1. Представьте себя сидящим в центре пустого кинозала. 2. На экране вы видите черно-белый фотоснимок. На нем вы видите себя в ситуации за мгновение до возникновения сильного эмоционального переживания. 3. Выйдите из своего тела и переберитесь в проекционную будку. Оттуда вы можете видеть себя в центре кинозала, наблюдающего за собой на экране. 4. Мысленно включите кинопроектор, и черно-белый снимок превратится в черно-белый фильм о ситуации, где было переживание. 5. Посмотрите фильм от начала до конца и остановите его в кадре сразу после окончания ситуации, вызвавшей сильные переживания. 6. Выключите проектор и из проекционной будки переместитесь в свое тело в зале и на экране. Обратите внимание, как изменилось ваше состояние. 7. Проделайте все шаги три или пять раз. Каждый раз проверяйте свое состояние. Остановитесь тогда, когда почувствуете, что ваше состояние улучшилось. Данный метод имеет ограничения: его нельзя применять в ситуациях переживания психотравмирующего характера (насилия, наблюдения гибели людей и т. п.).
СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТОВ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ УТРАТЫ Люди переживают утрату гораздо чаще, чем принято думать. Например, когда мы делаем выбор, мы отказываемся от одной из возможностей. И при этом мы переживаем утрату этой возможности. Сила и длительность этого переживания будет зависеть от значимости потери, но протекать этот процесс будет по тем же законам, что и любое другое горе. Утрата переживается в связи с уходом партнера или из-за того, что дети, повзрослев, захотели жить самостоятельно. Горе усиливается чувством отверженности, которое тем сильнее, чем больше в отношениях было эмоциональной зависимости. Для созависимого человека потеря партнера становится настоящей трагедией, по сути, он лишается большей части своего Я. Человек переживает утрату, даже если сам, в результате собственного решения, прекращает отношения с партнером. Иногда ему и самому себе трудно объяснить свое состояние, ведь разводясь (или расставаясь), он надеялся на улучшение своей жизни. Однако то обстоятельство, что инициатива принадлежит именно ему, спасает только от терзаний ущемленного самолюбия, но не отменяет переживания горя. К тому же, разорвавший отношения, как правило, имеет меньше сочувствия и поддержки окружающих. В случаях, когда кто-то из близких созависимого является наркоманом на необратимой стадии зависимости, предстоящая утрата начинает переживаться еще до того, как близкий умер. Такое состояние называют предвосхищенным горем. Консультирование людей, переживающих утрату — это тяжелый Процесс. Работа над проблемами клиента на фоне переживания утраты практически невозможна. Но психологическая помощь ему необходима. Поэтому, если клиент в период переживания горя по каким-либо причинам оказывается у консультанта, начинать необходимо с проработки его реакций скорби. Переживая горе, человек испытывает душевную боль. Примирение с утратой — болезненный процесс, в котором есть определенные закономерности и этапы. Эти этапы невозможно ни ускорить, ни «перешагнуть», и на каждом из них помощь психолога и окружающих людей тоже имеет свои закономерности. Считается, что нормальная реакция скорби может продолжаться до года, но на самом деле очень часто реакции горя длятся гораздо дольше. Клиническое описание острого горя Острое горе — это синдром с психологической и соматической симптоматикой. Этот синдром может возникать сразу после кризиса или бывает отсрочен; он может проявляться ярко, в чрезмерно подчеркнутом виде, или совсем не проявляется. Нормальное горе имеет следующие признаки: • периодические приступы страдания (от 20 минут до часа); • спазмы в горле; • припадки удушья с учащенным дыханием; • постоянные вздохи; • чувство пустоты в животе; • потеря мышечной силы, истощение; • отсутствие аппетита; • душевная боль; • изменение сознания: легкое чувство нереальности; ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей человека от других людей (иногда другие люди кажутся маленькими или похожими на призраки); сильная поглощенность образом умершего; галлюцинации (человеку кажется, он почти уверен, что видит или слышит умершего совершенно реально), наличие которых очень тревожит — многим кажется, что они сходят с ума. Наиболее выраженные психологические черты: □ Очередной приступ наступает раньше обычного, если человеку, переживающему горе, кто-то напоминает об умершем и выражает сочувствие. □ Наблюдается стремление любой ценой избавиться от болезненных переживаний, поэтому человек отказывается от контактов, которые могут ускорить приступ, часто старается избегать любых упоминаний об умершем. О Многих охватывает чувство вины: скорбящий пытается отыскать в прошлых событиях то, что он мог бы сделать, но не сделал; обвиняет себя в невнимательности, преувеличивает значение оплошностей. П Часто происходит утрата потери теплоты в отношениях с живыми людьми, тенденция разговаривать с раздражением и злостью, желание, чтобы вообще не беспокоили, несмотря на усиленные старания близких поддерживать дружеские отношения. Эта враждебность беспокоит человека и принимается за признаки сумасшествия. Он пытается сдержать свою враждебность и в результате вырабатывает натянутую манеру общения. CD В речи может появиться торопливость. Часто люди, переживающие утрату, становятся непоседливы, совершают бесцельные движения, ищут какое-то занятие, но, в то же время, не способны поддерживать организованную деятельность. Цепляясь за повседневные дела, их выполнение, однако, дается с большим усилием. D Нередко возникает ощущение, что все потеряло свой смысл, так как оказывается, что все было связано с умершим. Особенно это сказывается в общении с другими людьми: утрачиваются навыки общения. □ У человека могут появиться черты (например, походка, жесты, привычки), а также симптомы заболевания или манеры поведения умершего. П Часто возникает стремление продолжить дело умершего, даже если оно не близко склонностям человека и раньше его не интересовало. □ Спад напряжения наступает только после того, как человек позволил своим эмоциям проявиться и согласился разговаривать об утрате и о том, что он чувствует. Процесс скорби (Модель Э. Кюблер-Росс) Сразу после смерти человека возникает острая душевная боль. С течением времени она меняется. Происходит последовательная смена состояний, от одной стадии к другой. 1. Отрицание Человек не может воспринять утрату. Он сопротивляется доверять очевидному. Его могут осенять «догадки» о чудовищных ошибках. Он может вспоминать случаи, когда хоронили живых людей. Отрицание самого факта утраты может проявляться и в том, что об умершем говорят в настоящем времени, навсегда уехавшего человека ждут к ужину и по привычке ставят для него тарелку. Или, если утрата не связана со смертью, вдруг приходят в голову необыкновенные идеи о возврате утраченного. В общем, человек переживает шок, который может проявляться и полным отсутствием всяких чувств. 2. Озлобленность Затем наступает этап, когда скорбящий переживает озлобленность. Он стремится обвинить кого-то в случившемся. Как правило, его обвинения звучат абсурдно, но спорить с человеком нельзя: гнев должен выйти наружу, иначе более поздний этап «депрессии» может протекать чрезмерно тяжело. Консультант, с пониманием относящийся к высказываниям клиента в озлобленном состоянии, значительно облегчит протекание данного периода. Однако отражать необходимо не намерения или несправедливые обвинения клиента, а его состояние. Психолог не должен фальшиво соглашаться с абсурдными намерениями клиента, но обязан принимать право клиента переживать подобные чувства и желания в состоянии горя. 3. Компромисс На смену злобе приходит осознание утраты и смирение с ней. Здесь принятие утраты осуществляется уже разумом. На первый план выходит когнитивный процесс, включающий изменение мыслей об умершем, горечь потери, попытку отстраниться от утраченного лица, поиск своего места в новых обстоятельствах. Это — очень тяжелая психическая нагрузка, которая усиливает страдание. Консультант способен доставить облегчение, однако подобное вмешательство не всегда уместно. Лучше всего — активно выслушивать, поддерживать. Человек должен видеть доброжелательность, принятие и готовность помочь. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо. 4. Депрессия На данном этапе озлобленность, прежде направленная вовне, трансформируется в депрессию, и глубокая тоска поглощает человека. Навязчивые мысли об умершем (или утраченном при других обстоятельствах) занимают все мысли человека. Это — период принятия утраты чувством. «Пропадает интерес к событиям, делам, которые казались прежде важными, к своей внешности. Места и ситуации, предметы, связанные с умершим, приобретают особую значимость. Не надо противиться символическим склонностям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создается культ умершего»24. Обычно депрессия (не исключение и депрессия в период скорби) сопровождается чувством вины. Вспоминаются ссоры или другие события, где скорбящий вел себя, по его мнению, несправедливо, глупо, необдуманно и т. д. по отношению к умершему или утраченному. Это усугубляет страдание. Но избежать этих переживаний невозможно: они закономерны. Когда человек страдает, у окружающих возникает желание опекать скорбящего, решать за него насущные проблемы, полностью избавить от забот. Вместе с тем, хотя поддержка действительно нужна, депрессия — очень опасный период. Если скорбящий получит вторичную выгоду из этого состояния в виде особого внимания близких, то вместо постепенного улучшения депрессия может превратиться в хронический и тягостный недуг. Помощь близких должна поддерживать, а не нести на себе, то есть она не должна лишать необходимости продолжать отвечать за свою жизнь. Консультант в этот период способствует выражению клиентом своих чувств, но по мере продвижения работы горя к своей завершающей стадии все чаще заговаривает с ним о его насущных проблемах. Психолог стимулирует активное отношение к окружающему, помогает преодолевать навязчивые воспоминания, что облегчает переживания. 5. Адаптация: развитие новой идентичности В этот период душевная боль уменьшается. Человек постепенно адаптируется к жизни без утраченного. И наступает время, когда раз-Решение психологических проблем, не связанных с потерей, становится возможным. Надо быть готовым к тому, что в процессе переживания скорби у человека будет меняться система ценностей, он может ставить перед собой задачи, которые раньше его не интересовали, и, наоборот, отказываться от целей, волнующих его прежде. Этапы горя не всегда следуют строго один за другим. Чаще наблюдаются временные возвраты на предыдущие этапы, затем снова продвижение вперед, вновь возврат и т. д. Эти колебания вызывают разочарование и усталость окружающих, в том числе и консультанта, которые с нетерпением ожидают «возвращения» скорбящего в «нормальную» жизнь. Но выражать нетерпение ни в коем случае нельзя. Отрицание Гнев Компромисс Депрессия Адаптация Рис. 4. «Челночная» динамика горя Следует терпеливо относиться к возникающим «странным» ритуалам в отношении вещей и других предметов, связанных с умершим, — они важны для человека, находящегося в состоянии горя. Необходимо спокойно относиться и к таким сообщениям, как «контакты» с умершим, когда последнего видят, слышат его голос или ощущают его присутствие. Каково бы ни было происхождение ощущения «контакта», о них свидетельствуют многие люди, переживающие утрату, и это не имеет отношения к психическому заболеванию. Кроме того, если самого скорбящего пугают такие явления, его надо успокоить, объяснив ему, что это частое явление в период переживания утраты, которое полностью прекращается после окончания работы горя. В целом, помощь консультанта в период переживания острого горя заключается в выслушивании и поддержке. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Формальные фразы отталкивают, возникает отчужденность и контакт нарушается. Советы и наставления также оказываются непродуктивными и даже вредными, поскольку отягощают переживание горя, а не облегчают его. Клиенту нужно предоставить возможность выражать любые чувства, и все они должны быть восприняты с симпатией и добротой без предубеждения, чтобы он знал, что его переживания, хотя и тяжелы, но естественны, и он не одинок. Задача состоит в том, чтобы разделить с человеком работу горя, а именно — помочь ему преодолеть зависимость от умершего и найти новые модели взаимодействия. Итак, важным на этом пути является, чтобы: • клиент принял боль утраты; • его страх, гнев и другие чувства были переработаны (враждебность должна прорабатываться особо!); • консультант замечал не только чрезвычайно сильные реакции, но и очень слабые, это поможет предотвратить отсроченные реакции. Возможные вопросы при работе с утратой: □ Расскажите мне, что это был за человек. Как он обычно выражал свои чувства по отношению к вам? □ Как вы узнавали о его любви (симпатии) к вам? □ Если бы он оказался здесь сейчас, что бы вы хотели сказать ему? Скажите это прямо сейчас. □ Расскажите о самых приятных моментах в ваших отношениях. □ Расскажите о его характерных чертах, достоинствах и недостатках. □ Можете ли вы вспомнить о нем что-то смешное? □ Какими были его манеры? □ Что его больше всего раздражало? □ Какими были его привычки? □ Что вас раздражало в нем больше всего? □ Расскажите, как он умирал (уходил). □ Когда последний раз вы его видели? □ Какой была ваша первая реакция на его смерть? П Удалось ли вам с ним проститься? □ Как вы попрощались с ним? □ О чем вы размышляете, вспоминая о нем? Что именно вам вспоминается? □ Что было потом? □ Что произошло с его личными вещами? П Убрались ли вы в его комнате (шкафу и т. п.)? □ Были ли у него особо любимые вещи? Что вы с ними сделали? □ Пользуетесь ли вы его вещами? (Если да — это хороший знак; если нет — следующий вопрос: почему?) Эти разговоры занимают 8—10 бесед по одному часу. Часто время бесед при проработке горя увеличивается, но нецелесообразно делать их длиннее двух часов. Это вредно и клиенту, и консультанту. Осложненное горе Осложненное горе возникает, если в естественное течение скорби внедряются блокирующие факторы. Например, ссора перед смертью, отсутствие поддержки (невозможность выразить свои чувства), еще одна утрата в период переживания горя и др. Обычно об осложненном горе можно говорить, если несколько лет спустя человек ведет себя так, будто утрата произошла совсем недавно. Осложненное горе может проявляться по-разному. Отсрочка реакции Если утрата застает человека во время решения каких-то важных проблем или если это необходимо для моральной поддержки других, он может почти не почувствовать своего горя. Однако в этом случае работа горя прекращается. Иногда эта отсрочка может длиться годами. Но спустя много времени (иногда несколько лет) совершенно незначительный повод «включает» все симптомы острого горя. Если в повествовании клиента консультант видит симптомы острого горя при незначительном поводе, следует поинтересоваться: • не переживал ли клиент утраты в прошлом; • не была ли его реакция на потерю ослабленной; • была ли возможность у его горя проделать свою работу. Отсутствие скорбных чувств и появление соматических заболеваний Часто это те болезни, которые подобны заболеваниям умершего. Осознание их связи с утратой отсутствует, а признаки горя так никогда и не появляются. По этому поводу человек может испытывать чувство вины, у него может начать работу неосознанное стремление к самонаказанию. Часто такой человек активен, однако его деятельность приносит вред его собственному экономическому положению; неосознанно он так строит свои отношения, что может остаться без семьи, без друзей, без социального статуса. Возможны случаи, когда чувство вины не вполне или совсем не осознается. Однако заболевания и изменения стиля жизни в сторону разрушения отношений и саморазрушения могут свидетельствовать о стремлении к самонаказанию. Горе с искаженными реакциями Обычные реакции горя могут быть чрезмерно усиленными. Чаще всего встречаются следующие искаженные реакции: • повышенная активность без чувства утраты; • избегание общения, стремление к социальной изоляции; • яростная враждебность по отношению к близким людям, родственникам, врачу и т. п.; такой человек может иметь подозрения (и даже высказывать их) по поводу негативного отношения этих людей к умершему; • в случаях, когда враждебность представляется испытывающим ее людям ненормальной, они скрывают ее, в связи с чем их чувства становятся «одеревеневшими», а поведение — неестественным (внешне это может напоминать картину шизофрении, однако таковой не является); • утрата инициативы, решительности: человек может строить планы, оставаясь бездеятельным; • неосознаваемое самонаказание; • ажитированная депрессия, то есть депрессия с напряжением, возбуждением, с суетливой деятельностью, бессонницей, чувством собственной малоценности, стремлением к болезненным переживаниям, жесткими самообвинениями и явной потребностью в самонаказании; такие люди могут совершать попытки самоубийства. Если работа горя не идет Вина — очень частая причина, по которой горе не делает свою работу, искажаясь и осложняясь. Часто она — результат осознанных или Неосознанных враждебных чувств клиента к умершему. Умерший человек мог быть капризным, конфликтным, деспотичным и т. п. Но переживающий утрату человек винит только себя за свои негативные Реакции в его адрес. В связи с этим необходимо обращать внимание на то, как человек говорит об умершем. Если клиент часто повторяет, что он был очень хорошим, это не обязательно говорит о том, что за этим кроется желание ис- враждебность, но в любом случае должно насторожить. Важно, чтобы клиент смог говорить об умершем как о реальном человеке, имевшем свои достоинства и недостатки. Но подводить к этому клиента нужно постепенно, без давления и спешки. Иногда склонность к созависимым отношениям развивается уже в достаточно зрелом возрасте в результате перенесенной потери и не проработанного горя. Теперь значимый Другой становится сверхзначимым, а целью жизни человека становится: • не утратить значимого Другого с помощью сверхконтроля и сверхопеки, направленных на него; • искупить иррациональную вину перед тем, кого потерял по каким-то причинам, через самонаказание в отношениях с другим значимым человеком посредством чрезмерного подчинения или чрезмерной заботы. Если консультант, знакомясь с историей жизни человека, обнаруживает в ней историю потерь, это означает, что следует исследовать, насколько полноценно пережиты эти потери. Самый очевидный признак непереработанного горя — слишком яркая эмоциональная окраска воспоминаний об утраченном. Полноценно пережитая потеря может вызывать грусть, но не доходит до уровня тоски, рыданий или депрессии. В каждом отдельном случае консультанту нужно принять решение, необходимо ли ре-переживание утраты или, наоборот, гораздо полезнее переключение внимания на конструктивные цели будущего. Таблица 3
Окончание таблицы 3
Ре-переживание может протекать вполне спонтанно, в результате разговора с психологом, построенного на его заинтересованных вопросах: • о подробностях обстоятельств, при которых произошла утрата; • о значении утраченного; • о вторичных утратах, то есть об утратах, которые произошли в результате основной утраты. Консультанту необходимо стимулировать выражение чувств, поощрять слезы, крик и другое бурное проявление эмоций. Важно, чтобы клиент чувствовал, что психолог не боится его переживаний, но и не отстранен. Ему необходимо сопереживание, как бы тяжело оно ни было для психолога (консультанту нужно позаботиться о самовосстановлении после подобных сессий). Ре-переживание может длиться не одну сессию. Самое главное в нем — это выплеснуть боль и страхи и принять потерю, то есть смириться с ней, увидеть позитивные стороны своей жизни без утраченного. Важный вопрос для обсуждения с клиентом в конце ре-переживания: что хорошего вы имеете в результате вашей утраты? По опыту знаю — это самый трудный вопрос. Такой взгляд с трудом принимается клиентами. Но я убеждена — найти ответ на него необходимо для полного выздоровления. Я говорю клиентам: «В жизни ничего не случается просто так. Даже страшные утраты даются нам для того, чтобы Мы получили нечто в нашей жизни. Утрата — это предоплата за некие возможности, которые мы можем иметь, пережив ее. Сейчас, когда самые острые переживания остались позади, вы можете осмотреться и Понять, ради чего вы пережили такое горе. Какие новые возможности У вас появились? Может быть, вы еще не воспользовались ими? Рассмотрите все стороны вашей жизни и прежде всего ресурсы вашей личности. Вы можете не пользоваться появившимися возможностями, «подарить» ваше горе, или максимально реализовать появившиеся ресурсы. Главное — понять, каковы они». С точки зрения технических приемов, ре-переживание может стимулироваться с помощью: • писем к умершему (утраченному, потерянному); • разговора с тем, кого утратили, для того чтобы высказать ему свои чувства (техника пустого стула); • выстраивания «линии жизни»: в хронологическом порядке, начиная с обстоятельств, которые предшествовали появлению значимого человека, воссоздается полная история отношений и подробное описание обстоятельств утраты; при этом могут рассматриваться фотографии, перечитываться письма и т. д.; • «крика о боли»: клиенту предлагают кричать, колотить валик, пинать подушки, чтобы выразить свои подавленные чувства; • арт-терапевтического выражения боли потери: через рисунок, через танец и движения, через вылепливание фигурки утраченного и совершение с ней ритуальных действий.
Глава 5. УРОВЕНЬ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЯ В СИТУАЦИИ ТРУДНОГО ВЫБОРА ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ ВЫБОРА И РЕШЕНИЯ Наша жизнь, по сути, есть непрерывный процесс выбора и принятия самых разнообразных решений. Это настолько неотвратимо, что мы в большинстве случаев даже не замечаем, как он происходит, то есть часто выбираем одну единственную возможность из множества бессознательно. Представьте, что вы идете по улице после дождя, одновременно беседуя с подругой. Вы идете по мокрому асфальту, перешагивая через маленькие лужицы и обходя большие. Беседа увлекательна, и вы не замечаете, что каждый раз вы выбираете лучший путь, вы оцениваете ситуацию и принимаете решение, как обойти очередное мокрое препятствие.
|