Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и алгоритмы консультирования 13 страница
□ «Яхочу избавиться от нервотрепки». => Позиция активная, но кли- ент опять сфокусирован на том, от чего хочет избавиться, то есть на проблеме. Хотя появление в формулировке глагола («избавиться») говорит об усилении активной позиции клиента: он впервые перестает просто жаловаться и выражает желание что-то делать. Консультант обращает на это внимание клиента и спрашивает, чего хочет клиент вместо нервотрепки. □ «Я хочу уравновешенного ритма жизни и ровных отношений с кол- легами вместо нервотрепки». => Это активная позиция, и клиент сфокусирован на свой цели. Он обозначил то, к чему будет стремиться, но пока цель выглядит туманно, выражена слишком широко и неоднозначно. Консультант обсуждает это с клиентом и предлагает ему уточнить, что значат для клиента «уравновешенный ритм жизни» и «ровные отношения». «Уравновешенный ритм жизни — это нормированный рабочий день с двумя выходными и четкими обязанностями. Ровные отношения с коллегами — это отношения, пусть не слишком близкие, но зато без скандалов и взаимных претензий». =» Клиент дает расшифровку целевым понятиям. Консультант резюмирует: «Итак, вы хотите нормированного рабочего дня с двумя выходными и четкими обязанностями. Кроме того, вы хотите не слишком близких, но зато без скандалов и взаимных претензий, взаимоотношений с коллегами. Это так7» Клиент подтверждает, что консультант понял его правильно. => Цель определена, но теперь очевидно, что решать необходимо не одну проблему, а две: режим работы и взаимоотношения. Консультант обращает на это внимание клиента и предлагает ему определить, с какой задачи он хочет начать работу над изменениями. Клиент выражает намерение сначала разобраться с первой проблемой — режимом работы. Консультант выясняет, насколько это зависит от него. Клиент сообщает, что режим (ритм) работы в большой мере зависит от него в течение рабочего дня, но очень мало — при требовании выходить на работу в выходной день. В процессе беседы данная задача снова распадается на две: 1) изменить организацию своего труда в рабочее время и 2) сделать выбор между тремя возможностями: • изменить свое отношение к требованию работать в выходные дни, • пойти на разговор с руководством для обсуждения возможности исключить его (клиента) вызовы на работу в выходные дни, • найти новое место работы. Клиент предпочел сначала решить вторую задачу. Он сразу откинул вариант «найти новое место работы». Работа слишком интересна, чтобы ее бросать. Затем клиент выразил желание подготовиться с помощью консультанта к разговору с руководством Таким образом, цель для данной консультации определилась: подготовиться с помощью консультанта к разговору с руководством. Вторую возможность клиент решил оставить на следующую встречу и решать в том случае, если разговор с руководством не принесет удовлетворительных результатов. Вторая возможность — изменить свое отношение к требованию работать в выходные дни — потребовала изучения этого отношения и затем процесса переформулирования, аналогичного приведенному. В результате конечная задача выглядела так: «Считать выходные дни такими же рабочими днями, как и остальные, планировать свои личные дела и отдых только на вечер. В случае если выходной день все-таки получается, считать это везением Иметь резервные планы, но не настраиваться на их реализацию заранее». Итак, в конечном итоге, целеполагание привело к конкретным шагам. В данном случае уже само проговаривание итоговой цели привело к принятию действительности, в частности, спокойному отношению к необходимости приспособиться к ней (работа в выходные дни). Другими словами, цель была достигнута прямо в процессе ее конкретизации. При решении задачи по изменению организации своего труда в рабочее время было выяснено, что значительное время уходит на сплетни, которые клиента нервируют и невольно делают участником «междоусобиц», в которых одни сотрудники навязываются в «близкие друзья», а другие «плетут козни». Оказалось, что решить эту проблему можно, только установив с коллегами отношения, пусть не слишком близкие, но зато без скандалов и взаимных претензий — то есть решив вторую часть первоначальной задачи. Ее рассмотрение свелось к обсуждению вопросов, заданных консультантом: • Что вы делаете, когда поддерживаете отношения не слишком близкие, но без скандалов и претензий? • Был ли у вас опыт установления подобных отношений? • Как вам удавалось это тогда? • Чем отличаются те отношения, которые вы имеете сейчас, от отношений, которые вы хотите достичь? • По каким признакам вы поймете, что теперь вы достигли желаемых отношений? • Что необходимо предпринять, чтобы достигнуть желаемых отношений? После ответа на эти вопросы были сформулированы цели: • научиться спокойно отказываться от выслушивания сплетен; • научиться в доброжелательном тоне переводить разговор с обсуждения коллег по работе на нейтральные темы; • научиться отделять ответственность за себя от ответственности за других и брать на себя только свои задачи; • вести дневник своих дел и достижений, чтобы иметь возможность аргументированно, коротко и без излишних эмоций возражать на необоснованные претензии. Их достижение потребовало довольно продолжительной работы с психологом, и в дальнейшем все они были реализованы. Таким образом, в результате переформулирования на место жалобы на нервотрепку пришло четкое понимание цели и возможности изменить свое положение. К сожалению, далеко не всегда проблема разрешается столь быстро и успешно, как в рассмотренном примере. В большинстве случаев люди идут к психологу, когда выход из проблемной ситуации или проблемного состояния осложнен. И тогда встает необходимость глубокого анализа и работы с тем, что лежит за пределами сознания. Тем не менее прояснение целей клиента — ключевой период консультативного процесса, настоящая исследовательская работа. Но выбрать цель — мало. Необходимо убедиться, что выбранная цель — это действительно то, что человек хочет. Только после этого можно приступать к выработке конкретных шагов для ее достижения. Клиенту необходимо продумать ответы на следующие вопросы: □ Что вы хотите? □ Для чего вам это надо? □ Как вы узнаете, что достигли желаемого? О Как вы будете чувствовать себя, когда достигнете цели? □ Как вы представляете себе: 1) «картинку» цели; 2) эмоциональное состояние цели; 3) ощущения цели? □ Что изменится в вашей жизни (окружение, уклад жизни, отношения и т. п.), когда вы достигнете цели? □ Что изменится в вас, когда вы достигнете цели? D Негативная сторона есть у всего; каковы негативные проявления того, что ваша цель будет достигнута? □ Каковы негативные обстоятельства процесса достижения цели? □ Готовы ли вы принять негативные стороны цели и движения к ней? □ Устраивает ли вас то, что вы видите в результате анализа? □ Что будет через год после достижения цели? через 3 года? через 5 лет? □ Лишь после того, как клиент осознает, что выбранная и сформулированная им цель устраивает его, начинается процесс принятия решения. Консультант. Итак, вы страдаете от своей стеснительности и считаете, что она проистекает из вашей неуверенности в себе. И что вы хотите вместо этого? Клиент. Я хочу стать уверенным. Консультант. Что значит «быть уверенным»? Как вы это понимаете? =*> Консультант уточняет слишком абстрактно сформулированную цель. Клиент. Это значит, что я буду свободно высказывать свое мнение, перестану бояться, что про меня плохо подумают, буду делать то, что считаю нужным, даже если это кому-то не понравится. Консультант. Свободно высказываться, свободно действовать — это вдохновляет. Скажите, а для чего вам все это нужно? Действительно ли все это так важно для вас? => Консультант резюмирует цели клиента и поддерживает его, а затем исследует дальше. Клиент. Конечно! Тогда я смогу стать хорошим специалистом, смогу достигать успехов, хорошо зарабатывать. И вообще, буду более свободным. Возможно, у меня и в личной жизни будет складываться все удачнее, чем до сих пор. => Клиент проясняет более глубокие цели, стоящие за поведенческими моделями, которыми сначала охарактеризовал свою цель «быть уверенным». Консультант. Да, быть хорошим специалистом, хорошо зарабатывать и иметь удачную личную жизнь — действительно, важно. => Консультант повторяет цели клиента, чтобы он слышал их со стороны. Клиент. Да, вот именно! Это то, что составляет сущность жизни. И всего этого у меня не будет, если я не стану уверенным. => Клиент подчеркивает, как важна для него цель. Консультант. Предположим, что вы уже достигли желаемого. Как это будет выглядеть? Что вы будете чувствовать, переживать, ощущать? Клиент. Мне трудно себе представить, ведь я никогда не был таким. Консультант. Получается, что вы хотите стать уверенным, но не знаете, что это такое. Как же вы узнаете, что двигаетесь в верном направлении? Клиент. Я думал, вы знаете. Консультант. Я могу совсем по-другому понимать уверенность, хотя говорить мы будем одинаковыми словами. Клиент. Ну, вы же психолог, вы должны знать. Консультант. Вот представьте себе дерево. Опишите его. => Консультант сразу предлагает клиенту опыт вместо пояснений, которые не убеждают клиента. Клиент. Это высокий тополь, старый, с большими листьями. Консультант. Ая представил себе березу. Мы получили совершенно разные деревья, хотя имели в виду одно и то же слово. Клиент. Ну, понимаю. Так что же мне делать? Я действительно не могу представить себя уверенным. Консультант. А откуда вы знаете, что хотите быть действительно уверенным? Клиент. Я вижу, как ведут себя уверенные люди, чего они добиваются. Консультант. Отлично! Скажите, как вы отличаете уверенного человека от неуверенного? Клиент. Уверенный человек говорит ровным спокойным голосом. У него плавные свободные движения. Он спокоен, потому что знает себе цену. Он знает, что хорошо выглядит... Пока больше ничего на ум не приходит. Консультант. Итак, вы сказали о его пластике — движения свободные, о его голосе — ровный, спокойный, о его внешнем виде — хорошо выглядит, о его внутреннем состоянии — знает себе цену. Кстати, что это значит? => Здесь становится видно, как резюме консультанта делает цель клиента отчетливой и достижимой. Туманные высказывания сразу уточняются. Клиент. Знать себе цену— это значит понимать, что ты не хуже других. Консультант. А сейчас вы этого не знаете? Клиент. Умом понимаю, но... Мне кажется, я мог бы быть лучше. => Консультант отмечает для себя, что у клиента присутствует бессознательная установка: «Я должен быть лучше других, или я ничего не стою». Но сейчас консультант не отвлекается на это: позже предстоит серьезная работа по развенчанию этой блокирующей установки. Сейчас идет этап целеполага-ния. Консультант. В чем именно вам необходимо стать лучше? Клиент. Ну, может быть, мне надо быть внимательнее и доброжелательнее к другим людям. Консультант. Что такое быть внимательным и доброжелательным? =» Консультант снова уточняет общие понятия. Клиент. Не знаю... Консультант. Чем ваше поведение и чувства будут отличаться от тех, которые существуют сейчас? Клиент никак не может сформулировать свои понятия точнее, найти различия. Не удивительно, ведь клиент и так доброжелателен и внимателен, он только думает, что надо быть еще лучше, но что это такое, не понимает. Это — всего лишь жесткие иррациональные «указания» внутреннего «критика», с которым консультант намечает поработать позже. Консультант. Похоже, в этом вы уже сейчас таковы, каким хотите стать. Клиент (удивленно и неуверенно). Похоже... Но почему-то мне кажется, что я не могу о себе так думать. Консультант. Вы не можете думать о себе хорошо? => Здесь консультант, наоборот, несколько обобщает, чтобы косвенно указать на основную проблему клиента. Клиент. Наверное, плохо думать о себе хорошо. => Вскрывается еще одно иррациональное убеждение клиента. Консультант отмечает наличие внутреннего конфликта: я должен быть лучше других, но думать о себе хорошо нельзя, это плохо. Консультант решает показать это клиенту. Консультант. Вы должны стать в чем-то лучше, хотя не знаете, в чем бы вы могли быть лучше. И при этом вы не должны думать о себе хорошо. Так как же мы достигнем цели? Клиент. Ерунда получается. Консультант. Да, не складывается. А что было бы, если бы вы могли думать о себе хорошо? Клиент. Мне было бы легче. Я бы тогда мог быть спокойным и уверенным. Консультант. Значит, чтобы быть уверенным, надо разрешить себе думать о себе хорошо? Клиент (удивленно). Получается так... Это что-то... Мне кажется, это и есть самое главное. Консультант. По-моему, вы разволновались? => Консультант отражает внешнее поведение клиента и уточняет свое понимание. Клиент. Да... Как будто сделал открытие. Консультант. Поздравляю! Это действительно волнующий и очень важный момент. Консультант (делает паузу, дает клиенту осознать свое открытие): Итак, получается, что если у вас будут свободные движения, ровный, спокойный голос, вы будете хорошо выглядеть и будете разрешать себе думать о себе хорошо, то вы почувствуете себя более уверенным. Можно ли сказать, что если вы добьетесь всего этого, вы и достигнете своей цели? Клиент. Да. Точно. И мне будет так хорошо! У меня сейчас даже тело как-то расслабилось. => Клиент буквально почувствовал свою цель. Это хороший момент: тело лучше разума будет подсказывать клиенту верный путь. Консультант сообщает об этом клиенту. Теперь цель ясна настолько, что сразу стали видны и все шаги, необходимые для ее достижения. Но еще не ясно, понравится ли клиенту то, что будет сопровождать достижение этой цели. Консультант. Давайте теперь представим, что вы уже уверенный человек. Но никогда не бывает, чтобы все было хорошо. К сожалению, всегда бывает и что-то плохое. Что плохое может произойти, если вы станете уверенным? Клиент. Может быть, я чаще буду попадать в конфликтные ситуации. Консультант. И как вам эта перспектива? Клиент. Если бы я мог думать о себе хорошо, я бы не стал особенно переживать по этому поводу. Все конфликтуют. Главное, не запустить это слишком далеко. => Клиент настроен оптимистично. На самом деле, он уже почти разрешил думать о себе хорошо благодаря происшедшему в процессе целеполагания осознанию, или инсайту. Отсюда и выраженные реакции тела. В дальнейшем предстоит только закрепить начало изменений. Консультант. Значит, последствия вас не пугают. Но ведь не так легко научиться свободно общаться, развить пластику тела, снять мышечные зажимы, находить темы для разговоров, выразительно говорить и свободно отстаивать свое мнение. Как вы думаете, что будет самым сложным для вас? => Перечисляя поведенческие цели клиента, консультант делает наглядными пути достижения, затем он проверяет негативные моменты пути к цели. Клиент. Пожалуй, выбрать для этого время. Ну и еще то, что это, видимо, надолго. Придется менять образ жизни: я домосед, люблю посидеть на диване, почитать, телевизор посмотреть. Консультант. Вы готовы на это? Клиент. Думаю, да. Хуже, чем сейчас, мне все равно не будет. Консультант. Чем вы будете себя стимулировать для продвижения к цели? Как вы будете вознаграждать себя за достижения? =* Обсуждение самостимуляции необходимо, так как реальное движение к цели всегда сопряжено с дискомфортом отхода от привычного образа жизни, поведения и т. п. И клиент должен заранее видеть какую-то поэтапную компенсацию, награду. Клиент. Наверное, я буду покупать себе одну новую видеокассету и одну книгу, если целый месяц буду работать над собой. И ничего не куплю и целую неделю не буду смотреть телевизор, если буду лениться. Консультант. Да, похоже, это сильный стимул. Давайте теперь проведем еще один эксперимент: вот вы уже уверенный в себе человек, и прошло, скажем, года три. Что происходит в вашей жизни? Клиент. Наверное, я уже могу свободно разговаривать с начальником. У меня уже сейчас есть соображения, как улучшить отдельные моменты... Ну, рабочие тонкости. Я смогу предложить это. Я смогу обговорить более выгодные условия моей работы... Да, через три года я буду ценным человеком в нашей фирме. Может быть, я даже смогу понравиться какой-нибудь женщине. Я буду действовать более уверенно и вовремя смогу подойти к ней и пригласить куда-нибудь. Консультант. Тогда вы точно будете знать, что достигли не только своей цели, но и того, для чего она вам нужна? Клиент. Да, тогда точно. Итак, цель поставлена и проверена. Далее следует выработка плана и конкретных шагов, или заключается психотерапевтический контракт. Заключение контракта — важная часть консультативного сопровождения. Обычно психотерапевтический контракт заключается, если после прояснения проблемы и установления целеполагания выясняется, что одной консультативной встречи недостаточно. В таком случае с клиентом обсуждаются условия дальнейших отношений: • день и время встреч; • условия оплаты (если консультации платные); • последовательность, в которой будут обсуждаться проблемы, если их несколько; • приблизительное количество консультативных контактов (впоследствии, если это необходимо, срок работы может быть изменен); • этические условия консультирования (конфиденциальность, необходимость предупреждать заранее о пропуске сессии, условия, при которых консультативные контакты могут быть прекращены со стороны консультанта и т. д.); • другие требования консультанта (например, ведение рабочего дневника, диктофонные записи консультативных бесед и т. п.). Заключаемый контракт сразу настраивает клиента на серьезную работу по решению своей проблемы, во многом благодаря тому, что четко обговаривает и степень ответственности за успешность консультативного взаимодействия. Консультирование клиента, который не знает, чего он хочет Иногда цель устанавливается сразу и предельно ясна: клиент может начать свой разговор с предъявления цели консультирования. Сложность же заключается в выработке единственного решения из множества возможных вариантов. Лишь выбранное решение может стать действительной целью, как, например, в случае, когда женщина, узнав об измене мужа и не зная, как ей поступить, приходит к конкретному мнению (этот пример будет описан позже). Тем не менее, по свидетельству М. и Р. Гулдинг, иногда возможно консультирование клиента, который не знает, чего хочет, без заключения контракта в течение одной-двух встреч28. В таком случае на некоторое время целью консультирования становится определение потребностей клиента в обсуждаемом вопросе. Эта цель также четко формулируется и проговаривается, как и любая другая. Разумеется, обсуждая конкретные потребности клиента, консультант сталкивается и с его базовыми, основополагающими потребностями. Обычно они бывают неосознанны. И именно недоступность их осознаванию вызывает растерянность человека, когда он только ощущает неудовлетворенность любым из решений и не находит выхода. Пять базовых потребностей, выделенных А. Маслоу (они уже упоминались в связи с комплексом мученичества), образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение и эмоциональное состояние человека. Длительная неудовлетворенность основных потребностей ведет вначале к возникновению напряжения, а затем к переживанию кризисного состояния. Кроме того, трудности понимания клиентом, чего именно он хочет, и непоследовательность его поведения могут объясняться существованием невротических потребностей. К. Хорни приводит перечень таких наклонностей и их основных характеристик29: «1. Невротическая потребность в любви, привязанности и одобрении 30(см.: «Невротическая личность нашего времени», гл. 6 о потребности в любви и привязанности): • неразборчивая потребность угождать, нравиться другим и получать одобрение; • непроизвольное стремление оправдывать ожидания других; • перенесение центра тяжести с собственной личности на других, привычка принимать во внимание только их желания и мнения; • боязнь самоутверждения; • боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств внутри себя. 2. Невротическая потребность в «партнере», который примет руководство жизнью невротика в свои руки (см.: «Новые пути в психоанализе», гл. 15 о мазохизме и «Бегство от свободы» Э. Фромма, гл. об авторитарной власти): • перенесение центра тяжести на «партнера», который должен осуществить все жизненные ожидания невротика и нести ответственность за все происходящее, как хорошее, так и плохое; успешное манипулирование «партнером» становится главной задачей; • завышенная оценка «любви», потому что предполагается, что «любовь» решает все проблемы; • боязнь оказаться покинутым; • боязнь одиночества. 3. Невротическая потребность ограничить жизнь тесными рамками: • необходимость быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ; • необходимость оставаться неприметным и играть второстепенные роли; • умаление своих способностей и потенциальных возможностей, признание скромности как высшей добродетели; • стремление скорее сохранять, нежели тратить; • боязнь предъявлять какие-либо требования; • боязнь иметь или отстаивать экспансивные желания. Эти три наклонности, как и следовало ожидать, часто встречаются вместе, поскольку все они означают признание собственной слабости и представляют собой попытки устроить свою жизнь на этой основе. Они противоположны стремлениям полагаться на собственные силы или брать ответственность на себя. Однако эти три наклонности не образуют синдрома. Третья может иметь место в том случае, когда две Другие существенной роли не играют. 4. Невротическое стремление к власти (см.: «Невротическая личность нашего времени», гл. 10 о стремлении к власти, престижу и обладанию): • стремление к господству над другими; • преданность делу, долгу, ответственность, хотя играют определенную роль, но не являются движущей силой; • неуважение других людей (их индивидуальности, достоинства, чувств), стремление подчинить их себе; • наличие с разной степенью выраженных деструктивных элементов; • неразборчивое преклонение перед силой и презрение к слабости; • боязнь неконтролируемых ситуаций; < • боязнь беспомощности. . Невротическая потребность контролировать себя и других людей с помощью разума и предусмотрительности (разновидность пункта 4 у лиц, у которых слишком подавлены открытые проявления их властного характера): • вера во всемогущество интеллекта и разума; • отрицание могущества эмоциональных сил и презрение к ним; • придание чрезвычайно большого значения предвидению, предсказанию; • чувство превосходства над другими, основанное на способности такого предвидения; • презрение в себе самом ко всему, что не соответствует образу интеллектуального превосходства; • боязнь признать объективные границы силы разума; • боязнь показаться «глупым» и высказать неверное суждение. 46. Невротическая потребность верить во всемогущество воли (инт- ровертированный вариант пункта 4 у крайне замкнутых, обособленных людей, для которых прямое проявление власти означает слишком тесный контакт с другими): • ощущение силы духа, проистекающее от веры в магическую силу воли (подобно обладанию волшебной палочкой); • реакция безысходного отчаяния при любой фрустрации желаний; • тенденция отказываться от желаний или ограничивать желания и терять к ним интерес из-за боязни «неудачи»; • боязнь признания каких-либо ограничений абсолютной воли. 5. Невротическая потребность в эксплуатации других и стремление всеми правдами и неправдами добиваться от них для себя преимуществ: • оценка других людей прежде всего с точки зрения их полезности или возможности эксплуатации; • различны сферы эксплуатации — деньги (заключение сделок становится болезненной страстью), идеи, сексуальность, чувства; • гордость своим умением эксплуатировать других; • боязнь самому подвергнуться эксплуатации и, таким образом, оказаться в «дураках». 6. Невротическая потребность общественного признания или престижа (в сочетании со стремлением к власти или без него): • оценка всех и всего (людей, неодушевленных предметов, денег, собственных качеств, поступков и чувств) только в соответствии с их престижностью; • самооценка, целиком зависящая от характера публичного признания; • различные (традиционные или «бунтарские») способы возбуждения зависти или восхищения; • боязнь утраты привилегированного положения в обществе («унижения») либо в силу внешних обстоятельств, либо вследствие внутренних факторов. 7. Невротическая потребность в восхищении своей особой: • раздутое представление о себе (нарциссизм); • потребность в восхищении не тем, что человек представляет собой или чем он обладает в глазах окружающих, а воображаемыми качествами; • самооценка, целиком зависящая от соответствия этому образу и от восхищения этим образом другими людьми; • боязнь утратить восхищение (оказаться «униженным»). 8. Невротическое честолюбие в смысле личных достижений: • потребность превосходить других людей не тем, что ты собою представляешь или каков ты есть на самом деле, а посредством своей деятельности; • зависимость самооценки от того, насколько удается быть самым лучшим — спортсменом, любовником, писателем, рабочим — особенно в собственных глазах, хотя признание со стороны других также имеет значение, а его отсутствие вызывает обиду; • примесь разрушительных тенденций (имеющих целью взять над другими верх), всегда присутствующих, хотя и различающихся по интенсивности; • неустанное подталкивание себя к еще большим достижениям, несмотря на всепроникающую тревогу; • страх неудачи («унижения»). Наклонности 6, 7, 8 отражают в целом более или менее явно выраженное стремление к соперничеству и достижению абсолютного превосходства над другими. Обычно эти наклонности накладываются друг на друга или сочетаются, но могут также существовать самостоятельно. Например, потребность в восхищении собой вполне может сочетаться с безразличием к социальному престижу. 9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости: • потребность никогда ни в ком не нуждаться, или же не поддаваться никакому влиянию, или быть абсолютно ничем не связанным, поскольку любая близость означает опасность порабощения; • наличие дистанции и обособленность — единственный источник безопасности; • боязнь потребности в других людях, привязанности, близости, любви. 10. Невротическая потребность в достижении совершенства и неуязвимости (см.: «Новые пути в психоанализе», гл. 13 и Э. Фромм «Бегство от свободы», гл. 5 об автоматизирующем конформизме): • постоянное стремление к совершенству; • навязчивые раздумья и самообвинения в связи с возможными недостатками; • чувство превосходства над другими на основе собственного совершенства; • боязнь обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки; • боязнь критики или упреков». К. Хорни отмечает, что ни одна их этих наклонностей сама по себе не является чем-то болезненным, «ненормальным», и подчеркивает разницу между основополагающими стремлениями и их «невротическими двойниками». Невротические стремления лишены свободы. Они навязчиво проявляются даже тогда, когда их достижение очевидно вредит человеку. Они никогда не насыщаемы и, подобно зависимости, все время требуют «увеличения дозы». В то же время, нормальная склонность характера лишь подчеркивает индивидуальность личности и вероятные предпочтения при разрешении проблем. Исследование, сознавание и, наконец, полное осознание клиентом своих наклонностей (необходимо напомнить, что речь идет о работе с «нормальным», то есть психически здоровым человеком) уводит в глубины психоаналитической работы. Это всегда желательно, но не всегда сопровождается готовностью клиента продолжить взаимодействие с консультантом на подобном уровне. Вместе с тем, это становится совершенно необходимым, если сама невротическая потребность или конфликт нескольких невротических потребностей лежат в основе предъявляемой проблемы. Но если даже разрешаемая ситуация в целом не требует столь глубокой проработки, консультанту все-таки необходимо иметь в виду механизмы действия этих потребностей (в частности, присутствие скрытой или явной тревожности, ненасыщаемость потребности и т. п.). Другими словами, психолог, исполняя роль лоцмана в путешествии к цели и прокладывая совместно с клиентом маршрут, должен указать ему на подводные камни и скрытые бездны. Но то, захочет ли клиент учесть все эти препятствия при выборе пути, от консультанта, к сожалению, не зависит, потому что капитаном своей жизни остается клиент. Консультирование клиента, который предъявляет неприемлемые цели М. и Р. Гулдинг31 перечисляют неприемлемые контракты.
|