Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и алгоритмы консультирования 17 страница
1. С чего это я взял, что процесс изменения личности должен быть простым, легким и приятным? Это лишь плод моих желаний. Наук: не известны такие способы. Если я даже очень захочу, чтобы все изменения произошли мгновенно легко и приятно, то все равно мое желание не сделается реальностью, зато мои страдания будут оставаться вполне реальными. 2. Что значит: мне слишком трудно самостоятельно работать над изменениями себя? Очевидно, что это не настолько трудно, чтобы у меня не было ни одного шанса, — хотя наверняка это нелегко. Утверждая, что это слишком трудно, я просто прячусь за слова, на самом деле подразумевая, что это труднее, чем мне хотелось бы. Не таится ли в этом требование, чтобы все, что, по моему мнению, должно быть простым, обязательно должно быть простым в реальности, иначе это ужасно и невозможно пережить? Действительно ли это так? Вряд ли! 3. Да, действительно, менять себя довольно трудно. Но это неизменное условие. Мне это трудно, это трудно каждому человеку, который хочет изменить себя. Это объективная истина. Глупо дуться на это и капризничать. Это — условие решения задачи, которую я перед собой поставил. 4. Да, действительно, менять себя трудно. Но если оставить все как есть, то будет еще хуже, потому что тогда при мне останется моя депрессия, гнев, страх, тревожность — а вот это и правда очень тяжело. 5. Почему ужасно, что никто не сделает это для меня и за меня, так, чтобы я изменился в лучшую сторону? Ужасно — это то, хуже чего просто быть не может, это более, чем плохо. Тот факт, что мне придется работать над собой, испытывая при этом дискомфорт, время, энергию и, возможно, деньги — это неудобство. Но неудобство вряд ли можно назвать чем-то, что «более, чем плохо» и «то, хуже чего быть не может». Нет, это только временное неудобство. Но чем больше я преувеличиваю для себя трудности, тем тяжелее мне будет начать и продолжать работу. А потому лучше я буду рассматривать эту работу над собой, как некоторое временное неудобство. Какие конкретно свидетельства говорят в пользу истинности моего иррационального представления? Ответ: Я не вижу никаких свидетельств. Есть довольно много доказательств, что работать над собой трудно. Есть доказательства, что невозможно просто ознакомиться с методиками, осознать, что они полезны, и автоматически измениться. Вот, я уже практически знаком с методикой, но изменений пока нет. Так что я просто должен выбрать, буду я работать над собой на заданных условиях или нет. И не стоит создавать себе дополнительные трудности, вздыхая по невозможному. Что может измениться от моих вздохов? Что самое плохое может случиться со мной, если я откажусь от своего иррационального представления и буду действовать вопреки ему? Примерный ответ: 1. Я буду продолжать работать над собой, это станет моей «головной болью» и «геморроем». Ну и пусть. Если я не буду работать над собой, то все мои проблемы останутся при мне и, возможно, на всю жизнь. 2. Если я откажусь и не буду работать над решением проблем, то проблемы не только останутся со мной, но еще и усугубятся. Пожалуй, это будет еще хуже. 3. Если я буду работать над собой, то самое плохое, что может со мной случиться, заключается в том, что я не изменюсь ни на йоту. Это значит, что все мои усилия пропадут зря. Но, по крайней мере, я буду уверен, что сделал все, что мог для своего спасения. В то же время, если я ничето не буду делать, то, скорее всего, со временем мне станет еще хуже, чем сейчас. Многие вещи вносят беспокойство и некоторое неудобство в мою жизнь, но я принимаю это как должное. Почему бы мне не потерпеть некоторое неудобство в период работы над собой, чтобы сэкономить много времени и сил в будущем, освободив себя от лишних страданий. Итак, лучше я буду продолжать работать над собой. Что хорошего может случиться со мной, если я откажусь от этих иррациональных представлений и буду действовать вопреки им? Примерный ответ: 1. Я действительно смогу избавиться от своих проблем. Сейчас меня мучает тревога и депрессия и т. п., но смогу ослабить этот гнет. 2. Если я смогу преодолеть свой низкий порог фрустрации в одной области, то я преодолею низкие пороги фрустрации в других областях своей жизни. В частности я смогу избавиться, например, от медлительности, нерешительности или от переедания и т. п. 3. Для меня самая трудная и важная задача — научиться радоваться жизни, напряженно работая над собой, то есть, отказывая себе в минутных радостях ради будущих достижений. Если я, в конце концов, откажусь быть несчастным, проходя через ряд ограничений, то смогу считать, что это была одна из самых серьезных и почетных задач моей жизни, которую я успешно решил. 4. По мере работы над преодолением низкого порога фрустрации — даже если это займет достаточно много времени — я буду преуспевать все больше и больше, и со временем эта работа станет доставлять мне удовольствие. Я увижу, как постепенно растет моя независимость и власть над собственными эмоциями. А что может дать чувство большего удовлетворения, чем сознание того, что ты сам становишься хозяином своей судьбы?»
НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Иногда случаются ситуации, когда клиенты при явной искренности и мотивации к решению проблемы, несмотря ни на какие техники и приемы, так и не могут остановиться на каком-либо решении. Это может объясняться личностными особенностями или особенностями самой проблемы. Раньше мы уже говорили, что решения принимаются не только при необходимости изменить обстоятельства, но и при необходимости изменить свое психологическое состояние или отношение к происходящему. В таких случаях консультант может применить некоторые приемы психотерапевтических подходов. Эта работа проходит на зыбкой грани между консультированием и немедицинской психотерапии. Поэтому применять эти приемы следует очень осторожно и только при уверенности в правильности их использования. В любом случае, следует воздержаться от использования клиентов в качестве «белых мышей», а получить практические навыки на семинарах и тренингах. Метафора В жизни мы сплошь и рядом используем метафору, даже не замечая этого. Мы говорим: «Ягодка моя!», выражая нежно-сладкие чувства. Или жалуемся: «Он мне сердце разбил», имея в виду крушение отношений. Перечисление примеров может быть бесконечным. Слыша метафору, мы буквально ощущаем, видим, даже слышим, как это должно быть. Даже в данной главе использовалась метафора-ситуация о приглашенном «помощнике», переставляющем мебель в доме, благодаря которой в один миг стала понятна отдаленная, туманная теория. Психологическая метафора имеет особую силу. Она в виде образов и символов сообщает нашему биокомпьютеру — мозгу — информацию о возможных выходах из какой-то негативной ситуации. Эта информация объединяется с тем состоянием, которое переживает человек, и начинает запускать программу по выходу из проблемной ситуации, дискомфортного состояния. Метафора может строиться по-разному. Приведем пример одного из возможных вариантов. Например, консультант имеет в виду неприятное переживание. Он придумывает или берет что-либо из реальной жизни, что напоминало бы как-то данное состояние, чтобы клиент мог бы провести параллель между тем, что описывает консультант, и тем, что переживает он сам. Затем консультант описывает процесс изменения в лучшую сторону в своей истории. Заканчивает он чем-то удовлетворительным, светлым, свершившимся — в общем, чем-то хорошо расцениваемым человеком. Таким образом, он закладывает в мозг клиента программу выздоровления. Итак, необходимо придерживаться следующих условий построения метафоры. 1. История начинается с описания ситуации или состояния, близкого к переживаемому человеком, но не относящегося непосредственно к нему. 2. Постепенно разворачивая историю, описываются все этапы, процессы развития ситуации, которые человек может легко ассоциировать со своим переживанием или ситуацией. 3. Что бы ни являлось предметом рассказа, консультант в повествовании стоит на стороне того персонажа (если таковой есть), которого клиент ассоциирует с собой, даже если этот персонаж сначала находится в незавидном положении или совершает аморальные поступки. 4. Метафора всегда имеет счастливое избавление от проблемной ситуации или состояния. Для иллюстрации приведем простейший вариант психотерапевтической метафоры, призванной облегчить и запрограммировать клиента на принятие, понимание своего состояния и успешное выздоровление в период острой душевной боли, вызванной утратой любимого человека. Она всегда приносит успех, снимая первоначально возникающее невыносимое напряжение. «Вы знаете, когда мы получаем душевную травму, мы испытываем боль, и мы говорим, что у нас в душе рана. И душа обливается горячими слезами, и они текут по душе... Слезы — это кровь души. И на самом деле это очень похоже на рану. Может быть, вы видели когда-нибудь рану на теле. У нее развернутые края, она кровоточит, и такая боль... бесконечная, нескончаемая боль... И из раны идет кровь и стекает по телу... И кровь омывает такую большую, такую больную рану, и ей становится полегче и боль совсем немного уменьшается... И потом кровь останавливается и рана потихонечку начинает затягиваться... Сначала образуется тоненькая-тоненькая пленочка... Она еще очень тоненькая и очень чувствительная, и ее нельзя касаться... И боль еще есть, и, в то же время, она уже поменьше и ее можно терпеть... И время идет, и вот уже пленочка стала корочкой. И вы еще бережете ее от прикосновений, и в то же время ощущаете, что она стала Меньше... И вы видите, что это уже только маленькое уплотнение... И вы уже понимаете, что вам безразлично все, что раньше было — и боль, и прикосновения... И вам безразличны и печаль, и радость... Наступает отдых... тишина... расслабление... Боль ушла...Ушла навсегда... Покой... Комфорт... И вы набираетесь сил... И в то же время корочка постепенно отпадает... И вы видите тонкую кожицу — мягкую, нежную... И вы бережете это место в своем теле и в своей душе... И вы стараетесь нежно касаться его... Но вот проходит еще немного времени, и вы радостно замечаете, что вы снова можете чувствовать и в то же время понимаете, что совершенно выздоровели, и при этом ощущаете комфорт в душе и в теле... И вы расправляете плечи... и делаете глубокий вдох... И вот уже новая радостная жизнь наполняет ваши тело и душу... И вы свободны...»38 К настоящему времени уже издано и продолжает издаваться великое множество книг с примерами применения метафоры, сборников психотерапевтических сказок и историй, которые являются теми же метафорами. Каждый консультант может постепенно собрать в своем профессиональном багаже метафоры на все случае жизни. Но все-таки еще лучше научиться их сочинять непосредственно для конкретного клиента. Клиентка, обратившаяся на консультацию, не могла решиться на какой-то определенный шаг: она хотела разорвать отношения с мужчиной, но при этом боялась боли утраты, которую ей пришлось бы пережить в таком случае. Поэтому она долго избегала окончательного решения, хотя страдала от продолжения связи, так как ее мужчина не скрывал, что имел такие же отношения с еще одной женщиной. «Это похоже на занозу в сердце», — сказала она. Консультант: «Когда в теле сидит заноза — это очень неприятно. И все-таки, можно потерпеть, особенно если ее не касаться. Я помню, одна моя знакомая очень долго ходила с такой занозой. Вынимать ее было очень неприятно, потому что заноза сидела глубоко. «Потерплю немного, — думала женщина. — Когда-нибудь она сама выйдет наружу, и все пройдет само собой». И это решение показалось ей вполне приемлемым. Шло время, и заноза беспокоила ее все больше и больше. Вокруг нее уже образовался целый нарыв. Теперь уже заноза постоянно напоминала о себе острой болью. «А теперь выковыривать занозу еще больнее, — думала женщина. — И потом, зачем я буду причинять себе лишние страдания? Нарыв когда-нибудь сам собой прорвется. И снова шло время. Заноза продолжала сидеть в теле женщины, причиняя невыносимые страдания. Нарыв разросся до такой степени, что жить с ним стало невыносимо. Тело женщины горело, как в лихорадке, она не могла ни о чем думать и говорить, кроме своей боли. Вся ее жизнь сосредоточилась на занозе. И, наконец, она сказала: «Пожалуй, лучше я потерплю даже сильную боль, и выну занозу. Зато потом моя боль успокоится, и я буду совершенно здорова. А если я не сделаю этого, нарыв разрастется еще больше, и я могу погибнуть». Так она и сделала. После удаления занозы боль еще доставляла ей некоторое время страдания. Иногда она даже думала, уж не проще ли было оставить занозу там, где она была. И все-таки с каждым днем ей становилось все легче и легче. А недавно она показала мне место, где был чудовищный нарыв. Я с трудом рассмотрела тоненький шрамчик. И женщина смеялась: какое счастье жить без занозы в теле. Если бы я не слушалась своего страха, то была бы здорова уже давно». Психологическая метафора обеспечивает положительный эффект, даже если рассказана, скажем, во время поездки в общественном транспорте. Но лучше всего метафора действует, если человек находится в расслабленном состоянии, а наиболее эффективна, когда она подается таким образом, что человек входит в транс. Человек в состоянии транса сосредоточен на внутреннем состоянии. Он слышит посторонние голоса, шумы, но у него нет желания реагировать на них. Он не делает никаких усилий по отношению к тому, какие образы, мысли появляются и протекают в его голове. Он только наблюдает за ними. В таком состоянии человек наиболее открыт для прямого контакта со своим бессознательным и максимально внушаем. Для использования трансового состояния в процессе консультирования необходимо выполнить следующие шаги. 1. Объяснить человеку, что такое транс, например: «Это состояние напоминает момент сразу после пробуждения или непосредственно перед погружением в сон». 2. Предложить ему почувствовать это состояние, сопровождая свое предложение невербальной и вербальной подстройкой. Это значит: а) консультант также принимает расслабленную позу; б) его голос звучит значительно, но мягко, негромко, повествование начинается в среднем темпе, который затем замедляется; в) в рассказе используется репрезентативная система клиента. 3. При условии выполнения предыдущих шагов использовать стандартные фразы. Например: «Пока вы сидите и слушаете меня, вы можете принять удобную для вас позу и начать расслабляться. Вы можете почувствовать себя комфортно и приятно расслабиться, и в то же время вы слышите мой голос, и он сливается с ощущением комфорта, и вы можете видеть образы, которые свободно и бесшумно появляются в вашем расслабленном сознании. И вот теперь, когда вы расслабились так, как вам удобно и комфортно, я бы хотела рассказать вам одну историю. Слушая ее, вы можете увидеть эту историю, будто на экране, и ощущать все то, о чем в ней говорится и при этом чувствовать себя тепло и комфортно. Ваше сознание может размышлять о том, что же сейчас произойдет, или внимательно прислушиваться к моим словам, в то время как бессознательное свободно впитывает образы моих тихих слов и ощущает, как они проникают в самую глубину». 4. Оградить по возможности клиента от внешних воздействий: в момент транса он должен чувствовать себя комфортно и безопасно, его ничего не должно тревожить, и, конечно, он должен испытывать полное доверие к происходящему. 5. Если во время транса все же возникают какие-то посторонние звуки, предпочтительнее будет сразу же «ввести» их в транс, сказав, например: «Вы слышите разные звуки и в то же время вы понимаете, что они не касаются вашего плавного расслабления...» 6. Говорить нужно медленно, с паузами, во время которых человек созерцает происходящее в его внутреннем мире и усваивает информацию. Периодически можно слегка акцентировать то или иное слово или чуть-чуть ускорять или замедлять темп речи, что создает эффект раскачивания. 7. После введения в состояние транса рассказать историю-метафору, которая соответствует разрешаемой клиентом проблеме, или предложить метафору состояния, используя особые связки между предложениями: «в то время, как...», «в это же время...», «и...», «поэтому...». 8. Закончить погружение в метафору, например, такими словами: «И вот теперь вы узнали и как все может прийти к благополучию, покою и безопасности, и жить в глубине вашей души. И вы можете этому чувству благополучия позволить распространиться и на все вокруг вас. Поэтому я сейчас начну считать от 5 до 1, и когда я дойду до цифры 1, вы полностью выйдете из транса. 5...4...3...2... 1. И теперь вы медленно открываете глаза». 9. Как только клиент откроет глаза, изменить позу и произнести приветствие бодрым голосом. Если человек затрудняется выйти из транса, следует взять его за руку, назвать по имени — очень мягко, но достаточно активно. Клиент обязательно должен почувствовать четкий переход от транса к реальности. Фокусирование Ю. Джендлин предлагает следующее определение этого психотерапевтического подхода: «Фокусирование — это форма внимания, обращенного внутрь, на тело, и неизвестного большинству людей. Обучение фокусированию может потребовать нескольких дней — возможно для этого будет необходимо проведение трех восьмичасовых сессий. Некоторые люди могут освоить фокусирование практически немедленно, как только в попытках разрешить свою проблему обратятся к ощущениям тела. Но может потребоваться и несколько месяцев... с помощью незначительных, изредка предлагаемых инструкций... Фокусирование связано с ощущениями, возникающими в теле, на границе между сознательным и бессознательным. Большинство людей не знает, что любые телесные ощущения могут возникнуть именно в этой зоне и можно сосредоточиться на них. При этом сначала появляется лишь смутное чувство дискомфорта, которое потом становится отчетливым ощущением, и вот с этим ощущением уже можно работать, находя в нем много различных аспектов»39. Когда клиент говорит о своих переживаниях, часто, в действительности, он далек от того, что чувствует. В результате получается теоретическое изложение о пережитом. Между тем, лучше всего способствует происходящим переменам только то, что переживается прямо сейчас и тут же обсуждается с консультантом. Поэтому отчужденное изложение, как правило, не дает никакого эффекта. Можно много разбираться в том, что произошло, но ничего не изменится, пока клиент не включится в этот процесс эмоционально, то есть не начнет переживать все вновь. Именно в такой момент и происходит наиболее полное осознавание того, что происходит. Консультант может спросить, где именно в теле клиент чувствует свою проблему. Несмотря на кажущуюся странность вопроса, как правило, клиенты очень быстро начинают понимать, о чем идет речь, и отвечают на этот вопрос. Часто ощущения возникают таким образом, что человек не может точно определить, что именно он почувствовал. Но важно то, что он нечто чувствует. Причем он может сказать, где он чувствует это нечто. Эти ощущения являются переживаниями настоящего времени. Поэтому при описании клиентом переживания необходимо слушать, как он описывает свое ощущение: нередко описание звучит чрезвычайно метафорично. При этом сам клиент может не замечать этого. Не навязывая сразу свою интерпретацию, следует последовательно отражать его рассказ, интонациями и переформулировками слегка подчеркивая эту метафоричность. Иногда клиент замечает это сам. Существуют характерные черты возникающих в соответствии с проблемой ощущений. Они: 1) возникают на границе сознательного и бессознательного; 2) носят неопределенный, несколько размытый характер, за счет чего их трудно описать; 3) при всей неопределенности узнаются безошибочно как именно ТО ощущение, которое связано с проблемой; 4) переживаются на телесном уровне; 5) имеют всегда некоторую сложность: нередко представляют собой целый комплекс ощущений, которые составляют единое целое; 6) при условии их непосредственного переживания и обнаружении клиентом связи с проблемной ситуацией приводят к новому пониманию на уровне сознания и к неким изменениям на бессознательном уровне; 7) носят непредсказуемый характер: невозможно заранее определить, когда, где и как возникнет ощущение, как оно будет изменяться. Консультант. Вот сейчас, когда вы говорите о том, что не знаете, как вам лучше поступить, где в теле вы чувствуете вашу нерешительность? Клиентка. Это где-то в сердце... Там будто что-то наливается свинцом, а потом снова становится пустым... И так снова и снова. Консультант. И на что похоже это ощущение? Клиентка. Будто я на качелях катаюсь, вверх-вниз, вверх-вниз. Консультант. По-моему, это похоже на ваше реальное положение. Клиентка. Да, я из-за своей нерешительности буквально раскачиваюсь от одной крайности к другой. Консультант. Если вы сейчас постараетесь изменить ощущения в вашем сердце, чтобы оно перестало раскачиваться, то как вы это сделаете? Клиентка. Так... Я его немного наполню... Консультант. Делайте это прямо сейчас. Клиентка. Я его наполняю... Но не до конца... Не свинцом... Я его наполняю жидкостью... Вот теперь оно равномерно наполнено, и оно теперь ровно пульсирует. Консультант. Как вы могли бы связать эти новые ощущения с вашей проблемой? Клиентка. Вероятно, я хочу то полностью одного, то полностью другого. Но могла бы выбрать компромиссное решение: я могу не отказываться полностью от своей карьеры, но несколько сбавить темп, ограничить себя... Хотя мне это нелегко. Но зато я могла бы больше уделять внимания своим домашним. Этого мне не хочется. Но сейчас я понимаю, что для «равномерной пульсации» моей жизни мне придется отказываться от чего-то одного... Я хотела выбрать, но, кажется, лучше объединить обе стороны жизни, отказавшись частично от чего-то с обеих сторон... Консультант. Когда вы принимаете это решение, вы ощущаете его в теле? Клиентка. Да, я чувствую его почему-то в желудке. Консультант. В желудке? И что вы чувствуете? Клиентка. Как будто, голод. Консультант. Голод? И как вы можете это объяснить? Клиентка. Как будто, мне чего-то не хватает. Консультант. Не хватает? Пищи? Клиентка. Да, будто я голодная... Хотя, это больше похоже на страх. Да, как будто я испугалась чего-то? Консультант. Вот как? И что вас пугает? Клиентка (после долгой паузы): Мне кажется, я не могу быть вот такой, с наполненным сердцем, с сытым желудком. Как будто, это не для меня. У меня всегда должно чего-то не хватать. Если у меня будет все... Я буду бояться потерять это. Нельзя быть такой счастливой. Дальше беседа продолжается уже о «вине выжившего», то есть о внутреннем убеждении, что нельзя быть счастливее, чем родители; о том, что клиентка, следуя этой установке, сама не допускала удовлетворения жизнью. Визуализация проблемы Иногда человек затрудняется описать то, что он ощущает. Тогда можно предложить ему выразить это в виде образа, даже увидеть проблему. Клиентка обратилась к психологу, чувствуя, что ее жизнь рушится. Она недавно развелась с мужем, и, хотя сама хотела развода и перенесла его относительно спокойно, у нее возникло чувство, что все хорошее в жизни закончилось. Это чувство усугублялось тем, что она жила с двумя детьми, которые создавали немало проблем, требующих немедленного разрешения. К тому же приходилось вкладывать много сил в работу, которая плохо оплачивалась, но была ей интересна. Однако материальное положение заставляло ограничивать себя буквально во всех областях жизни. Дополнительно подрабатывать она не могла, так как дети нуждались в ее внимании и заботе. Предыдущая беседа с психологом не дала результата. Женщина не видела ни одного выхода из создавшейся ситуации, а душевное состояние ее продолжало ухудшаться. Клиентка. Я не нахожу никакого решения проблемы. Я не понимаю, в чем ее сущность. Я просто чувствую себя зажатой в тиски, которые сжимаются с каждым днем. Консультант. Вы сказали, что чувствуете себя зажатой в тиски. Если бы это были настоящие тиски, то что бы вы стали делать? Клиентка. Вероятно, я позвала бы на помощь? Консультант. Кого? Клиентка. Скорее всего, людей, которые находятся рядом со мной. Консультант. И что бы вы попросили их сделать? Клиентка. Раскрутить тиски в обратную сторону. Консультант. Что значит в обратную сторону? Клиентка. Значит, вернуть их в то положение, в каком они были, когда еще не сдавливали меня. Консультант. Давайте теперь вернемся в то время, когда вы не чувствовали себя сжатой в тиски. Чем конкретно оно отличалось от настоящего? Клиентка. Все было то же самое, но я всегда к чему-то стремилась, чего-то ожидала. Я чувствовала, что свободна выбирать что-то. Да, я чувствовала себя свободней, чем сейчас. Консультант. То есть, несмотря на то, что все было так же, вы чувствовали себя свободней, и могли что-то выбирать. Но что мешает вам сейчас делать то же самое? Клиентка. Я не чувствую никакой опоры. Наверное, мне страшно. Консультант. Получается, что тиски выполняют функцию опоры: выбирать страшно, но и нельзя: тиски не дают. Что бы вы делали, если бы тиски внезапно разжались? Клиентка. Не знаю... (Задумалась.) Наверное, все то же самое. Да, я ничего не стала бы менять. Консультант. Тогда что же вас давит, как тиски? Клиентка. Наверное, мой страх. Страх, что я одна и вся ответственность лежит на мне. Я за все отвечаю сама. Мне некого винить. Консультант. В вашем образе вы позвали людей на помощь. Какие люди и чем могли бы помочь вам? Клиентка. Ну, это могут быть мама, подруга. Консультант. Чем они могут помочь вам? Клиентка. Советом. Консультант. Предположим, они посоветовали вам что-то. Вы послушаетесь их? Клиентка. Может быть. Во всяком случае, буду чувствовать себя увереннее. Консультант. Что произойдет, если все-таки вы ошибетесь, следуя их совету? Клиентка (улыбается). Наверное, немного рассержусь на них: нечего давать плохих советов. Консультант. То есть вам будет, кого винить? Клиентка (смеется). Да. (Серьезно.) Вот, значит, что такое мои тиски. В дальнейшем беседа шла о том, что вызывает страх перед ответственностью клиентки, и о скрытой блокирующей установке, что ее решение всегда должно быть безупречным. Метафоричность образа очевидна. Но, как это видно из предыдущего примера, используя образ проблемы, сам консультативный диалог (рожденный, кстати, из ощущений) может продолжаться на когнитивном уровне. Однако консультант, используя образ клиента, может работать с ним, трансформируя его в желаемом направлении в соответствии с принципом метафоры, чтобы программировать таким образом позитивные изменения. Клиент. Я хочу двигаться к цели, но передо мной будто высокая стена. Консультант. И что бы вы могли сделать с этой стеной? Клиент. Разобрать по кирпичику. Консультант. И как это можно соотнести с решением вашей проблемы? Или: Консультант. Если бы вы мысленно представили себе образ проблемы. Как это выглядело бы? Клиент. Как стрела, которая несется на меня. Консультант. И если бы стрела действительно неслась на вас, что бы вы сделали? Клиент. Я бы сначала отскочил в сторону, а потом нашел бы какой-нибудь щит, способный ее остановить. Консультант. Давайте посмотрим, как это решение можно осуществить в реальной жизни. Телесные ощущения, о которых мы говорили при применении фокусирования, можно соединить с визуализацией проблемы. Консультант может предложить клиенту определить, где именно в теле находится его психологическая проблема, и затем продолжить работу следующим образом: □ Сейчас сосредоточьтесь на своей проблеме... О Почувствуйте ее... D Какие ощущения вы переживаете? О Где, в каком месте вашего тела она живет? Где она расположена? □ Какого она размера? О Какой она формы? □ Какого она цвета? П Она выпуклая или плоская? □ Она гладкая или шершавая? □ Она холодная или горячая? □ Она жидкая, твердая, вязкая, мягкая? О Она шевелится или неподвижная? □ Она (проблема) молчит или звучит? □ На что она похожа? □ Какой у нее характер? □ Поговорите со своей проблемой. Скажите, что вы благодарны ей за то, что она рассказывает вам о том, что необходимо что-то менять, дает вам почувствовать необходимость обратить внимание и проанализировать происходящее. □ Скажите вашей проблеме, что принимаете ее, как друга и как учителя, что готовы пройти свой урок. □ Попросите ее рассказать вам, что именно она означает. Наблюдайте ответ. Может быть, она просто покажет вам какой-то образ, картинку, и вы все поймете, может быть, она даст вам почувствовать это... □ Побудьте рядом с ней внутри себя... □ Попросите вашу боль еще немного пожить в вашей душе, чтобы вы могли получше разобраться в причинах, ее вызывающих... □ Попросите ее стать теперь чуть-чуть меньше... □ Посмотрите, как она удаляется, исчезает... □ А теперь, как только вы сможете, медленно откройте глаза. □ После этого необходимо проговорить с клиентом то, что с ним происходило, сконцентрировавшись на том, какую информацию принес метафорический язык образов и ощущений.
|