Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и алгоритмы консультирования 17 страница






1. С чего это я взял, что процесс изменения личности должен быть простым, легким и приятным? Это лишь плод моих желаний. Наук: не известны такие способы. Если я даже очень захочу, чтобы все изме­нения произошли мгновенно легко и приятно, то все равно мое жела­ние не сделается реальностью, зато мои страдания будут оставаться вполне реальными.

2. Что значит: мне слишком трудно самостоятельно работать над изменениями себя? Очевидно, что это не настолько трудно, чтобы у меня не было ни одного шанса, — хотя наверняка это нелегко. Ут­верждая, что это слишком трудно, я просто прячусь за слова, на са­мом деле подразумевая, что это труднее, чем мне хотелось бы. Не та­ится ли в этом требование, чтобы все, что, по моему мнению, должно быть простым, обязательно должно быть простым в реальности, ина­че это ужасно и невозможно пережить? Действительно ли это так? Вряд ли!

3. Да, действительно, менять себя довольно трудно. Но это неиз­менное условие. Мне это трудно, это трудно каждому человеку, кото­рый хочет изменить себя. Это объективная истина. Глупо дуться на это и капризничать. Это — условие решения задачи, которую я перед со­бой поставил.

4. Да, действительно, менять себя трудно. Но если оставить все как есть, то будет еще хуже, потому что тогда при мне останется моя деп­рессия, гнев, страх, тревожность — а вот это и правда очень тяжело.

5. Почему ужасно, что никто не сделает это для меня и за меня, так, чтобы я изменился в лучшую сторону? Ужасно — это то, хуже чего про­сто быть не может, это более, чем плохо. Тот факт, что мне придется работать над собой, испытывая при этом дискомфорт, время, энергию и, возможно, деньги — это неудобство. Но неудобство вряд ли можно назвать чем-то, что «более, чем плохо» и «то, хуже чего быть не мо­жет». Нет, это только временное неудобство. Но чем больше я преуве­личиваю для себя трудности, тем тяжелее мне будет начать и продол­жать работу. А потому лучше я буду рассматривать эту работу над со­бой, как некоторое временное неудобство.

Какие конкретно свидетельства говорят в пользу истинности моего иррационального представления? Ответ: Я не вижу никаких свидетельств. Есть довольно много доказательств, что работать над собой трудно. Есть доказательства, что невозможно просто ознакомиться с методи­ками, осознать, что они полезны, и автоматически измениться. Вот, я уже практически знаком с методикой, но изменений пока нет. Так что я просто должен выбрать, буду я работать над собой на заданных усло­виях или нет. И не стоит создавать себе дополнительные трудности, вздыхая по невозможному. Что может измениться от моих вздохов?

Что самое плохое может случиться со мной, если я откажусь от сво­его иррационального представления и буду действовать вопреки ему? Примерный ответ:

1. Я буду продолжать работать над собой, это станет моей «голов­ной болью» и «геморроем». Ну и пусть. Если я не буду работать над собой, то все мои проблемы останутся при мне и, возможно, на всю жизнь.

2. Если я откажусь и не буду работать над решением проблем, то проблемы не только останутся со мной, но еще и усугубятся. Пожа­луй, это будет еще хуже.

3. Если я буду работать над собой, то самое плохое, что может со мной случиться, заключается в том, что я не изменюсь ни на йоту. Это значит, что все мои усилия пропадут зря. Но, по крайней мере, я буду уверен, что сделал все, что мог для своего спасения. В то же время, если я ничето не буду делать, то, скорее всего, со временем мне станет еще хуже, чем сейчас. Многие вещи вносят беспокойство и некоторое неудобство в мою жизнь, но я принимаю это как должное. Почему бы мне не потер­петь некоторое неудобство в период работы над собой, чтобы сэконо­мить много времени и сил в будущем, освободив себя от лишних стра­даний. Итак, лучше я буду продолжать работать над собой.

Что хорошего может случиться со мной, если я откажусь от этих иррациональных представлений и буду действовать вопреки им?

Примерный ответ:

1. Я действительно смогу избавиться от своих проблем. Сейчас меня мучает тревога и депрессия и т. п., но смогу ослабить этот гнет.

2. Если я смогу преодолеть свой низкий порог фрустрации в одной области, то я преодолею низкие пороги фрустрации в других областях своей жизни. В частности я смогу избавиться, например, от медли­тельности, нерешительности или от переедания и т. п.

3. Для меня самая трудная и важная задача — научиться радоваться жизни, напряженно работая над собой, то есть, отказывая себе в ми­нутных радостях ради будущих достижений. Если я, в конце концов, откажусь быть несчастным, проходя через ряд ограничений, то смогу считать, что это была одна из самых серьезных и почетных задач моей жизни, которую я успешно решил.

4. По мере работы над преодолением низкого порога фрустрации — даже если это займет достаточно много времени — я буду преуспевать все больше и больше, и со временем эта работа станет доставлять мне удовольствие. Я увижу, как постепенно растет моя независимость и власть над собственными эмоциями. А что может дать чувство боль­шего удовлетворения, чем сознание того, что ты сам становишься хо­зяином своей судьбы?»

 

НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Иногда случаются ситуации, когда клиенты при явной искреннос­ти и мотивации к решению проблемы, несмотря ни на какие техники и приемы, так и не могут остановиться на каком-либо решении. Это может объясняться личностными особенностями или особенностями самой проблемы. Раньше мы уже говорили, что решения принимаются не только при необходимости изменить обстоятельства, но и при необходимости изменить свое психологическое состояние или отно­шение к происходящему.

В таких случаях консультант может применить некоторые приемы психотерапевтических подходов. Эта работа проходит на зыбкой гра­ни между консультированием и немедицинской психотерапии. Поэто­му применять эти приемы следует очень осторожно и только при уве­ренности в правильности их использования. В любом случае, следует воздержаться от использования клиентов в качестве «белых мышей», а получить практические навыки на семинарах и тренингах.

Метафора

В жизни мы сплошь и рядом используем метафору, даже не замечая этого. Мы говорим: «Ягодка моя!», выражая нежно-сладкие чувства. Или жалуемся: «Он мне сердце разбил», имея в виду крушение отно­шений. Перечисление примеров может быть бесконечным. Слыша метафору, мы буквально ощущаем, видим, даже слышим, как это дол­жно быть. Даже в данной главе использовалась метафора-ситуация о приглашенном «помощнике», переставляющем мебель в доме, благо­даря которой в один миг стала понятна отдаленная, туманная теория.

Психологическая метафора имеет особую силу. Она в виде образов и символов сообщает нашему биокомпьютеру — мозгу — информацию о возможных выходах из какой-то негативной ситуации. Эта инфор­мация объединяется с тем состоянием, которое переживает человек, и начинает запускать программу по выходу из проблемной ситуации, дискомфортного состояния.

Метафора может строиться по-разному. Приведем пример одного из возможных вариантов.

Например, консультант имеет в виду неприятное переживание. Он придумывает или берет что-либо из реальной жизни, что напоминало бы как-то данное состояние, чтобы клиент мог бы провести параллель между тем, что описывает консультант, и тем, что переживает он сам. Затем консультант описывает процесс изменения в лучшую сторону в своей истории. Заканчивает он чем-то удовлетворительным, светлым, свершившимся — в общем, чем-то хорошо расцениваемым человеком. Таким образом, он закладывает в мозг клиента программу выздоров­ления.

Итак, необходимо придерживаться следующих условий построения метафоры.

1. История начинается с описания ситуации или состояния, близ­кого к переживаемому человеком, но не относящегося непо­средственно к нему.

2. Постепенно разворачивая историю, описываются все этапы, процессы развития ситуации, которые человек может легко ас­социировать со своим переживанием или ситуацией.

3. Что бы ни являлось предметом рассказа, консультант в пове­ствовании стоит на стороне того персонажа (если таковой есть), которого клиент ассоциирует с собой, даже если этот персонаж сначала находится в незавидном положении или совершает амо­ральные поступки.

4. Метафора всегда имеет счастливое избавление от проблемной ситуации или состояния.

Для иллюстрации приведем простейший вариант психотерапевти­ческой метафоры, призванной облегчить и запрограммировать кли­ента на принятие, понимание своего состояния и успешное выздоров­ление в период острой душевной боли, вызванной утратой любимого человека. Она всегда приносит успех, снимая первоначально возни­кающее невыносимое напряжение.

«Вы знаете, когда мы получаем душевную травму, мы испытываем боль, и мы говорим, что у нас в душе рана. И душа обливается горячи­ми слезами, и они текут по душе... Слезы — это кровь души. И на са­мом деле это очень похоже на рану.

Может быть, вы видели когда-нибудь рану на теле. У нее разверну­тые края, она кровоточит, и такая боль... бесконечная, нескончаемая боль... И из раны идет кровь и стекает по телу... И кровь омывает такую большую, такую больную рану, и ей становится полегче и боль совсем немного уменьшается... И потом кровь останавливается и рана поти­хонечку начинает затягиваться... Сначала образуется тоненькая-то­ненькая пленочка... Она еще очень тоненькая и очень чувствительная, и ее нельзя касаться... И боль еще есть, и, в то же время, она уже по­меньше и ее можно терпеть...

И время идет, и вот уже пленочка стала корочкой. И вы еще бере­жете ее от прикосновений, и в то же время ощущаете, что она стала Меньше... И вы видите, что это уже только маленькое уплотнение... И вы уже понимаете, что вам безразлично все, что раньше было — и боль, и прикосновения... И вам безразличны и печаль, и радость... Наступает отдых... тишина... расслабление... Боль ушла...Ушла навсег­да... Покой... Комфорт... И вы набираетесь сил... И в то же время ко­рочка постепенно отпадает... И вы видите тонкую кожицу — мягкую, нежную... И вы бережете это место в своем теле и в своей душе... И вы стараетесь нежно касаться его...

Но вот проходит еще немного времени, и вы радостно замечаете, что вы снова можете чувствовать и в то же время понимаете, что со­вершенно выздоровели, и при этом ощущаете комфорт в душе и в теле... И вы расправляете плечи... и делаете глубокий вдох... И вот уже новая радостная жизнь наполняет ваши тело и душу... И вы свободны...»38

К настоящему времени уже издано и продолжает издаваться великое множество книг с примерами применения метафоры, сборников психо­терапевтических сказок и историй, которые являются теми же метафора­ми. Каждый консультант может постепенно собрать в своем профессио­нальном багаже метафоры на все случае жизни. Но все-таки еще лучше научиться их сочинять непосредственно для конкретного клиента.

Клиентка, обратившаяся на консультацию, не могла решиться на какой-то определенный шаг: она хотела разорвать отношения с мужчиной, но при этом боялась боли утраты, которую ей пришлось бы пере­жить в таком случае. Поэтому она долго избегала окончательного решения, хотя страдала от продолжения связи, так как ее мужчина не скрывал, что имел такие же отношения с еще одной женщиной. «Это похоже на занозу в сердце», — сказала она.

Консультант: «Когда в теле сидит заноза — это очень неприятно. И все-таки, можно потерпеть, особенно если ее не касаться. Я помню, одна моя знакомая очень долго ходила с такой занозой. Выни­мать ее было очень неприятно, потому что заноза сидела глубоко. «Потерплю немного, — думала женщина. — Когда-нибудь она сама выйдет наружу, и все пройдет само собой». И это решение показа­лось ей вполне приемлемым.

Шло время, и заноза беспокоила ее все больше и больше. Вокруг нее уже образовался целый нарыв. Теперь уже заноза постоянно напомина­ла о себе острой болью. «А теперь выковыривать занозу еще боль­нее, — думала женщина. — И потом, зачем я буду причинять себе лишние страдания? Нарыв когда-нибудь сам собой прорвется. И снова шло время. Заноза продолжала сидеть в теле женщины, причи­няя невыносимые страдания. Нарыв разросся до такой степени, что жить с ним стало невыносимо. Тело женщины горело, как в лихорадке, она не могла ни о чем думать и говорить, кроме своей боли. Вся ее жизнь сосредоточилась на занозе. И, наконец, она сказала: «Пожалуй, лучше я потерплю даже сильную боль, и выну занозу. Зато потом моя боль успокоится, и я буду совершенно здорова. А если я не сделаю этого, нарыв разрастется еще боль­ше, и я могу погибнуть». Так она и сделала.

После удаления занозы боль еще доставляла ей некоторое время стра­дания. Иногда она даже думала, уж не проще ли было оставить занозу там, где она была. И все-таки с каждым днем ей станови­лось все легче и легче.

А недавно она показала мне место, где был чудовищный нарыв. Я с трудом рассмотрела тоненький шрамчик. И женщина смеялась: какое счастье жить без занозы в теле. Если бы я не слушалась своего страха, то была бы здорова уже давно».

Психологическая метафора обеспечивает положительный эффект, даже если рассказана, скажем, во время поездки в общественном транс­порте. Но лучше всего метафора действует, если человек находится в расслабленном состоянии, а наиболее эффективна, когда она подает­ся таким образом, что человек входит в транс.

Человек в состоянии транса сосредоточен на внутреннем состоянии. Он слышит посторонние голоса, шумы, но у него нет желания реагиро­вать на них. Он не делает никаких усилий по отношению к тому, какие образы, мысли появляются и протекают в его голове. Он только наблю­дает за ними. В таком состоянии человек наиболее открыт для прямого контакта со своим бессознательным и максимально внушаем.

Для использования трансового состояния в процессе консультиро­вания необходимо выполнить следующие шаги.

1. Объяснить человеку, что такое транс, например: «Это состоя­ние напоминает момент сразу после пробуждения или непо­средственно перед погружением в сон».

2. Предложить ему почувствовать это состояние, сопровождая свое предложение невербальной и вербальной подстройкой. Это значит:

а) консультант также принимает расслабленную позу;

б) его голос звучит значительно, но мягко, негромко, повествова­ние начинается в среднем темпе, который затем замедляется;

в) в рассказе используется репрезентативная система клиента.

3. При условии выполнения предыдущих шагов использовать стан­дартные фразы. Например: «Пока вы сидите и слушаете меня, вы можете принять удобную для вас позу и начать расслабляться. Вы можете почувствовать себя комфортно и приятно расслабиться, и в то же время вы слышите мой голос, и он сливается с ощуще­нием комфорта, и вы можете видеть образы, которые свободно и бесшумно появляются в вашем расслабленном сознании. И вот теперь, когда вы расслабились так, как вам удобно и комфортно, я бы хотела рассказать вам одну историю. Слушая ее, вы можете увидеть эту историю, будто на экране, и ощущать все то, о чем в ней говорится и при этом чувствовать себя тепло и комфортно. Ваше сознание может размышлять о том, что же сейчас произой­дет, или внимательно прислушиваться к моим словам, в то время как бессознательное свободно впитывает образы моих тихих слов и ощущает, как они проникают в самую глубину».

4. Оградить по возможности клиента от внешних воздействий: в мо­мент транса он должен чувствовать себя комфортно и безопасно, его ничего не должно тревожить, и, конечно, он должен испытывать пол­ное доверие к происходящему.

5. Если во время транса все же возникают какие-то посторонние звуки, предпочтительнее будет сразу же «ввести» их в транс, сказав, например: «Вы слышите разные звуки и в то же время вы понимаете, что они не касаются вашего плавного расслабления...»

6. Говорить нужно медленно, с паузами, во время которых человек созерцает происходящее в его внутреннем мире и усваивает информа­цию. Периодически можно слегка акцентировать то или иное слово или чуть-чуть ускорять или замедлять темп речи, что создает эффект раскачивания.

7. После введения в состояние транса рассказать историю-метафо­ру, которая соответствует разрешаемой клиентом проблеме, или пред­ложить метафору состояния, используя особые связки между предло­жениями: «в то время, как...», «в это же время...», «и...», «поэтому...».

8. Закончить погружение в метафору, например, такими словами: «И вот теперь вы узнали и как все может прийти к благополучию, по­кою и безопасности, и жить в глубине вашей души. И вы можете этому чувству благополучия позволить распространиться и на все вокруг вас. Поэтому я сейчас начну считать от 5 до 1, и когда я дойду до цифры 1, вы полностью выйдете из транса. 5...4...3...2... 1. И теперь вы медленно открываете глаза».

9. Как только клиент откроет глаза, изменить позу и произнести приветствие бодрым голосом. Если человек затрудняется выйти из транса, следует взять его за руку, назвать по имени — очень мягко, но достаточно активно. Клиент обязательно должен почувствовать чет­кий переход от транса к реальности.

Фокусирование

Ю. Джендлин предлагает следующее определение этого психоте­рапевтического подхода: «Фокусирование — это форма внимания, об­ращенного внутрь, на тело, и неизвестного большинству людей. Обучение фокусированию может потребовать нескольких дней — возмож­но для этого будет необходимо проведение трех восьмичасовых сес­сий. Некоторые люди могут освоить фокусирование практически не­медленно, как только в попытках разрешить свою проблему обратятся к ощущениям тела. Но может потребоваться и несколько месяцев... с помощью незначительных, изредка предлагаемых инструкций... Фо­кусирование связано с ощущениями, возникающими в теле, на грани­це между сознательным и бессознательным. Большинство людей не знает, что любые телесные ощущения могут возникнуть именно в этой зоне и можно сосредоточиться на них. При этом сначала появляется лишь смутное чувство дискомфорта, которое потом становится отчет­ливым ощущением, и вот с этим ощущением уже можно работать, на­ходя в нем много различных аспектов»39.

Когда клиент говорит о своих переживаниях, часто, в действитель­ности, он далек от того, что чувствует. В результате получается теоре­тическое изложение о пережитом. Между тем, лучше всего способству­ет происходящим переменам только то, что переживается прямо сей­час и тут же обсуждается с консультантом. Поэтому отчужденное изложение, как правило, не дает никакого эффекта. Можно много разбираться в том, что произошло, но ничего не изменится, пока кли­ент не включится в этот процесс эмоционально, то есть не начнет пе­реживать все вновь. Именно в такой момент и происходит наиболее полное осознавание того, что происходит.

Консультант может спросить, где именно в теле клиент чувствует свою проблему. Несмотря на кажущуюся странность вопроса, как пра­вило, клиенты очень быстро начинают понимать, о чем идет речь, и отвечают на этот вопрос.

Часто ощущения возникают таким образом, что человек не может точно определить, что именно он почувствовал. Но важно то, что он нечто чувствует. Причем он может сказать, где он чувствует это нечто. Эти ощущения являются переживаниями настоящего времени. Поэто­му при описании клиентом переживания необходимо слушать, как он описывает свое ощущение: нередко описание звучит чрезвычайно ме­тафорично. При этом сам клиент может не замечать этого. Не навязы­вая сразу свою интерпретацию, следует последовательно отражать его рассказ, интонациями и переформулировками слегка подчеркивая эту метафоричность. Иногда клиент замечает это сам.

Существуют характерные черты возникающих в соответствии с про­блемой ощущений. Они:

1) возникают на границе сознательного и бессознательного;

2) носят неопределенный, несколько размытый характер, за счет чего их трудно описать;

3) при всей неопределенности узнаются безошибочно как именно ТО ощущение, которое связано с проблемой;

4) переживаются на телесном уровне;

5) имеют всегда некоторую сложность: нередко представляют собой целый комплекс ощущений, которые составляют единое целое;

6) при условии их непосредственного переживания и обнаружении клиентом связи с проблемной ситуацией приводят к новому по­ниманию на уровне сознания и к неким изменениям на бессоз­нательном уровне;

7) носят непредсказуемый характер: невозможно заранее определить, когда, где и как возникнет ощущение, как оно будет изменяться.

Консультант. Вот сейчас, когда вы говорите о том, что не знаете, как вам лучше поступить, где в теле вы чувствуете вашу нереши­тельность?

Клиентка. Это где-то в сердце... Там будто что-то наливается свин­цом, а потом снова становится пустым... И так снова и снова.

Консультант. И на что похоже это ощущение?

Клиентка. Будто я на качелях катаюсь, вверх-вниз, вверх-вниз.

Консультант. По-моему, это похоже на ваше реальное положение.

Клиентка. Да, я из-за своей нерешительности буквально раскачива­юсь от одной крайности к другой.

Консультант. Если вы сейчас постараетесь изменить ощущения в вашем сердце, чтобы оно перестало раскачиваться, то как вы это сделаете?

Клиентка. Так... Я его немного наполню...

Консультант. Делайте это прямо сейчас.

Клиентка. Я его наполняю... Но не до конца... Не свинцом... Я его наполняю жидкостью... Вот теперь оно равномерно наполнено, и оно теперь ровно пульсирует.

Консультант. Как вы могли бы связать эти новые ощущения с ва­шей проблемой?

Клиентка. Вероятно, я хочу то полностью одного, то полностью дру­гого. Но могла бы выбрать компромиссное решение: я могу не отказываться полностью от своей карьеры, но несколько сбавить темп, ограничить себя... Хотя мне это нелегко. Но зато я могла бы больше уделять внимания своим домашним. Этого мне не хочется. Но сейчас я понимаю, что для «равномерной пульсации» моей жизни мне придется отказываться от чего-то одного... Я хотела выбрать, но, кажется, лучше объединить обе стороны жизни, отказавшись частично от чего-то с обеих сторон...

Консультант. Когда вы принимаете это решение, вы ощущаете его в теле?

Клиентка. Да, я чувствую его почему-то в желудке.

Консультант. В желудке? И что вы чувствуете?

Клиентка. Как будто, голод.

Консультант. Голод? И как вы можете это объяснить?

Клиентка. Как будто, мне чего-то не хватает.

Консультант. Не хватает? Пищи?

Клиентка. Да, будто я голодная... Хотя, это больше похоже на страх. Да, как будто я испугалась чего-то?

Консультант. Вот как? И что вас пугает?

Клиентка (после долгой паузы): Мне кажется, я не могу быть вот такой, с наполненным сердцем, с сытым желудком. Как будто, это не для меня. У меня всегда должно чего-то не хватать. Если у меня будет все... Я буду бояться потерять это. Нельзя быть такой счас­тливой.

Дальше беседа продолжается уже о «вине выжившего», то есть о внут­реннем убеждении, что нельзя быть счастливее, чем родители; о том, что клиентка, следуя этой установке, сама не допускала удовлет­ворения жизнью.

Визуализация проблемы

Иногда человек затрудняется описать то, что он ощущает. Тогда можно предложить ему выразить это в виде образа, даже увидеть про­блему.

Клиентка обратилась к психологу, чувствуя, что ее жизнь рушится. Она недавно развелась с мужем, и, хотя сама хотела развода и пере­несла его относительно спокойно, у нее возникло чувство, что все хорошее в жизни закончилось. Это чувство усугублялось тем, что она жила с двумя детьми, которые создавали немало проблем, требующих немедленного разрешения. К тому же приходилось вкладывать много сил в работу, которая плохо оплачивалась, но была ей интересна. Однако материальное положение заставляло ограничивать себя буквально во всех областях жизни. Дополни­тельно подрабатывать она не могла, так как дети нуждались в ее внимании и заботе.

Предыдущая беседа с психологом не дала результата. Женщина не виде­ла ни одного выхода из создавшейся ситуации, а душевное состо­яние ее продолжало ухудшаться.

Клиентка. Я не нахожу никакого решения проблемы. Я не понимаю, в чем ее сущность. Я просто чувствую себя зажатой в тиски, кото­рые сжимаются с каждым днем.

Консультант. Вы сказали, что чувствуете себя зажатой в тиски. Если бы это были настоящие тиски, то что бы вы стали делать?

Клиентка. Вероятно, я позвала бы на помощь?

Консультант. Кого?

Клиентка. Скорее всего, людей, которые находятся рядом со мной.

Консультант. И что бы вы попросили их сделать?

Клиентка. Раскрутить тиски в обратную сторону.

Консультант. Что значит в обратную сторону?

Клиентка. Значит, вернуть их в то положение, в каком они были, когда еще не сдавливали меня.

Консультант. Давайте теперь вернемся в то время, когда вы не чувствовали себя сжатой в тиски. Чем конкретно оно отличалось от настоящего?

Клиентка. Все было то же самое, но я всегда к чему-то стремилась, чего-то ожидала. Я чувствовала, что свободна выбирать что-то. Да, я чувствовала себя свободней, чем сейчас.

Консультант. То есть, несмотря на то, что все было так же, вы чувствовали себя свободней, и могли что-то выбирать. Но что ме­шает вам сейчас делать то же самое?

Клиентка. Я не чувствую никакой опоры. Наверное, мне страшно.

Консультант. Получается, что тиски выполняют функцию опоры: выбирать страшно, но и нельзя: тиски не дают. Что бы вы делали, если бы тиски внезапно разжались?

Клиентка. Не знаю... (Задумалась.) Наверное, все то же самое. Да, я ничего не стала бы менять.

Консультант. Тогда что же вас давит, как тиски?

Клиентка. Наверное, мой страх. Страх, что я одна и вся ответствен­ность лежит на мне. Я за все отвечаю сама. Мне некого винить.

Консультант. В вашем образе вы позвали людей на помощь. Какие люди и чем могли бы помочь вам?

Клиентка. Ну, это могут быть мама, подруга.

Консультант. Чем они могут помочь вам?

Клиентка. Советом.

Консультант. Предположим, они посоветовали вам что-то. Вы по­слушаетесь их?

Клиентка. Может быть. Во всяком случае, буду чувствовать себя уве­реннее.

Консультант. Что произойдет, если все-таки вы ошибетесь, следуя их совету?

Клиентка (улыбается). Наверное, немного рассержусь на них: нечего давать плохих советов.

Консультант. То есть вам будет, кого винить?

Клиентка (смеется). Да. (Серьезно.) Вот, значит, что такое мои тиски.

В дальнейшем беседа шла о том, что вызывает страх перед ответственно­стью клиентки, и о скрытой блокирующей установке, что ее реше­ние всегда должно быть безупречным.

Метафоричность образа очевидна. Но, как это видно из предыду­щего примера, используя образ проблемы, сам консультативный диа­лог (рожденный, кстати, из ощущений) может продолжаться на ког­нитивном уровне.

Однако консультант, используя образ клиента, может работать с ним, трансформируя его в желаемом направлении в соответствии с принципом метафоры, чтобы программировать таким образом пози­тивные изменения.

Клиент. Я хочу двигаться к цели, но передо мной будто высокая сте­на.

Консультант. И что бы вы могли сделать с этой стеной?

Клиент. Разобрать по кирпичику.

Консультант. И как это можно соотнести с решением вашей про­блемы?

Или:

Консультант. Если бы вы мысленно представили себе образ про­блемы. Как это выглядело бы?

Клиент. Как стрела, которая несется на меня.

Консультант. И если бы стрела действительно неслась на вас, что бы вы сделали?

Клиент. Я бы сначала отскочил в сторону, а потом нашел бы какой-нибудь щит, способный ее остановить.

Консультант. Давайте посмотрим, как это решение можно осуще­ствить в реальной жизни.

Телесные ощущения, о которых мы говорили при применении фо­кусирования, можно соединить с визуализацией проблемы.

Консультант может предложить клиенту определить, где именно в теле находится его психологическая проблема, и затем продолжить работу следующим образом:

□ Сейчас сосредоточьтесь на своей проблеме... О Почувствуйте ее...

D Какие ощущения вы переживаете?

О Где, в каком месте вашего тела она живет? Где она расположена?

□ Какого она размера? О Какой она формы?

□ Какого она цвета?

П Она выпуклая или плоская?

□ Она гладкая или шершавая?

□ Она холодная или горячая?

□ Она жидкая, твердая, вязкая, мягкая? О Она шевелится или неподвижная?

□ Она (проблема) молчит или звучит?

□ На что она похожа?

□ Какой у нее характер?

□ Поговорите со своей проблемой. Скажите, что вы благодарны ей за то, что она рассказывает вам о том, что необходимо что-то менять, дает вам почувствовать необходимость обратить внима­ние и проанализировать происходящее.

□ Скажите вашей проблеме, что принимаете ее, как друга и как учителя, что готовы пройти свой урок.

□ Попросите ее рассказать вам, что именно она означает. Наблю­дайте ответ. Может быть, она просто покажет вам какой-то об­раз, картинку, и вы все поймете, может быть, она даст вам по­чувствовать это...

□ Побудьте рядом с ней внутри себя...

□ Попросите вашу боль еще немного пожить в вашей душе, чтобы вы могли получше разобраться в причинах, ее вызывающих...

□ Попросите ее стать теперь чуть-чуть меньше...

□ Посмотрите, как она удаляется, исчезает...

□ А теперь, как только вы сможете, медленно откройте глаза.

□ После этого необходимо проговорить с клиентом то, что с ним происходило, сконцентрировавшись на том, какую информацию принес метафорический язык образов и ощущений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал