Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и алгоритмы консультирования 12 страница
Иногда человек не замечает, как он принимает решение и в более серьезных ситуациях. Короткая иллюстрация показывает, как это может происходить: Консультант. Скажите, что подтолкнуло вас к решению выйти замуж? Клиент. Да я ничего не решала. Просто он предложил, а у меня уже возраст такой, что недолго и в девках остаться. Вот и вышла. Итак, решение и выбор вездесущи. И также вездесуща ответственность Зо принятое решение. Каким бы способом мы ни принимали его — осознанно, вдумчиво, с помощью консультантов или стремительно, спонтанно, а может быть, бессознательно, — мы, и только мы, несем ответственность за последствия такого решения, поскольку это наш собственный выбор в данных обстоятельствах из нескольких возможных. А теперь постарайтесь сосредоточиться, чтобы не запутаться в сло-вооборотах. Однако мысль важная: когда человек говорит, что он не будет принимать никакого решения, фактически он принимает решение не принимать никакого решения. И, стало быть, он несет ответственность за принятое им решение. Принять решение — это значит сделать выбор из нескольких возможностей, из нескольких направлений дальнейшего пути. Причем, выбор есть всегда. Как минимум у человека есть два варианта в каждой из трех возможностей: 1) оставить все, как есть, или что-то изменить; 2) изменить себя (свое поведение, привычки, взгляды, установки и т. п.) или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема; 3) если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть сделать выбор между деструктивным отношением, повергающим в депрессию, гнев, вину, тревожность и т. п., и отношением, при котором даже крайне негативные обстоятельства наполняются особым смыслом (В. Франкл называл это «смыслом страдания»), что делает жизнь человека содержательной и ценной для него. Изменить себя (реакции, поведение, привычки, взгляды, установки Рис. 5. Пути решения проблемы ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ Клиент, прежде чем он осознает наличие у него проблемы и необходимость ее разрешения, проходит целый ряд этапов, о которых консультант должен иметь представление. Но, преодолев их, он тоже не сразу приходит к удовлетворяющим результатам. В общем, решение проблемы — это целый путь, связанный с изменениями. Динамический процесс нарастания и разрешения проблемы может быть представлен в виде нескольких этапов. 1. Неосознанное поведение. На этом этапе общий фон определенной сферы жизни воспринимается как благополучный и не требующий изменений. Но именно в это время появляются первые признаки нарастающей проблемы. Если человек привык внимательно относиться к небольшим, «негромким» сигналам, он заметит это: как правило, восприятие таких сигналов сопровождается ощущением некоторого напряжения в теле и неясным эмоциональным дискомфортом — состоянием напряжения, легкой тревоги и т. п. 2. Осознание. «Сигналы» нарастания проблемы постепенно накапливаются. Даже если раньше человек ничего не замечал, теперь он отчетливо ощущает дискомфорт, и приходит осознание, что существует проблема. Однако пока это лишь констатация факта: «Проблема есть, но я не знаю, действительно ли надо что-то решать. Может быть, это не мне надо решать и что-то менять. Может быть, это не нужно, возможно, это лишь случайное стечение обстоятельств, и все пройдет само собой». 3. «Слепой» поиск решения. На данном этапе человек уже понимает, что «сама» проблема не «рассасывается», и ему придется проявлять активность. Однако сам скорее предпримет попытки избавиться от дискомфорта, но не разрешить возникшую проблему: тем самым, он убегает, а не идет к цели. Это — этап попыток вернуться к прежнему комфортному состоянию. Поэтому и освободиться от дискомфорта человек старается прежними способами, используя привычные модели поведения. Порой он делает это механически, не особенно задумываясь об их соответствии данной ситуации. Но старые методы не срабатывают. Все попытки остаются неэффективными. Дискомфорт и эмоциональное напряжение нарастают и достигают критического состояния. 4. Поиск информации и поддержки. Человек испытывает особенно сильный внутренний дискомфорт. Но именно состояние негативного Напряжения и заставляет человека сделать приоритетной задачей на данный период жизни. Понимание, что привычные методы неэффективны, заставляет искать новые способы. Но какие? Это пока неизвестно. Кроме того, возникает сильное сопротивление необходимости менять знакомый образ жизни, привычки, модели поведения. Возникает внутренний конфликт между необходимостью внести в свою жизнь изменения и сохранением статус-кво. Человек переживает кризис, ищет понимания, сочувствия. Одновременно он осознанно и неосознанно ищет и накапливает информацию о возможных способах разрешения проблемы. Именно на данном этапе чаще всего обращаются за помощью к психологу в надежде, что он обладает неким «волшебным» знанием. 5. Накопление информации, установление цели. На данном этапе, самостоятельно или с помощью психолога, человек систематизирует весь свой опыт и переключается с того, что его не устраивает, на то, что он хочет. Это — переломный момент в преодолении проблемы: на смену переживанию тупика приходит осознание выхода из него: «Теперь я знаю, что именно нужно менять и что именно я хочу получить вместо проблемной ситуации». 6. Применение и освоение новых моделей. После определения цели происходит поиск способов ее достижения. Человек может рассматривать различные варианты дальнейших действий, отбрасывая неисполнимые или нежелательные. Он намечает определенные этапы достижения цели, конкретные шаги. 7. Поиск способов достижения цели. Этот этап можно разделить на три периода. 1. Сознательное применение новых моделей поведения, контроль за реакциями, внесение изменений. Человек чувствует неуверенность и дискомфорт: он привык действовать по-другому. Часто он делает ошибки, поступает по-старому, несмотря на решение внести изменения: в нем еще сильно желание вернуться к привычному. Вот почему разрешение проблемы достигается только в том случае, если дискомфорт от проблемы сильнее, чем дискомфорт, вызванный необходимостью ее разрешения. 2. Возрастание чувства уверенности. В этот период человек постепенно осваивает новые модели реагирования, привыкает к изменениям. Все чаще он достигает успеха в применении новых навыков, новых способов реагирования, все больше положительных моментов находит он в изменениях. Чувство комфорта возрастает. 3. Сознательное перенесение нового опыта на другие сферы жизни. Часто разрешение проблемы в одной сфере жизни приводит к необходимости внести изменения в другую. Возможно также, что, изучая и пересматривая свою проблему, человек приходит к выводу, что источник проблемы воздействует и в других ситуациях. Тогда получение желаемых результатов при решении проблемы может стимулировать его расширить свой опыт. 8. Сохранение изменений. На этом этапе человек уже интегрировал изменения и действует уверенно, автоматически. Он расширил свой опыт, лучше узнал себя, то есть произошел личностный рост. Некоторое время он переживает чувство комфорта. После периода благополучия, если таковой наступает, происходит новое накопление неразрешенных негативных потенциалов, и вновь наступает предкризисное положение. Если проблема не разрешается, то наступает кризис. 8. Сохранение изменений (постконсультативный период) 7. Применение и освоение новых (консультативное сопровождение практического освоения новых моделей, анализ ошибок, укрепление уверенности в применении новых способов решения проблемы и поведения) 6. Поиск способов достижения цели (консультативное сопровождение при анализе, поиске, изучении новых возможностей, моделей и способов решения проблемы, репетиция поведения, изучение блокирующих моментов и их преодоление 5. Накопление информации, установление цели (консультативное сопровождение при анализе ситуации и поиске решения 4. Поиск информации и поддержки (консультативное сопровождение при принятии решения, предоставление психологической информации 3. Слепой, хаотический поиск решения 2. Осознание наличия проблемы Неосознанное поведение, накопление сигналов нарастания проблемы Практически ни один человек никогда не живет в состоянии абсолютного отсутствия проблем, а значит, и необходимости их разрешения, то есть необходимости производить изменения. Однако чем более своевременно и конструктивно разрешает свои проблемы человек, чем более он внимателен к признакам, сигнализирующим о наличии проблемы, тем более равномерной будет динамика его жизни.
ОБЩАЯ СХЕМА КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ. ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Сопровождение клиента при принятии решения условно можно разделить на следующие этапы: установление контакта с клиентом, исследование проблемы, целеполагание, выработка решений, проверка решений и обобщение, или разработка плана конкретных действий. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Знакомство, установление контакта На этом этапе основная цель — построить прочный союз с клиентом, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Для этого консультант: • представляется сам; • просит назвать имя клиента; • предлагает клиенту общую схему беседы. Например: «Сейчас я хотел бы выслушать вас и понять, в чем состоит ваша проблема, и какую помощь вы хотели бы получить в результате нашей беседы; затем мы, возможно, исследуем некоторые обстоятельства более глубоко, и для этого я буду задавать вам необходимые вопросы; а затем мы поищем решение. Вы согласны?» Консультант должен учитывать то обстоятельство, что каждый человек имеет свой стиль и свою индивидуальную скорость принятия решений-Некоторые немедленно реагируют на события, проблемы и предпочитают принимать решения быстро. Другие откладывают проблему и по- степенно, шаг за шагом, работают над ее разрешением. Если психолог будет слишком спешить, ему придется тащить клиента буквально за уши к решению, которого он пока еще просто не в состоянии принять. Естественно, в таком случае, он ответит сопротивлением, и контакт будет разрушен. С другой стороны, человек, привыкший к стремительным, не слишком обдуманным решениям, будет испытывать трудности при детальной проверке верности выбора. В таком случае консультанту необходимо придерживаться интенсивного темпа консультации, не перегружая ее детализацией, но и не упуская ничего важного. С самого начала консультант применяет техники активного слушания, следит за тем, чтобы темп его речи был комфортен клиенту, а изложение мыслей — простым и точным. Сбор информации, исследование проблемы Цель данного этапа — определить: • зачем обратился клиент? • как он сам видит свою проблему? • видит ли клиент свои возможности для разрешения проблемы? • в чем они, по мнению клиента, заключаются? Психолог старается понять мир клиента и его восприятие своей проблемы. На этом этапе в задачи консультанта входит: 1) выслушать изложение проблемы; 2) помочь клиенту ясно выразить его затруднения; 3) сформулировать определенные задачи. При анализе межличностных проблем он задает вопросы: • о ходе событий, • об участниках событий, • об их конкретных действиях, • о результатах этого взаимодействия, • о том значении, которое придает клиент этим событиям, а также • чем именно не устраивают результаты взаимодействия. При работе с негативными состояниями (раздражительность, скованность, повышенная тревожность, напряженность, неприятные или вредные привычки, депрессия, застенчивость и т. п.) консультант может задать клиенту следующие вопросы. 1. Когда появилась проблема? • Есть ли такие периоды, когда проблема всегда возникает? • Есть ли такие периоды, когда проблема вообще не возникает? 2. Где возникает проблема? • Существует ли такое место, где проблема возникает всегда или особенно часто? • Есть ли такие места, где она вообще не возникает? 3. Как внешне выглядит эта проблема? f • Что мы смогли бы увидеть, если бы имели видеозапись? • Какие бы мы увидели жесты, позиции тела, поведение? • Что бы мы могли услышать? 4. В чьем присутствии появляется проблема? • Кто чаще всего находится рядом при возникновении проблемы? • Что другие люди делают и говорят о человеке, имеющем эту проблему и о ней самой? 5. Что из-за проблемы клиенту приходится делать иначе? • Каким образом проблема нарушает обычную активность клиента или мешает в том, что он хотел бы сделать? • Как выглядела бы жизнь и деятельность клиента без его проблемы? (Этот альтернативный вопрос позволяет иногда получить важную информацию.) 6. Какие из типов проблемного поведения проявляются во время сессии? Иногда клиенты проявляют проблемное поведение прямо при общении с консультантом. Заострение внимания на этих проявлениях помогает наглядно представить, каким образом возникают проблемы, и обсудить это Обсуждение проблемного поведения полезно прямо в процессе его предъявления. Эта беседа должна иметь не осуждающий или обвиняющий характер, а выстраиваться как анализ интересных и важных аспектов поставленной задачи. Клиент, постоянно попадающий в конфликтные взаимоотношения, говорит с психологом в обвиняющих, резких интонациях. Консультант. Сейчас, когда я слушал вас, мне показалось, что вы обижены на меня и сердиты, будто я сделал что-то недопустимое. Клиент. С чего вы взяли? Я говорю как обычно, просто рассказываю о своей проблеме. Что не так? Чем вы недовольны? Консультант. Наверное, такое впечатление произвели на меня интонации, с которыми вы говорили, и некоторая особенность строить фразы. Клиент. Не выдумывайте! С чего это мне на вас обижаться? Я говорю обычно! Консультант. У меня есть предложение: представьте, что все это вы говорите самому себе. Повторите еще раз ваши слова, глядя на себя в зеркало. Клиент повторяет, при этом смотрится в предложенное консультантом большое зеркало. Клиент. Да, действительно, грубовато получается. А ведь я совсем не имел в виду ничего плохого1 Консультант. Как вы думаете, могут ли других людей, так же, как меня, сбивать с толку ваши интонации? Клиент {задумчиво). Да, пожалуй... В процессе сессии, пока клиент самостоятельно и с помощью вопросов рассказывает о себе и своих затруднениях, консультант собирает информацию о нем не только с его слов, но и обращая внимание на: • позу, жесты, мимику и пластику, • общее эмоциональное состояние, • способ формулировать фразы (активная или пассивная позиция в ситуации и в жизни; миф о всемогуществе или беспомощность, стремление контролировать или подчиняться и т. д.); • отношение к ответственности и вине, свободе выбора и долженствованиям, свободе и зависимости и т. д. Все это дает консультанту представление о строении внутреннего мира клиента: его представлениях о себе, стиле взаимоотношений с окружающими, о возможных ресурсах и, наоборот, блокирующих решение обстоятельствах и качествах. Часто у клиента обнаруживается множество проблем. Если психолог попытается решать их все одновременно, скорее всего, процесс консультирования будет хаотичным. В таком случае, либо оба, и консультант, и клиент, в процессе обсуждения, перескакивая с одной темы на другую, будут упускать из вида важные моменты, либо впоследствии Уже сам клиент, реализуя сразу несколько решений, потерпит неудачу. Поэтому на данном этапе необходимо выстроить иерархию проблем клиента: • отделить проблемы одну от другой; • выделить ту проблему, которую клиент считает наиболее важной или неотложной, и принять ее к работе; • остальные проблемы обозначить и сформулировать с тем, чтобы поработать с ними в дальнейшем. Например: «Итак, из вашего рассказа я понял(а), что в связи с тем, что вы живете совместно с родителями мужа, у вас возникают конфликты со свекровью, которые усугубляют и без того напряженные отношения с супругом. Кроме того, вы чувствуете, что ваш сын-подросток отдаляется от вас. В связи с этим вам необходимо решить, что лучше: разъехаться с родителями, развестись или наладить взаимоотношения в семье. При этом вы предпочли бы наладить отношения, но не знаете, возможно ли это. Верно? (Клиентка подтверждает). Мне представляется, что эта большая проблема состоит из нескольких: 1) ваши взаимоотношения со свекровью, 2) ваши взаимоотношения с мужем, 3) ваши взаимоотношения с сыном. Может быть, последовательно разобравшись с каждой из этих проблем, вам будет легче принять верное решение? (Клиентка соглашается). Тогда, как вы считаете, с какой из этих трех задач необходимо разобраться в первую очередь?» Затем необходимо остановиться на исследовании возможностей клиента. Для этого следует выяснить: □ Обдумывал ли клиент пути решения проблемы, каковы его идеи на этот счет /" Например: «До того, как вы пришли на консультацию, вы, вероятно, обдумывали возможные выходы из положения. Не могли бы вы поделиться ходом своих рассуждений и выводами?» □ Были ли раньше аналогичные ситуации? Например: «Случалось ли вам раньше сталкиваться с подобной проблемой?» или «Приходилось ли вам раньше переживать что-то подобное?» D Что помогало ему раньше в аналогичной ситуации? Например: «Из вашего рассказа я вижу, что у вас действительно богатый опыт в разрешении конфликтов. Как вы думаете, что помогало вам в этом?» П Какие личностные черты клиента могут способствовать решению проблемы? Обсуждение сильных сторон личности клиента в течение беседы может быть началом подключения к его ресурсам. Например: «У вас действительно сложная проблема, но тем не менее вам удавалось достаточно долго поддерживать вполне удовлетворительные отношения. Как вы думаете, какие ваши личностные качества помогали вам в этом?» или «Из вашего рассказа я вижу, что вы обладаете большим терпением и настойчивостью. Эти качества обязательно помогут вам в разрешении теперешней ситуации». Консультант, задавая вопросы, говорит с клиентом о его чувствах, его роли в происхождении событий. Но самое главное — он наблюдает за эмоциональным состоянием клиента непосредственно во время рассказа. Хотя, как правило, в самом начале консультативного процесса люди предпочитают сдерживать эмоции и разговаривать «вежливо» в рамках общепринятой этики поведения, их микромимика, мелкие движения пальцев, поза и т. д. могут сообщить наблюдательному психологу о многом. При этом консультант настраивает клиента на конструктивное и реалистичное восприятие проблемы. Например: «Мы не можем изменить другого человека, если он сам этого не хочет», «Изменяя свою жизнь, вы изменяетесь сами, а затем происходит изменение отношения к вам других людей», «Нужно время и терпение, чтобы измениться» и т. п. Иногда, чтобы клиент принял такую позицию, бывает необходимо вступить с ним в дискуссию. Консультант. Вы считаете, что вы правы, и поэтому ваш партнер должен изменить свои взгляды на семейную жизнь, а не вы. Но из вашего рассказа я поняла, что он тоже считает себя правым, так? Клиентка. Да. Он даже слушать меня не хочет, говорит, это я выдумываю проблемы. Консультант. Давайте теперь представим, что ваш образ жизни его не устраивает, и он хочет, чтобы вы изменили свои привычки, стали ходить с ним на футбол и предпочитали свободный образ жизни, а не семейный уют. Стали бы вы меняться? Клиентка. Да с чего я должна меняться? Я считаю, что так, как он, жить нельзя. Надо быть более ответственным человеком. Консультант. То есть вы не стали бы меняться, даже если бы он начал настаивать? Клиентка. Нет! Никогда! Консультант. Значит, если вы не захотите, вы не изменитесь, несмотря на его уговоры и даже скандалы? Это действительно не в его власти? Клиентка. Конечно. Если бы я считала, что живу неправильно, я бы поменялась. Но я думаю, что я права. Консультант. Возможно, ваш партнер рассуждает точно так же и считает, что он живет так, как ему надо, как вы думаете? Клиентка. Возможно. Консультант. Считаете ли вы теперь, что можете его изменить по своему усмотрению? Клиентка. Да, вероятно, из этого ничего не выйдет. А. Блазер и соавторы отмечают, что необходимо рассматривать проблему или клиента с его проблемой не в отрыве от окружающих обстоятельств, а внутри какой-то вышестоящей системы (партнерские отношения, семья, общество). В этой связи предлагается задавать вопросы: □ Какой смысл или какое конечное значение имеет проблема? □ Какую задачу решает эта проблема? □ Для чего нужна клиенту эта проблема? Для чего он ее культивирует? Чего он пытается этим добиться? □ Какую роль он, тем самым, приписывает себе, или какая роль отводится ему другими? □ Какую функцию выполняет проблема в настоящей жизненной ситуации клиента, в его отношениях? Эти вопросы практически всегда вызывают сопротивление. Человеку трудно взглянуть на ситуацию, которая настолько неприятна, что вынудила его обратиться к психологу, как на результат собственных усилий. На этом этапе он с трудом воспринимает мысль о том, что он сам создает, поддерживает и даже бессознательно заботится о существовании проблемы. И это не удивительно, ведь признание справедливости такого утверждения неизменно вызывает чувство вины. Вот почему, хотя такие вопросы, безусловно, необходимы, следует задавать их при соблюдении перечисленных ниже условий. 1. Между клиентом и консультантом уже существуют доверительные доброжелательные отношения. 2. В процессе консультирования уже состоялся разговор о неотвратимости ответственности за происходящее в жизни клиента (иногда это выливается в сложную экзистенциальную дискуссию). 3. В процессе консультирования уже обсуждалось единство противоположностей всех явлений этого мира. Например: «Любая медаль имеет две стороны, и если «медаль» — это проблема, то и у нее должна быть позитивная сторона; вот ее-то нам и нужно рассмотреть». 4. Психолог должен быть готов к обсуждению возникшего чувства вины. Например: «Обычно никто не хочет нажить себе проблему. Каждый человек совершает поступки в силу возникшей потребности. И каковы бы ни были принятые решения или чувства, они исходят из внутреннего состояния или понимания ситуации. Поэтому то, что произошло, вероятно, должно было произойти. Сейчас вы меняетесь, и меняется ваше восприятие ситуации. Есть ли смысл в том, чтобы обвинять себя за то, что вы не могли тогда смотреть на обстоятельства сегодняшними глазами? А вот, что мы действительно можем обсудить, так это из чего «выросла» ваша вина. Ведь вина возникает тогда, когда мы нарушаем какие-то внутренние правила, установки, ограничения». Обычно такие обсуждения вновь возвращают беседу к теме разделения ответственности за происходящее. Две крайности — взять всю ответственность на себя или переложить всю ответственность на плечи других — обычно не соответствуют действительности. Особенно важно говорить об этом, когда проблема касается межличностных отношений. «Задавая вопрос о функциональном смысле проблемы, психотерапевт не стремится проникнуть в область внутриличностностных конфликтов, поскольку последние чаще всего не осознаются... Ответ на вопрос о значении проблемы следует искать в конкретных, понятных межличностных отношениях здесь и сейчас, в партнерских связях, в семье, на работе и других межличностных отношениях»27. С этой целью клиенту могут быть заданы следующие вопросы: О Какую роль играет проблема или клиент во взаимодействии партнеров? □ Не является ли проблема частью борьбы за власть? □ Не пытается ли клиент неподходящими средствами построить отношения или, может быть, проблема позволяет ему принять желаемую для него роль? «Вторичная выгода» — это один из важнейших факторов, формирующих проблемы, с которыми сталкивается клиент, и которые способствуют устойчивости этих проблем. Не всегда в начале взаимодействия с клиентом удается получить ответы на перечисленные вопросы. Однако необходимо иметь в виду, что если клиент затрудняется разрешать свою проблему, несмотря на очевидный вред от ее присутствия, консультанту необходимо снова вернуться к вопросам о вторичной выгоде проблемы. Основные условия исследования проблемы □ Консультант должен быть искренним и открытым с клиентом. Он может сообщать ему о своих чувствах, возникающих в процессе консультативного взаимодействия. Например: «Мне показалось, что мой последний вопрос вызвал у вас раздражение. Если это так, то что именно вас задело?» или «Сейчас у меня возникло чувство, будто я стучусь в дверь, которую мне не хотят открывать. Вы односложно отвечаете на все мои вопросы. И я думаю, как я смогу помочь вам, если не чувствую вашей готовности быть открытым? Готовы ли вы доверять мне?» □ В процессе изложения клиентом проблемы и по его завершении консультант кратко повторяет рассказанное, выделяя основные моменты. Именно таким образом клиент может «взглянуть» на проблему со стороны. Вдобавок он может либо убедиться, что психолог понял его правильно, либо поправить его, указав на неточности. □ Консультант должен учитывать, что клиенту необходимо понимать происхождение и цель вопросов, которые ему задаются. Если цель вопросов клиенту не ясна, это будет вызывать настороженность и сопротивление. □ Консультант должен помнить, что многие вопросы могут вызывать болезненные реакции клиента, поэтому необходимо задавать их в достаточно мягкой форме. Кроме того, нужно воздерживаться от вопросов, которые неуместны или слишком преждевременны, то есть клиент еще не готов на них ответить. В противном случае консультант будет причинять напрасную боль клиенту. Постепенно клиент поймет это, и консультативный контакт будет разрушен. □ Отражая и резюмируя, консультант заботится об экологической чистоте консультации, предотвращает искажение информации. Иногда одного этого бывает достаточно, чтобы клиент более глубоко разобрался в своих затруднениях и самостоятельно принял определенное решение. Для иллюстрации сказанного давайте представим следующую ситуацию. Клиент пришел на консультацию в новом костюме с просьбой помочь ему решить: сделать его длиннее или короче, расширить в талии, или, наоборот, убрать лишнее. Можно давать ему подробные и дельные советы, описывая, как это выглядит, но он все равно не будет видеть этого сам. К тому же, ни он, ни консультант не могут с уверенностью сказать, что предложенное решение придется ему по вкусу. Но вот консультант предлагает ему зеркало и ничего не говорит от себя: клиент просто смотрит в него и сам решает, где и как нужно произвести изменения.. Целеполагание На данном этапе психолог помогает клиенту решить вопрос о том, что он хочет получить в своей жизни вместо не удовлетворяющего его положения, то есть: • каким он хочет стать? • чего он хочет добиться? • что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут? Это очень важный этап. Консультанту нужно быть особенно внимательным, чтобы не подменить истинные цели клиента своим представлением о них. Кроме того, когда у консультанта появляется четкое определение проблемы, появляется соблазн тотчас же приняться за ее решение. Однако соображения психолога относительно решения проблемы могут совершенно не совпадать с мыслями клиента. Установление цели. Цель должна быть четко сформулирована. Часто вопросы относительно желаемого результата в корне меняют направление беседы. Клиент должен осознать, что если ему что-то не нравится, но он не имеет представления, куда идти, то он не решает проблему, а убегает от нее. А если он даже знает, куда хочет попасть, это вовсе не означает, что ему обязательно понравится там, куда он придет. Поскольку в большинстве случаев клиенты высказывают именно желание избежать проблемы, то для установления цели, в соответствии с которой необходимо будет достигать определенных изменений, необходимо переформулировать запрос клиента. Переформулирование — наиболее важная составляющая процесса изменений, предполагающая: • перемещение фокуса внимания с проблемы на решение, • замену формулировки проблемы с пассивной на активную, • конкретизацию понятий, заложенных в формулировку решаемой задачи. Клиент заявляет, что «нервотрепка его замучила, и он не знает, что надо делать». □ «Нервотрепка замучила». => Пассивная позиция — его мучает нервотрепка. По сути, поделать с этим ничего невозможно, так как все зависит не от самого клиента, а от нервотрепки, которая его мучает. Консультант обсуждает с клиентом в действительности заложенный в эту фразу смысл и предлагает ему сформулировать свою проблему в активной позиции. □ «Я не хочу нервотрепки». => Позиция активная: действующим ли- цом является уже не нервотрепка, а «я» (сам клиент), но фокус его внимания — по-прежнему на проблеме, то есть на том, чего он не хочет. Клиент скорее убегает, а не идет к цели. Фактически он не видит результата, к которому можно было бы стремиться. Консультант обсуждает это с клиентом и высказывает мысль, что если убегать, а не двигаться к цели, то неизвестно, куда он придет, и понравится ли ему там.
|