Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и алгоритмы консультирования 14 страница






1. Контракты на изменение других. Это может быть открытый зап­рос на изменение другого человека, например: «Как заставить мужа вовремя приходить домой и помогать по хозяйству?» Другой вариант — скрытый «заказ». Так, мужчина, который заявляет цель: «Хочу быть свободным», в действительности под свободой подразумевает изме­нение поведения жены. В любом случае, заказ на изменение других невыполним, поскольку человек может меняться только по своему желанию. Заставить его меняться, применяя давление, шантаж, мани­пуляции — означает применить психологическое насилие, что проти­воречит этике консультирования. Да и в этом случае человек не меня­ется, а лишь внешне приспосабливается к обстоятельствам.

2. Вечные контракты. М. и Р. Гулдинг пишут о них так: «Некоторые клиенты могут вечно работать над целью, скрытой в будущем. Их сек­ретный план — оставаться несчастными до полного излечения... Пер­воначальная причина психотерапии забыта или даже не важна. Они работают, чтобы, как в детстве, получать поглаживания за тяжелый труд и страдания»32. С такими клиентами необходимо обговаривать имен­но те причины, которые заставляют их «зависать».

3. Игровые контракты. В этом случае клиент преследует иную (скры­тую) цель, не ту, которую он сам заявляет. Наиболее эффективным может оказаться предложение представить игру (преследование не яв­ленной консультанту цели) завершенной и спрогнозировать «худший» и «лучший» ее результаты. Иногда результаты представляются абсурд­ными, иногда клиент совсем не может представить себе результат (ведь не он его интересовал). Если клиент вовсе не осознает, что ведет игру, необходимо продемонстрировать ему эту игру и обсудить ту проблему, которая заставляет его «играть».

Выработка решений

Этот этап может быть самым продолжительным, особенно в случа­ях осложненного решения. Основная задача консультанта — вырабо­тать совместно с клиентом как можно больший набор стратегий пове­дения и способствовать выбору оптимального варианта решения про­блемы. Человек, который имеет ограниченный способ действий, всегда испытывает затруднения в жизни, полной непредсказуемости и раз­нообразия. Но, имея целью расширить его, консультант и клиент за­частую сталкиваются с типичными трудностями творческого процес­са. Чтобы преодолеть их, психолог на данном этапе может применять свои знания о работе в различных подходах (когнитивной, стратеги­ческой психотерапии, гештальт-терапии и т. д.). В первую очередь, для того, чтобы создавать условия для выработки решения самим клиен­том, а не подталкивать его к решению, которое уже принял за него консультант.

Хорошей проверкой экологической чистоты консультации может стать «взгляд со сторо­ны» способен ли предполагаемый сторонний наблюдатель по диалогу клиента и консультан­та понять, как психолог стал бы разрешать данную проблему, если бы она стояла перед

ним самим? Если со стороны сделать это невозможно, то, вероятно, и клиент не чувству­ет, что решение ему навязывается Если же в

диалоге сквозит отношение консультанта к данной проблеме и представление о ее реше­нии, то, конечно же, их ощущает и клиент Это значит, что психологическая территория клиента «затоптана» ценностями консультанта, и проблему решает психолог, а вовсе не клиент

Конечно, в случае очевидности мнения консультанта о профессио­нализме говорить не приходится, более того, здесь присутствует еще и элемент скрытого насилия. Клиент, по сути, оказывается в ситуации, когда некто, приглашенный повесить полочку, заявившись в его квар­тиру, начинает переставлять мебель, считая, что она стоит «неправиль­но». Какие чувства он при этом может испытать?

Поэтому консультанту необходимо постепенно, шаг за шагом, с по­мощью вопросов и уточнений вносить ясность в видение клиента, при этом соблюдая экологическую чистоту процесса.

Консультант (резюмирует предыдущий этап беседы). Итак, вы пе­речислили несколько вариантов вашего поведения: вы могли бы или развестись с мужем, или устроить ему скандал, или пойти и разобраться с «той женщиной», или поговорить с мужем по-хоро­шему, или же сделать вид, что ничего не произошло. И вы приняли решение: сделать вид, что не знаете об измене супруга, и продол­жать вести себя по-прежнему, чтобы сохранить в семье ровные отношения. Как вы думаете, вы действительно сохраните желае­мое равновесие?

Клиентка. Думаю, да. Если в семье все будет по-прежнему, нам не придется выяснять отношения. Муж не переносит «разборок», он все равно ни в чем не сознается, мы только поссоримся. К тому же он привязан к дому, к привычному укладу. Если все будет по-прежнему, он не променяет семейный уют на первую встречную женщину.

Консультант. Вы действительно сможете относиться к вашему мужу по-прежнему, ничем не выдав свои переживания?

Клиентка. Мне кажется, сумею. В конце концов, он по-прежнему заботится о нас с дочкой. Если бы не случай, я никогда не узнала бы о его измене. Я думаю, что редкий мужчина может сохранять верность достаточно долго. Так что лучше этого просто не заме­чать, если хочешь иметь семью. Думаю, постепенно я смогу просто «забыть» об этом.

Консультант. Но в настоящее время вы еще очень угнетены. Как вы думаете, муж заметит это?

Клиентка. Возможно, заметит, но тогда я сошлюсь на недомогание.

Консультант. Как долго вы сможете на него ссылаться?

Клиентка. Пару дней. Потом я могу пригласить подругу в гости, чтобы отвлечься. Я думаю, до выходных дней я смогу взять себя в руки.

Консультант-женщина предпочла бы другой путь. Но она никак не проявляет своего личного отношения к этой неоднозначной ситуации. Она лишь задает вопросы, позволяющие клиентке самостоятельно еще раз проверить возможность осуществления ее собственного решения.

Итак, на данном этапе консультант:

• суммирует проблемы клиента, как он их понял,

• повторяет формулировку желаемого результата,

• противопоставляет реально существующей ситуации предпо­лагаемое позитивное будущее.

Когда клиент затрудняется в выборе окончательного варианта, ста­новится крайне важным знание теории и методологии активации ре­шения, а также особенностей окружения, социальной и культурной среды, в которой живет клиент.

Иногда консультант может выдвинуть несколько своих гипотез от­носительно возможных вариантов решения. Но это возможно только тогда, когда клиент совершенно дезориентирован и на все попытки кон­сультанта стимулировать его творческое мышление реагирует словами: «Не знаю, что делать...», «Не представляю...», «Не могу решиться».

В этом случае консультант может поделиться с клиентом пришед­шими ему на ум решениями, после чего попросить клиента дать оцен­ку, насколько они:

• подходят ему,

• соответствуют его ожиданиям,

• близки тому, что он сам хотел бы предложить.

Однако если предложения будут высказаны в форме прямого ука­зания, даже очень хороший совет может быть отвергнут сразу или при­нят, но так никогда и не приведен в действие.

Некоторые проблемные ситуации имеют не одно какое-либо ре­шение, а целую программу взаимосвязанных действий. Следует также учесть, что первичные решения часто могут иметь продолжение в виде подрешений (решений второго уровня). Например: Стоит ли развес­тись с мужем, который изменил? Если нет, то стоит ли говорить ему о том, что его измена перестала быть тайной? Если говорить, то каким образом строить разговор? Если не говорить, то как себя вести?

Решения, как первого, так и второго уровня, оцениваются клиен­том с точки зрения приемлемости для него. В результате выбирается наиболее оптимальное из них.

Однако такой простейший алгоритм разрешения проблемной си­туации распространяется далеко не на все случаи консультирования.

Достаточно типичен вариант развития событий, при котором кли­ент заявляет: «Нет, все равно не могу ни на что решиться» или «Все равно это ни к чему не приведет», «Ничего не получается, ни одно ре­шение не устраивает меня по-настоящему».

От клиента игровой ориентации можно услышать: «Я так и знала, вы мне не помогли!» или «Я и без вас все это знал. Я думал, вы сможете предложить мне что-нибудь неординарное. А это мне не подходит».

Клиент рентной ориентации чаще всего может потребовать: «Дай­те конкретный совет! Ведь вы же психолог, а не я!» Такой клиент не собирается о чем-либо размышлять. Все, что ему нужно — «чудо» или конкретные шаги по манипулированию другими людьми.

Если события развиваются по одному из этих вариантов, консуль­тант вынужден прибегнуть к конфронтации, а также применить тех­ники активации решения, речь о которых пойдет ниже.

Кроме того, процесс принятия решения может быть затруднен тем, что за предъявляемой целью стоит глубинная цель, опирающаяся на скры­тые потребности и наклонности характера.

Например:

• домохозяйка, решающая вопрос, стоит ли ей устроиться на работу, на самом деле может быть заинтересована не в работе, а в общении;

• мужчина, заявляющий цель наладить взаимоотношения с же­ной, имеет глубинную цель получить от психолога модели ма­нипуляции ею и способы тотального контроля над ней;

• девушка, высказывающая неудовлетворение своей работой в детском саду, на самом деле, не удовлетворена отсутствием мужского общества и невозможностью в связи с этим пост­роить семью.

Понимание глубинной цели помогает найти другие пути достиже­ния или ведет к полному отказу от достижения предъявленной цели.

Проверка решений

После того как решение принято, следует его проверка, имеющая несколько составляющих.

Логический анализ: клиент должен ответить себе на вопрос: «Если я это сделаю, то получу ли я желаемое?» Например, консультант может спросить: «Итак, давайте представим себе, что вы уже разменяли свою квартиру и предоставили вашей дочери самостоятельно решать свои проблемы. Сможете ли вы тогда выделить время и средства для заня­тия любимым делом?»

Анализ реакций тела: задача консультанта — проследить реакции тела Клиента в момент, когда он уже принял решение, что преобладает в его состоянии: напряжение, расслабление, легкость и т. п. Например: «Итак, вы приняли решение. Что вы сейчас ощущаете? Чувствуете ли вы напряжение или расслабление?» или «Наше тело часто подает нам сигналы раньше, чем мы можем разумом оценить верность решения. Что вы сейчас ощущаете? Обратите внимание на дыхание — легче или тяжелей вам стало дышать? Расслабились ли вы или, напротив, чувствуете напряжение, тяжесть?»

Эмоциональный анализ: необходимо уделить внимание и эмоцио­нальным реакциям в момент, когда решение принято, испытывает ли клиент удовлетворение, радость или, напротив, угнетение, тревогу. Например: «Что вы чувствуете сейчас, когда решение уже принято?»

В случае возникновения негативных реакций необходимо:

1. Выяснить, что является причиной негативной реакции:

• решение сопряжено с реальной опасностью или неприятны­ми шагами;

• решение не соответствует желанию;

• решение не удовлетворяет какую-то потребность;

• движение к цели вызывает внутреннее сопротивление неяс­ного характера (в таком случае следует проверить, чем выгод­но данное положение).

2. Проанализировать обнаруженную причину негативных реакций и продумать, следует ли ее учитывать при принятии решения.

3. Видоизменить решение и вновь проверить его, если негативная реакция должна быть учтена.

Консультант. Вы говорите, что, несмотря на принятое решение, вам не стало легче, а даже наоборот, вас как будто придавило, и вы чувствуете себя угнетенным. Как вы думаете, чем это вызвано?

Клиент. Понимаете, как представлю себе этот разговор с начальни­ком о том, что я отказываюсь от командировок из-за жены... Он не поймет меня. И потом, меня уже никогда не повысят. Ну, кто я буру? До конца жизни простой исполнитель чужих идей!

Консультант. Получается, что если вы примете это решение, то вам придется отказаться от профессионального роста и карьеры. Смо­жете ли вы смириться с этим?

Клиент. Просто бессмысленное существование.

Консультант. Похоже, ваше решение не назовешь удачным. Может быть, стоит поискать другие способы сохранить семью?

Иногда негативные реакции возникают в том случае, если не учте­ны неосознаваемые клиентом глубинные цели, являющиеся первопри­чиной необходимых изменений. В таком случае необходимо найти их и учесть при принятии окончательного решения.

Консультант. Мне кажется, ваше решение перейти в другую орга­низацию, где работа будет более спокойной, совсем не радует вас.

Клиентка. Да, как-то скучно.

Консультант. Вы избавляетесь от конфликтов и напряжения на од­ной работе, но зато приобретаете скуку на другой.

Клиентка. Да. Все одно и то же: здесь с утра до вечера на работе, там с утра до вечера... Сколько уже меняла работу — везде одно и то же. Утром вставать не хочется, просто тошнит от мысли, что снова придется весь день провести на службе.

Консультант. Бывают ли в вашей жизни ситуации, когда вы чувству­ете удовлетворение?

Клиентка. Иногда. В основном, когда я целый день дома, пеку пиро­ги, вяжу что-то мужу или детям. Господи, я так люблю свой дом. Раньше мы жили в коммуналке, а сейчас, когда дела у мужа пошли хорошо, у нас замечательная квартира. Я столько души в нее вло­жила. Там все так, как я хочу! Муж предоставил мне решать, как надо ее обустроить. И вот мне приходится бывать в ней только по вечерам и один день в воскресенье. Обидно!

Консультант. Вы так вдохновенно говорили о своем доме, что я вижу — никакая работа не может устроить вас, так как любая из них отрывает вас от него. Правильно ли я поняла вас, что вы предпочли бы заботиться о доме, муже и детях, чем ходить на службу?

Клиентка. Правильно. Я бы с большим удовольствием совсем не ра­ботала.

Консультант. Другими словами, на самом деле вы вовсе не хотите найти хорошую работу? И сейчас это становится очевидным. Но тогда давайте обсудим следующий вопрос: на какой результат вы надеялись, когда решили пойти на консультацию психолога?

Клиентка. Трудно сказать... Наверное, я надеялась на чудо: вот при­ду и выяснится, что мне нельзя работать. (Смеется.)

Консультант. Значит, на самом деле вы пришли за вескими аргу­ментами, что вам просто не нужно ходить на работу. Это и есть истинная цель консультации?

Клиентка (смущенно). Получается так, но честное слово, я даже не подозревала этого! Мне-то казалось, что я хочу избавиться от по­стоянного напряжения и раздражения из-за той работы, где я сей­час. Но сейчас я действительно должна признать — никакая рабо­та мне не интересна.

Консультант. И поэтому любое решение в пользу работы вас бы не устроило?

Клиентка. Похоже, так...

Консультант. Но что мешает вам решиться перестать работать и заниматься домом и семьей?

Клиентка. И кто тогда я буду? В моей родительской семье всегда неуважительно отзывались о «домашних клушах». Муж хорошо за­рабатывает, но я боюсь, муж перестанет ценить меня, если я стану домохозяйкой. Ну и потом, нужно какое-то общение.

Консультант. То есть, как я вас поняла, на самом деле, ваша истин­ная цель — оставаясь домохозяйкой, сохранить интерес мужа к вам и иметь какое-то общение? Это могло бы принести вам удов­летворение жизнью?

Клиентка. Да, конечно! Но мне кажется, это не очень-то хорошо, когда женщина сидит дома. Обо мне будут думать, что я «домаш­няя клуша».

Итак, в результате проверки решения произошло «вскрытие» глубинной причины неудовлетворенности работой и истинной цели консуль­тирования. Были установлены цели клиентки, достижение которых действительно может принести ей удовлетворение. Далее должно было последовать разделение двух проблем — сохранить интерес мужа и найти или сделать возможным круг общения — и решение каждой по отдельности. Однако в действительности процесс за­труднен блокирующей установкой клиентки, что женщина, сидя­щая дома, поступает неправильно и достойна осуждения (будет «домашней клушей»). Поэтому, прежде чем решать целевые про­блемы, необходима работа над блокирующим убеждением.

Обобщение

Цель данного этапа — активизировать практическую реализацию принятого решения. Опыт показывает, что клиенты часто очень быст­ро теряют то, что они приобрели на консультации, и необходимо пред­принимать специальные шаги, чтобы быть уверенным, что конструк­тивные решения, принятые в рамках консультации, не пропали даром. Основная цель на этом этапе —разработать конкретный план действий. Консультант обсуждает с клиентом, что он должен предпринять, что­бы достигнуть намеченной цели. В процессе этого обсуждения пере­числяются и детализируются планируемые действия и поступки, а не звучат общие фразы.

Клиент, первоначально заявлявший свою проблему как постоянно возни­кающие конфликты, которые он объяснял «предательством» окру­жающих людей, в процессе исследования с консультантом конк­ретных примеров, когда и как она (проблема) проявляется, опыта самостоятельного решения проблемы и т. п., осознал, что строил необоснованные ожидания по отношению к людям. Кроме того, сам стиль его общения носил обвиняющий характер. В приводимом отрывке из конца второй консультации, которая была посвя­щена формулированию того, чего хочет клиент, и определению четкой цели, обсуждается реализация принятого решения.

Консультант. Итак, мы пришли к выводу, что вам необходимо на­учиться лучше понимать людей, чтобы меньше ошибаться в своих ожиданиях и меньше попадать в конфликтные ситуации. И еще поработать над изменением своей привычки строить фразы и ин­тонации в обвинительном тоне. Что необходимо сделать для это­го? Как вы думаете?

Клиент. Сначала я должен понаблюдать за собой и поучиться разго­варивать с людьми в другом тоне.

Консультант. Как именно вы будете это делать?

Клиент. Сначала я буду тренироваться дома.

Консультант. Очень полезен бывает диктофон. Вы сможете слы­шать себя со стороны. Например, сначала произносите фразы так, как если бы вы произнесли их в беседе с кем-либо. А затем про­износите более доброжелательно.

Клиент. Вероятно, время от времени мне понадобятся консультации психолога.

Консультант. Как вы узнаете, что вам нужна консультация?

Клиент. Когда я пойму, что у меня что-то не получается или мои действия не дают результатов.

Консультант. Каких результатов?

Клиент. Мое общение станет доброжелательным. Вероятно, и люди как-то изменят свое отношение ко мне.

Консультант. Как именно?

Клиент. Думаю, они тоже станут более доброжелательными ко мне.

Консультант. Но они могут быть недоброжелательными вообще, а не только к вам. Тогда вы вряд ли что-то измените.

Клиент. Да, пожалуй. Скорее я сам почувствую, что разговариваю по-новому, без напряжения. И мне это легко удается, удобно.

Консультант. Хорошо. Это действительно хороший ориентир. Все-таки, другие люди не всегда оправдывают наши ожидания, и мы не можем всегда по их реакциям судить о наших достижениях. Вер­но? Когда вы собираетесь начать ваши тренировки?

Клиент. Сегодня я куплю диктофон и попробую восстановить после­дний конфликтный диалог.

Консультант. Хорошо. А что со второй половиной цели — изучени­ем людей и изменением ожиданий?

Клиент. Ну, я буду потесней с ними общаться, какие-нибудь книги почитаю.

Консультант. Что значит «потесней общаться»?

Клиент. Хм-м... Точнее, надо побольше общаться с разными людьми.

Консультант. А раньше вы мало общались?

Клиент. Много, но невнимательно. Это ничего не дает.

Консультант. А что значит «внимательно общаться»?

Консультант. Это значит, что при общении я больше буду думать о человеке, о том, какой он, как он говорит, о чем он говорит, какие у него взгляды, как он себя ведет... Ну и все в таком же роде. Я буду общаться, наблюдая и изучая людей.

Консультант. И теперь я бы хотела уточнить, что значит «почитаю какие-нибудь книги»?

Клиент. Я имею в виду книги по психологии: что-то о том, какие быва­ют люди, как лучше с ними общаться.

Консультант. Итак, для выполнения вашей задачи вы будете при общении наблюдать за людьми, изучать их и будете читать книги по психологии о типах людей и об особенностях общения. Верно?

Клиент. Да. Думаю, мне еще надо будет обсуждать с кем-нибудь про­читанное и анализировать то, что я буду наблюдать.

Консультант. С кем вы предполагаете вести обсуждения и анализ?

Клиент. К сожалению, у меня нет знакомых, интересующихся психо­логией. Вероятно, я обращусь за помощью к профессиональному психологу. Потом, я слышал, бывают какие-то курсы, семинары. Можно пойти на них. Это даст какие-то знания, и я познакомлюсь с людьми, интересующимися психологией.

Консультант. Давайте теперь еще раз повторим ваши действия, «раз­ложим по полочкам». Итак, вы будете...

Клиент....Тренироваться в применении новой модели строить свои фразы и интонации при разговоре и время от времени посещать консультанта, изучать людей в общении, читать книги по психоло­гии, обсуждать прочитанное и анализировать наблюдения с про­фессиональным психологом, поступлю на курсы и буду ходить на семинары, чтобы получить информацию и познакомиться с людь­ми, интересующимися психологией.

Консультант. И как вы предполагаете, сколько времени вы будете все это делать?

Клиент. Э-э-э... Я думаю, это бесконечно может продолжаться. Что-то вроде хобби.

Консультант. Но как вы узнаете, что вы достигли своей основной цели: «научиться лучше понимать людей, чтобы меньше ошибаться в своих ожиданиях и меньше попадать в конфликтные ситуации»?

Клиент. Это очень трудный вопрос.

Консультант. Но без ясного представления о том, как «выглядит» ваша цель, вы можете заблудиться, пойти не в том направлении.

Клиент. Ну-у, пожалуй, я буду считать, что достиг цели, если я увижу, что возникающие конфликты я умею разрешать мирным путем. И еще если я увижу, что мои предположения относительно того или иного человека будут подтверждаться фактами.

Консультант. Хорошо. Теперь ясно видно, что вы будете делать. А как именно вы найдете подходящие курсы, семинары, книги и профессионального психолога?

Клиент. Книги я предпочитаю покупать. Я знаю магазин, где есть боль­шой отдел психологической литературы. Хотя могу воспользовать­ся и библиотекой. Мне бы хотелось, что бы вы порекомендовали что-то для начала. Информацию о курсах, честно говоря, я соби­рался получить тоже от вас. А обсуждения со специалистом... Мо­жет быть, вы согласитесь?

консультант. Я занимаюсь только консультированием, а в данном случае вам нужно, скорее, обучение и личностный тренинг. Но, зато, я с удовольствием предоставлю вам информацию о семина­рах и тренингах и порекомендую книги.

Клиент. Отлично!

Консультант. Итак, когда вы собираетесь начать реализовывать свой план?

Клиент. Наверное, завтра.

Консультант. И какие шаги вы предпримете завтра?

Далее идет обсуждение плана действий на ближайшую неделю, а затем на месяц.

В приведенном примере хорошо видно, как консультант шаг за шагом уточняет план клиента, делая его все более четким, выполни­мым и определенным. При этом консультант постоянно проверяет, как клиент узнает, что достиг своей цели. Это очень важная часть консуль­тации. Конкретное определение признаков достижения цели делает планируемый процесс конечным и реально достижимым.

После того как план намечен, обязательно задаются такие вопросы:

□ Что вы собираетесь делать сегодня для реализации того, что мы с вами наметили?

О Какие шаги вы планируете предпринять завтра, чтобы выпол­нить намеченное?

□ Что конкретно вы сделаете в течение ближайшей недели?

Например: «Теперь, когда вы приняли решение, мы могли бы об­судить план конкретных действий для того, чтобы оно стало реально­стью. Давайте сначала наметим основные этапы, а затем определим более мелкие шаги».

Когда план обсужден, отмечается «стартовая позиция», то есть на­мечается первый шаг. Например: «Итак, какой будет ваш первый шаг?» Или «Уже сегодня (завтра) вы можете начать действовать для достиже­ния вашей цели. Давайте обсудим конкретные шаги и их последова­тельность. С чего вы начнете?»

Более того, нередко полезно договориться о следующей встрече, на которой можно будет обсудить, что сделал клиент из намеченной про­граммы, и отметить факты, говорящие о росте и развитии.

Консультация, которая не содержит плана дальнейшего поведения и момента начала действий, скорее всего, не приведет к измене­ниям в жизни клиента.

Чем более подробно консультант совместно с клиентом распишут программу действий клиента, тем более вероятно, что наступят реаль­ные изменения.

Заканчивая консультацию, консультант осуществляет следующие шаги.

1. Предлагает клиенту сделать резюме. Например: «Итак, давайте подведем итог: к какому решению вы пришли и как вы будете его реа­лизовать?»

2. Проверяет, не осталось ли у клиента невысказанных вопросов, замечаний, опасений и т. п. Это не значит, что они сразу же будут об­суждаться, не учитывая, что время консультации закончилось. В слу­чае необходимости может быть назначена следующая встреча. Напри­мер: «У нас осталось пять минут. Что вы хотели бы еще сказать?»

3. Выражает надежду на успехи клиента.

Такова схема консультативной беседы. Однако это — лишь общая конструкция, карта, которая помогает консультанту прокладывать путь к заданной цели. В реальности же на этом пути встречаются непред­виденные препятствия, неучтенные повороты и опасные ямы, кото­рые затрудняют процесс принятия решения и его реализацию. Это де­лает каждую консультацию поистине уникальной, а само консульти­рование — настоящим искусством, требующим от психолога не только теоретических познаний, но и виртуозного владения специальными техниками активации решения проблемы.

 

РЕШЕНИЕ И ВЫБОР

В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ

Мы уже говорили о вездесущности решения и выбора. И тем не менее данная весьма оптимистическая закономерность омрачается тем, что выбор всегда сопряжен с отказом от всех вариантов, кроме одной-единственной возможности, и потому зачастую переживается как фру-стрирующий. Основные варианты выбора, в котором заведомо зало­жено переживание фрустрации, — это:

• выбор между двумя равно желаемыми, но несовместимыми возможностями;

• выбор между двумя равно нежелательными возможностями;

• выбор между желаемым, но необязательным, и необходимым, но нежелательным;

• выбор между желаемым, но запрещенным (оно осуждается, разрушает отношения, грозит потерей чего-либо или кого-либо и т. д.), и необходимым (которое желательно, социально одобряемо, приносит какую-либо выгоду материального или морального плана и т. д.), но не желаемым.

При принятии решений, в которых заложен фрустрирующий выбор, важное значение имеет фрустрационная толерантность человека, то есть устойчивость к неблагоприятным факторам, способность длительно выносить неблагоприятное воздействие ограничений при сохранении способности предвидеть выход из неблагоприятной ситуации и двигать­ся к нему. Чем выше устойчивость, тем быстрее принимается решение и тем больше вероятность, что оно будет реализовано, а цель достигнута.

Соответственно, консультант должен ожидать, что при низкой фру-страционной толерантности клиенту потребуется гораздо больше вре­мени и аргументов для принятия решения и гораздо больше защит и способов избегания, которые он осознанно или неосознанно будет выдвигать на пути к принятию решения.

Р. МакМаллин пишет об этом так: «Существует одна истина, кото­рую многие терапевты уже познали, но на публике упоминают о ней нечасто. Несмотря на то, что требуется 10 лет практики с тысячами кли­ентов, чтобы открыть ее, большинство терапевтов отказываются обсуж­дать ее в своих книгах или упоминать в разговоре с коллегами... Что же это за истина? Все просто: клиенты не меняются до тех пор, пока они не будут вынуждены сделать это. Большинство клиентов, даже если и ме­няются, делают это очень болезненно и маленькими шажками, многие продолжают страдать из-за своей проблемы, пока какой-нибудь кризис не заставит их сделать выбор. Даже во время кризиса клиенты будут от­тягивать выбор до последнего и до последнего будут избегать выбора, связанного с изменениями. Они будут отсрочивать неизбежное до тех Пор, пока абсолютно однозначно не смогут от этого уйти»33.

33 МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб., 2001. С. 133.

Консультанту следует знать основные способы такого избегания, чтобы уметь вовремя заметить подобные попытки и, возможно, всту­пить с клиентом в психотерапевтическую конфронтацию, если это необходимо для достижения цели консультирования.

Приведенный список такого рода избеганий принятия решения очерчивает некоторые типичные способы из всего многообразия, виртуозно порожденного человечеством под воздействием страха от­ветственности и напряжения, вызванного необходимостью делать выбор.

И. Ялом34 описывает типичные способы избегания. Здесь мы при­водим их краткий обзор.

Когнитивное информационное искажение

Человек обращает внимание на информацию, которая повышает ценность желательного для него варианта или понижает ценность не­желательного, и не замечает информацию, согласно которой значе­ние нежелательной альтернативы возрастает, а желательная становит­ся менее привлекательной.

Например, женщина, которая приняла решение не разменивать квартиру, а жить совместно с недавно женившимся сыном, несмотря на непрерывные конфликты (глубинная цель в данном случае — со­хранение своей роли в жизни сына), замечает множество косвенных свидетельств «несчастное™» сына (жена не подала завтрак, не пости­рала вовремя рубашку, слишком много денег тратит на себя и т. п.) и не отдает себе отчет в том, что единственное, что мешает его счастью — это ее попытки вмешаться в отношения супругов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал