Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и алгоритмы консультирования 18 страница
Клиентка. Я вижу вихрящийся столб. Это смерч. Он надвигается на меня. Он сейчас подхватит меня, и мне страшно. Я говорю ему: «Ты пришел ко мне, чтобы научить чему-то. Дай мне понять, что ты хочешь сказать... Он остановился. Он говорит, что я слишком боюсь и стараюсь отойти на край. Но это самое опасное. Он отшвырнет меня, и я разобьюсь. Он говорит, что если я войду в самый центр, то он просто поднимет меня высоко. Но я боюсь, потому что, когда он уйдет, я упаду и все равно разобьюсь... Он говорит, что если держаться все время в центре, то он может носить меня долго, только надо следить, чтобы быть в центре... А потом я могу найти какую-нибудь вершину или дерево и зацепиться за нее. Консультант. Быть в центре достаточно долго, подняться и держаться в центре, и искать вершину или дерево. Очень метафорично. Давайте посмотрим, что бы это значило для вашей ситуации. Образы и решение Образы можно использовать на сеансе консультирования в любое время. Однако эффективность работы с ними зависит от верности психологического понимания консультантом проблемы клиента и от способности клиента создавать и трансформировать образы. Работа с образами — это, прежде всего, работа с бессознательным. Именно поэтому она напрямую связана с эмоциями, которые имеют источник в том же бессознательном. Образы — первичный язык, не только исторически, но и онтогенетически возникающий прежде вербальных средств общения. Так, маленький ребенок мыслит именно образами. С другой стороны, уже во взрослом состоянии эмоции всегда порождаются и переживаются нашим Внутренним Ребенком. Вот почему образы так легко и естественно воздействуют на эмоции. И именно эмоциональное переживание происходящего приносит личностный опыт и личностные изменения. Если принятие решения затруднено страхами, можно предложить клиенту поработать над своими страхами с помощью образов. В. Стюарт описывает шесть принципов работы с образами40. Здесь мы остановимся на четырех из них, наиболее часто используемых на практике. Принцип конфронтации Клиента побуждают быть смелым и противостоять образам проблемы, которые порождают тревогу. Противостояние порождает изменение и устранение тревоги. Пугающая символическая фигура обычно является частью самого себя. Когда человек испытывает страх, срабатывает природный механизм «сражайся или беги». Особенность при работе с образами заключается в следующем: хотя клиент знает, что это воображение, его реакция тем не менее очень реальна. Он потеет, сердцебиение учащается, мышцы напрягаются, лицо бледнеет от страха или краснеет от ярости и т. п. Что должен делать консультант, когда клиенту противостоит нечто ужасное? О Прежде всего, помнить, что для клиента происходящее в его воображении реально, как для спящего человека реален его сон. О Следить за эмоциями клиента, просить его описывать то, что он видит. □ Взять, при необходимости, его за руку. □ Сказать ему: «Я вместе с вами. Я рядом». □ Рассказать клиенту, что противостояние — это не нападение, а проявление твердости. Сражаться с существом и убить его, было бы лишь разрушением жизненно важной части самого клиента. Но клиент может говорить со своим образом или как следует изучить его. О Попросить клиента дать имя, название образу. Это в значительной мере уменьшает страх, так как делает его более определенным. (Страх чаще возникает в отношении того, что неизвестно и непонятно.) □ Предложить клиенту внимательно и очень подробно изучить образ, описать его. Это переводит абстрактный страх в нечто реальное и менее пугающее. Клиентка. Моя депрессия — это змея, она обвивает мою шею и грудь... Мне страшно! Консультант (кладет руку на руку клиентки): Посмотрите внимательно, какой на ней рисунок? Клиентка. Очень красивый... Она поворачивается... Она сползает... Она лежит на полу у моих ног... Она превратилась в шарф, как будто он упал. Консультант. Как вы себя чувствуете? Клиентка. Мне легче. Просто смешно, что я испугалась. Консультант. Похоже, депрессия — это шарф, который вы сами на себя надели. Вероятно, вы всегда можете его снять, если захотите. Принцип трансформации Это превращение пугающего образа проблемы в нечто более приемлемое. Трансформация может произойти и при «конфронтации», и при «примирении». В результате трансформации проблема внезапно начинает выглядеть по-другому. Меняется и отношение к ней, и способы ее решения. Принцип кормления Принцип кормления означает буквально «прикармливание» образа, передающего страх. В результате кормления фигура становится ленивой и сонной. Этот принцип годится для самостоятельного применения клиентом в случае возрастания страха. Таким образом, он может несколько снизить силу переживания. Клиентка, смущаясь, рассказывает, что боится ходить мимо чулана в своей квартире. Она понимает, что все ерунда, но ничего не может с собой поделать. Консультат. Что страшного в этом чулане? Клиентка. Мне все время кажется, что там сидит злое чудовище. Оно может наброситься на меня. Консультант. Интересно, почему это оно стало таким злым7 Ведь все родятся милыми и хорошими. Клиентка (смеясь). Наверное, его никто не любит. А может быть, голодное. Консультант. Вам надо подружиться с ним и накормить. Клиентка. Вы шутите? Консультант. Нисколько. Ваш страх иррационален, он происходит из детских фантазий. В каждом из нас сидит маленький ребенок. Боится ребенок внутри вас. Он не понимает ваших разумных, логических доводов и продолжает бояться. Поэтому действовать надо так, чтобы это было понятно вашему Внутреннему Ребенку. Клиентка. И что мне делать? Консультант. Как вы думаете, что больше всего любит чудовище? Клиентка. Конфеты. Он злой, потому что ему никто не дает сладкого. Господи, я не знаю, почему я так подумала. Консультант. Обязательно каждый день оставляйте ему в чулане настоящую конфетку. Можете даже сказать ему, что вполне понимаете его: вы бы тоже разозлились, если бы вам никогда не давали сладкого. Клиентка выполнила рекомендации психолога. На следующей встрече она сообщила, что страх прошел совершенно, и даже появилось теплое чувство. Она убралась в чулане. Теперь ей кажется, что из чулана исходят волны симпатии. Это гораздо лучше, чем страх. Не правда ли? Принцип примирения Клиент становится другом враждебной символической фигуры, обращаясь к ней, прикасаясь к ней, вступая с ней в дружелюбный диалог. Консультант. Какой образ приходит вам на ум, когда вы говорите о своем враждебном чувстве к матери? Клиентка. Я вижу злую собаку, которая рычит и бросается на всех вокруг... А теперь она рычит на меня... Консультант. Вы могли бы подружиться с этой собакой? Клиентка. Подружиться? Но она злая и опасная. Консультант. Посмотрите ей в глаза. Нет ли в них чего-то такого, что вы не замечали раньше? Клиентка. Они, как будто, грустные... Мне кажется, ей ласки не хватает. Консультант. Ласки? Вы можете ее погладить? Клиентка. Ну, может быть... Да, я глажу ее. Она лизнула мне руку. Мне хочется плакать... Мне жалко ее. Консультант. То есть, в ней вовсе не злоба, а грусть, которая кажется злобой? Клиентка. Да, мне больно и грустно, но я не могу сказать об этом маме, и я грублю ей. Мне не хватает ее ласки... Консультант присутствует при работе с образами как проводник. Чем меньше точных указаний дает консультант, тем лучше. Кроме того, не существует никаких твердых правил, когда и какой принцип необходимо применить — лучше всего это бывает видно из контекста. Клиент, самостоятельно интерпретирующий свои образы, всегда ближе к истине, так как он переживает видение в настоящий момент и интерпретирует исходя из состояния своей психики и мировосприятия «здесь и теперь». Возможно, когда он изменится, он расценит виденное по-другому. Но консультант не может подвести его к этому сразу, перескочив процесс перестройки. Образы работают и производят изменения независимо от нашей интерпретации и того, занимаемся ли мы ею вообще. Когда созависимый клиент стоит перед сложным выбором и должен принять какое-либо решение, он встречается с собственными страхами, установками и надеждами. Очерчивая желаемый результат, рассматривая шаги, ведущие к нему, он вынужден снова делать выбор — остаться с неадаптивными установками или получить то, к чему стремится. Проверяя реалистичность, достижимость и сущность своей цели, он встречается с противоречием между «хочу» и «могу». Все это моменты, которые способны повернуть консультацию в область психотерапии. Иногда такой переход происходит естественно и почти незаметно для клиента. Но консультант должен видеть этот рубеж и помнить, что, по существу, в это время меняется цель его взаимодействия с клиентом. И это обязательно должно быть обговорено в процессе беседы. Опыт показывает, что слово «психотерапия» часто пугает. Поэтому, устанавливая новое целеполагание, возможно, лучше говорить о «консультативном сопровождении». Главное — клиент должен понимать, что он берется за пересмотр многих аспектов своей жизни и идет по пути самоосознавания. Разумеется, описанный переход на терапевтический уровень взаимодействия наиболее желателен для изменения деструктивных паттернов созависимости, но чаще клиенты в процессе принятия решений остаются при своем мнении и по-прежнему хотят повлиять на своего партнера, ребенка или другого члена семьи. Или они предпочитают изменить свое поведение, «не углубляясь в дебри». Это не должно обескураживать, поскольку убеждения консультанта все равно не подействуют, а вот собственный опыт, полученный в сопровождении психолога, то есть проанализированный, прокомментированный и осознанный, несет в себе большой потенциал для дальнейших изменений.
Глава 6. УРОВЕНЬ ПОЛУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ На этом уровне консультант может заниматься: • анализом поведения, • вычленением неэффективных или деструктивных актов коммуникации, • репетициями, тренировками, ролевыми играми. В центре внимания консультанта и клиента часто оказываются неконструктивные способы общения, равно как и чувства, деструктивные установки и паттерны жизненного сценария в связи со взаимодействием с «трудным» членом семьи. В случае неготовности клиента приступить к углубленному анализу консультант выступает в роли тренера, дающего возможность приобрести новые навыки и, возможно, отважиться на более глубокое исследование себя. ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ НА ЧЛЕНА СЕМЬИ Как уже было показано, созависимые клиенты, становясь на позицию «заказчика», то есть собираясь изменить другого человека, первичной целью имеют получить «готовый рецепт», а именно способы манипуляции, с помощью которых они смогли бы изменить желания, вкусы, систему ценностей другого человека. Консультант может, конечно, прямо сказать клиенту о том, что его запрос невыполним. И это вполне приемлемый способ для того, чтобы исключить «зависание» и прекратить деструктивные попытки клиента по изменению Другого. Но опыт показывает, что ничего, кроме разочарования и усилившегося отчаяния созависимого, такой ответ не дает. Ну не верит он, что ничего нельзя сделать! Не хочет в это верить. Должны быть какие-то средства. Для чего же тогда психологи сидят? К тому же слышал он, что людей даже зомбировать можно, а тут всего-то ничего — изменить в «лучшую» сторону человека! Поэтому более конструктивным будет предложение предварительно исследовать ситуацию, чтобы затем сообща поискать возможности достижения целей. Возможно, применение с этой целью следующего алгоритма работы консультанта. 1. Перевести «заказчика» в «клиенты». Необходимо выяснить, что хочет получить обратившийся в результате влияния на своего близкого. При ответе на этот вопрос полезно остановиться на том, уверен ли клиент, что ожидаемый результат действительно может быть достигнут именно в результате его влияния на «проблемного» партнера или члена семьи (для краткости в дальнейшем мы будем обозначать его аббревиатурой ПП). Лучше всего постараться убедить его в том, что никто не меняется не по своей воле. Но именно по той же причине у консультанта это может не получиться. Тогда можно продолжить исследование, задавая вопросы: □ Кем является клиент по отношению к «проблемному» члену семьи или партнеру по близким отношениям, на которого собираются влиять для его «изменения»? О В чем причина того, что за помощью обращается «благополучный» партнер (или член семьи), а не тот, у кого проблемы? □ Считает ли ПП, что у него есть проблемы? О Каким образом и в какой степени проблемы ПП, о котором печется обратившийся, касаются его самого? D Что составляет проблему ПП, на которого собираются влиять? П Что больше всего волнует обратившегося в поведении, образе жизни ПП? О Что он уже делал для того, чтобы ПП отказался от «проблемного» поведения? П Насколько успешными были его попытки? □ Как он объясняет неудачу этих попыток (ведь перед обратившимся снова стоит этот вопрос)? □ Каковы его реальные возможности повлиять на ПП? 2. Обсудить цели и возможности влияния более подробно, рассматривая при этом следующие вопросы: □ Насколько клиент отделяет свои цели от целей ПП? О Что он знает об интересах, склонностях, способностях ПП? □ Что он знает об особенностях темперамента и характера ПП? П Что он знает о круге общения ПП? □ Что он знает о прежних и настоящих жизненных целях ПП? □ Что он знает о личной жизни ПП: его взаимоотношения с противоположным полом, душевные привязанности, дружба, вражда? □ Что он знает о внутренних психологических проблемах, убеждениях, переживаниях ПП? □ Что он знает об особенностях взаимоотношений с окружающими и моделях поведения ПП? Как правило, обратившиеся с трудом отвечают на эти вопросы. Таким образом, поднимается проблема об отсутствии понимания, настоящего внимания и эмпатии во взаимоотношениях обратившегося и «проблемного» партнера. 3. Изучить стиль отношений с «проблемным» партнером, затрагивая в обсуждении следующие вопросы: • психологическая территория и суверенитет человека; • разделение ответственности во взаимодействии с близкими (свобода и ответственность, права и ответственность, зависимость и подчинение и т. п.); • партнерство, то есть равноправие в отношениях; • самоценность и равнозначность ценности жизни каждого человека: не может быть жизни, более значимой и менее значимой (речь идет о том, что часто созависимые делают свою жизнь приложением к жизням других или, наоборот, считают жизни других людей приложением к своей); • треугольник «спасательства» (спасатель—жертва—преследователь), закономерности «перетекания» ролей; • установление близких взаимоотношений: что мешает установлению близких отношений? что помогает? что необходимо изменить? какие шаги необходимо предпринять? Если удается изменить позицию клиента, то дальнейший вопрос о манипулятивном влиянии отпадает. Но клиенту и консультанту необходимо приготовиться к длительному консультативному сопровождению, так как понимание «головой» еще не решает все проблемы, да и «проблемный» член семьи может систематически разрушать все благие порывы созависимого, поскольку не собирается «перевоспитываться». Если же созависимость клиента предопределена глубоко личностными причинами, то, как правило, так просто он «не сдается». Тогда шансы на успех значительно снижаются, однако они все-таки есть. Это — настойчивая и терпеливая работа консультанта, который в систематических беседах с клиентом шаг за шагом мягко (по форме) дискутирует с клиентом, последовательно обсуждая перечисленные вопросы. То, что клиент продолжает контактировать с одним конкретным психологом, уже само по себе обнадеживает. Это говорит о его искреннем желании что-то понять и изменить, но не так-то просто изменить свою систему ценностей, к тому же поддерживаемую сильными защитами, сформированными в детстве. Возможно, через некоторое время клиент захочет изменить собственные деструктивные способы взаимодействия и тогда наступит этап, на котором он совместно с консультантом будет: • анализировать конкретные поведенческие акты, • искать причины их неэффективности, • вырабатывать новые модели, • репетировать те или иные роли, • применять на практике выработанные модели поведения и решения, • анализировать ошибки и причины неудач, • использовать новые модели с учетом анализа прежних ошибок. Самый эффективный способ изменить нереалистические установки — участие в групповой работе в психологических тренингах, которые включают в программу навыки эффективной коммуникации и возможности самоосознавания. Например, социодрамы, ролевые игры, упражнения позволяют почувствовать разрушительность «спасатель-ства», ценность разделения ответственности, понять нереалистичность ожиданий от сверхконтроля или помогают преодолеть собственную «глухоту» и «слепоту» по отношению к переживаниям близких. Дальнейшая работа может строиться в зависимости от особенностей его взаимоотношений с партнером или членами семьи. А. В тех случаях, когда взаимоотношения в семье еще сохраняют доверительную основу (что в практике созависимых отношений встречается крайне редко), необходимо: 1) исследовать истории возникновения и развития созависимости; 2) обсудить и даже отрепетировать открытую беседу с партнером, убедить клиента в необходимости работы с психологом и / или посещении тренинговых групп личностного роста и групп для развития жизненных умений; 3) предоставить информацию и отработать с клиентом: а) методы активного слушания и эмпатического внимания (отражение содержания и мыслей собеседника, обращение внимания на невербальные сигналы, резюме и интерпретации и т. д.); б) способы безоценочного общения и использование «я-выс-казываний»; в) методы ведения дискуссии; г) если речь идет о подростке, особенностях возрастной психологии и специфике реакций подростка во взаимодействии со взрослыми — разобрать конкретные ситуации и провести ролевые игры. Все это может способствовать развитию более конструктивных отношений с партнером или членом семьи. Б. Если отношения в семье неудовлетворительны в течение последнего времени, но не были такими постоянно, ставится задача: вместо отчужденности достигнуть в работе с клиентом открытости, искренности, взаимопонимания и взаимопринятия, для чего необходимо: 1) подробно разобрать конкретные ситуации, в которых проявились деструктивные установки и модели поведения, для чего необходимо исследовать события, установки и модели поведения, которые: • способствуют развитию отчужденности; • провоцируют возникновение конфликтных ситуаций; • препятствуют развитию ответственности и самоопределению партнера (члена семьи). 2) предоставить клиенту информацию и, возможно, отработать навыки эмпатического внимания, активного слушания и других составляющих эффективной коммуникации. 3) заменить деструктивные модели на конструктивные, осуществляя это в четыре этапа: а) предоставить информацию о психологических закономерно- стях возникновения и влияния установок и моделей поведения на взаимоотношения и судьбу человека в целом; б) изменить установки (основные методы — дискуссия и сокра- товский диалог, рационально-эмотивная, когнитивная перестройка, ситуационный анализ, ролевые игры, «горячий стул», другие психологические способы осознания и изменения установок); в) построить новые модели поведения, отрепетировать их; г) проанализировать ошибки и успехи в реальном применении. Такая перестройка делает возможным построение доверительных отношений и открывает возможности построения конструктивных отношений. В. Если отношения с партнером или членами семьи до момента консультирования строились на хронических конфликтах, замкнутости, недоверии и неприязни или были ровными, но холодными и механистическими (то есть закрытыми для глубоких, доверительных контактов), конструктивное влияние обратившегося на него практически невозможно или маловероятно. Необходимо обсудить это с клиентом. Однако опыт показывает, что созависимые клиенты не оставляют своих надежд на получение желаемого манипулятивным путем. Он кажется им естественным, ведь именно таким образом они и действовали до сих пор. Они не замечают, что этот путь привел их к прямо противоположным результатам. Если беседа не приводит клиента к переосмыслению своих целей, консультант может применить алгоритм, описанный в предыдущем пункте. Со временем клиент сам поймет тщетность всех усилий одностороннего воздействия по изменению близкого и может пересмотреть свои цели. Особенно полезным бывает в таких случаях применение ситуационного анализа. Эту методику разработал Дж. Мак-Каллоу для больных хронической депрессией41. Однако она, безусловно, применима и к созависимым клиентам, поскольку многие характеристики их когнитивной сферы практически идентичны. Кроме того, если клиент начинает активно работать с консультантом в рамках ситуационного анализа, это означает выход на уровень когнитивно-бихевиоральной психотерапии. Конечно, лучше обратиться непосредственно к первоисточнику, здесь же мы приведем краткий алгоритм ситуационного анализа. АЛГОРИТМ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА Фаза выявления Шаг 1. Ситуационное описание. Клиенту предлагается описать конкретную ситуацию взаимодействия, в которой проявилась проблема. При этом точно обозначаются точки начала и окончания коммуникативной ситуации и дается последовательное описание в терминах поведения («он сказал, он ушел, я спросил, он ответил, он отвернулся» и т. д.). Купируется любая попытка клиента проинтерпретировать поведение или приводить описание чувств вместо поступков, такие как: «назло мне он отвернулся», «ему было стыдно», «он думал, что я не догадываюсь» и т. п. Все коммуникативные шаги ситуации последовательно записываются. Шаг 2. Ситуационные интерпретации. Теперь клиенту предлагают проинтерпретировать всю ситуацию и отдельно каждый коммуникативный шаг ситуации. Интерпретации должны отвечать на вопросы: □ Что для вас означало это событие? □ Что значил для вас этот поступок (эти слова)? □ Что, по сути, произошло? Каждая интерпретация должна умещаться в одну, максимум в три-четыре фразы. Клиенту предлагают сделать по три интерпретации на каждый коммуникативный шаг. Каждая интерпретация записывается напротив того коммуникативного шага, который рассматривается. Шаг 3. Ситуационное поведение. Клиенту предлагают описать свое поведение в ситуации. Ему надо вспомнить интонации, позу, выражение лица и т. д. Это описание может дать человеку предварительную информацию, которая объясняет, почему ситуация привела к неудовлетворяющим результатам. В это же время консультант собирает информацию для составления программы выработки поведенческих навыков для клиента (например, навыки уверенного поведения, самораскрытия, активного слушания и т. д.). Шаг 4. Реальный результат. Клиенту предлагают сформулировать реальный результат. При этом формулировка должна содержать указание на начало и конец ситуации, то есть зафиксирована во времени. Например, не годится фраза: «Мы всегда ссоримся, когда говорим о моей маме». Фиксированная во времени фраза: «Вчера вечером мы поссорились во время разговора о моей маме». Формулировка не должна содержать эмоциональную интерпретацию. Например: «Вчера вечером я расстроился», «Вчера она обиделась на меня». Результат должен быть выражен в поведенческих терминах: «Вчера вечером я перестал разговаривать с женой, не отвечал на ее вопросы и ушел в другую комнату», «Она отказалась идти в гости и плакала у себя в комнате». Формулировка не должна иметь многозначную трактовку. Например: «Вчера наши отношения стали значительно хуже». Однозначная трактовка может выглядеть так: «Вчера мы впервые перестали разговаривать друг с другом». Шаг 5. Желаемый результат. Клиенту предлагают сформулировать желаемый результат данного события. Формулировка должна быть фиксирована во времени, конкретна и с поведенческой точки зрения. Сразу же проводится проверка на реалистичность желаемого результата. Нереалистичным может считаться результат, если он: • требует возникновения или прекращения чувств другого человека; • требует присутствия качеств личности, которых нет; • требует от другого появления желаний, которых нет; • требует недостижимых результатов (например, работать переводчиком при плохом знании иностранного языка и т. п.); • предполагает нанесение вреда себе или другому. Шаг 6. Сравнение желаемого и реального результатов. Клиенту задают вопросы: □ Вы получили то, что хотели? □ Чем отличается реальный результат от желаемого? □ Почему вы не достигли желаемого результата? (Какие именно ваши шаги или интерпретации помешали вам достигнуть желаемого результата?) Фаза исправления Шаг 1. Пересмотр неточных и неадекватных интерпретаций. Клиенту предлагают строго последовательно, в том порядке, как они были сформулированы, рассмотреть каждую интерпретацию и ответить на вопросы: □ Действительно ли эта интерпретация отражает то, что происходило? □ Как эта интерпретация способствует достижению того, что хочется иметь в результате? □ Как нужно изменить интерпретацию, чтобы желаемый результат стал достижимым? Шаг 2. Изменение неадекватного поведения. Клиенту предлагают ответить на вопросы: □ Если вы сейчас воспринимаете ситуацию по-новому, как бы вы повели себя, чтобы получить желаемый результат? □ Что нужно изменить, что оставить, что добавить к прежнему поведению? Нужно ли его изменить полностью? Если необходимо, консультант обучает клиента необходимым навыкам поведения (например, навыкам активного слушания, эмпатического внимания и т. д.). Шаг 3. Подведение итогов и усвоение идей ситуационного анализа. Клиенту предлагают подвести итоги ситуационного анализа, ответив на вопросы: □ Что вы узнали во время прохождения ситуационного анализа? □ Чем вам помог ситуационный анализ? □ Чему вы научились в результате анализа? Шаг 4. Перенос полученных знаний на другие жизненные ситуации. Клиенту предлагают найти другие похожие случаи, которые не обсуждались во время анализа, на которые можно перенести полученные навыки. Обучение ситуационному анализу проводится на случаях взаимодействия, которые уже произошли и не удовлетворили клиента. Но позже анализ может использоваться и для планирования важных грядущих событий.
МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ С НАРКОЗАВИСИМЫМ Это довольно сложный момент в консультировании. Разумеется, что в каждом случае необходимо исходить из конкретной ситуации, конкретных особенностей взаимоотношений и т. п. Здесь могут быть рассмотрены конструктивные модели поведения общего характера, которые были перечислены ранее (эмпатич-ное внимание, «я-высказывания», исключение из речи так называемых «саботажников общения»42 и т. п.). При необходимости с клиентом может быть проведена последовательная работа по обучению конструктивным методам межличностного общения, поведению в конфликте. При подобных запросах вполне может появиться необходимость изучить стереотипы поведения в семье созависимого, чтобы выделить в них неконструктивные, провоцирующие на отчуждение или скандалы модели и рассмотреть альтернативные способы поведения. Но чаще всего клиентов интересуют особенности некоторых аспектов взаимоотношений с наркоманом, которые не касаются общих и более глубоких изменений, а относятся к разряду лучших «защит», более эффективного «воздействия» и «правильных» поступков, чтобы «не навредить». Есть ряд общепринятых рекомендаций по оптимальному поведению во взаимодействии с наркоманом рекомендаций, с которыми можно познакомить клиентов. Поведение наркоманов непредсказуемо: они необязательны, часто лгут, склонны к мошенничеству и воровству. Они могут быть чрезвычайно жестоки, всегда эгоистичны. Они могут вымогать, умолять, грозить, бить и мучить ради получения денег на дозу. Однако сами они на обман, неточность или грубое обращение реагируют чрезвычайно болезненно. Кроме того, они могут быть мстительными. Им трудно сдерживать себя. Так что если они почувствуют раздражение, то тут же «выльют» его, не оглядываясь на приличия, моральные нормы, права человека и закон. Именно поэтому лучше всего не иметь с наркоманом никаких отношений вообще. Однако родственникам, особенно родителям, чрезвычайно трудно отказаться от близкого человека, даже если он наркоман. С. Б. Белогуров рекомендует следующее43. 1. «Постарайтесь избавиться от непродуктивного чувства вины за проступки своего ребенка. Если он достаточно взрослый, чтобы не выполнять ваших требований, значит, он может и должен отвечать за свое поведение. Вы все равно не сможете прожить его жизнь за него, и не корите себя понапрасну. Даже если вы найдете причины его порока в недостатках ваших методов воспитания, — что вы можете сделать с этим сейчас? Лучше сконцентрируйтесь на чем-нибудь более продуктивном — например, на поиске материалов о наркомании и на самообучении (или самосовершенствовании), чтобы лучше понимать, что происходит с вашим ребенком и с вашей семьей. Это будет полезнее Для всех.
|