Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и алгоритмы консультирования 22 страница






2. Консультант должен реалистично оценивать свой професси­ональный уровень и свою профессиональную компетентность. Если консультант не обладает необходимыми профессиональны­ми знаниями и навыками, он должен отказаться от работы с кли­ентом.

3. В любом случае отказа от работы с клиентом консультант дол­жен объяснить причину отказа и порекомендовать ему специалиста, который, по его мнению, может помочь клиенту в решении его про­блемы.

4. Консультант должен учитывать суверенное право клиента на лю­бую систему ценностей и право на любые цели и задачи, которые ста­вит перед собой клиент. Тем не менее этот постулат ни в коей мере не отрицает права самого консультанта признать невозможность ра­боты с клиентом в том случае, если его система ценностей, его мо­ральные и нравственные предпочтения не позволяют ему сопровож­дать клиента на пути к его целям. Например, консультант может от­казать клиенту в выборе и разработке шагов по осуществлению мщения, причинения вреда другому человеку и т. п. В то же время, для квалифицированного консультанта отказ клиенту на основании неприятия его системы ценностей может быть, скорее, исключитель­ным случаем, чем правилом.

5. Клиент имеет право не доверять психологу и «проверять» его на­дежность.

6. Клиент имеет право не только использовать время консульта­ции по своему усмотрению, но и вести себя так, как захочет. Един­ственное, чего ему нельзя делать, это совершать насилие над кон­сультантом, разрушать что-либо и приносить реальный вред своим поведением.

7. Клиент может сообщать консультанту о своей системе ценнос­тей и, в отличие от консультанта, настаивать на сохранении даже не­конструктивных установок. Правда, при этом он же и несет за это от­ветственность перед самим собой и своей жизнью.

 

СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ

Сущность сопротивления

На первый взгляд, сопротивление — это самое парадоксальное яв­ление в процессе консультативного сопровождения клиента. Действи­тельно, человек обратился к консультанту, чтобы разрешить свою про­блему, то есть произвести изменения. Но когда он встает перед необ­ходимостью совершить их в реальной жизни или в себе, он начинает сопротивляться этому, находя бесчисленные причины сохранения пре­жнего положения. На самом деле, такое сопротивление — вполне ес­тественный этап на пути изменений.

Любой человек, неважно, является ли он клиентом или нет, всегда стремится сохранить статус-кво до тех пор, пока это возможно. В то же время неизвестное будущее настораживает, вызывает бесчисленные опасения. К тому же, для того чтобы создать нечто новое, будь то от­ношения, выработка новых навыков или новое видение мира, сначала приходится заниматься разрушением привычных стереотипов. А вот это уже не только страшно, но и больно.

Р. Энтони пишет: «Не имеет значения, сколь велико было ваше же­лание изменить жизнь к лучшему, наступит время, когда вам захочет­ся пойти на попятный. С чем это связано — с ленью, с недостатком силы воли? Не обязательно. Отступление свойственно всем. Каждый из нас сопротивляется значительным изменениям независимо оттого, приведут ли они к успеху или к неудаче.

Наше тело, мозг, поведение имеют устойчивую тенденцию к по­стоянству и сопротивляются переменам. Это сопротивление назы­вается гомеостазом и присуще всем саморегулируемым системам, как психологическим, так и физическим. Когда бы вы ни решились на какие-то изменения, ваше бессознательное чувствует угрозу и начи­нает посылать предупредительные сигналы. Это — часть механизма выживания. Ваше бессознательное думает, что если вы предпримете те или иные изменения, то пострадаете, поэтому и старается защи­тить вас. Гомеостаз не делает различий между изменениями к худше­му и к лучшему. Он сопротивляется любым переменам. Даже если вы всем довольны и собираетесь извлечь из перемен только выгоду, го­меостаз рано или поздно даст о себе знать. Вы получите гомеостати-ческие сигналы тревоги в форме физических или психологических симптомов. Таким образом можно неосознанно навредить себе. Даже если вы были настроены на победу, то поймайте себя на том, что те­ряете силы как раз тогда, когда могли бы достичь цели»83.

Ф. Перлз объясняет этот феномен следующим образом: «Процесс, в результате которого мы приходим к дифференцированной целост­ности, — это как бы разделение вещей и новое их соединение, своего рода агрессивное разрушение и реконструкция. Деструктивный аспект отпугивает людей, которые научены считать это и все подобное недо­зволенным, жестоким, неправильным. Они боятся подвергать вещи сомнению, рассматривать и задавать вопросы. Люди предполагают, что исследования, необходимые для того, чтобы установить правильную оценку, справедливую на все времена, уже проделано кем-то другим, кто умнее нас, и пытаться смотреть на вещи свежим взглядом с точки зрения собственного опыта — самонадеянно и достойно порицания.

Между тем вполне очевидно, что для любого рода творческой ре­конструкции необходима определенная степень деструкции, разруше­ния того, что уже существует. Части данного объекта, данной деятель­ности или данной ситуации должны быть заново соединены, чтобы соответствовать требованиям данной актуальности. Речь идет о пере­оценке того, как им следует теперь соединиться. Без детального ана­лиза и разъятия (деструкции) не может быть близкого соприкоснове­ния, волнующего открытия и т. п....

Близкая дружба возможна только, если разрушаются определенные барьеры, так что люди начинают понимать друг друга. Такое понима­ние предполагает, что человек исследует партнера, так что его «части» связываются с собственными потребностями, которые именно благо­даря этому контакту выступают на передний план.

Иными словами, если переживание не деструктурируется, а «заг­латывается», так сказать целиком (интроекция), оно не может быть ассимилировано, не становится нашим собственным»84.

Таким образом, необходимость разрушения старых стереотипов и привычных моделей заставляет человека сопротивляться процессу из­менений и, в частности, консультативному или терапевтическому про­цессу.

Дж. Бьюдженталь определяет сопротивление так: «...импульсивное действие, направленное на защиту привычной идентичности и знако­мого мира от того, что воспринимается как угроза. В глубинной пси­хотерапии сопротивление — это те способы, с помощью которых кли­ент избегает состояния истинного субъективного присутствия — открытости и экспрессивности — в психотерапевтической работе... Со­противление проявляется по мере того, как клиент старается удержать­ся от глубокого погружения в психотерапевтическую работу...»85

Основываясь на источниках, которые препятствуют изменениям, выделяют несколько видов сопротивления86.

1. Сопротивление-подавление. Человек испытывает потребность за­щитить себя от импульсов, воспоминаний и ощущений, которые мог­ли бы вызвать болезненное переживание. Чем ближе приближается по­давленный материал к сознанию, тем больше возрастает сопротивле­ние. Человек буквально слепнет и глохнет, не воспринимая очевидного.

2. Сопротивление-перенос. Клиент может сопротивляться осозна­нию своих реакций по отношению к консультанту вообще или испы­тывать сопротивление при осознавании причин тех или иных реак­ций на консультанта. Вместо этого он выдвигает различные рацио­нализации.

3. Сопротивление вторичных выгод (то есть потери преимуществ, даваемых проблемой). Например, клиентка может сопротивляться из­бавлению от депрессии, так как ее положение «несчастной женщины» дает ей повышенное внимание родственников, психолога и других людей, а также способствует сокрытию от самой себя нежелания взять ответственность за свою жизнь, страха оказаться неуспешной и т. п. Депрессия дает ее беспомощности вполне «легальное» объяснение.

4. Сопротивление сложностям отношений. Внутриличностные из­менения, происходящие у клиента, могут вызывать сложности в его отношениях с людьми, занимающими важное место в его окружении.

5. Сопротивление стыда. Человек не хочет признать опыт своего дет­ства, которого стесняется, или увидеть в себе то, что вызывает у него отвращение, стыд, осуждение и т. п.

6. Сопротивление контролю. Клиент может сопротивляться изме­нениям, если подозревает консультанта в том, что тот манипулирует им и хочет изменить его с какой -то выгодой для себя, то есть чувствует себя объектом в руках консультанта. Это может быть по причине ошиб­ки психолога, но чаще является следствием проекции клиента своего самоотношения.

7. Сопротивление дискомфорту адаптации. Период, когда нечто но­вое еще не стало привычным, сопровождается большим дискомфор­том и вызывает чувство неловкости, неуверенности, тревожности. Че­ловек стремится защититься от этого состояния.

8. «Бегство в здоровье». Страх перед последствиями изменений мо­жет быть настолько велик, что клиент может перестать видеть свою проблему как таковую, считая, что разрешил ее, демонстрировать до­стижения в разрешении проблемы или просто перестать посещать кон­сультанта, заявив, что у него теперь все в порядке, хотя объективные факты со всей очевидностью будут свидетельствовать о другом.

Л. Бассет перечисляет несколько видов сопротивления87, два из ко­торых еще не упоминались.

1. Страх поражения. Некоторые люди чувствуют себя настолько не­уверенно, что, если бы им пришлось потерпеть поражение, неудача задела бы их слишком сильно и причинила бы острую боль.

2. Страх потери. Меняя себя или обстоятельства своей жизни, че­ловек может не без оснований предполагать, что ему придется пере­жить потерю значимых отношений или привычной работы и т. п. Страх утраты того, что в настоящее время дорого и составляет ценную часть его жизни, может вызвать сильнейшее сопротивление и даже отказ от перемен.

Ф. Перлз также описывает сопротивление клиентов, проявляюще­еся в отношении к психотерапевтическому процессу: «В нашем обще­стве каждому человеку свойственны те или иные невротические на­клонности или внутренние конфликты. Но из тех, кто решил изба­виться от них, многие бросают работу. Чаще всего это происходит потому, что человек надеется, что от него не требуется ничего больше­го, нежели принести свое тело в кабинет психолога, а уж тот приведет в порядок его душу.

Однако поскольку именно сам человек должен многое сделать для избавления от нежелательных явлений его психики или характера, то вскоре начинается реакция разочарования. Она вызывается тем, что через некоторое время человек обнаруживает, что психолог ждет от него выполнения трудной работы, а он надеялся получить противополож­ное — избежать этой работы. В более благоприятном случае человек начинает видеть перспективу своих трудов, но работа выглядит для него слишком долгой и утомительной. В других случаях человек сначала горячо берется за дело, но затем обнаруживает, что он старается, а до­рога по-прежнему еще длинна. Это ему надоедает. Он даже может ис­пытывать гнев или пренебрежение по отношению к психологу, или он чувствует обиду: ему кажется, что психолог недостаточно хорошо с ним занимается, поэтому и результат долго не наступает, и он теряет инте­рес к работе над собой, небрежно выполняет рекомендации психотерапевта или вовсе ничего не делает. Тем более что, как правило, те, с кем человек имеет дело в повседневной жизни, не помогают и не со­чувствуют его работе, часто считают такое лечение глупостью, подсме­иваются над ним или даже сопротивляются его занятиям. Многие не выдерживают этого эмоционального неприятия близких и отступают. Часто понимание, что психотерапия важна, что необходимо рабо­тать над собой, принимается только с расстояния, пока дело не дохо­дит до необходимости самому этим заниматься. Терапия нацелена на избавление от невротических наклонностей, но они " срослись" с че­ловеком, и когда приходится выполнять инструкции и задания психо­лога, и выясняется, что это не так просто, как казалось, человек хочет бросить все это с отвращением. Он раздражен. Лучше всего выразить это раздражение в письме к психологу. Но если человек слишком веж­лив, чтобы послать его, то написать письмо все-таки нужно. А затем его нужно яростно порвать и выбросить в мусор. Можно, представляя перед собой психолога, энергично, эмоционально «высказать» ему все, человек чувствует и думает о нем. В общем, нужно что-нибудь сделать, чтобы это не застревало в человеке неразрядившейся отрицательной эмоцией»88.

Проявления сопротивления

Сопротивление может проявляться самыми различными способа­ми. Например, человек может:

• опаздывать или пропускать назначенные встречи с консуль­тантом,

• «забыть» рассказать о важном событии, имеющем отношение к проблеме,

• становиться рассеянным, сонливым, откровенно скучающим.

Возможно также, что у него:

• будут меняться цели,

• постоянно будет происходить в жизни нечто такое, что дела­ет «временно» невозможной дальнейшую работу над пробле­мой и требует, опять же, «временного» переключения на дру­гую задачу,

• возникнет интерес к личной жизни консультанта, и он будет скучать при обсуждении собственных чувств и поступков.

Более сложно сопротивление проявляется, когда клиент:

• стремится сохранить свой имидж перед консультантом и не переходит на более глубокие уровни общения;

• часто спорит с консультантом;

• ограничивается рациональными рассуждениями;

• становится пассивным в разговоре;

• стремится во всем согласиться с консультантом, не пытаясь обдумать его слова;

• старается соответствовать ожиданиям консультанта, избегая искреннего участия в терапевтическом процессе;

• не осознает свои потребности и желания;

• не может установить, что он хочет от консультативного про­цесса.

Этот список можно продолжать бесконечно долго, потому что спо­соб сопротивления и его проявление изменяется в каждом отдельном случае, с каждым отдельным клиентом и в каждом отдельном периоде консультативного сопровождения.

Тем не менее сопротивление клиента говорит вовсе не о его нежела­нии меняться, а о его страхе перед переменами. Поэтому работа с со­противлением — это еще одна важная задача консультанта на протя­жении всего консультативного сопровождения клиента.

Что делать с сопротивлением клиента?

С точки зрения техник, консультирования работа с сопротивлени­ем происходит с помощью интерпретаций и конфронтации клиента с реальностью или с консультативной ситуацией. Однако работа с со­противлением намного глубже и сложнее, чем простое применение техник.

Дж. Бьюдженталь утверждает, что работа с сопротивлением долж­на базироваться на следующих убеждениях консультанта89:

• простое вербальное описание (обратная связь) клиенту его паттерна сопротивления, скорее всего, будет неэффектив­ным;

• открытие перед клиентом самого факта и психологической цены сопротивления — это ключ к помощи клиенту в его из­менении;

• осознание, рождающееся в многократном опыте глубоких не­посредственных переживаний, может быть очень ценным;

• осознание самих паттернов сопротивления менее ценно, чем осознание потребностей, которым оно служит.

Далее Бьюдженталь предлагает шесть последовательных шагов, помогающих клиенту отказаться от сопротивления: отслеживание, разъяснение эффектов сопротивления, истолкование неслучайности, демонстрация альтернатив, разъяснение функций сопротивления, ос­вобождение и перемещение90.

Отслеживание

Консультант идентифицирует какой-либо паттерн, выражающий сопротивление, который кажется наиболее доступным осознанию кли­ента. Например: «Вы изменили тему», «Когда я спросил вас об отно­шениях с матерью, вы замолчали» и т. п.

Консультант снова и снова выделяет паттерны сопротивления по мере их появления. Когда отслеживание проводится в течение неко­торого времени, полезно вводить комментарии, которые показывают клиенту, как часто он прибегает к сопротивлению. Например: «Вы за­молкаете всякий раз, когда мы заговариваем о ваших отношениях с матерью», «Вы снова потеряли мысль?», «Вы снова сообщаете мне, что ваши семейные обстоятельства не позволили выполнить намеченное на прошлой сессии» и т. п.

Разъяснение эффектов сопротивления

После некоторого периода отслеживания консультант показывает клиенту, как проявления его сопротивления в каждом конкретном слу­чае влияют на снижение эмоциональной вовлеченности.

Например: «Ты сейчас снова отвлеклась от темы. Я обратила вни­мание, что перед этим ты говорила так, будто это происходит прямо сейчас, и живо переживала все это. А теперь ты говоришь отчужденно, как о постороннем человеке».

Консультант указывает только на непосредственные эффекты, ог­раниченные данным моментом. Если на этом этапе работы с сопро­тивлением высказать клиенту скрытые мотивы его сопротивления, то это только породит защиты или даже спор.

Разъяснение неслучайности

Когда консультант некоторое время разъяснял эффекты сопротив­ления, и клиент уже ясно видит, что подобное поведение он вновь и вновь повторяет, можно, воспользовавшись очередным проявлением сопротивления, разъяснить ему, что этот эффект не является случай­ностью.

Например: «Ты снова предлагаешь поговорить о «более острой про­блеме», отложив прежнюю тему. Я заметила, что ты делаешь это вся­кий раз, когда мы подходим к тому, что тебе надо принять решение».

Демонстрация альтернатив

Этот шаг требует осторожности. У консультанта может возникнуть соблазн сразу указать на функции и цели сопротивления. Однако кли­ент может быть все еще не готов к этому. Консультант лишь показыва­ет возможность другого варианта поведения.

Например, консультант с этой целью может задать такой вопрос: «Ты говоришь, что стена, выросшая между вами, не позволяет тебе действовать. Мне сейчас пришло на ум, что стена не может расти сама. Вероятно, ее кто-то строит. Как ты думаешь, ты принимаешь в этом участие?» или «Ты действительно чувствуешь себя окруженной стеной? По-моему, это похоже на тюрьму.. И ты не видишь выхода? Так можно прожить всю жизнь — будто в тюрьме. Посмотри, что ты в ней дела­ешь, что переживаешь?.. Можно сидеть всю жизнь и горевать, а мож­но горевать, но одновременно разбирать стену на кирпичики. Как ты думаешь, с какого кирпича ты начнешь разбирать эту стену?»

Консультант. Похоже, есть множество проблем, которые оказались важнее, чем та, которую мы сейчас обсуждали... Когда надо при­нять решение, ты начинаешь отвлекаться. Ты сейчас смотришь в окно... Такое впечатление, что ты растеряна. Это так?..

Клиентка. Ну, в общем, да...

Консультант. Тебя что-то смущает?., (клиентка молчит). Ты можешь вспомнить предыдущий эпизод, когда тебе приходилось принимать решение?

Клиентка. Я тогда тоже не представляла, какое решение принять...

Консультант. И сейчас ты не представляешь. И что ты пережива­ешь, сейчас, когда не представляешь, какое решение принять?

Клиентка. Это так, будто я на краю пропасти, а меня сзади толкают...

Консультант. И что ты чувствуешь, стоя на краю пропасти?

Клиентка (выкрикивает). Страшно! Кажется, прямо разобьюсь сейчас!

Консультант. Твое решение похоже на скачок через пропасть?

Клиентка. Похоже... Сердце колотится...

Консультант. Через пропасть можно перепрыгнуть сразу, не ос­танавливаясь на краю, с разбега. Это быстро, хотя и страшнова­то. А можно построить мост и перейти по нему, это дольше, но риска меньше. Все зависит от того, как быстро тебе надо доб­раться до другого края. Только когда ты останавливаешься на краю, тебе все время страшно, но ты никогда не окажешься на той стороне.

Разъяснение функций сопротивления

Теперь, когда клиент осознает свои паттерны, понимает, что они проявляются не случайно, и ему известны альтернативы, консультант обязательно должен показать полезную сторону такого сопротивле­ния. Это нужно, чтобы клиент увидел в словах психолога не обвине­ние, а сообщение о том, что его реакции не обязательно плохи, и что он может выбирать между разными моделями поведения.

Например: «Конечно, страх помогает тебе избегать опрометчивых шагов, если он соответствует реальному риску. А сейчас он похож на лупу, которая увеличивает опасность. Иногда страх делает маленькую трещину на асфальте похожей на глубокую пропасть. Если совсем не видишь опасностей, иногда полезно взглянуть через эту лупу. А иног­да ее стоит отложить. Каким бы ты увидела свое беспокойство, если бы уменьшила его в размерах?»

Освобождение и перемещение

Постепенно, в результате неоднократного воспроизведения пере­численных пяти шагов в процессе консультативного сопровождения, клиент сам начнет распознавать признаки сопротивления. А посколь­ку сопротивление — бессознательный процесс, то по мере осознава-ния, его (сопротивления) сила будет ослабевать. Однако не следует заблуждаться, что, нейтрализовав один вид сопротивления, консуль­тант не столкнется с другим. На самом деле, сопротивления сплетены и наслаиваются друг на друга.

Работать с сопротивлением нужно крайне осторожно и мягко. И это особенно касается созависимых клиентов. М. Балинт, исследуя базис­ный дефект личности и связанную с ней сверхзависимость человека от внешнего окружения, писал: «...аналитик должен помнить, что ему в целом следует избегать преодоления защит при помощи изощренных и правильных интерпретаций, так как для его регрессировавших пациентов эти интерпретации могут предстать свидетельством сомне­ний по поводу обоснованности их жалоб, обвинений и обид. Напро­тив, аналитику следует искренне принять все эти жалобы, обвинения и обиды как реальные и обоснованные и предоставить своему пациен­ту достаточно времени для того, чтобы тот перешел от яростного него­дования к сожалению. Нет необходимости в том, чтобы ускорить этот процесс при помощи интерпретаций, пусть даже они будут верными, поскольку интерпретации могут быть восприняты как несвоевремен­ное вмешательство, как попытка обесценивания жалоб. В таком слу­чае интерпретации только замедлят терапевтический процесс вместо того, чтобы ускорить его.

Более того, для некоторых пациентов жизнь утратила бы всякую ценность, если бы они лишились своих обид или своей ненависти или если бы они не получили полной компенсации за все свои обиды и связанную с ними ненависть. Такие пациенты в любой интерпрета­ции, которая проливает свет на причины обиды, будут видеть попыт­ку аналитика обесценить эту обиду. Любая подобная попытка будет воспринята как угроза разрушения основ существования; они реально чувствуют, что у них отнимают то, ради чего стоило жить.

Анализ не может принести никакой пользы, если пациенту не дали почувствовать, что аналитик солидарен с ним и безоговорочно при­нимает обоснованность его жалоб, что он дает достаточное время (в некоторых случаях этот период бывает очень долгим), чтобы... пе­режить сожаление или печаль по поводу исходного изъяна или утра­ты, приведших к образованию дефекта или шрама в его психической структуре...

Некоторым пациентам необходим значительный отрезок времени для завершения процесса печали, который лучше предоставить есте­ственному течению. Хотя этот процесс нельзя ускорить, самое глав­ное заключается в том, что аналитик присутствует при нем как свиде­тель: так как этот процесс протекает в области базисного дефекта, пре­одолеть эту печаль самому невозможно; это можно сделать только в рамках отношений между двумя персонами, которые складываются, например, в аналитической ситуации. Если аналитик сможет предос­тавить столько времени для развития этого процесса, сколько необхо­димо, не ускоряя его искусственно, а также поддержит необходимую в этом случае атмосферу примитивных отношений, проявляя терпение и предлагая не вторгающиеся интерпретации, то манера сотрудниче­ства пациента по сравнению с тем, что было раньше, несколько изме­нится, создавая впечатление, что у него появляются желания и способности к переоценке своей позиции в отношениях со своим объек­том vis-a-vis, а также к пересмотру возможности принять окружающий его мир, часто такой непривлекательный и равнодушный».

 

ПЕНТАГРАММА ПСИХОТЕРАПИИ СОЗАВИСИМОСТИ

Мы подробно рассмотрели психотерапевтические отношения, ко­торые сами по себе являются целебными для клиента и в наибольшей степени влияют на его готовность меняться. Однако, как уже упоми­налось, на протяжении всех сессий психотерапевт наблюдает, как про­являются в рассказах клиента когнитивные конструкты, экзистенци­альные позиции, реакции тела, «законсервированные» и рождающие­ся на глазах аффективные переживания, защитные формы поведения, поведенческие паттерны общения. Именно эти проявления и стано­вятся объектами пристального внимания и обсуждения с точки зре­ния их адаптивности и эффективности при удовлетворении потреб­ностей и взаимодействия с социальной средой.

Процесс изменений протекает извилистым путем, он основан на ма­териале, который клиент «здесь и теперь» привносит во взаимодействие с психологом. И в этом отношении всегда работает принцип неопределенно­сти, а от терапевта требуется высокая толерантность к неопределенности.

Тем не менее при работе именно с созависимыми людьми у меня появилась настоятельная потребность каким-то образом упорядочить терапевтический процесс, чтобы, продолжая следовать за клиентом, видеть место каждого шага в единой системе, отслеживать взаимосвязь обсуждаемых тем и своевременно обращать внимание на «слепые пят­на», которые часто не замечаются, если весь процесс терапевтическо­го взаимодействия остается хаотическим.

Для такой системы терапии я использовала принцип пентаграммы. Французский психотерапевт С. Гингер представил символ человека в виде пентаграммы (или звезды), которую назвал «Пентаграммой Гингера» (рис. 7). Он рассматривает пять углов звезды как пять основ­ных измерений человеческой деятельности:

1) физическое измерение (тело и его потребности),

2) эмоциональное измерение (эмоции, чувства, значимый Другой, «привязанности сердца»),

3) рациональное измерение (голова — мысли, логика, речь как фун­кция левого полушария и воображение, идеи, творчество как функции правого полушария),

4) социальное измерение: другие люди, культурная среда,

5) духовное (экзистенциальное) окружение: место и смысл чело­века в жизни, его место в глобальной системе, его восприятие себя с точки зрения смысла жизни и места в жизни.

Эмоциональные реакции, чувства

Тело,

физическая

составляющая

жизни

Голова, рациональное осмысление

Межличностные отношения, связь социумом, коммуникации

Экзистенциальные позиции: смысл жизни, место в жизни, философские воззрения

Рис. 7. Пентаграмма Гингера

Гингер пишет: «Следует указать, что две руки указывают на отно­шение (к себе, значимому другому человеку и другим людям), тогда как две ноги символизируют наши корни, позволяющие сохранять равно­весие между материей и духом, бестелесная духовность сомнительна и недолговечна»93.

Когда у человека возникают достаточно серьезные проблемы, то искажения происходят во всех сферах. И чтобы исправить эти иска­жения, бывает слишком мало и однобоко прикоснуться только к од­ной из них.

Для примера рассмотрим, каким образом воздействует на лучи пен­таграммы депрессия, которая является частым спутником созависимых людей.

Депрессия может начаться с любого луча звезды. Предположим, у человека может быть иррациональная установка (мысли) о том, что «если у меня нет партнера, который меня любит, значит, я полное нич­тожество, и мне никогда не быть счастливым», которая непременно рано или поздно приведет его к депрессии.

Необходимо изменить эту установку. Для того чтобы понять, как именно строит свои мысли и убеждения клиент, как они влияют на его жизнь и настроение и — самое главное — для того чтобы изменить те из них, которые ведут к различным расстройствам, применяют когни­тивный и рационально-эмотивный подходы психотерапии, которые занимаются мыслями и убеждениями человека.

Эта же установка обязательно воздействует и на его отношения с дру­гими людьми. Он будет стремиться всеми силами доказать, что досто­ин любви, и стараться заработать любовь. Он будет делать своих близ­ких беспомощными, чтобы они никогда не смогли обходиться без него. Или он будет стремиться показывать, как он сам беспомощен, чтобы ни у кого не хватило духа его покинуть.

В соответствии с «целями и задачами» таких отношений человек вырабатывает и соответствующие модели поведения. Например, оно может быть заискивающим, или, наоборот, властным. Человек может «забыть» или так никогда и не научиться выражать свои чувства или сообщать другому, что рассержен, не задевая при этом его самолюбие. Такие трудности приводят к тому, что он либо совсем не сможет этого делать, либо будет выражать себя самым неконструктивным, попрос­ту, скандальным образом.

Итак, задействован еще один луч пентаграммы. Подобные взаимо­отношения периодически будут приводить человека в состояние деп­рессии. Но поскольку он сам, хотя и бессознательно, создает их, то ему необходимо сначала осознать, как именно он строит свои отноше­ния с людьми, какой «сценарий» он бессознательно разыгрывает, а затем внести изменения и в отношения, и в модели поведения. Сознаванию своих жизненных сценариев и их изменению помогает тразактныи анализ в сочетании с гештальт-терапией. А самим поведением человека зани­мается бихевиоральная психотерапия.

Для выработки новых моделей поведения необходимо изучить воз­можные конструктивные способы поведения, а затем потренировать­ся, проигрывая различные ситуации из реальной жизни. Обычно этим занимаются в психологических группах на тренингах умений, тренин­гах ассертивного поведения, тренингах эффективной коммуникации, тренингах поведения в конфликтах и т. п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал