Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и алгоритмы консультирования 24 страница
Необходимо помнить, что эти и другие вопросы, которые задает психолог, не имеют цели уличить клиента в неискренности. Они задаются, чтобы прояснить экзистенциальные позиции клиента, для исследования его представлений и взглядов на существующую ситуацию. Чтобы они не воспринимались клиентами как провокативные и чтобы не утратить доверие клиента, консультанту следует пояснять цель своих вопросов. Клиент не всегда готов ответить на них. Он может проявлять признаки сопротивления: переводить разговор в другую плоскость, отвечать односложно, совсем уходить от ответа, раздражаться и т. д. Вряд ли будет уместным давление. Просто в процессе бесед психолог вновь и вновь возвращается к перечисленным вопросам при обсуждении самых разных аспектов жизни клиента. Сам смысл подобных диалогов постепенно будет делать свою работу в душе клиента. Может быть, не сразу, может быть, сначала только самому себе, а не психологу, но клиент вынужден будет признаться в истинном смысле происходящего, увидеть истинные цели созависимых отношений и истинную причину избегания ответственности. В конечном итоге, клиент поймет, что он на самом деле хочет, для чего он совершает те или иные поступки, и как он добивается реализации своих потребностей, а также что именно ему мешает чувствовать удовлетворение от жизни. «Одна из задач терапевта — увеличить у пациента ощущение определенности и контроля. Способность объяснить, упорядочить события своей жизни в соответствии с неким связанным и предсказуемым паттерном отнюдь не маловажна. Назвать нечто определенным именем, определить его место в цепочке причинно-следственных связей — значит начать чувствовать его контролируемым. Наше внутреннее переживание или поведение уже не представляется пугающим, чуждым, неуправляемым: мы ведем себя определенным образом (или испытываем определенное внутреннее переживание) вследствие чего-то, что можем назвать и идентифицировать»98. Аффективный полюс Человек, создающий созависимые отношения, переживает самые разные негативные состояния: от острой душевной боли до подавленности, угнетенности. Часто на длительные периоды устанавливается состояние апатии, депрессии. Истинные чувства хронически подавляются, а некоторые из них, например, гнев, находятся под запретом и вытесняются. В других случаях гнев не является запретным, но у человека отсутствуют навыки регуляции собственного эмоционального состояния. Первичный, неконтролируемый импульс является началом для дальнейших неконтролируемых аффективных состояний. Неэффективные копинг-стратегии в поведении, связанном с выражением эмоций, часто ведут к страху перед ними и блокированию чувств. В свою очередь, подобные блокировки ведут к развитию апатии, бессмысленности и безрадостности существования. Безрадостность — основная характеристика созависимых людей. Задачи терапии в аффективном полюсе перечислены ниже. 1. Разблокировать «законсервированные» чувства и разрядить негативное напряжение с помощью телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, ре-переживания старых травм и невыраженной боли. 2. Обучить клиента навыкам изменения своего эмоционального состояния с помощью визуализации, техник НЛП, эмоционально-образной терапии, релаксации. 3. Сформировать у клиента навыки дифференциации чувств. Для этого психолог просвещает клиента, объясняя ему название и сущность некоторых эмоций. Например, часто путают стыд и вину, агрессию с гневом и насилием, с трудом идентифицируют сущность ревности и т. д. Кроме того, каждая эмоция имеет свою локализацию в теле, и умение ошущать эмоциональное состояние помогает найти способ соответствующей разрядки негативного напряжения. 4. Обучить выражению и разрядке эмоций, а также сдерживанию и отсрочиванию выражения эмоциональных реакций с помощью поведенческой психотерапии. 5. Исследовать происхождение сильных эмоций: поиск провоцирующих установок, ожиданий, требований и изменение их (здесь проявляется связь аффективного полюса с рациональным). Особый аспект работы в аффективном полюсе — это работа со страхами. В данном случае речь идет не только о страхе потери близкого человека, но и о многочисленных страхах, касающихся собственной жизни, собственной самореализации, а также страхах, стимулирующих стремление к сверхконтролю за окружающими, сверхответственности и / или желание переложить ответственность за свою судьбу. Преодоление страха перед осознанием и выражением своих эмоций возможно только через обучение конструктивным способам выражения негативных эмоций. Истерики, скандалы, даже насилие — нередкое поведение среди созависимых. С другой стороны, также встречается блокирование гнева как неприемлемой, «плохой» эмоции». Принятие любых эмоций как естественной жизнедеятельности психики — составляющая часть принятия себя истинного, отказ от «масок». Однако пугающие «взрывы» эмоций можно научиться предотвращать, если своевременно выражать свои чувства приемлемым способом. Если такие способы клиенту неизвестны, им необходимо обучить. Непременной темой в психотерапии созависимости является тема вины. Но здесь мы переходим на когнитивный уровень, хотя речь и идет о переживании вины. Когнитивный, рационально-эмотивный подходы строятся на рассмотрении и анализе иррациональных установок, что в данном случае наиболее подходит, так как вина созависимого человека часто имеет нерациональный характер. Работа значительно усложняется, когда чувство вины появляется в связи с тем, что созависимый принимает решение заботиться о себе в то время, когда сын или дочь или другой член семьи погибает от наркотиков. Это кажется немыслимым. Однако чувство вины, которое не позволяет «бросить больного человека», — всего лишь способ защиты от болезненного чувства утраты, которую созависимый начинает переживать уже в тот момент, когда он внутренне отказывается погибать вместе с наркоманом. Как известно, первый этап работы горя — это отрицание, непринятие самого факта утраты, нежелание признать, что это уже произошло или, в данном случае, уже происходит. Я, опираясь на свой опыт консультирования, убеждена, что в большинстве случаев родители наркоманов только тогда принимают мысль, что они могут начать заботиться о себе, когда они уже приняли мысль, что их ребенок-наркоман неуклонно погибает, и когда они, предвосхищая утрату, уже прошли стадии гнева и стадии «принятия утраты умом», и, как минимум, находятся на стадии депрессии. Несомненно, такая мужественная позиция является экзистенциальным подвигом перед собственной жизнью, и не каждый может его совершить. Но если дело касается жены (мужа) или друга (подруги) наркомана, то развод (расставание) является необходимым условием выздоровления созависимого, как бы ни было тяжело совершить этот шаг. Тем более жестко должен стоять вопрос о разводе в тех случаях, когда в семье есть дети, подвергающиеся всем опасностям созависимого человека даже в большей степени, чем взрослые члены семьи. Обиды и прощение. Человек не может до конца принять себя, если он не принимает других, и наоборот. Простить, освободиться от тягостных обид — это важное условие душевного выздоровления. Это не исключает переживания и проявления здорового гнева на определенных этапах жизни и терапии. Но обида — это «законсервированный» гнев, обращенный к прошлому, которое, как известно, не изменить. Простить деструктивное поведение другого, но не попасть в зависимость от него — это то, чему важно научиться человеку, который хотел бы обрести внутреннюю свободу. Межличностные отношения Как правило, созависимые люди склонны создавать отношения, в которых происходит: 1) «растворение» одного из партнеров, например, при склонности к самоуничижению; 2) «поглощение» партнера (окружение «заботой», ведущей к ощущению зависимости и беспомощности, установление тотального контроля, лишение человека права на самоопределение, на собственные желания и т. п.), например, при комплексе мученичества, склонности к контролю, власти и доминированию, садистских наклонностях; 3) использование партнера в качестве «зеркала» для подтверждения мифа о собственной непревзойденности, необычайности и т. п., например, при нарциссизме; использование партнера для подтверждения способности вызывать к себе любовь, обычно при невротической потребности в любви. Легко просматривается склонность к созданию жизненных сценариев (бессознательно!), в которых партнер избирается в соответствии с личностными качествами, позволяющими играть отведенную ему роль (опять же бессознательно!). Поскольку сценарий, в сущности, не зависит от конкретного партнера, а нуждается лишь в соответствующем наборе свойств личности, то смена партнеров не ведет к выходу из сценария (без соответствующей проработки). Подобные созависимые отношения никогда не приносят удовлетворения и, в то же время, не могут быть прерваны, что приводит к состоянию бессилия и беспомощности, и, следовательно, к состоянию хронической подавленности и депрессии. Основная задача терапии в данном полюсе — отслеживание и осоз-навание паттернов сценарного поведения, связанного с созависимыми отношениями (то есть с отношениями, в которых партнер используется для заполнения нарушенной структуры Я), выбор нового способа взаимодействия и постепенное освоение навыков автономного поведения. Наиболее подходящим психотерапевтическим направлением для проработки сценарного поведения является транзактный анализ. «Специфика транзактного анализа состоит в его направленности на достижение клиентом в ходе терапии конкретных результатов, которые ясно оговариваются и закрепляются контрактом. Это предполагает необходимость обучения клиента теории, в особенности в той части, которая касается предпочтительного качества жизни — автономии. Ачто-бы достичь автономии, нужно: 1) освободить или развить три главные способности — к восприимчивости, спонтанности и близости; 2) пересмотреть и выстроить иерархию целей и ценностей; 3) сформировать эффективную систему координации и коррекции деятельности в соответствии с представлениями об успешности, благополучии и счастье. И затем интегрировать эти три группы ресурсов в единое целое»99. Изучение моделей родительской семьи помогает понять свое место в семейной системе и свою роль в передаче как деструктивных, так и позитивных моделей отношений. Понимание помогает увидеть пути и способы изменений, необходимых для оздоровления своей семьи, если это возможно, или изменения собственного образа жизни. Кроме того, задачами консультанта на данном полюсе пентаграммы могут быть: • проанализировать вербальный и невербальный компоненты коммуникации и обучить клиента необходимым навыкам (активное эмпатическое слушание, уверенное поведение и т. п.); • исследовать поведение в конфликтных ситуациях и сформировать необходимые навыки (анализ поведения, провоцирующего конфликт, критика и отношение к критике, взаимодействие с агрессивными людьми, влияние и противостояние влиянию, навыки разрешения конфликтов и т. п.). Социальные навыки и умения лучше всего отрабатывать в тренин-говой группе, например, в тренинге уверенного поведения, тренинге поведения в конфликтных ситуациях, тренинге эмпатического внимания, тренинг безоценочного общения и других. Субличности в структуре Я — Сверх-Я Для того чтобы вывести на уровень сознания внутренние конфликты и причину амбивалентности чувств и желаний, а также стимулировать развитие позитивного самоотношения и принятия себя, очень эффективной бывает работа с субличностями клиента. Р. Ассаджиоли100 ввел в психотерапию понятие субличностей для того, чтобы вычленить и охарактеризовать отдельные психические образования в психике человека, основанные на его определенных ролях или потребностях. Широко известны такие субличности как Внутренний Ребенок, Внутренний Родитель (Эрик Берн не называл их субличностями, но, по сути, они ими являются), Внутренний Критик, Жертва, Спасатель, Преследователь. Каждый человек может выделить множество других субличностей, которые могут иметь имена, прямо характеризующие сущность какой-то части их личности (например, Ворчун, Заискивающий Трус, Великолепная Дама и т. п.) или метафорически передающие какую-либо особенность (например, Увядшая Роза, Каркающая Ворона и т. п.). Обозначать основные субличности человека удобно для того, чтобы выделить, например, основные паттерны поведения или чувства, свойственные клиенту, когда он находится в различных ситуациях. Особенно эффективной бывает работа с субличностями, когда необходимо: • изменить негативное отношение к себе на принятие себя, • снизить интенсивность постоянной внутренней самокритики, • осознать в случае амбивалентных чувств и желаний внутренний конфликт, мешающий принять решение, и следовать ему. Работа с Внутренним Ребенком — «Воспитание любовью» Созависимые люди носят в себе нелюбимого, испуганного и печального Внутреннего Ребенка. Он влияет на их состояние, является источником неуверенности в себе и компенсаторных защит. Осознать его в себе, уделять ему внимание, поддерживать, утешать и успокаивать, вселять в него уверенность — это то, чему нужно научить клиента. В своей работе с клиентами я выстраиваю отдельную программу по работе с Внутренним Ребенком. Это своеобразный индивидуальный психологический тренинг, состоящий из нескольких упражнений, которые сначала выполняются клиентом прямо на сессиях, а затем — самостоятельно дома. Вначале клиент представляет себя в утробе матери абсолютно защищенным и любимым. Для этого он ложится в позу эмбриона, а я постепенно ввожу его в состояние легкого транса («Сейчас ты лежишь в утробе матери... Тебе удобно, тепло и уютно... Звуки доносятся до тебя как будто издалека... Ровный, спокойный золотистый свет окутывает тебя... И ты чувствуешь, как все пространство вокруг любит тебя... И ты наполняешься этой любовью... Ты чувствуешь, как она пропитывает каждую клеточку твоего тела...» и т. д.). Следующее упражнение, которое проводится не раньше, чем через неделю, в течение которой клиент ежедневно самостоятельно выполняет этап «Ожидание рождения» — погружение в состояние новорожденного ребенка, которого мать держит на руках. Переживая вновь в состоянии легкого транса ощущения новорожденного ребенка, клиенту важно представить и почувствовать, как от матери исходит любовь. Иногда это вызывает трудности у клиента. Тогда я заменяю слово «любовь» на «нежность», «теплота». Клиент, ощущая себя в объятиях матери, должен чувствовать себя принимаемым и желанным. Затем следуют упражнения «Годовалый малыш», «Двухлетний малыш» и так далее до школьного возраста. На этом этапе мы переходим к большим временным шагам: младший школьник, средняя школа, старшеклассник, затем юноша (девушка) и т. д. Каждый раз основная цель — это почувствовать любовь. Не всегда это получается сразу, что, однако, не должно обескураживать. Можно задержаться на определенном этапе и повторять соответствующий ему опыт до тех пор, пока не возникнет ощущение любви и тепла. Блокирование чувства любви, пусть и на разных этапах, но обязательно происходит у каждого созависимого клиента! И я поэтому уверена, что эти упражнения — еще и диагностический материал. Одна клиентка, выполняя эти упражнения, говорила, что прекрасно чувствует себя в утробе матери, но никак не хочет рождаться. По моей просьбе она поговорила с матерью и выяснила, что мать после ее рождения сразу заболела, и девочка долго находилась на попечении дальних родственников (и даже не ее матери, а отца, отсутствующего в тот момент), которым она была не в радость. Другая женщина перестала чувствовать наполнение любовью на этапе «Двухлетний малыш». Выяснилось, что в этом возрасте между родителями происходили серьезные конфликты, в результате которых они развелись. Еще одна женщина не могла наладить контакта со своей Внутренней Девочкой на этапе «Пятилетний малыш». Ее Внутренняя Девочка отворачивалась, женщина никак не могла почувствовать себя ребенком и, тем более, любимым. Выяснилось, что в это время в семье родился новый ребенок, которому доставалось все тепло и внимание матери. Особенно трудно бывает почувствовать себя любимым в подростковом возрасте. Но зато в этом возрасте удается почувствовать себя источником, излучающим любовь. Во время выполнения таких упражнений клиенты часто плачут, особенно первое время. Но одновременно их выполнение доставляет большое удовольствие. Я наблюдала, какими посветлевшими становятся их лица, каким мягким становится взгляд. Пережитые ощущения и эмоциональное состояние лучше всяких слов показывает им, что источник любви лежит внутри них самих. А ведь именно это необходимо, чтобы восстановить больное, раненое Я. Работа с Внутренним Критиком — «Советчик вместо тирана» Одновременно мы работаем с Внутренним Родителем клиента. У созависимых людей он, как правило, слишком критичен, слишком грозен и слишком требователен. Начинаем мы с того, что клиент создает в фантазии его образ. Затем я предлагаю ему вступить с ним в контакт. Мы не критикуем этого Внутреннего Тирана. Мы учимся общаться с ним, принимая его. Для этого мы проводим диалог с этой субличностью на тему: «Я знаю, что ты заботишься о моей пользе. Что заставляет тебя делать мне больно?» Это бывают потрясающие диалоги, которые приводят клиента к осоз-наванию собственных страхов, к пониманию происхождения своих «недостатков» и принятию их. Внутренние критикующие монологи уже перестают вызывать вину или тревогу. Их воспринимают осознанно. Теперь человек в состоянии решить, надо ли к ним прислушиваться, и если надо, то в какой степени. Клиенты обучаются благодарить Внутреннего Критика за заботу, даже если не соглашаются с ним. Но самое главное, они обучаются с ним не соглашаться. Результатом становится более спокойное отношение к своему несовершенству и принятие себя. И еще один, на мой взгляд, замечательный побочный результат: клиенты начинают видеть, что они ведут себя по отношению к своим близким, партнеру, а особенно к детям, точно так же, как их Внутренний Критик ведет себя по отношению к ним. И по мере установления диалога с ним они меняют и свое отношение к близким. Работа с амбивалентными состояниями как с субличностным конфликтом Когда клиент научается выделять пары или даже тройки субличностей с противоположными потребностями, он становится посредником в конфликте между ними. Я объясняю ему алгоритм работы посредника при разрешении конфликтной ситуации и предлагаю поочередно высказываться за каждую субличность и за объективного посредника. При этом мы обращаем внимание на позу, голос, манеру говорить, которая приписывается каждой субличности в соответствии с тем, как ее чувствует клиент. Иногда я предлагаю вылепить каждую враждующую субличность из пластилина. Это помогает вести «переговоры». Не скрою, не каждый клиент готов к работе с субличностями. Иногда сопротивление бывает слишком велико, и я не настаиваю. Кстати, по моим наблюдениям, больше всего сопротивляются именно те клиенты, чей Внутренний Ребенок особенно жестоко подавлен, или те, кто вообще с трудом выходят на уровень чувств. Они стремятся вести разговор только на рациональном уровне, с трудом идентифицируют свои переживания. В поступках они тоже опираются больше на разум, чем на чувства. Таким людям больше подходит работа на когнитивном уровне с их многочисленными иррациональными установками. Тренинг удовольствия ' Созависимые клиенты почти никогда не умеют получать удовольствие без чьей-либо помощи и доставлять удовольствие самим себе. Им это не интересно. Им важно, чтобы оно было доставлено именно извне. Список удовольствий, которые они могли бы получать в одиночестве, всегда чрезвычайно скуден. Научиться доставлять самому себе удовольствие — это означает научиться заботиться о себе и своем Внутреннем Ребенке. Это удивительно, как трудно бывает составить список больше, чем из пяти-шести самых простых, но приятных действий (например, почитать книжку перед сном). Но даже из этого созависимые клиенты умудряются сделать для себя работу. Однажды с одним мужчиной в самом начале терапии мы договорились, что он каждое утро, перед работой, будет прочитывать по несколько страниц детективного романа, выпивая при этом чашку кофе с бутербродами. Он сказал, что для него это большое удовольствие. Через некоторое время я спросила его, делает ли он это. Он ответил, что каждое утро начинает именно с этого. «Получаете ли вы удовольствие?» — спросила я. Он пожал плечами: «Не всегда. Иногда читать совсем не хочется». «Так зачем же вы это делаете?!» — воскликнула я. «Ну, мы же договорились, что надо читать». Вот так! Он даже забыл, что мы договаривались об удовольствии. И не для «надо», а по желанию. Иногда клиентам приходят в голову только недоступные для них удовольствия. И это тоже характерно для созависимых клиентов: или все, или ничего. Мы устраиваем настоящий мозговой штурм, чтобы изобрести как можно больше доступных удовольствий, которые можно предоставить самому себе. Иногда помогает метафорический разговор: «Доставьте удовольствие вашему Внутреннему Ребенку. Позаботьтесь о нем так, как вы позаботились бы о своем настоящем ребенке». Работа с субличностью «Жертва» Работая с Внутренним Ребенком, Внутренним Критиком, внутренними конфликтами, обучая клиента предоставлять удовольствие самому себе, важно одновременно обращать внимание на то, чтобы от образа Я отсоединить образ Жертвы. Жертва как субличность может быть исследована отдельно. Мысленно посадив свою Жертву перед собой, клиент может провести диалог на тему: «Жертва, для чего ты хочешь оставаться обиженной? Что это дает тебе?» Пересев затем на место Жертвы и приняв ее воображаемую позу, клиент может говорить от имени Жертвы. Консультант помогает ему формулировать вопросы для данной субличности. Важно при этом вести себя по отношению к ней не враждебно и не осуждающе, а принимая ее. Нужно понять, какую пользу она хочет принести своему «хозяину», чего она добивается таким путем и в чем ее ошибка, то есть чего она не достигает своими методами. Переходя от работы с субличностями к обстоятельствам реальной жизни, важно: 1) рассмотреть особенности проявления позиции Жертвы в конкретных ситуациях; 2) очертить поведенческие паттерны так, чтобы они стали легко узнаваемы; 3) поработать над тем, как можно их заменить более конструктивным поведением. Часть 2. Индивидуальная консультативная работа с созависимыми клиентами Актуализация собственного позитивного опыта, возвращение заброшенных интересов и целей Осознание клиентом имеющегося у него позитивного опыта — очень важная часть работы. Положительное отношение к себе, вера в себя, самоуважение тесно связаны с самореализацией. Кроме того, именно движение к собственным целям помогает выйти из «беспросветной» погруженности в проблемы близких и начать жить полноценной жизнью.
Глава 8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ КОНСУЛЬТАТИВНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СОЗАВИСИМЫХ КЛИЕНТОВ ТЕРАПИЯ — УПРАЖНЕНИЯ — ТРЕНИНГ На протяжении нескольких лет работы, всякий раз, когда мне приходилось сталкиваться с необходимостью психотерапевтического процесса с созависимыми клиентами, я убеждалась, что и те клиенты, которые добились успеха, и те, которые бросили начатое, не достигнув намеченных результатов, а в особенности те, кто сразу отказался от целенаправленной работы — все они не могли спокойно воспринимать само слово «психотерапия». Именно тогда возникла потребность заменить его на термин «консультативное сопровождение». В то же время, я заметила, что многие из клиентов, которые выражали сомнение или затруднения, связанные с прохождением психотерапии (или консультативного сопровождения), с готовностью отзывались на предложение сделать психологическое упражнение. Это вызывало интерес, пережитое в результате его выполнения активно обсуждалось, даже спустя время эти люди обращались вновь, чтобы поделиться результатами своих размышлении, обсудить возникшие вопросы. Все это не называлось психотерапией, хотя, по сути, ею являлось, и не пугало клиентов, несмотря на то, что осознавание иногда приносило болезненные переживания. Некоторые из них таким образом проходили целый комплекс упражнений, связанных между собой единым целеполаганием. Я отметила, что такая форма работы снимает значительную долю тревожности, и предполагаю, что это — результат видимой структуры того, что происходит и будет происходить при общении с психологом. Такая структуризация процесса, по-видимому, создает ощущение некоторого контроля, стремление к которому, как мы выяснили ранее, весьма выражено у созависимых. Тем не менее поскольку я до сих пор не встречала в литературе никаких упоминаний о данном виде психотерапевтической помощи, то для меня было важно получить хотя бы косвенную поддержку со стороны коллег. Частично я получила ее, когда была опубликована статья Е. Михайловой «Кроткие встречи», отрывок из которой я привожу: «...Люди, нуждающиеся в психотерапевтической помощи, зачастую предпочитают так ее не называть, ищут другого «фрейма» для ее получения... Что же касается психотерапевтической работы с «населением», — как ни ужасно это слово, — и здесь многие клиенты предпочитают изъясняться эвфемизмами: «консультация», «занятия», «тренинг». А когда приходят, — если приходят, — запрос зачастую оказывается терапевтическим, и еще каким! «У меня проблемы с самооценкой, не могу ли я получить консультацию?» (найдется ли хотя бы один консультант Телефона Доверия, который бы не слышал подобного, по крайней мере, раз за дежурство?), — на которой буквально в течение первых же десяти минут вскрывается тяжелейшая история семейного насилия, навязчивости и страхи... ...наш потенциальный клиент — обычный человек с улицы, представитель среднего класса, в меру успешный и в меру несчастный, почему-то очень не хочет называть психотерапию — психотерапией. Не прижилось, в отличие от йогурта и тренажерных залов. Но, оказавшись в терапевтической ситуации, когда уже есть контакт, случилось нечто живое, всем своим поведение говорит: да! Я пришел за этим, мне все равно, как это называется, давайте работать! То же и с группами: маловразумительное слово «тренинг» (с отчетливым терапевтическим акцентом в аннотации) собирает нормальных терапевтических клиентов, часто — с довольно ясными запросами. Предложение же пройти групповую психотерапию, по моим наблюдениям, находит довольно слабый отклик. Ссылка на западную традицию — вроде лозунгов времен «группового бума» («Психотерапия слишком хороша, чтобы доставаться только больным»), — не работает. Нового слова, понятного и без «отягощенной наследственности», не придумано. Возможно, его и не будет. Ну, что же, «тренинг» так «тренинп», хоть горшком назови...» Опираясь на мнение авторитетной коллеги по поводу тренинга вместо классической психотерапии и на свой собственный опыт, я делаю вывод, что оказалась на верном пути. Кстати, я и сама вела и сейчас провожу так называемые «клиентские» групповые тренинги, оказывающие на участников нередко именно психотерапевтическое воздействие. И вот здесь возникла еще одна трудность в работе с созависимыми: оказалось, их довольно трудно объединить в единую группу. Выражая принципиальное согласие, они всякий раз находили бесчисленное количество причин, почему они именно сейчас не могут посещать занятия. Некоторые из них отказывались сразу. Типичных аргументов было два: 1) «Я хочу сохранить в тайне свою проблему. Даже для общения только с вами мне пришлось переступить через себя»; 2) «Мне и своих проблем хватает, я не хочу общаться с такими же, как я, несчастными и выслушивать их. Чего мне не хватает, так это светлых впечатлений». Итак, несколько попыток собрать группу из созависимых клиентов окончились неудачей. Тем не менее опыт применения психологических упражнений в процессе индивидуального консультативного сопровождения со всей очевидностью показывает, что это эффективный инструмент психологической помощи. Без всякого сомнения, отдельно взятые упражнения, хорошо подобранные к теме обсуждения и целям данной конкретной сессии и всей психотерапии, способствуют ускорению процессов сознавания и помогают поднимать темы, до того скрытые от сознания и внимания клиента. И если некоторое количество упражнений объединены единой задачей, например, помочь процессу сознавания или развитию каких-либо коммуникативных навыков, необходимых данному конкретному клиенту, — это уже по сути своей индивидуальный психологический тренинг. Но тогда встает вопрос: одно дело тренинг в группе, а как быть с тренингом индивидуальным! Сразу напрашивается параллель: групповая терапия — индивидуальная терапия. Групповая, безусловно, наиболее эффективна. Но даже представить себе невозможно отсутствие индивидуальной терапии — настолько необходимым средством онаявляется для многих людей при решении их проблем. На схеме с помощью математических знаков «больше», «больше или равно» я представила соотношение эффективности воздействия индивидуальной терапии, индивидуального тренинга и группового тренинга, из которой видно, что групповой тренинг — наиболее эффективная форма работы. 1. Структура и четкие временные границы снижают тревожность. 2. Психологические упражнения вызывают интерес и кажутся безопасными. 3. Психологические упражнения являются катализатором психических процессов.
|