Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и алгоритмы консультирования 25 страница
4. Психологические упражнения стимулируют осознавания, дают прямой или метафорический опыт переживаний. Рис. 10. Преимущества тренинга как формы работы с клиентами Действительно, система работы, когда консультант предлагает клиенту упражнение и затем обсуждает эффекты, дает намного меньше, чем обсуждение в группе, но отнюдь не хуже, чем обычная консультативная беседа, а порой даже лучше, потому что упражнения являются как бы катализаторами психических процессов, которых при обычной беседе можно было бы дожидаться довольно долго. Другое дело, если психолог будет прятаться за упражнения, скрываясь от клиента как личность, да и как профессионал. Тогда он лишит человека необходимого живого общения, непосредственных реакций, которые он мог бы получить в группе. И здесь мы выходим на важный аспект применения индивидуальных психологических тренингов (ИПТ) вместо традиционной психотерапии. Как психотерапия становится мертвой и неэффективной, когда психолог прячет свою личность за профессиональной личиной (а еще хуже, если он прячет ее за низкопрофессиональной личиной), также и ИПТ не отменяет живое взаимодействие, в котором к консультанту предъявляется гораздо больше требований, чем к клиенту. Внимание, эмпатия, профессиональные знания, а главное — умение пребывать «здесь и теперь», умение понимать и доверять себе и клиенту — остаются воздухом терапии, какими бы техническими средствами мы ее ни оснащали.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИПТ Основной процесс — подбор упражнений и выстраивание их в определенную программу. Даже для обычного группового тренинга приходится немало потрудиться, прежде чем удается создать достаточно логичную и одновременно гибкую конструкцию, позволяющую, соблюдая структуру тренинга, учитывать процессы, происходящие с участниками. При составлении ИПТ я встретилась с теми же трудностями, да еще и ограничениями — отсутствием возможности участия в едином действии нескольких людей. Но тем не менее задача оказалась выполнимой. Многие книги по самопомощи построены на таких упражнениях, выполняемых в одиночку, и комментариях к ним. Здесь же клиент имеет живое общение с консультантом, с которым можно обговорить не общие идеи, а конкретные собственные переживания. Разработка ИПТ Разработка ИПТ начинается с выяснения его актуальности. Обычно при консультировании клиентов достаточно быстро проявляется картина наиболее часто встречающихся проблем. С другой стороны, разрабатываемая тема должна интересовать консультанта, поскольку после разработки им ИПТ к нему начнут «притягиваться» клиенты именно с данной проблемой. Я не берусь рассуждать о причинах такого притяжения, однако оно известно многим практикующим консультантам. Кроме того, коллеги, зная о разработке, переправляют к нему клиентов. Без личной заинтересованности в теме работать даже с несколькими клиентами довольно трудно. Выявив актуальность и свою заинтересованность темой, необходимо четко разобраться с целеполаганием и целевой группой ИПТ. Целевая группа тренинга — определение категории клиентов или тех проблем, для которых он предназначен или решению которых посвящен. Например, ИПТ «Я люблю себя» предназначен для клиентов от 21 года и старше, чьи трудности связаны с непринятием себя, низкой самооценкой, игнорированием собственных потребностей и интересов во имя других. Цель тренинга — это основной вопрос при создании любого тренинга, в том числе и ИПТ. А. А. Александров отмечает, что целью групповой работы является «коррекция нарушенной системы отношений, неадекватных реакций и форм поведения»102. Далее он указывает, что эти изменения проходят на основе изменений в трех сферах: 1) когнитивной, 2) эмоциональной, 3) поведенческой. И. В. Вачков пишет: «...Общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы: • исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении; • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; • изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и грамотного общения с людьми; • развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха»
Глава 8. Использование психологических упражнений в индивидуальном консультировании Конкретные цели ИПТ формулируются в соответствии с общими задачами тренингов и целями, поставленными создателем ИПТ. Цель отражает предназначение ИПТ, то есть определяется тем, для стимуляции каких именно осмыслений и изменений он предназначен. Формулировка цели должна звучать точно и согласно законам позитивного мышления. Она должна содержать в себе то, к чему должен прийти клиент, а не то, от чего он хочет «убежать». Например, можно предположить, что цель ИПТ «Психологическая диета» — обучение навыкам эмоционального самовосстановления в условиях дистресса. Цели ИПТ «Зеркало моего Я»: 1) стимулирование сознавания способов своего поведения и его причин; 2) стимулирование уяснения меры своего участия в возникновении конфликтных и травмирующих ситуаций; 3) изменение восприятия своих отношений с окружающими. Цель ИПТ «Я люблю себя» — стимулирование изменения эмоционального отношения к самому себе, получение эмоциональной поддержки, ослабление защитных механизмов, повышение самооценки и самоуважения, изменение восприятия своих отношений с окружающими. Здесь я привожу названия и цели, которые сама использовала при работе с клиентами, в то время как каждый консультант может предложить свои варианты. Слишком широко определенная цель или целевая группа в конечном итоге может привести к ошибочному применению тренинга. Например, цель «Работа с гневом» — ошибочна, так как не определяет сути и сферы этой работы и дает возможность нескольких ее интерпретаций: работа по осознаванию своего гнева, работа с моделями проявления гнева и работа по принятию своего гнева. Таким образом, истинная цель остается неясна. Целевая группа «люди, испытывающие затруднения при переживании эмоции гнева» тоже слишком широко определена. Например, для «разблокирования» подавленного гнева нужны одни упражнения, а для изменения деструктивного проявления гнева на конструктивные модели — другие и т. п. Следующий вопрос: сколько контактов с клиентом потребуется, чтобы выполнить все упражнения будущего тренинга. По крайней мере, приблизительно это должно быть определено заранее, поскольку можно найти бесконечное множество замечательных упражнений почти на каждую тему или разработать их самостоятельно, но клиенту вовсе не нужны наши профессиональные изыски. Для него важно за максимально короткое время получить максимально возможный эффект. Например, мой опыт показывает, что сообщение о двадцати тренинговых занятиях клиента пугают (хотя, позже они могут посетить и больше индивидуальных сессий, поначалу такой объем работы отталкивает). Пяти таких занятий всегда слишком мало для достижения цели. Оптимальное число — от 8 до 12 занятий при контактах 1-2 раза в неделю. Иногда после окончания тренинга клиенты просят продолжения работы по какой-нибудь из «вскрывшихся» проблем. Тогда они либо просят проведения с ними другого тренинга и даже соглашаются на групповую работу, либо выражают желание «поразбираться без упражнений». Важный момент, который надо иметь в виду, — объем каждого занятия. Как правило, по времени — это примерно один час. За это время клиент может сообщить о своих раздумьях, переживаниях и событиях за период с момента прошлого занятия, выполнить одно, редко два упражнения, обсудить полученный опыт после каждого из них, подвести резюме занятию и договориться о следующем. Это серьезная нагрузка для одной сессии, и на большее просто нет смысла рассчитывать. Значит, в тренинг может быть включено от 8 до 20 (но это максимум!) упражнений. Причем, последнее занятие лучше всего посвятить подведению итогов тренинга, проверке эффективности проведенной работы и обсуждению дальнейших планов клиента, связанных с изменениями. Определившись с «размерами» тренинга, необходимо наметить основные его этапы, то есть основные темы каждого занятия. Тема занятия должна отражать определенный этап или шаг на пути к цели. Структура занятия должна содержать: • вступительную (разминочную) часть; если это не первое занятие, то во вступительной части обсуждаются переживания, результаты размышлений и события, связанные с предыдущим тренинговым контактом; • основную часть (состоящую из определенных упражнений и обсуждений результатов их выполнения); • заключительную часть (в ней могут подводиться итоги данного занятия, намечаться план самостоятельной работы (если это необходимо) между контактами с психологом, проясняться некоторые вопросы и формулироваться проблемы, вскрывшиеся в процессе выполнения упражнений). Например, в ИПТ «Я люблю себя», посвященном развитию безусловного принятия себя, тема одного занятия называется «Любовь в материнском лоне», тема второго — «Рождение с любовью», тема третьего «Нежные руки матери» и т. д. Соответственно этим темам выполняются упражнения, построенные на соединении направленной визуализации и фокусировании на ощущениях и эмоциональном состоянии. Существенным вопросом методологии тренинга является подбор или разработка упражнений, основным критерием привлечения которых является точное целеполагание и продумывание возможных последствий. Д. С. Витакер пишет: «Иногда можно наблюдать, что игры, упражнения или различные занятия используются так, что в первую очередь отвечают потребностям ведущего, а не членов группы... На самом же деле игры и упражнения являются весьма мощными механизмами, которые при верном подборе и правильном использовании могут непосредственно принести ту пользу, которую вы и намереваетесь принести. Однако чтобы это произошло, игры и упражнения и различные занятия требуют тщательного подбора с учетом той конкретной ситуации, в которой оказались люди, с которыми вы работаете, и с полным осознанием всех возможных последствий». Опираясь на практические рекомендации Витакер, я выделила следующий ряд вопросов, которые необходимо обдумать при подборе и разработке упражнений для ИПТ. 1. Получение какого опыта вы планируете стимулировать с помощью упражнения? 2. Каковы возможные побочные результаты упражнения кроме запланированных? 3. Что вы будете делать с возможными побочными результатами упражнения? Будете ли вы включать их в «актив» в дальнейший процесс тренинга? Будете ли вы вообще каким-то образом работать с этими последствиями? 4. Не окажутся ли отдельные последствия вредными? В каком случае это может произойти? Каким образом вы собираетесь нейтрализовать возможные вредные последствия? 5. Есть ли возможность совсем избежать вредных последствий? Каким образом? 6. Каким образом опыт, предполагаемый при выполнении данного упражнения, связан с опытом предыдущего упражнения и как он будет связан с предполагаемым опытом последующего упражнения? 7. Видите ли вы последовательный процесс нарастания или «перетекания» опыта, приближающий к цели тренинга? Как это, по-вашему, выглядит? 1де взять необходимые упражнения? В большинстве случаев можно использовать уже готовые разработки. Сейчас выпускается достаточно много литературы по групповым тренингам, посвященным определенным темам и задачам. Некоторые из методик вполне поддаются трансформации для индивидуального использования. Кроме того, различные книги по психологической самопомощи также содержат задания, уже рассчитанные на индивидуальное выполнение. Ну а если вы обладаете опытом и умением создавать тренинговые модели жизненных ситуаций, то вполне можете придумать упражнения самостоятельно. Только не забудьте опробовать их на себе и своих коллегах (с их согласия) прежде, чем предложите клиентам. Я в своих индивидуальных тренингах использовала ролевые игры и телесно-ориентированные упражнения, выполняемые в парах. В таком случае мне выпадала роль второго партнера. Иногда для лучшего понимания переживаний члена семьи созависимого клиент сам исполнял роль своего близкого, тогда я играла роль клиента в бытовой ситуации, а он был одновременно моим протагонистом. Многие упражнения, связанные с направленной или ненаправленной визуализацией, предназначены для индивидуального выполнения. Группа обычно вносит при обсуждении разнообразие опыта и переживаний. Но когда воздействие группы по каким-то причинам невозможно, обсуждение с консультантом также производит заметный эффект. Индивидуальная работа с клиентом позволяет модифицировать почти каждое упражнение, делая его максимально соответствующим особенностям данного конкретного клиента и обстоятельствам его жизни. Описание каждого упражнения содержит: • цель упражнения, • инструкцию, • примерное время для его выполнения (если возможно его предусмотреть), • необходимые пояснения (для психолога и для клиента), • дополнительные вопросы или различные модификации, которые могут использоваться для обсуждения или вместо основного варианта упражнения. В принципе, тренинг должен содержать некий инструментарий или хотя бы описание возможного мониторинга, то есть указание на то, по каким признакам будет возможно отследить эффективность тренинга. По опыту знаю, что это самая трудная часть. Дело в том, что изменения могут происходить совсем не так, как мы ожидаем, и у разных людей по-разному. Кроме того, эффект может быть отсроченным во времени. Поэтому лучшее, что получилось у меня, это: 1) записи высказываний клиента, когда он подводит итоги каждому занятию (это позволяет затем совместно с клиентом проследить, как и в каком направлении происходили изменения) и 2) небольшое анкетирование в конце тренинга. Заключительная анкета состоит всего из нескольких вопросов, которые задаются устно (ответы на них фиксируются психологом для своего анализа и возможных дополнений, изменений ИПТ). Примерные вопросы к клиенту на заключительном занятии ИПТ. 1. Какой самый важный опыт вы получили в результате прохождения ИПТ? 2. Какие изменения произошли в ваших мыслях, чувствах, убеждениях, поведении и т. п. в результате прохождения ИПТ? 3. Чему вы научились в период прохождения ИПТ и как вы собираетесь этим воспользоваться (или уже пользуетесь) в вашей жизни? 4. Какие трудности возникли в период прохождения ИПТ и что необходимо, чтобы с ними справиться? 5. Что вам больше всего понравилось и что больше всего не понравилось в построении ИПТ и в стиле ведущего? 6. Что вы хотите еще добавить к тому, что уже сказали? Когда программа тренинга в целом продумана, ее необходимо подробно написать и выстроить в определенную структуру. Структура ИПТ, в принципе, аналогична структуре любого тренинга личностного роста (хотя, на мой взгляд, это название звучит несколько странно, — как можно тренировать личностный рост? — я сохраняю его как общепринятое). Насколько жесткой должна быть структура тренинга, решается в каждом случае, исходя из целей ИПТ. Вообще, чем более гибко построена программа тренинга, тем легче будет приспособить ее к каждому клиенту, поскольку гибкость дает возможность естественно перетекать от одной части к другой или использовать только несколько упражнений из программы. В целом, в структуру тренинга входят: 1. Название, которое передает суть и цели данного тренинга. Например: «Зеркало моего Я», «Встреча со Смертью», «Я люблю себя». 2. Цель данного тренинга. 3. Целевая группа тренинга. 4. Временные рамки, то есть общее количество времени занятий тренинга, количество занятий, время каждого занятия и частота занятий. Например: ИПТ рассчитан на 10 часов и состоит из 10 занятий по 1 часу, которые проходят 2 раза в неделю. 5. Темы занятий, структура и содержание каждого занятия. 6. Заключительное занятие, на котором подводятся итоги всему, что произошло в период прохождения ИПТ. 7. Мониторинг: заключительное анкетирование; анализ высказываний; подведение итогов по процессу изменений. Методы проведения ИПТ Методы проведения ИПТ зависят от трех составляющих: 1) личности психолога; 2) личности клиента и 3) темы тренинга. В данном случае я не случайно поставила психолога на первое место, в отличие от классического и справедливого порядка, когда на первое место ставят клиента. Дело в том, что автор идеи тренинга и ее разработчик опирается, в первую очередь, на свое видение проблемы (по поводу которой создается тренинг), свое философское понимание роли психотерапии в ее разрешении и свое представление о возможных методах воздействия. И. В. Вачков пишет: «Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько: 1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего; 2) тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения; 3) тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков; 4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем»105. Соответственно данным парадигмам, тренер может: • полностью взять на себя ответственность за изменения, происходящие с клиентом, не интересуясь его внутриличностны-ми процессами и пониманием происходящего (стиль «дрессировщик»); • заниматься натаскиванием для развития необходимых умений и навыков (стиль «тренер»); • осуществлять сотрудничество с клиентом, но не рисковать полностью отдавать ему ответственность за себя (стиль «учитель»); • брать на себя ответственность только за создание благоприятных условий, которые будут способствовать самоизменениям (стиль «ведущий» или «фасилитатор»). Далее И. В. Бачков пишет: «Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы»106. И все-таки, упражнения, уже подобранные ведущим ИПТ, обязывают его к определенному стилю поведения. Например, упражнения, относящиеся к НЛП, в значительной степени требуют директивных указаний по ходу выполнения упражнений и внимания, в основном, к сенсорному опыту клиента. Некоторые упражнения, основанные на направленном фантазировании (например «Любимое дерево», «Полет на облаке»), требуют такого же внимания к сенсорному опыту, но при этом строятся не на директивных указаниях, а на выслушивании рассказа клиента о том, что он переживает, дополнительных вопросах, а затем на обсуждении пережитого. Некоторые экзистенциально-направленные упражнения (например, «Мудрый старец», «Разговор со Смертью», «Три года до смерти», «Если я получу в подарок еще одну жизнь» и многие другие) требуют от ведущего роли фасилитатора, предполагающей внимательное, заинтересованное выслушивание с уточняющими вопросами и невмешательством в процесс. Упражнения, связанные с диалогом субличностей клиента («Общение с Внутренним Ребенком», «Диалог Я-Матери с Я-Женщиной» и т. п.), часто подразумевают помощь, поддержку и даже некоторое посредничество между конфликтующими субличностями, а иногда просто теплые слова участия после диалога. Безусловно, невозможно рассмотреть весь спектр различных методологических подходов при проведении ИПТ. Важно только учитывать, что тренинг будет тем успешнее, чем он более гибок, чем в большей степени он отражает проблемные стороны клиента и чем лучше сочетается стиль консультанта с потребностями клиента. Опробирование ИПТ Опробирование ИПТ — довольно трудный процесс. Иногда случается так, что любовно выстроенная пирамида упражнений буквально рассыпается перед неожиданными реакциями (или их полным отсутствием) клиента. Особую сложность составляет как раз момент индивидуальности, а не группового воздействия. В группе мы можем достаточно убедиться в верности или ошибочности построения программы тренинга по реакциям большинства участников. В конце концов, вопрос к группе «Что сейчас происходит?» помогает разобраться и ведущему, в чем его ошибка. При проведении индивидуального тренинга почти невозможно сразу определить (если, конечно, не применяешь давно известное и многократно проверенное упражнение), что именно является причиной неожиданной реакции или ее отсутствия: особенности клиента, ошибка в разработке или ошибка в ведении. Вот здесь-то и проверяется позиция консультанта. В принципе, нет ничего зазорного в обсуждении всех этих вопросов с клиентом. Вполне допустимо спросить: «Как вы думаете, что привело к такой реакции: само упражнение, то, как я с вами разговаривала или что-то в ваших мыслях, ассоциациях?» Как правило, клиенты охотно дают объяснения. Причем, если я говорю, например, что ИПТ только что разработан и я с удовольствием приму помощь в виде комментариев и замечаний, клиенты начинают в буквальном смысле слова сотрудничать со мной. Иногда мы снова делаем упражнение в новом варианте, в ряде случаев мы оставляем его и переходим к следующему. Однако мнение и реакции одного клиента далеко не всегда могут служить поводом для изменений в содержании тренинга. Только после того, как, по крайней мере, несколько человек пройдут разработанный ИПТ, можно суммировать наблюдения и внести коррекцию. Второй вариант тренинга необходимо вновь опробовать. Иногда выясняется, что в некоторых случаях лучше «работает» один вариант, в других случаях — второй. Это означает только одно — в большинстве случаев тренинг, даже достаточно жестко структурированный, не может быть неподвижным сооружением, напоминающим монумент. Тренинг — это всегда нечто живое, изменчивое, никогда в точности не повторяющееся. И ведущий всегда должен быть готов поменять местами упражнения, пропустить какое-нибудь из них или буквально на ходу модифицировать его «под клиента». В моей практике случалось, что после двух-трех упражнений мы уже не возвращались к самому тренингу, так как возникала необходимость обсуждать возникшие при их выполнении чувства, мысли и озарения. Порой динамические процессы клиента в таких случаях намного опережали задачи тренинга и делали его уже не актуальным. В общем, необходимо быть «здесь и теперь» с клиентом, его проблемой, его переживаниями и находиться в состоянии творчества. Приложение.
ЖЕСТКАЯ ЛЮБОВЬ. МЕТОДИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЗАВИСИМЫХ, РАЗРАБОТАННАЯ АНГЛИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ «РОДИТЕЛИ НАРКОМАНОВ» Близкие, живущие рядом с человеком, пристрастившимся к наркотикам, реагируют на изменение его поведения обычно одинаково: обиды, гнев, чувство виновности, нервные срывы, ощущение бесполезности и бессилия. ЧУВСТВО ВИНЫ Вся семья наркомана выбита из нормальной колеи жизни и страдает. Обычно родители ощущают ответственность за состояние ребенка и задают себе вопросы: «Где упустили? В чем наша ошибка?». Вопросы правомерные, но даже ответив на них, вы не найдете выхода из ситуации. Самому же наркоману выгодно, что вы ощущаете себя виновными, и он / она также прилипают к этой мысли: «Это вы во всем виноваты — никогда не понимали меня! Вы всегда только стремились подавлять меня, командовать, унижать (или вам не было дела до меня и т. п.)». И все это еще больше усиливает чувство виновности родителей (или супруги).
Приложение ГНЕВ Все в семье становятся раздражительными. Нет ничего удивительного, что обычно уравновешенные и здравомыслящие взрослые под влиянием резко изменившегося поведения своего ребенка начинают говорить и совершать поступки, ранее им не свойственные. В период психического срыва люди могут действовать как буйные сумасшедшие. Родители могут: упрекать, угрожать, обзывать, ругать, упрашивать, даже бить. Но ни одно из этих средств, конечно, не идет на пользу ситуации. Наркоман только ощущает угрозу и неприятие его близкими; эти чувства добавляют смятение к его ненормальному, больному состоянию. ВРЕДЯЩАЯ ЗАЩИТА СВОЕГО РЕБЕНКА С целью защитить и уберечь от лишних неприятностей многие родители сами раздают долги, сделанные наркоманом, звонят в школу или на работу и придумывают причины его отсутствия, лгут на звонки по телефону. Родители боятся, что наркоман навредит своей жизни, потому они пытаются вмешаться и исправить его поступки, исходя из лучших намерений. Возможно, многие, в первую очередь, думают и о своей репутации. Многие делают все это, движимые чувством виновности. Другим невыносимо видеть сына / дочь страдающим. НАГРАДЫ ЗА ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ Когда наркомана спасают и заглаживают его ошибки, именно этим родители усиливают его склонность продолжать поведение, которое уже привело его к беде. Ведь за свое плохое поведение он получает вознаграждение — сначала в виде кайфа от наркотика, а потом еще и облегчение всех последствий — на работе все улажено, долги — отданы, проданные вещи заменены новыми. Таким образом, «заботливые родители» сделали все, чтобы ребенок не столкнулся с результатом своего поведения и не сделал бы выводов. Ребенок, которого постоянно прощают за то, что он / она пропускает, а потом и теряет работу / учебу, за то, что не исполняет обязанности по дому, за то, что теряет (а потом и ворует) деньги или вещи, практикует в своей семье быть безответственным, непригодным к жизни в обществе.
|