Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и алгоритмы консультирования 23 страница
Эмоциональное состояние такого человека оставляет желать лучшего. Он тревожен, чрезвычайно раним и чувствителен к малейшим изменениям в поведении партнера. Он наполнен гневом и страхом. И почти всегда фоном его жизни является душевная боль. Чтобы хоть немного смягчить такие невыносимые страдания, такой человек может научиться блокировать свои чувства. Тогда на место боли приходит бесчувственность, апатия, пустота, ощущение бессмысленности жизни, отсутствие желаний и стремлений. Именно это состояние и становится депрессией. Это еще один луч пентаграммы. Значит, еще одной задачей психотерапии будет разблокирование, как можно более полное осознание и выражение чувств и эмоций, причем, наиболее безопасным для самого человека и для его окружения способом. Разблокирование эмоций и их «проработка», то есть сознавание и выражение, может происходить с помощью самых разных подходов. Это и телесно-ориентированная психотерапия, и уже упоминавшаяся гештальт-терапия, и арт-терапия, и символдрама, и эмоционально-образная терапия, и еще некоторые подходы. Безусловно, ощущение себя абсолютно несчастным без любви партнера не может не сказаться на физическом состоянии человека. Во-первых, он может болеть долго и много, потому что ни у кого не должно хватить смелости покинуть больного человека. Бессознательно он приносит в жертву свое тело и весь организм ради получения более значимого — любви партнера. Во-вторых, постоянное напряжение, которое испытывает человек, уверенный, что без этой любви он не сможет жить, и при этом почти уверенный, что по большому счету «таких, как я, любить нельзя», безусловно, сказывается на состоянии его физического здоровья. И, в-третьих, такой человек испытывает постоянную тревогу и очень часто душевную боль, гнев, разочарование, как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе. Блокирование от собственного сознавания эмоций и чувств вовсе не уничтожает их, а только подавляет. Они продолжают свое действие на уровне тела. А поскольку каждой эмоции соответствует определенное напряжение в различных мышцах и органах, которое никогда не находит разрядки (разрядка происходит после того, как эмоции осознаны и выражены социально приемлемым способом), то напряжение в мышцах тела и внутренних органах становится постоянным. Хроническое напряжение создает блоки, в которых ухудшается кровообращение и обмен веществ. Постепенно такие участки становятся особенно подвержены различным заболеваниям. Если таких блоков много, то они создают «мышечный панцирь». Человек теряет грациозность, он скован, его движения и мимика невыразительны, что, в свою очередь, никак не способствует улучшению отношений в любви. Таким образом, задействован четвертый луч пентаграммы. Для изменений в этом луче необходимо снять мышечные зажимы, научиться слушать свое тело, помогать ему и пользоваться им. Этим занимается телесно-ориентированная психотерапия. Но все это будет совершенно бесполезно, то есть человек попросту не будет ничего делать, если он не будет видеть смысла в изменениях или вообще в самой жизни. А именно к такой жизненной позиции постепенно приходит человек с иррациональной установкой «если у меня нет партнера, который меня любит, значит, я полное ничтожество, и мне никогда не быть счастливым», если любящего партнера по каким-то причинам у него не оказалось. Он чувствует себя жертвой, абсолютно беспомощным (по крайней мере, в этой ситуации) и стремится к тому, чтобы кто-нибудь (но не он сам) взял на себя ответственность за благополучный исход его жизни, сделал его счастливым (например, совершенно случайно появляется принц на белом коне или любимый, осознав свою ошибку, возвращается и клянется в вечной верности). Однако жизнь показывает, что только сам человек может сделать себя счастливым, только от него самого, независимо от наличия или отсутствия партнера, зависит, будет ли он получать истинное удовольствие от жизни или нет. Таким образом, деформация происходит и в пятом луче пентаграммы. Понимание смысла всего происходящего, осмысление своего места в этом мире, принятие ответственности за свою жизнь, принятие факта, что, хотя мы все смертны (а может быть и благодаря этому), жизнь — бесценный дар; понимание, что тревога перед изменениями — это благо, потому что именно она заставляет нас двигаться вперед; осознание того, что везде и всюду, даже кода мы пассивны и апатичны, даже когда мы сами себе кажемся жертвами, мы выбираем свою жизнь, и мы всегда имеем возможность выбора — все это необходимо для того, чтобы производить изменения в своем состоянии и в своей жизни. И все это помогает понять и с этой точки зрения пересмотреть свою жизнь экзистенциальная психотерапия («экзистенциональная» означает сущностная (от лат. existentia — существование), составляющая сущность и основу жизни). Мы разобрали только один пример, когда искажения в одном из лучей пентаграммы ведут за собой искажения во всех остальных лучах. Но таких примеров можно привести множество. Работая с клиентом, совсем не обязательно производить изменения в строгой последовательности от луча к лучу. Также не всегда терапия должна начинаться с одного и того же луча. Каждый раз точка, отсчета зависит от самых разных обстоятельств. Рассматривая процессы в одной точке пентаграммы и производя в ней изменения, можно одновременно наблюдать реакции совсем в другом луче. И это вовсе не удивительно. Ведь в душе человека все взаимосвязано. Пентаграмма терапии помогает увидеть эту взаимосвязь, обратить внимание на то, как на практике процессы изменения одного луча влияют на изменения в другом. Пентаграмма помогает видеть все процессы в объеме, в системе и показывает, в какой области необходимо активизировать процессы, какую область человек закрывает и не пускает туда изменения, опасаясь боли или страшась неизведанного, а в каких изменения уже произошли и продолжают происходить уже без всяких специальных терапевтических усилий. Каждый полюс пентаграммы содержит в себе бессознательные аспекты. Например, человек может не замечать, что он блокирует свои чувства, обусловливая тем самым возникновение мышечных зажимов и соматических заболеваний. Он может не знать, что наполнен гневом и мстительными желаниями, которые вследствие сверхкомпенсации могут осознаваться как робость, страх причинить кому-то малейшие неудобства, подавленное, депрессивное состояние. Или человек не осознает, что точно следует жизненному сценарию, что его забота — это всего лишь манипулятивный способ удовлетворить свои потребности во власти и контроле и т. п. Если представить себе человека в виде пентаграммы, заключенной в сферу бессознательного, то единственным средством сохранения целостности является связующая оболочка Я. При опустошенном Я связь между полюсами прерывается. Напротив, при постепенном заполнении и восстановлении Я полюса объединяются, и в идеальном варианте достигается целостность. На приведенной схеме (рис. 8) видно, что полюса пентаграммы находятся в самой сердцевине оболочки Я. В настоящей книге невозможно подробно рассмотреть все возможные подходы и техники работы в каждом из лучей пентаграммы. Поэтому мы остановимся на общем схематичном обзоре, который поможет сориентироваться в необходимом наборе информации, определить собственный уровень терапевтической компетенции и дефицитарность методической подготовки, чтобы наметить дальнейшие направления профессионального роста. Рис. 8. Пентаграмма психотерапии в системе с терапией отношением и бессознательными процессами КРАТКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ И ВОЗМОЖНЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ В ПОЛЮСАХ ПЕНТАГРАММЫ Когнитивная обработка информации и опыта Созависимые клиенты часто проявляют следующие особенности мышления. О Эгоцентризм в рассуждениях: все события в окружающем мире происходят вокруг, ради клиента и по его поводу; все, что делает партнер или другие члены семьи, по его мнению, нацелено исключительно на то, чтобы досадить ему, противостоять ему, показать ему его ненужность, ничтожность и т. д. П Мыслительные процессы не подвержены влиянию логики и логической аргументации. П Разговор строится в режиме монолога как размышление вслух, ответы собеседника не влияют на стиль и содержание речи. □ Эмоции, поступки, мотивы другого человека не понимаются, не рассматриваются при принятии решений (отсутствие эмпатии). П Собственное состояние плохо понимается, часто отсутствует реальное представление о причинах своего состояния. □ Ярко проявляется пессимистическая модель мышления: негативное воспринимается как постоянное, глобальное и закономерное, происходящее по вине (то есть по причине неумелости, бестолковости, бессилия и т. п.) клиента или «проблемного» члена семьи; положительное воспринимается как временное, случайное, произошедшее по причине незаслуженного везения. □ Мысли и фразы структурируются с позиции жертвы, ответственность за свое состояние передается окружающей среде и социуму. Фразы строятся с пассивной Я-функцией: «меня это угнетает», «он со мной не считается», «они меня не замечают», «она часто ссорится со мной». D Наблюдается обилие иррациональных установок, то есть инкорпорированных убеждений, носящих нереалистичный и нелогичный характер. О Отсутствует четкое представление о собственных желаниях и целях. □ Часто ставятся нереалистичные цели, в том числе и как задача терапии. Распространено обобщенное и туманное формулирование целей. Например: «Хочу, чтобы мои близкие были счастливы, тогда и я буду счастлива». Некоторые задачи терапии в области рационального полюса могут быть перечислены ниже. 1. Когнитивное переструктурирование речи (связь с экзистенциальным полюсом). Фразы с пассивной Я-функцией («меня это угнетает», «он со мной не считается», «они меня не замечают», «она часто ссорится со мной» и т. п.) переводятся в активную позицию с разделением ответственности: «я расстроился из-за того, что они...», «я вела себя так, что им удавалось меня не замечать», «я позволил ему не считаться со мной», «мы часто ссорились». Например, психотерапевт может выбрать сессию и посвятить ее анализу речи клиента, где его задачами будут: 1) показать на примере высказываний звучание пассивной Я-по-зиции; 2) объяснить суть пассивной Я-позиции: беспомощность, невозможность ничего изменить, неустойчивость любых достижений, необходимость «костыля» для решения своих проблем, зависимость от других; 3) показать альтернативу, перефразируя слова клиента и демонстрируя изменение Я-позиции; 4) получить согласие клиента на то, что консультант будет в дальнейшем обращать внимание клиента каждый раз, когда он строит фразы с пассивной Я-позицией, и просить их переструктурировать; 5) в процессе последующих сессий каждый раз, встречаясь с высказываниями с пассивной Я-позицией, предлагать перестроить фразы в активном ключе. 2. Когнитивный анализ эмоционального состояния (связь с аффективным полюсом). Осуществляя эту часть работы, консультант должен: 1) объяснить формулу процесса А—В—С (где А — провоцирующее событие, С — негативное эмоциональное состояние, последствия, В — когнитивная оценка происходящего) с разбором примеров; 2) проанализировать ситуации из жизни клиента с точки зрения формулы А—В—С и выявить мысли, оценки, ожидания и долженствования, которые влияли на итоговое эмоциональное состояние; 3) проанализировать текущую ситуацию с точки зрения процесса А-В-С; 4) и в дальнейшем, на каждой сессии обращать внимание клиента на позицию В, если клиент объясняет причину эмоционального состояния из формулы А> С. 3. Рационально-эмотивный анализ установок (связь с аффективным полюсом). Когнитивный анализ эмоционального состояния нередко выявляет ряд устойчивых убеждений, позиций, на основании которых выстраивается когнитивная оценка происходящего. Эти установки часто имеют иррациональный характер, то есть они не определены логикой или не имеют под собой достаточной информации, а выстраиваются на основании инкорпорированных установок, чаще всего родительских или ближайшего окружения детского и подросткового периода. Логический анализ подобных установок позволяет убедиться в их беспочвенности или даже деструктивное, а также заменить их на рациональные, логически обоснованные убеждения. В работе с созависимым клиентом иррациональных установок может встречаться довольно много. Большинство из них, в конечном итоге, базируются на низкой самооценке и всевозможных страхах. Поэтому консультант может встретиться с ситуацией, когда на рациональном уровне человек «все понимает», но продолжает реагировать и действовать так, будто этого понимания не существует. Это не должно обескураживать. «Знание» перейдет в «опыт» постепенно, по мере развития здорового отношения к себе, преодоления страхов и достижения определенных изменений в собственной жизни. Анализ установок, ведущих к негативному эмоциональному состоянию, предполагает рассмотрение следующих вопросов (рис. 9). □ Что означает факт, вызвавший негативное эмоциональное состояние? Почему нельзя было поступить иначе? Что бы тогда произошло или не произошло? П Для чего так важно, чтобы это было (или не было, или было по-другому)? О Для чего вам это нужно? (Это — ключевой вопрос, его следует задавать на каждом уровне установок.) □ Достигаете ли вы своими действиями вашей истинной цели? (Отрицательный ответ на этот вопрос означает, что изначальная установка неверна.) □ Как можно изменить неверную установку? Какая установка может привести вас к истинной цели или улучшить ваше состояние? 4. Когнитивно-бихевиоральный ситуационный анализ (связь с полюсом межличностных отношений и коммуникаций) Дж. Мак-Каллоу. Алгоритм этого анализа был описан в разделе «Консультирование на уровне получения коммуникативных навыков и умений». 5. Анализ состояния с точки зрения компонента действия и теории контроля (связь с полюсом межличностных отношений и коммуникаций). Этот подход основывается на терапии реальностью У. Глассера94. Глассер проводит аналогию между целостным поведением и четырех- Рис 9 Пирамида установок (схема анализа) колесным автомобилем — каждому компоненту целостного поведения соответствует одно колесо автомобиля Передние колеса — это компоненты, в основе которых лежат действия и мысли, а задние колеса — это компонент, связанный с чувствами, и физиологический компонент Глава 7 Психотерапия созависимости Потребности являются двигателем Как водитель автомобиля, человек может полностью сознательно выбирать, куда направлять передние колеса своего автомобиля (то есть действия и мысли). Какие бы проблемы ни беспокоили клиентов, они всегда могут выбрать более правильный жизненный курс. Люди как системы контроля сами выбирают те или иные аспекты своего поведения (из всего спектра возможных) для того, чтобы удовлетворить одну или несколько базисных потребностей. Люди любят контролировать других, но не любят, когда контролируют их самих. Если контроль со стороны фрустрирует их потребности, люди протестуют. Иногда неповиновение выражается прямо. Однако чаще всего противодействие осуществляется косвенными способами, например, предпочтением депрессии, мигрени или какой-либо болезни Никто не может контролировать другого человека, если только этот человек не убежден, что такой контроль способствует удовлетворению той или иной его потребности. Осуществляя терапию реальностью, консультант стремится: 1) объяснить клиенту суть теории контроля, чтобы помочь ему лучше понимать свое поведение; 2) стимулировать повышение уровня осознания клиентом его выбора поведения и того, как он пытается контролировать других посредством выбранного поведения; 3) убедить клиента в том, что он не должен оставаться жертвой пагубного выбора, сделанного в прошлом, а также решений, принятых в настоящее время, 4) помочь клиенту идентифицировать и понять его базисные потребности — потребности в выживании, принадлежности, могуществе, свободе, развлечении; 5) помочь клиенту создавать и сохранять в голове реалистические картины с целью удовлетворения базисных потребностей; 6) помочь клиенту развивать и осуществлять определенное поведение, которое будет способствовать удовлетворению его потребностей в настоящем и будущем; 7) обучить клиента не позволять себе попадать под контроль негативного контролирующего поведения других людей. 6. Установление целей, определение пути и поиск ресурсов. Для этого могут использоваться методы и техники позитивной краткосрочной психотерапии, некоторые из которых уже были рассмотрены в разделе «Решение и выбор в ситуации фрустрации». Тело В этом полюсе пентаграммы необходимо обращать внимание на язык тела. Трудно вычертить единый телесный портрет созависимого клиента, однако все люди, имеющие тенденцию к созависимости, обладают некоторыми особенностями. 1. Они плохо заземлены, то есть их поза неустойчива; когда они стоят, то стремятся облокотиться, если не облокачиваются, отчетливо видно, что тело наклонено вперед или назад. 2. Им присущи многочисленные мышечные зажимы, так называемый «мышечный панцирь». Мышечные зажимы расположены поясами на уровне: • грудной области — запрет на свободное поведение, самопредъявление; метафорически запрет на свободное дыхание, невозможность дышать полной грудью можно трактовать как отсутствие взаимодействия с жизнью в полную силу своих возможностей; • диафрагмы — «законсервированный» страх, ожидание несчастий; метафорически — «жизнь бьет под дых»; • тазовой области — телесная фиксация сексуальной вины, которая может возникать в результате запрета на получение сексуального удовольствия и одновременного стремления к нему или в результате использования секса для реализации своих агрессивных импульсов и манипуляций; • вокруг коленей — «законсервированный» страх; метафорически — неспособность держаться, стоять на своих ногах, ощущение отсутствия твердой почвы под ногами, потребность во внешней опоре; • руки могут быть напряжены даже в состоянии покоя; зажимы располагаются в области предплечья и локтей, возникают вследствие запрета на активные действия и постоянно сдерживаемых агрессивных импульсов. А. Лоуэн — основоположник экзистенциально направленной телесно-ориентированной психотерапии — говорил: «Пациенту следует понять связь между его телесным поведением — схемой напряженных участков — и переживаниями жизни, особенно теми, которые относятся к его детству. После этого должна произойти абреакция определенной силы. Импульсам, блокированным мышечным напряжением, следует дать выход в контролируемых рамках терапевтической обстановки»96. Лоуэн предлагает целый ряд телесных техник и упражнений, которые помогают разблокировке мышечных зажимов. При этом он настаивает на постоянном анализе реакций тела. «...Подавление перечисленных чувств [страха, печали, гнева] и сопутствующее этому напряжение ведет к заметному снижению двигательной активности тела, результатом чего становится состояние пониженной или депрессированной, то есть подавленной, живости человека. В паре с этим идет иллюзорная убежденность человека в том, что его или кого-то другого станут любить за то, что он хороший, послушный, преуспевающий и тому подобное. Этот мираж служит для поддержания в человеке воодушевленного настроения, пока он ведет борьбу за то, чтобы завоевать любовь. Однако поскольку истинную любовь нельзя заработать и ее нельзя добиться какими угодно успехами на любом поприще, то марево заблуждений развеется, и упомянутая иллюзия раньше или позже лопается как мыльный пузырь. В итоге на нашей перенаселенной планете становится еще одной депрессивной личностью больше... ...Всякое выражение сдерживаемых чувств облегчает или даже снимает напряжение, давая телу возможность восстановить свою двигательную активность и тем самым увеличивая его живость. В этом заключается физическая сторона данного психотерапевтического процесса. С психологической же стороны человек нуждается в том, чтобы вышеупомянутая иллюзия была разоблачена, а сам он понял, что ее корни и истоки лежат в далеком детстве, а также постиг, какую роль она играет в качестве механизма выживания»97. Используя произведения Лоуэна, можно составить специальную программу для созависимого клиента, которая может включать в себя: • лоуэновское дыхание, • кусание полотенца, • пинки по кушетке или валику, • битье от плеча, • энергетический мостик, • специальные наклоны для разблокировки коленей, • упражнения для разблокировки свода стопы. Начинать программу по раскрепощению мышечного панциря лучше всего с дыхательных упражнений — они наиболее универсально воздействуют на все мышцы тела. Затем идут специальные техники по разрядке «законсервированного» гнева, вины, страхов и подавленной печали. При этом большое значение следует уделять принятию всех, даже самых осуждаемых обществом и отвергаемых человеком чувств. Терапевт и клиент должны опираться на следующие основные позиции: □ Нет «плохих» и «неправильных» чувств. Все чувства нужны для того, чтобы мы понимали, что в действительности с нами происходит и что мы должны изменить, чтобы подобные неприятные чувства возникали реже. О Мы не можем избегать неприятных чувств, поскольку они также нужны, как и приятные. О Каждое чувство должно быть осознано и выражено социально приемлемым способом. При работе по осознаванию тела и при анализе ощущений и переживаний во время выполнения упражнений терапевт обсуждает с клиентом его экзистенциальные позиции, в частности, понимание источника любви, своей роли в этих отношениях, отношение к одиночеству их п. Таким образом, телесный полюс тесно связан с аффективным и экзистенциальным полюсами. Кроме программы, состоящей из упражнений А. Лоуэна, можно: 1) обучить клиента релаксации — прогрессивной по Джекобсону или быстрой, сочетающейся с визуализацией; 2) рекомендовать массаж, который может быть тонизирующим или расслабляющим и насыщает телесным контактом; 3) предлагать специальные водные процедуры — ванны, контрастный душ, водный массаж, плавание; 4) использовать для более полного осознания тела, пластики и телесного самовыражения техники: а) телесного фокусирования (техника телесного фокусирования рассматривалась в разделе «Нерациональный путь решения проблемы»); б) гештальт-терапии: фокусирование внимания на автоматических движениях и усиление автоматических движений, диалог частей тела и др.; в) танцевально-двигательной терапии: выражение чувств через танец, выражение ощущений тела через движение и др. Экзистенциальные позиции Созависимые клиенты, впрочем, как и все остальные люди, в процессе жизни вынуждены разрешать для себя целый ряд конфликтов противоположных стремлений и самоопределяться в следующих экзистенциальных позициях: • смысл жизни и смысл смерти; • страх смерти и способы защиты от экзистенциальной тревожности; • экзистенциальные базовые защиты (вера в бессмертие, вера во всемогущество, вера в конечного спасителя) и их влияние на поведение; • смысл происходящих событий и их место и значение в жизни; • любовь и зависимость; • одиночество и свобода; • ответственность за свою жизнь и свобода; • свобода и тревожность; • избегание ответственности и зависимость; • стремление к контролю и неопределенность; • вина и ответственность; • вина и свобода; • вина и наказание; • экзистенциальная вина (вина за собственное несовершенство, вина за построение неполноценных отношений, вина за нереализацию собственных возможностей) и способы ее компенсации; • самореализация и ограничения; • желания и цена удовлетворения потребностей; • удовольствие и счастье как самоцель и как следствие самореализации и вовлеченности в деятельность и отношения. Вопросы, которые, как правило, возникают уже в самом начале психотерапии, это вопросы ответственности и вины. Созависимым клиентам свойственно передавать ответственность за свою жизнь и свои отношения окружающим людям, Судьбе, Року, Богу. Принятие решений и процесс выбора затруднен, в первую очередь, именно из-за необходимости принять на себя ответственность за последствия. Они имеют склонность занимать выжидательную позицию, уклоняться, «уходить в болезнь», отдавать выбор Судьбе и т. д. При этом могут чувствовать себя сверхответственными за жизни своих близких, считать себя обязанными помогать им в решении их проблем (вернее, решать за них) или виновными в их неудачах («я должна была быть внимательной», «я должна была предвидеть»). Избежать ответственности за свою жизнь и контролировать других помогают базовые защиты: • вера в свое всемогущество: «от меня зависит его (ее, их) поведение, чувства, расположение ко мне, умение себя вести» и т. п. = «я могу влиять на других людей, менять их по своему усмотрению»; • вера в конечного спасителя: «не может быть, чтобы он меня бросил, обязательно произойдет что-нибудь такое, что заставит его продолжать заботиться обо мне (вернуться ко мне, полюбить меня и т. д.)»; • вера в бессмертие: сохраняется на уровне детского возраста, хотя сознательно человек может думать о самоубийстве (желание «умереть ради решения своих проблем и / или избавления от боли» фактически содержит в себе предпосылку о том, что «когда я умру, мне будет хорошо, не больно и проблемы перестанут вызывать дискомфорт», то есть фактически «я не умру, а буду переживать комфорт, ни за что не отвечая, ничего не делая для решения проблемы»). Одиночество воспринимается как наказание, как пытка, как отверженность. При этом весь стиль построения взаимоотношений отталкивает людей, приводя таким образом к нежеланному одиночеству. Это усугубляет состояние и открывает новый виток порочного круга. Одиночество не идентифицируется со свободой, а воспринимается как свидетельство неполноценности. Свобода всегда связана с чувством ненужности, отверженности. Любовь, как внутренний ресурс, снижена или отсутствует. Любовь воспринимается как нечто, получаемое извне, что можно заработать, заслужить; она может быть и дарована, но тогда воспринимается как не вполне заслуженный дар. Любовь может рассматриваться как источник, который наполняет жизнь смыслом. С потерей любви и жизнь теряет смысл. На бессознательном уровне любовь используется как средство манипулятивного воздействия с целью получения выгод различного характера: от получения подтверждения своей значимости, средства для власти и контроля до получения материальных выгод. Любовь рассматривается как основной жизненный дефицит. Источник и объект любви должен находиться в собственности и быть полностью подконтролен. Это необходимо, чтобы несколько снизить тревожность из-за постоянного страха потери значимого другого. а_, Глава 7. Психотерапия созависимости Эти и другие экзистенциальные позиции терапевт выделяет из контекста обсуждаемых тем и вступает с клиентом в дискуссию (но не в спор!) по поводу экзистенциальных установок, ведущих к созависимым отношениям. Психолог может задавать вопросы клиенту относительно препятствий на пути осуществления желаемого: каковы цели клиента? Какой смысл имеют происходящие события относительно жизненных целей? Что на самом деле мешает ему осуществлять главные цели его жизни? Что мешает ему самореализовываться? и т. д. При анализе взаимодействия психолог может спрашивать: что самое главное в отношениях клиента с «проблемным» членом семьи? Для чего клиенту необходимы эти отношения? Что именно (конкретно) клиент получает, осуществляет в этих отношениях? Что в его понимании значит «любовь»? Как она проявляется со стороны клиента и со стороны его партнера? Для чего необходимо изменить партнера? Каковы были ожидания от этих отношений? Что заставляет осуществлять сверхопеку над партнером? Как именно, то есть какими действиями клиент контролирует партнера? Как он манипулирует партнером для того, чтобы добиться от него желаемого поведения? Что мешает клиенту понять, чего именно он хочет от партнера? Что именно (конкретно) теряет клиент при расставании с партнером? и т. д. Исследуя страх одиночества, психолог может останавливаться на исследовании вопросов: чем страшно одиночество? Что означает (в чем смысл) одиночество для клиента? Видит ли клиент ресурсные стороны одиночества? Если клиент говорит, что «одиночество его не страшит, но...», психолог может задать вопросы: Что заставляет его оставаться в неудовлетворяющих отношениях? Что удерживает его около партнера? и т. д. При исследовании движения к поставленным целям психолог рассматривает, каков смысл принимаемого решения, то есть каким образом оно соответствует задачам клиента и к каким последствиям может привести? Каким образом клиент предполагает осуществить принятое решение? Как именно он избегает решения или шагов по его реализации? Что в действительности мешает клиенту продвигаться к поставленной цели? Насколько выдвигаемые им причины реальны? Как именно клиент делает осуществление целей зависимым от поведения партнера или других значимых людей? и т. д.
|