Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и алгоритмы консультирования 23 страница






Эмоциональное состояние такого человека оставляет желать лучше­го. Он тревожен, чрезвычайно раним и чувствителен к малейшим из­менениям в поведении партнера. Он наполнен гневом и страхом. И почти всегда фоном его жизни является душевная боль.

Чтобы хоть немного смягчить такие невыносимые страдания, та­кой человек может научиться блокировать свои чувства. Тогда на мес­то боли приходит бесчувственность, апатия, пустота, ощущение бес­смысленности жизни, отсутствие желаний и стремлений. Именно это состояние и становится депрессией.

Это еще один луч пентаграммы. Значит, еще одной задачей психо­терапии будет разблокирование, как можно более полное осознание и выражение чувств и эмоций, причем, наиболее безопасным для самого че­ловека и для его окружения способом.

Разблокирование эмоций и их «проработка», то есть сознавание и выражение, может происходить с помощью самых разных подходов. Это и телесно-ориентированная психотерапия, и уже упоминавшаяся гештальт-терапия, и арт-терапия, и символдрама, и эмоционально-об­разная терапия, и еще некоторые подходы.

Безусловно, ощущение себя абсолютно несчастным без любви парт­нера не может не сказаться на физическом состоянии человека. Во-пер­вых, он может болеть долго и много, потому что ни у кого не должно хватить смелости покинуть больного человека. Бессознательно он при­носит в жертву свое тело и весь организм ради получения более значи­мого — любви партнера. Во-вторых, постоянное напряжение, кото­рое испытывает человек, уверенный, что без этой любви он не сможет жить, и при этом почти уверенный, что по большому счету «таких, как я, любить нельзя», безусловно, сказывается на состоянии его фи­зического здоровья. И, в-третьих, такой человек испытывает постоян­ную тревогу и очень часто душевную боль, гнев, разочарование, как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе.

Блокирование от собственного сознавания эмоций и чувств вовсе не уничтожает их, а только подавляет. Они продолжают свое действие на уровне тела. А поскольку каждой эмоции соответствует опреде­ленное напряжение в различных мышцах и органах, которое никог­да не находит разрядки (разрядка происходит после того, как эмо­ции осознаны и выражены социально приемлемым способом), то напряжение в мышцах тела и внутренних органах становится посто­янным. Хроническое напряжение создает блоки, в которых ухудша­ется кровообращение и обмен веществ. Постепенно такие участки становятся особенно подвержены различным заболеваниям. Если таких блоков много, то они создают «мышечный панцирь». Человек теряет грациозность, он скован, его движения и мимика невырази­тельны, что, в свою очередь, никак не способствует улучшению от­ношений в любви.

Таким образом, задействован четвертый луч пентаграммы. Для из­менений в этом луче необходимо снять мышечные зажимы, научиться слушать свое тело, помогать ему и пользоваться им. Этим занимается телесно-ориентированная психотерапия.

Но все это будет совершенно бесполезно, то есть человек попросту не будет ничего делать, если он не будет видеть смысла в изменениях или вообще в самой жизни. А именно к такой жизненной позиции постепенно приходит человек с иррациональной установкой «если у меня нет партнера, который меня любит, значит, я полное ничтоже­ство, и мне никогда не быть счастливым», если любящего партнера по каким-то причинам у него не оказалось. Он чувствует себя жертвой, абсолютно беспомощным (по крайней мере, в этой ситуации) и стре­мится к тому, чтобы кто-нибудь (но не он сам) взял на себя ответствен­ность за благополучный исход его жизни, сделал его счастливым (на­пример, совершенно случайно появляется принц на белом коне или любимый, осознав свою ошибку, возвращается и клянется в вечной верности). Однако жизнь показывает, что только сам человек может сделать себя счастливым, только от него самого, независимо от нали­чия или отсутствия партнера, зависит, будет ли он получать истинное удовольствие от жизни или нет. Таким образом, деформация происхо­дит и в пятом луче пентаграммы.

Понимание смысла всего происходящего, осмысление своего места в этом мире, принятие ответственности за свою жизнь, принятие фак­та, что, хотя мы все смертны (а может быть и благодаря этому), жизнь — бесценный дар; понимание, что тревога перед изменениями — это бла­го, потому что именно она заставляет нас двигаться вперед; осознание того, что везде и всюду, даже кода мы пассивны и апатичны, даже ког­да мы сами себе кажемся жертвами, мы выбираем свою жизнь, и мы всегда имеем возможность выбора — все это необходимо для того, что­бы производить изменения в своем состоянии и в своей жизни. И все это помогает понять и с этой точки зрения пересмотреть свою жизнь экзистенциальная психотерапия («экзистенциональная» означает сущ­ностная (от лат. existentia — существование), составляющая сущность и основу жизни).

Мы разобрали только один пример, когда искажения в одном из лучей пентаграммы ведут за собой искажения во всех остальных лу­чах. Но таких примеров можно привести множество.

Работая с клиентом, совсем не обязательно производить измене­ния в строгой последовательности от луча к лучу. Также не всегда те­рапия должна начинаться с одного и того же луча. Каждый раз точка, отсчета зависит от самых разных обстоятельств.

Рассматривая процессы в одной точке пентаграммы и производя в ней изменения, можно одновременно наблюдать реакции совсем в другом луче. И это вовсе не удивительно. Ведь в душе человека все вза­имосвязано. Пентаграмма терапии помогает увидеть эту взаимосвязь, обратить внимание на то, как на практике процессы изменения одно­го луча влияют на изменения в другом. Пентаграмма помогает видеть все процессы в объеме, в системе и показывает, в какой области необ­ходимо активизировать процессы, какую область человек закрывает и не пускает туда изменения, опасаясь боли или страшась неизведанно­го, а в каких изменения уже произошли и продолжают происходить уже без всяких специальных терапевтических усилий.

Каждый полюс пентаграммы содержит в себе бессознательные ас­пекты.

Например, человек может не замечать, что он блокирует свои чув­ства, обусловливая тем самым возникновение мышечных зажимов и соматических заболеваний. Он может не знать, что наполнен гневом и мстительными желаниями, которые вследствие сверхкомпенсации могут осознаваться как робость, страх причинить кому-то малейшие неудобства, подавленное, депрессивное состояние. Или человек не осознает, что точно следует жизненному сценарию, что его забота — это всего лишь манипулятивный способ удовлетворить свои потреб­ности во власти и контроле и т. п.

Если представить себе человека в виде пентаграммы, заключенной в сферу бессознательного, то единственным средством сохранения це­лостности является связующая оболочка Я. При опустошенном Я связь между полюсами прерывается. Напротив, при постепенном заполне­нии и восстановлении Я полюса объединяются, и в идеальном вари­анте достигается целостность.

На приведенной схеме (рис. 8) видно, что полюса пентаграммы на­ходятся в самой сердцевине оболочки Я.

В настоящей книге невозможно подробно рассмотреть все возмож­ные подходы и техники работы в каждом из лучей пентаграммы. По­этому мы остановимся на общем схематичном обзоре, который помо­жет сориентироваться в необходимом наборе информации, определить собственный уровень терапевтической компетенции и дефицитарность методической подготовки, чтобы наметить дальнейшие направления профессионального роста.

Рис. 8. Пентаграмма психотерапии в системе с терапией отношением и бессознательными процессами

КРАТКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ И ВОЗМОЖНЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ В ПОЛЮСАХ ПЕНТАГРАММЫ

Когнитивная обработка информации и опыта

Созависимые клиенты часто проявляют следующие особенности мышления.

О Эгоцентризм в рассуждениях: все события в окружающем мире происходят вокруг, ради клиента и по его поводу; все, что делает партнер или другие члены семьи, по его мнению, нацелено ис­ключительно на то, чтобы досадить ему, противостоять ему, по­казать ему его ненужность, ничтожность и т. д.

П Мыслительные процессы не подвержены влиянию логики и ло­гической аргументации.

П Разговор строится в режиме монолога как размышление вслух, ответы собеседника не влияют на стиль и содержание речи.

□ Эмоции, поступки, мотивы другого человека не понимаются, не рассматриваются при принятии решений (отсутствие эмпатии).

П Собственное состояние плохо понимается, часто отсутствует реальное представление о причинах своего состояния.

□ Ярко проявляется пессимистическая модель мышления: негатив­ное воспринимается как постоянное, глобальное и закономер­ное, происходящее по вине (то есть по причине неумелости, бе­столковости, бессилия и т. п.) клиента или «проблемного» члена семьи; положительное воспринимается как временное, случай­ное, произошедшее по причине незаслуженного везения.

□ Мысли и фразы структурируются с позиции жертвы, ответствен­ность за свое состояние передается окружающей среде и социу­му. Фразы строятся с пассивной Я-функцией: «меня это угнета­ет», «он со мной не считается», «они меня не замечают», «она часто ссорится со мной».

D Наблюдается обилие иррациональных установок, то есть инкор­порированных убеждений, носящих нереалистичный и нелогич­ный характер.

О Отсутствует четкое представление о собственных желаниях и целях.

□ Часто ставятся нереалистичные цели, в том числе и как задача терапии. Распространено обобщенное и туманное формулиро­вание целей. Например: «Хочу, чтобы мои близкие были счаст­ливы, тогда и я буду счастлива».

Некоторые задачи терапии в области рационального полюса могут быть перечислены ниже.

1. Когнитивное переструктурирование речи (связь с экзистенциаль­ным полюсом).

Фразы с пассивной Я-функцией («меня это угнетает», «он со мной не считается», «они меня не замечают», «она часто ссорится со мной» и т. п.) переводятся в активную позицию с разделением ответственно­сти: «я расстроился из-за того, что они...», «я вела себя так, что им уда­валось меня не замечать», «я позволил ему не считаться со мной», «мы часто ссорились».

Например, психотерапевт может выбрать сессию и посвятить ее анализу речи клиента, где его задачами будут:

1) показать на примере высказываний звучание пассивной Я-по-зиции;

2) объяснить суть пассивной Я-позиции: беспомощность, невоз­можность ничего изменить, неустойчивость любых достижений, необходимость «костыля» для решения своих проблем, зависи­мость от других;

3) показать альтернативу, перефразируя слова клиента и демонст­рируя изменение Я-позиции;

4) получить согласие клиента на то, что консультант будет в даль­нейшем обращать внимание клиента каждый раз, когда он стро­ит фразы с пассивной Я-позицией, и просить их переструкту­рировать;

5) в процессе последующих сессий каждый раз, встречаясь с вы­сказываниями с пассивной Я-позицией, предлагать перестро­ить фразы в активном ключе.

2. Когнитивный анализ эмоционального состояния (связь с аффектив­ным полюсом).

Осуществляя эту часть работы, консультант должен:

1) объяснить формулу процесса А—В—С (где А — провоцирующее событие, С — негативное эмоциональное состояние, послед­ствия, В — когнитивная оценка происходящего) с разбором при­меров;

2) проанализировать ситуации из жизни клиента с точки зрения формулы А—В—С и выявить мысли, оценки, ожидания и дол­женствования, которые влияли на итоговое эмоциональное со­стояние;

3) проанализировать текущую ситуацию с точки зрения процесса А-В-С;

4) и в дальнейшем, на каждой сессии обращать внимание клиента на позицию В, если клиент объясняет причину эмоционального состояния из формулы А> С.

3. Рационально-эмотивный анализ установок (связь с аффективным полюсом).

Когнитивный анализ эмоционального состояния нередко выявля­ет ряд устойчивых убеждений, позиций, на основании которых выст­раивается когнитивная оценка происходящего. Эти установки часто имеют иррациональный характер, то есть они не определены логикой или не имеют под собой достаточной информации, а выстраиваются на основании инкорпорированных установок, чаще всего родительских или ближайшего окружения детского и подросткового периода. Логический анализ подобных установок позволяет убедиться в их бес­почвенности или даже деструктивное, а также заменить их на раци­ональные, логически обоснованные убеждения.

В работе с созависимым клиентом иррациональных установок мо­жет встречаться довольно много. Большинство из них, в конечном ито­ге, базируются на низкой самооценке и всевозможных страхах. По­этому консультант может встретиться с ситуацией, когда на рациональ­ном уровне человек «все понимает», но продолжает реагировать и действовать так, будто этого понимания не существует. Это не должно обескураживать. «Знание» перейдет в «опыт» постепенно, по мере раз­вития здорового отношения к себе, преодоления страхов и достиже­ния определенных изменений в собственной жизни.

Анализ установок, ведущих к негативному эмоциональному состо­янию, предполагает рассмотрение следующих вопросов (рис. 9).

□ Что означает факт, вызвавший негативное эмоциональное со­стояние? Почему нельзя было поступить иначе? Что бы тогда произошло или не произошло?

П Для чего так важно, чтобы это было (или не было, или было по-другому)?

О Для чего вам это нужно? (Это — ключевой вопрос, его следует задавать на каждом уровне установок.)

□ Достигаете ли вы своими действиями вашей истинной цели? (Отрицательный ответ на этот вопрос означает, что изначальная установка неверна.)

□ Как можно изменить неверную установку? Какая установка мо­жет привести вас к истинной цели или улучшить ваше состоя­ние?

4. Когнитивно-бихевиоральный ситуационный анализ (связь с полю­сом межличностных отношений и коммуникаций) Дж. Мак-Каллоу.

Алгоритм этого анализа был описан в разделе «Консультирование на уровне получения коммуникативных навыков и умений».

5. Анализ состояния с точки зрения компонента действия и теории контроля (связь с полюсом межличностных отношений и коммуникаций).

Этот подход основывается на терапии реальностью У. Глассера94. Глассер проводит аналогию между целостным поведением и четырех-

Рис 9 Пирамида установок (схема анализа)

колесным автомобилем — каждому компоненту целостного поведения соответствует одно колесо автомобиля Передние колеса — это ком­поненты, в основе которых лежат действия и мысли, а задние колеса — это компонент, связанный с чувствами, и физиологический ком­понент

Глава 7 Психотерапия созависимости

Потребности являются двигателем Как водитель автомобиля, человек может полностью сознательно выбирать, куда направлять пе­редние колеса своего автомобиля (то есть действия и мысли).

Какие бы проблемы ни беспокоили клиентов, они всегда могут вы­брать более правильный жизненный курс.

Люди как системы контроля сами выбирают те или иные аспекты своего поведения (из всего спектра возможных) для того, чтобы удов­летворить одну или несколько базисных потребностей. Люди любят контролировать других, но не любят, когда контролируют их самих. Если контроль со стороны фрустрирует их потребности, люди протес­туют. Иногда неповиновение выражается прямо. Однако чаще всего противодействие осуществляется косвенными способами, например, предпочтением депрессии, мигрени или какой-либо болезни

Никто не может контролировать другого человека, если только этот человек не убежден, что такой контроль способствует удовлетворению той или иной его потребности.

Осуществляя терапию реальностью, консультант стремится:

1) объяснить клиенту суть теории контроля, чтобы помочь ему луч­ше понимать свое поведение;

2) стимулировать повышение уровня осознания клиентом его вы­бора поведения и того, как он пытается контролировать других посредством выбранного поведения;

3) убедить клиента в том, что он не должен оставаться жертвой па­губного выбора, сделанного в прошлом, а также решений, при­нятых в настоящее время,

4) помочь клиенту идентифицировать и понять его базисные по­требности — потребности в выживании, принадлежности, мо­гуществе, свободе, развлечении;

5) помочь клиенту создавать и сохранять в голове реалистические картины с целью удовлетворения базисных потребностей;

6) помочь клиенту развивать и осуществлять определенное пове­дение, которое будет способствовать удовлетворению его потреб­ностей в настоящем и будущем;

7) обучить клиента не позволять себе попадать под контроль нега­тивного контролирующего поведения других людей.

6. Установление целей, определение пути и поиск ресурсов.

Для этого могут использоваться методы и техники позитивной крат­косрочной психотерапии, некоторые из которых уже были рассмотре­ны в разделе «Решение и выбор в ситуации фрустрации».

Тело

В этом полюсе пентаграммы необходимо обращать внимание на язык тела. Трудно вычертить единый телесный портрет созависимого клиента, однако все люди, имеющие тенденцию к созависимости, об­ладают некоторыми особенностями.

1. Они плохо заземлены, то есть их поза неустойчива; когда они стоят, то стремятся облокотиться, если не облокачиваются, отчетливо видно, что тело наклонено вперед или назад.

2. Им присущи многочисленные мышечные зажимы, так называе­мый «мышечный панцирь». Мышечные зажимы расположены пояса­ми на уровне:

• грудной области — запрет на свободное поведение, само­предъявление; метафорически запрет на свободное дыхание, невозможность дышать полной грудью можно трактовать как отсутствие взаимодействия с жизнью в полную силу своих воз­можностей;

• диафрагмы — «законсервированный» страх, ожидание несча­стий; метафорически — «жизнь бьет под дых»;

• тазовой области — телесная фиксация сексуальной вины, ко­торая может возникать в результате запрета на получение сек­суального удовольствия и одновременного стремления к нему или в результате использования секса для реализации своих агрессивных импульсов и манипуляций;

• вокруг коленей — «законсервированный» страх; метафориче­ски — неспособность держаться, стоять на своих ногах, ощу­щение отсутствия твердой почвы под ногами, потребность во внешней опоре;

• руки могут быть напряжены даже в состоянии покоя; зажимы располагаются в области предплечья и локтей, возникают вследствие запрета на активные действия и постоянно сдер­живаемых агрессивных импульсов.

А. Лоуэн — основоположник экзистенциально направленной те­лесно-ориентированной психотерапии — говорил: «Пациенту следует понять связь между его телесным поведением — схемой напряженных участков — и переживаниями жизни, особенно теми, которые отно­сятся к его детству. После этого должна произойти абреакция определенной силы. Импульсам, блокированным мышечным напряжени­ем, следует дать выход в контролируемых рамках терапевтической об­становки»96.

Лоуэн предлагает целый ряд телесных техник и упражнений, кото­рые помогают разблокировке мышечных зажимов. При этом он на­стаивает на постоянном анализе реакций тела.

«...Подавление перечисленных чувств [страха, печали, гнева] и со­путствующее этому напряжение ведет к заметному снижению двига­тельной активности тела, результатом чего становится состояние по­ниженной или депрессированной, то есть подавленной, живости че­ловека. В паре с этим идет иллюзорная убежденность человека в том, что его или кого-то другого станут любить за то, что он хороший, по­слушный, преуспевающий и тому подобное. Этот мираж служит для поддержания в человеке воодушевленного настроения, пока он ведет борьбу за то, чтобы завоевать любовь. Однако поскольку истинную любовь нельзя заработать и ее нельзя добиться какими угодно успеха­ми на любом поприще, то марево заблуждений развеется, и упомяну­тая иллюзия раньше или позже лопается как мыльный пузырь. В итоге на нашей перенаселенной планете становится еще одной депрессив­ной личностью больше...

...Всякое выражение сдерживаемых чувств облегчает или даже сни­мает напряжение, давая телу возможность восстановить свою двига­тельную активность и тем самым увеличивая его живость. В этом зак­лючается физическая сторона данного психотерапевтического процес­са. С психологической же стороны человек нуждается в том, чтобы вышеупомянутая иллюзия была разоблачена, а сам он понял, что ее корни и истоки лежат в далеком детстве, а также постиг, какую роль она играет в качестве механизма выживания»97.

Используя произведения Лоуэна, можно составить специальную программу для созависимого клиента, которая может включать в себя:

• лоуэновское дыхание,

• кусание полотенца,

• пинки по кушетке или валику,

• битье от плеча,

• энергетический мостик,

• специальные наклоны для разблокировки коленей,

• упражнения для разблокировки свода стопы.

Начинать программу по раскрепощению мышечного панциря луч­ше всего с дыхательных упражнений — они наиболее универсально воздействуют на все мышцы тела. Затем идут специальные техники по разрядке «законсервированного» гнева, вины, страхов и подавленной печали. При этом большое значение следует уделять принятию всех, даже самых осуждаемых обществом и отвергаемых человеком чувств. Терапевт и клиент должны опираться на следующие основные по­зиции:

□ Нет «плохих» и «неправильных» чувств. Все чувства нужны для того, чтобы мы понимали, что в действительности с нами про­исходит и что мы должны изменить, чтобы подобные неприят­ные чувства возникали реже.

О Мы не можем избегать неприятных чувств, поскольку они так­же нужны, как и приятные.

О Каждое чувство должно быть осознано и выражено социально приемлемым способом.

При работе по осознаванию тела и при анализе ощущений и пере­живаний во время выполнения упражнений терапевт обсуждает с кли­ентом его экзистенциальные позиции, в частности, понимание источ­ника любви, своей роли в этих отношениях, отношение к одиночеству их п.

Таким образом, телесный полюс тесно связан с аффективным и эк­зистенциальным полюсами.

Кроме программы, состоящей из упражнений А. Лоуэна, можно:

1) обучить клиента релаксации — прогрессивной по Джекобсону или быстрой, сочетающейся с визуализацией;

2) рекомендовать массаж, который может быть тонизирующим или расслабляющим и насыщает телесным контактом;

3) предлагать специальные водные процедуры — ванны, контрас­тный душ, водный массаж, плавание;

4) использовать для более полного осознания тела, пластики и те­лесного самовыражения техники:

а) телесного фокусирования (техника телесного фокусирования рассматривалась в разделе «Нерациональный путь решения проблемы»);

б) гештальт-терапии: фокусирование внимания на автоматичес­ких движениях и усиление автоматических движений, диа­лог частей тела и др.;

в) танцевально-двигательной терапии: выражение чувств через танец, выражение ощущений тела через движение и др.

Экзистенциальные позиции

Созависимые клиенты, впрочем, как и все остальные люди, в про­цессе жизни вынуждены разрешать для себя целый ряд конфликтов противоположных стремлений и самоопределяться в следующих эк­зистенциальных позициях:

• смысл жизни и смысл смерти;

• страх смерти и способы защиты от экзистенциальной тревож­ности;

• экзистенциальные базовые защиты (вера в бессмертие, вера во всемогущество, вера в конечного спасителя) и их влияние на поведение;

• смысл происходящих событий и их место и значение в жизни;

• любовь и зависимость;

• одиночество и свобода;

• ответственность за свою жизнь и свобода;

• свобода и тревожность;

• избегание ответственности и зависимость;

• стремление к контролю и неопределенность;

• вина и ответственность;

• вина и свобода;

• вина и наказание;

• экзистенциальная вина (вина за собственное несовершенство, вина за построение неполноценных отношений, вина за не­реализацию собственных возможностей) и способы ее ком­пенсации;

• самореализация и ограничения;

• желания и цена удовлетворения потребностей;

• удовольствие и счастье как самоцель и как следствие саморе­ализации и вовлеченности в деятельность и отношения.

Вопросы, которые, как правило, возникают уже в самом начале психотерапии, это вопросы ответственности и вины. Созависимым клиентам свойственно передавать ответственность за свою жизнь и свои отношения окружающим людям, Судьбе, Року, Богу. Принятие решений и процесс выбора затруднен, в первую очередь, именно из-за необходимости принять на себя ответственность за последствия. Они имеют склонность занимать выжидательную позицию, уклоняться, «уходить в болезнь», отдавать выбор Судьбе и т. д.

При этом могут чувствовать себя сверхответственными за жизни своих близких, считать себя обязанными помогать им в решении их проблем (вернее, решать за них) или виновными в их неудачах («я дол­жна была быть внимательной», «я должна была предвидеть»).

Избежать ответственности за свою жизнь и контролировать других помогают базовые защиты:

• вера в свое всемогущество: «от меня зависит его (ее, их) пове­дение, чувства, расположение ко мне, умение себя вести» и т. п. = «я могу влиять на других людей, менять их по своему усмотрению»;

• вера в конечного спасителя: «не может быть, чтобы он меня бросил, обязательно произойдет что-нибудь такое, что заста­вит его продолжать заботиться обо мне (вернуться ко мне, полюбить меня и т. д.)»;

• вера в бессмертие: сохраняется на уровне детского возраста, хотя сознательно человек может думать о самоубийстве (же­лание «умереть ради решения своих проблем и / или избавле­ния от боли» фактически содержит в себе предпосылку о том, что «когда я умру, мне будет хорошо, не больно и проблемы перестанут вызывать дискомфорт», то есть фактически «я не умру, а буду переживать комфорт, ни за что не отвечая, ничего не делая для решения проблемы»).

Одиночество воспринимается как наказание, как пытка, как отвер­женность. При этом весь стиль построения взаимоотношений оттал­кивает людей, приводя таким образом к нежеланному одиночеству. Это усугубляет состояние и открывает новый виток порочного круга. Оди­ночество не идентифицируется со свободой, а воспринимается как свидетельство неполноценности.

Свобода всегда связана с чувством ненужности, отверженности.

Любовь, как внутренний ресурс, снижена или отсутствует. Любовь воспринимается как нечто, получаемое извне, что можно заработать, заслужить; она может быть и дарована, но тогда воспринимается как не вполне заслуженный дар.

Любовь может рассматриваться как источник, который наполняет жизнь смыслом. С потерей любви и жизнь теряет смысл. На бессозна­тельном уровне любовь используется как средство манипулятивного воздействия с целью получения выгод различного характера: от полу­чения подтверждения своей значимости, средства для власти и конт­роля до получения материальных выгод. Любовь рассматривается как основной жизненный дефицит.

Источник и объект любви должен находиться в собственности и быть полностью подконтролен. Это необходимо, чтобы несколько снизить тревожность из-за постоянного страха потери значимого другого. а_,

Глава 7. Психотерапия созависимости

Эти и другие экзистенциальные позиции терапевт выделяет из кон­текста обсуждаемых тем и вступает с клиентом в дискуссию (но не в спор!) по поводу экзистенциальных установок, ведущих к созависимым отношениям.

Психолог может задавать вопросы клиенту относительно препят­ствий на пути осуществления желаемого: каковы цели клиента? Какой смысл имеют происходящие события относительно жизненных целей? Что на самом деле мешает ему осуществлять главные цели его жизни? Что мешает ему самореализовываться? и т. д.

При анализе взаимодействия психолог может спрашивать: что са­мое главное в отношениях клиента с «проблемным» членом семьи? Для чего клиенту необходимы эти отношения? Что именно (конкретно) клиент получает, осуществляет в этих отношениях? Что в его понима­нии значит «любовь»? Как она проявляется со стороны клиента и со стороны его партнера? Для чего необходимо изменить партнера? Ка­ковы были ожидания от этих отношений? Что заставляет осуществ­лять сверхопеку над партнером? Как именно, то есть какими действи­ями клиент контролирует партнера? Как он манипулирует партнером для того, чтобы добиться от него желаемого поведения? Что мешает клиенту понять, чего именно он хочет от партнера? Что именно (кон­кретно) теряет клиент при расставании с партнером? и т. д.

Исследуя страх одиночества, психолог может останавливаться на ис­следовании вопросов: чем страшно одиночество? Что означает (в чем смысл) одиночество для клиента? Видит ли клиент ресурсные сторо­ны одиночества? Если клиент говорит, что «одиночество его не стра­шит, но...», психолог может задать вопросы: Что заставляет его оста­ваться в неудовлетворяющих отношениях? Что удерживает его около партнера? и т. д.

При исследовании движения к поставленным целям психолог рассмат­ривает, каков смысл принимаемого решения, то есть каким образом оно соответствует задачам клиента и к каким последствиям может при­вести? Каким образом клиент предполагает осуществить принятое ре­шение? Как именно он избегает решения или шагов по его реализа­ции? Что в действительности мешает клиенту продвигаться к постав­ленной цели? Насколько выдвигаемые им причины реальны? Как именно клиент делает осуществление целей зависимым от поведения партнера или других значимых людей? и т. д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал