Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и алгоритмы консультирования 20 страница
А тем временем Я клиента уже наполняется самопринятием и самоуважением. Ведь он понял, что любые его чувства имеют под собой основание, и он знает причину этих чувств и поступков (то есть он уже многое узнал о себе), он может выбирать, как быть с этими чувствами, как распорядиться ими на поведенческом уровне, чтобы получить желаемое прямым и экономичным путем, а не через невротическую, неосознанную манипуляцию. Постепенно интегрируя отношение к себе терапевта и модели взаимодействия со значимым Другим, которые нарабатываются и оцениваются клиентом (с точки зрения безопасности и комфортности их применения) прямо на сессиях, клиент каждый раз возвращается в среду, где господствует прежний коммуникативный стиль и прежнее отношение к клиенту. И вот здесь необходимо что-то еще кроме терапии отношения. На протяжении всех сессий психотерапевт наблюдает, как проявляются в рассказах клиента когнитивные конструкты, экзистенциальные позиции, реакции тела, «законсервированные» и рождающиеся на глазах аффективные переживания, защитные формы поведения, поведенческие паттерны общения. Именно эти проявления и становятся объектами пристального внимания и обсуждения с точки зрения их адаптивности и эффективности при удовлетворении потребностей и взаимодействия с социальной средой. Чтобы психотерапевт не остался единственным (а потому и незаменимым и сверхзначимым) человеком, с которым клиент может позволить себе быть самим собой и свободно выражать себя, клиенту необходимо: • пересмотреть всю систему своих убеждений, • проработать хронические напряжения, • осознать защитное и сценарное поведение, • научиться связывать цели со средствами их достижения и, наконец, • приобрести некоторые коммуникативные умения. Постепенные достижения в реальной жизни сами по себе меняют самоотношение клиента в позитивную сторону и помогают лучшей, чем прежде, интеграции в социуме. Эти новые убеждения, позиции, модели и умения, в свою очередь, привносят новый опыт и способствуют заполнению и обновлению Я. Этот процесс может быть более или менее структурирован, и — главное — он должен охватить все пять полюсов пентаграммы человека, которые у созависимого клиента всегда разобщены. Мы рассмотрим подробно пентаграммическую структуру психотерапии несколько позже. Завершающий этап психотерапии посвящается постепенному укреплению нового содержания Я, усвоению новых моделей отношения к различным жизненным ситуациям. При этом важная тема утраты значимого лица, на этот раз терапевта, снова становится актуальной. Пока еще не интегрирована идея об отсутствии «удерживающих манипуляций» ради сохранения отношений, которые перестают быть актуальными. Нового опыта подобного переживания нет, ведь клиент еще не расстался с психотерапевтом. И предвидение этого опыта пугает и возвращает клиента к старому проверенному способу «удерживания» с помощью привычных схем манипулятивного поведения. Подготовка к получению этого опыта — основная задача завершающего этапа. Как и во всем терапевтическом процессе, в данном случае нельзя торопиться. Прорабатывая свои чувства относительно предстоящей разлуки, клиент также учится новому опыту принятия утраты значимого человека без утраты своей целостности.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ КОНТРПЕРЕНОСА ПРИ РАБОТЕ С СОЗАВИСИМЫМИ Мы рассмотрели терапевтическое взаимодействие в его идеальном варианте. Чем ближе к нему терапевтический процесс, тем он более эффективен. Однако известно, какими «трудными» могут быть созависимые клиенты, и как редки, к сожалению, случаи, когда они, преодолевая внутреннее сопротивление, вступают на путь сознава-ния и личностного роста. Первые робкие шаги в этом направлении сопровождаются высокой тревожностью, душевным страданием и напряженной готовностью повернуть назад — в привычное русло старых стереотипов. Впрочем, в этом отношении они ничем не отличаются от любого человека, который взялся — ни много, ни мало — за изменение базовых установок, устоявшейся системы ценностей и, по сути, решился на изменение всей своей жизни. Бережное отношение к психологической территории и мировоззрению, доброжелательное принятие и безоценочность, обеспечивающие чувство безопасности, со стороны консультанта, играют иногда решающую роль в том, насколько глубоко решится клиент погрузиться в терапевтический процесс. Кажется, нет консультанта, который не знал бы о необходимости взаимного доверия, доброжелательности и разделении ответственности. Однако именно при сопровождении созависимых клиентов чаще, чем обычно, можно почувствовать раздражение, нетерпение и, порой, непреодолимое стремление взять несчастного за руку и тащить, уговаривать, внушать и даже давить, ради того, чтобы он «прозрел» и вышел, наконец, на «правильный» путь. Зло кажется в этот момент консультанту однозначным и очевидным, а дальнейший сценарий ситуации — настолько типичным, что он недоумевает: как можно этого не понимать?! В другом случае его охватывает отчаяние, и он чувствует себя в тупике. И тогда хочется отмахнуться, «сбежать», отказаться от работы, слишком тягостной, слишком медленной, чтобы она могла доставить адекватное удовлетворение. Третий вид реакции на созависимых клиентов — чувство неприязни, почти презрения. Слушая их, психолог скучает, становится отчужденным и холодным. Его раздражает их назойливость и бесконечные жалобы, и потому и в этом случае стремится поскорее избавиться от них. Что же происходит? Откуда берутся эти эмоциональные пики? Почему так трудно быть с ними терпеливыми и достаточно близкими, чтобы была возможность установить эмоционально теплый контакт? Ответ заключается в процессах контрпереноса. Значение переноса и контрпереноса в психотерапевтическом альянсе столь велико, что маститые авторы всех до одного направлений психотерапии уделяют им достаточно внимания, хотя и рассматривают это явление с различных точек зрения. Нам тоже необходимо остановиться на данном аспекте отношений, и начнем мы с обзора теоретических представлений. Перенос как частный случай защитного реагирования. «Перенос» буквально означает перенесение или перемещение чего-либо куда-либо. В психотерапевтическом же значении «перенос» представляет собой перенесение во взаимоотношения с консультантом а) своего жизненного опыта (в том числе опыта общения, моделей поведения, привычек и т. п.), б) реакций в связи с теми ассоциациями, которые вызывает личность консультанта, в) своих мыслей и ожиданий от консультанта и всего консультативного процесса (положительных и отрицательных). Примеры подобного переноса многочисленны и разнообразны. Например, консультант напоминает клиенту его строгую мать и, хотя клиент уже взрослый человек и давно не подчиняется матери, он может реагировать на слова и действия консультанта тем же сопротивлением или подчинением, а также передачей ответственности за решение проблемы, как он делал это прежде в отношении своей матери. В другом случае клиент привносит во взаимоотношения с консультантом те способы своего взаимодействия с людьми, которые он практикует в повседневной жизни, и консультант может на себе почувствовать их влияние. Например, клиентка, которая жалуется, что ею пренебрегают, не считаются с ее мнением, в беседе с консультантом постоянно перебивает себя словами: «ну, это мне так кажется, да мало ли что мне может показаться», «ой, вы не обращайте внимания, это я сдуру разревелась», «что вы, куда мне до вас, конечно, вы лучше знаете, как j нужно сделать» и т. п. Или клиент, обращающийся по поводу «бунта» своего сына и трудностей их отношений, может разговаривать с консультантом властным тоном, отдавая распоряжения по поводу того, что консультант должен Делать, и перебивая его замечаниями по поводу интонаций, темпа речи даже внешнего облика, вызывая таким образом сильный гнев и желание прекратить общение с клиентом со стороны консультирующего pro специалиста. Часты случаи, когда клиенты приписывают консультанту самые разные достоинства, и в соответствии с этим мнением строят свои ожидания от взаимодействия с ним. Если эти ожидания не оправдываются, клиенты воспринимают это как обман и даже предательство. Также многочисленны случаи, когда клиенты, наоборот, видят в консультанте некую враждебную силу и ожидают от него подавления, манипуляций, других проявлений психологического насилия. Как же можно объяснить явление переноса? М. Кан62 показывает, го для понимания этого явления необходимо рассмотреть два открытия Фрейда, которые и легли в основу открытия явления переноса. 1. Теория шаблонов. С раннего детства люди устанавливают определенные стереотипы, или шаблоны (в психологической литературе их часто называют паттернами), под которые подгоняется восприятие других людей, ожиданий и собственных реакций. Опыт предыдущих отношений часто становится своеобразным «прокрустовым ложем»,; все будущие отношения, а в особенности самые важные, подгоняться под установившийся стереотип. Например, если у человека поддерживались теплые отношения с отцом, то, возможно, мужскую авторитетную фигуру он будет стремиться рассматривать в положительном свете. Он начнет искать отношения подобного рода, ожидать от S них хорошего и станет вести себя таким образом, чтобы увеличить возможность продолжения благоприятных отношений. Если же отец был особенно критичен к нему, то, возможно, он будет рассматривать авторитетных мужчин как угрожающих и относиться к ним соответствующим образом. Если человеку приходилось бороться за родительское внимание со своими сиблингами (братьями и сестрами), то, скорее всего, равных себе он будет считать соперниками в борьбе за ограниченные ресурсы и т. д. Конечно, стремление втиснуть новые отношения в старые паттерны является, вероятно, причиной трудностей для каждого человека, но оно же может оказаться и бесценным союзником консультанта. 2. Вынужденное повторение. У людей есть потребность создавать повторяющиеся проигрыши ситуаций и отношений, которые были особенно затруднительными или проблематичными в ранние годы жизни. Не сложно встретить человека, обладающего поразительным стремлением воссоздавать ситуации, которые плохо заканчиваются. Это явление постоянно имеет место и в работе с клиентом. Как и многое в человеческом поведении, оно кажется удивительным: зачем искать проблемы и создавать ситуацию, которая наверняка принесет только боль и тревогу? На первый взгляд, все выглядит так, как если бы человек пытался снова и снова организовать счастливый конец какой-то предшествующей ситуации, которая когда-то закончилась неудачно. Но это ему снова и снова не удается. Переживание вновь оказывается испорченным, и все возвращается на круги своя, сохраняя стремление восстановить старую неудачную ситуацию. Фрейд считал, что боль, причиненная первоначальной ситуацией, фиксируется и заставляет человека периодически приводить себя к бессознательной попытке понять, что же происходит и почему получается именно так. Необходимо заметить, что, хотя личность, находящаяся в тисках вынужденного повторения, и выглядит ищущей удачного завершения, если человек не осознал, чем подталкиваются его выборы, действия и поступки, он будет приходить только к неудачным разрешениям ситуаций, так как только такая программа, или схема развития отношений, была когда-то заложена в бессознательное, и если она не корректируется вполне сознательно, она будет работать с удивительным постоянством. Люди, начинающие работу с консультантом, оказываются под влиянием обеих описанных тенденций, поскольку консультанту придается важное значение в разрешении жизненных проблем. Этим неосознаваемым реакциям в отношениях клиента с консультантом 3. Фрейд присвоил название перенос. А. Фрейд в своей книге «Эго и механизмы защиты» выделяет два вида переносов: перенос импульсов либидо и перенос защит. Перенос импульсов либидо проявляется в терапевтических отношениях во влюбленности, в ожидании только хорошего, в тяге к терапевту Перенос защит — это воспроизведение защитной враждебности, подозрений и неприятия консультанта. На самом же деле, защиты призваны лишь закрыть от консультанта и, самое главное, от самого клиента высокую значимость для последнего их психотерапевтических взаимоотношений. Многочисленные виды защитных реакций и защитного поведения многократно и всесторонне описаны в различной психологической литературе, поэтому лишь перечислим некоторые из них. Проекция — приписывание другим собственных чувств, мыслей, намерений и т. д. Например, мстительному человеку кажется, что ему хотят отомстить; человек, который сам много лжет и манипулирует другими, часто подозревает в этом окружающих людей и т. п. Положительные качества и убеждения тоже проецируются. Смещение — перенесение своих чувств на другое (например, более безопасное или более доступное) лицо или даже предмет. Например, женщина, которая злится на мать, но не позволяет себе испытывать такие «неправильные» чувства, вытесняет их из сознания и неосознанно переносит на вещи матери, в результате чего она «нечаянно» перебивает всю посуду, принадлежащую последней Вытеснение — «забывание» фактов, чувств, событий, которые по каким-то причинам не соответствуют представлению о том, каков Я, как должно быть, как ко мне относятся и т. п. Если осознавание этих фактов и чувств несет в себе слишком болезненную, слишком грозную для человека информацию, психика защищается тем, что они как бы забываются. Человек совершенно искренне не помнит событий или не осознает чувств, которые грозят разрушить его представления о себе, о других, о мире. Искажение (иллюзии) — человек воспринимает факты, импульсы и другие проявления реальности таким образом, чтобы они соответствовали его потребностям, убеждениям, представлениям. Интеллектуализация — человек изолирует от себя осознавание истинных источников переживаний и приписывает им приемлемые для себя причины. Суппрессия — сознательное или бессознательное решение человека не обращать внимания на болезненные факторы в его жизни. Ипохондризация — «уход» в болезнь, когда длительное вытеснение или суппрессия неблагоприятных обстоятельств вовсе не избавляет iчеловека от негативного, разрушающего их воздействия и от скрытого желания отреагирования на них. Компульсивные действия или деятельность — человек, испытывающий высокую степень тревожности, может не осознавать ее, но зато переживает навязчивое желание считать окна в домах, не наступать или, наоборот, наступать на трещины на асфальте, придерживаться утомительных ритуалов для «безопасности» и т. п. На самом деле, все это — лишь проявление неосознанного стремления к сверхконтролю, призванного умерить невыносимую тревожность. То же самое относится и к компульсивной деятельности, примером которой можно рассматривать трудоголизм. Можно еще долго перечислять всевозможные защиты, рискуя забыть цели данной книги. Однако консультанту, безусловно, нужно быть хорошо знакомым с различными защитными реакциями и механизмами, чтобы уметь вовремя распознавать их проявления во взаимоотношениях с клиентом. Кроме того, важно учитывать, что: • все защитные механизмы тратят на себя огромное количество психической энергии; • поскольку защиты, используемые человеком, в большинстве случаев не осознаются, то человек теряет доступ к регулированию своих реакций и поведения, ограничиваются возможности самоконтроля; • бессознательные невротические процессы постепенно расширяют поле своей деятельности, в конечном итоге, имеют судьбоносное значение; • осознание механизмов защиты чрезвычайно болезненно, прежде всего, потому, что становится ясно, от чего они защищали, и что скрывалось от самого себя. Однако при этом: • защитные механизмы можно отследить в поведении человека, если знать о закономерностях их проявлений; • постепенно их можно довести до сознания, периодически показывая их проявления в поведении, словах, действиях человека; • механизмы защиты должны «вскрываться» постепенно, сопровождаясь поддержкой консультанта, и только в том случае, если это действительно необходимо для решения проблемы клиента; • после проработки защитные реакции заменяются новыми, более конструктивными, или от них отказываются вообще, и это необходимо обсуждать с клиентом, так как взамен он может использовать новые, но неэффективные способы защиты; • нельзя, «вскрывая» защитные реакции, требовать их удаления и, тем самым, лишать клиента привычных моделей защиты, если консультанту нечего предложить взамен или если клиент находится в ситуации, когда без выработанных защит он не сможет эффективно существовать в окружающей среде. Важно, чтобы человек понимал, какие способы защиты он применяет, а что делать с ними в дальнейшем — решать самому клиенту. Консультанту важно помнить, что Защитные механизмы нужны человеку, однако, эти защиты необходимо применять осознанно и в том случае, когда они действительно необходимы. После прочтения указанной программы по работе с бессознательными защитами вполне уместен вопрос: как выяснить, какие защиты эффективны, а какие нет, какие защиты необходимо заменять, так как они являются по своей сути невротическими, а какие носят нормальный, адаптационный характер. В рамках данной книги практически невозможно подробно рассмотреть конкретные варианты. Поэтому я отсылаю читателей к работам К. Хорни («Невротическая личность нашего времени», «Невроз и развитие личности» и др.), Э. Фромма «Анатомия человеческой дес-труктивности», «Иметь или быть», «Бегство от свободы»), Ф. Римана («Основные формы страха») и других авторов. Понимание невротических механизмов, которые и являются неэффективными защитами, позволяет увидеть их задолго до того, как сознание клиента будет готово к этому, и помогает консультанту исподволь подготовить его к осознанию, обращая внимание на проявления этих механизмов в поведении и эмоциональных реакциях и обсуждая их с клиентом. Обратимся к самому общему представлению о различиях невротических и способствующих эффективной адаптации защитных механизмов. Отличия эффективной защиты от невротической: 1. Эффективные защиты осознаются, а невротические остаются вне сознания, по крайне мере, до психотерапевтической проработки. 2. Эффективные защиты приводят к удовлетворительным и предвиденным человеком результатам, а невротические защиты никогда не приводят к удовлетворению, а, наоборот, почти всегда приводят как раз к тем ситуациям и эмоциональным переживаниям, от которых призваны защищать. 3. Эффективные защиты человек применяет только там и тогда, когда они действительно необходимы, и он способен контролировать этот процесс, а неэффективные защиты работают «автоматически» и имеют тенденцию тотального поглощения психологической территории, то есть воздействуют на человека без разбора ситуации и дифференциации последствий в отсутствии его осознанной воли и приводят к неадекватным реакциям и поступкам. Итак, перенос — это реакция защиты и с этой точки зрения имеет характерные черты. 1. Перенос — это бессознательный процесс. «Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается»63. 2. Перенос — это ошибочная реакция. «Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент всегда приписывает консультанту черты, свойственные другим людям и в других обстоятельствах»64. 3. Перенос бывает положительным и отрицательным. Необходимо учитывать, что понятия положительного и отрицательного переноса не имеют никакого отношения к его полезности или бесполезности. Перенос — это всегда материал, который может быть использован или не использован консультантом, и уже с этой точки зрения становится полезным или бесполезным. Положительный и отрицательный перенос — это лишь общий эмоциональный настрой клиента по отношению к консультанту. Положительный перенос. Клиент склонен видеть в консультанте человека, более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле. Такой клиент склонен к зависимости. Р. Кочюнас перечисляет следующие проявления переноса65: • постоянное цитирование высказываний консультанта (идеализация); • конкуренция с другими клиентами в отношении консультанта (например: «Я всегда тщательно готовлюсь к нашей беседе, не то, что другие», «Я не знаю, как другие, но я постоянно обдумываю то, что вы говорите», «Я хоть и понимаю, что у вас много других клиентов, но мне кажется, что у нас с вами сложились особые отношения»); • интерес к личной жизни консультанта, к его вкусам, потребностям; • дарение подарков (на Телефоне Доверия это может проявляться в виде заказов песен на радио «специально для вас», посвящения стихов и т. п.); • забывание заплатить за консультацию (в дистантном консультировании это может проявляться как пропуск консультации, когда контакт был обговорен; звонок вместо приблизительно обговоренного времени в момент окончания дежурства консультанта — тогда консультант либо вынужден задерживаться, либо клиент демонстрирует свою обиду или глубокую печаль, связанную с неполучением внимания консультанта. И в том, и в другом случае это делает отношения «консультант-клиент» «не как у всех»; • длительными паузами, вздохами, не соответствующими обсуждаемой ситуации, жалобами, что нечего сказать и голова совсем пустая (эта манипуляция заставляет консультанта действовать более активно, чем он планировал, и невольно брать на себя ответственность за исход консультации). Отрицательный перенос. Основывается на отвержении и враждебности. Если в процессе консультирования установка не меняется, то консультирование становится невозможным. Не рекомендуется слишком акцентировать внимание клиента на явлении переноса в его поведении в следующих случаях66: • при нехватке времени для работы с переносом (одноразовое консультирование); • при отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом; • когда клиент из-за ослабления психологической защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации; • когда целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям. Тем не менее чувства клиента игнорировать нельзя. Они должны быть рассмотрены в соответствии с общим уровнем глубины обсуждения. Когда клиент проявляет тем или иным способом свои чувства, консультант должен понимать, что он выражает подлинные чувства, хотя часто они рождены нереалистичными ожиданиями или деструктивными установками и предубеждениями. Именно принятие чувств клиента психологом не позволяет клиенту испытывать отверженность. В результате он начинает доверять консультанту и стремится рискнуть и открыться еще больше. Только тогда консультирование становится по-настоящему глубоким. Однако необходимо пресекать всякие попытки манипулирования с целью перекладывания ответственности за отношения или за исход консультации на консультанта. Тестирование консультанта клиентом Дж. Вайсе рассматривает вопрос тестирования консультанта, которое предпринимает клиент67. В ходе консультации клиент постоянно тестирует консультанта, то есть он изучает консультанта как личность, сверяет, насколько его (клиента) ожидания соответствуют тому, что представляет из себя консультант, насколько консультант искренен с ним, можно ли ему доверять, не сделает ли он больно и т. д. и т. п. Клиент чрезвычайно заинтересован в том, чтобы узнать, как консультант будет реагировать на его высказывания, выражение чувств, его планы; будет ли психолог препятствовать ему в достижении его целей или поможет в этом. Если консультант выдерживает его тесты, клиент начинает доверять ему, все более открываясь, одновременно предлагая ему все более жесткие тесты. Чаще всего клиент проводит тестирование консультанта бессознательно. «Какое именно поведение клиента следует считать тестированием, определяется консультантом в известной степени произвольно, на основании своих чувств, поскольку тестирование может отличаться от других форм поведения лишь интенсивностью. Консультант имеет основание предполагать тестирование со стороны клиента в следующих случаях: • клиент ведет себя таким образом, чтобы вызвать у консультанта сильные чувства; • клиент толкает консультанта на вмешательство; для этого он может долгое время сохранять молчание, делать абсурдные заявления, проявлять обиду на слова консультанта; внезапно проявлять ничем не обоснованный гнев; требовать от консультанта выхода за пределы его роли и т. п.; • клиент использует провокационные преувеличения; • клиент демонстрирует явно глупое поведение»68. Тестирование пассивной позицией Клиент может использовать для тестирования перенос. Он наделяет консультанта авторитетом родителя и сам ведет себя так, как вел себя в отношении своего родителя. Ребенок считает своих родителей высшим авторитетом. Он относится к себе так, как родители относятся к нему. Дж. Вайсе перечисляет некоторые обстоятельства, которые могут вызвать в ребенке сильную невро-тизацию характера, а также будут ярко проявляться как перенос в психотерапевтической ситуации69. Этот список я несколько расширила, учитывая опыт своей практики и другие источники информации. □ Если родители отвергают ребенка, он делает вывод, что заслуживает отвержения; его самооценка падает, и он утверждается во мнении, что никто не может любить его — не только родители, но и другие. О Если родители предстают в восприятии ребенка подавленными или неприспособленными к жизни, он может взять на себя ответственность за них и прикладывать усилия, чтобы сделать их счастливыми. Если это не удается, то ребенок может начать считать себя неудачником или источником их страданий. □ Если родители не заботятся о ребенке, но требуют, чтобы он высказывал им свое уважение, проявлял заботу, он может сделать вывод, что его удел — много давать, но мало получать. Он может принять это как неприятную особенность жизни, или противиться этому, болезненно воспринимая любую просьбу, необходимость любой заботы о Другом. О Если родители постоянно ругают ребенка за различные свойства его характера, он может на сознательном уровне отвергать эту критику, но бессознательно соглашаться с ней. Это приводит его к бессознательному представлению о себе как о дурном человеке. □ Если один из родителей алкоголик, то ребенок может чувствовать беспокойство о нем, с одной стороны, но с другой — отвержение со стороны пьющего родителя. Следствием такой двойной травмы может быть чувство стыда за себя и за своих родителей. О Если в семье отрицается существование некоторых актуальных проблем, то у ребенка может развиться недоверие к собственным чувствам и сложиться представление, что он не способен адекватно воспринимать окружающую действительность. □ Если ребенок считает своих родителей непостоянными, например, если внезапные вспышки ярости сменяются необъяснимыми приступами нежности, у него может сложиться представление, что он все время в опасности. В этом случае он станет сверхбдительным. □ Если родители ребенка не защищают его и не помогают справиться с негативными проявлениями внешнего мира, он может прийти к убеждению, что он не заслуживает защиты. Такой ребенок может стать замкнутым, тревожным или склонным к панике. □ Если ребенок терпит сексуальное насилие со стороны родителей, он обвиняет в этом себя и испытывает в связи с этим стыд за свою «грязность». □ Если родители отвергают факты жестокого обращения со своим ребенком, он может сделать вывод, что не должен это помнить. Это может нанести удар по его чувству реальности. Или он должен одновременно не помнить об этом, и в то же время помнить, чтобы постараться не спровоцировать такое обращение вновь, поскольку считает его виновником самого себя. В таком случае может произойти расщепление на несколько личностей. □ Если ребенку кажется, что родители стыдятся его, то он тоже будет испытывать стыд за себя; поверив, что он неполноценен. □ Если один из родителей ушел из семьи, ребенок может считать, что это произошло из-за него, и будет считать, что от него всегда должны уходить любимые люди. □ Если ребенок растет в несчастливой семье, то, даже став самостоятельным и покинув дом, он поддерживает уровень несчастья, соответствующий тому, к которому он привык в детстве. П Если в семье ребенка никто не умеет получать удовольствие от жизни, он будет считать, что он тоже не должен получать удовольствие, или он может испытывать депрессию или соматическое расстройство каждый раз, когда позволит себе получить удовольствие или радоваться жизни. Наблюдая за реакциями консультанта, клиент бессознательно проверяет, будет ли консультант вести себя так же, как его родители, в ответ на его поведение. Глава 7. Психотерапия созависимости Если консультант подтверждает такие ожидания, клиент утверждается в деструктивном мнении о себе. Если консультант ведет себя по-другому, клиент может усилить проявление тех своих черт, которые вызывали негативную реакцию родителей. Тогда, когда консультанту удается успешно пройти такое тестирование, как правило, начинаются серьезные личностные изменения. Клиентка, которую часто ругали в детстве за ее фантазии, во время консультирования постоянно вплетала в повествование свои фантазии на тему о том, как хорошо было бы, если бы у нее была совсем другая жизнь, другие родители и т. п. Консультант приняла эти фантазии благосклонно и отметила, что такое творчество может быть использовано очень конструктивно самой клиенткой для решения ее проблем.
|