Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и алгоритмы консультирования 15 страница
Суррогатный заменитель В состоянии невыносимой фрустрации человек затягивает принятие решения до тех пор, пока не находит хотя бы суррогатного «заменителя» тому, что при выборе неизбежно должно быть утрачено. Например, клиентка, которая длительное время не могла принять окончательное решение разводиться с мужем, избивающим ее, или нет, и постоянно повторяла: «Я и с ним не могу, и без него не могу», — как только у нее появился любовник, в течение трех недель оформила развод делегирование решения Человек избегает совершать выбор в пользу одной из возможностей до тех пор, пока решение не будет принято за него внешними обстоятельствами. Частный случай данного способа избегания — желание положиться на судьбу. Стремление переложить ответственность за принятие решения на кого-либо другого, в том числе на консультанта, нередко реализуется с помощью манипуляций, например, демонстрации преувеличенной беспомощности. При этом манипуляции бывают настолько изощренны и настойчивы, что просто поражают силой и находчивостью, направленных — увы! — на избегание решения. Например, клиент может заявить: «Знаете, я уже перебрал множество вариантов и, все равно, не смог принять решение, а вас мне рекомендовали как грамотного специалиста и очень мудрого человека. Поэтому, как вы скажете, так и будет». Или после того, как в процессе консультации клиент, казалось бы, принял решение, он спрашивает: «Значит, вы думаете, что именно это решение будет правильным?». Фактически, он требует от консультанта взять на себя ответственность за «верность» принятого решения. Уход в заболевание Очень распространенный способ, конфронтация с которым практически невозможна. Любые объяснения по поводу бессознательных процессов и глубинных психологических причин возникшего заболевания воспринимаются как непонимание и жестокость. Наиболее «популярны» депрессия, мигрени, гипертония или гипотония, сердечнососудистые и желудочно-кишечные заболевания. Вообще, ипохондрик, вынужденный принимать решение — серьезное испытание для консультанта. Уход в беспомощность и вину Клиент приводит множество примеров того, насколько он слаб, глуп, как много ошибочных решений принимал он раньше, доказывая консультанту, что не может и даже не имеет права в дальнейшем самостоятельно принимать решения. Например, клиент выдает следующую тираду: «Ой, таких дел тогда натворила! И дочке из-за меня досталось. Уж она меня ругала, ругала... А теперь-то дело поважнее будет. Так уж куда мне решать! Вот я пришла к вам, больше посоветовать некому». Блокирование желаний Человек, отчаянно боящийся ответственности, бессознательно блокирует свои желания, так как, по выражению И. Ялома, «решение — это мост между желанием и действием». В отсутствие желаний у человека практически отпадает всякая необходимость делать выбор, так как, по сути, ему безразлично, как жить и что будет происходить в его жизни. Обычно такие люди редко оказываются на приеме у консультанта, а если и приходят, то лишь по настоянию близких, не выдвигая собственных задач. Их позиция такова: пусть решают те, кого что-то не устраивает. Например, оказавшись на консультации, такой клиент может заявить: «А чего мне решать? Мне все равно. Ей надо, пусть и решает». Он может подчиняться желанию родственников или избегать общения, не замечая, что, собственно говоря, это тоже его выбор, как и то, что происходит или не происходит в его жизни, —• результат его позиции. Избегание решения встречается настолько часто, что неопытные консультанты или консультанты, склонные к «спасателъству», легко идут на поводу у клиентов и принимают решения за них. В таких случаях клиенты горячо благодарят консультанта, который чувствует удовлетворение своей удачей. Тем не менее именно подобные «консультации» менее всего свидетельствуют о профессионализме, так как психолог нарушает экологию человека, делегируя ему вместе со своим решением свою систему ценностей и свою модель реагирования в подобных ситуациях, которые, возможно, не совместимы с психологическим миром клиента. Кроме того, чужие решения редко реализуются на практике. Однако клиент получает в руки вожделенную возможность снять с себя груз ответственности и, в случае неудачи, обвинить во всем консультанта. Также часто попадаются на удочку клиентов и раздают решения консультанты, плохо переносящие ситуацию неопределенности, которая всегда присутствует при консультировании. Особенно часто это проявляется, когда проблема кажется им предельно ясной, и им не хватает терпения наблюдать, как «плавает» в ней клиент. Невозможность немедленно продвинуться в решении вопроса вызывает тревожность и раздражение, уходя от которых, консультанты, порой под видом интерпретаций или предоставления психологической информации, практически навязывают клиенту решение, к истинному принятию которого тот еще не готов. Очень жестко при сопровождении в принятии решения ведут себя консультанты, склонные к доминированию, навязыванию своей воли окружающим, страдающие перфекционизмом35. Любое движение клиента в «неправильную» сторону или с «неправильной» скоростью вызывает реакции гнева. Избегая дискомфортного напряжения, консультанты открыто или косвенно подводят клиента к своему, а не к его (клиента) решению, прикрываясь ролью профессионала. Стоит ли говорить, что подобное «сопровождение» не только не является профессиональным, но и нарушает все этические нормы. Так что работа над собой и своими личностными проблемами является профессиональной обязанностью консультанта. В ситуациях затруднения принятия решения в задачи консультанта входит следующее. 1. Показать клиенту, каким образом он избегает решения и ответственности. Можно привести примеры из его же высказываний и поступков и противопоставить их реальной действительности. 2. Преодолеть сопротивление клиента, которое выражается словами: «Если бы я знал, что мне делать, я бы не стал обращаться к вам». Для этого необходимо терпеливо показывать клиенту его активную роль в создании своей проблемы, а также его роль в ее разрешении (например, клиент сам решил, что ему необходимо взяться за решение проблемы, для этого он решил обратиться к консультанту и т. п.). 3. Помочь осознать неизбежность и вездесущность решения и ответственности. Для этого бывает необходима экзистенциальная беседа, возможно, даже дискуссия с клиентом, в которой консультант на примере жизненных фактов, а еще лучше на примере фактов из жизни самого клиента, показывает невозможность избежать ответственности и принятия решения. 4. Способствовать принятию клиентом того факта, что ответственность за собственную жизнь абсолютно непрерывна на протяжении всего сознательного возраста человека, что он сам создает свою судьбу. Все это становится убедительным, только если консультант показывает верность этой истины на примерах из жизни, прежде всего, самого клиента. 5. Помочь осознать, что хорошее состояние и удовлетворение жизнью возможны только вследствие наступления изменений. Важно показать, что жизнь — это движение, там, где оно останавливается, начинаются разрушительные процессы; в равной степени это касается и духовной жизни, психики человека. 6. Наглядно продемонстрировать клиенту, что нежелание принимать решение при явном наличии или даже нарастании проблемы часто вызывается противоречивыми потребностями, скрытыми мотивациями, вторичными выгодами от проблемы. Важно понять, какими именно. Для этого, возможно, придется провести анализ истории развития проблемы и «взаимоотношений» клиента со своей проблемой. 7. Помочь осознать страх перед изменениями и ложность ощущения бессилия и беспомощности у клиента. Показать на жизненных примерах работу закономерности: на сохранение нерешенной проблемы и на ее разрешение требуется совершенно одинаковое количество энергии и способностей — все дело только в том, в какую сторону они направлены. 8. Работать в направлении освобождения клиента от чувства вины за ошибочные решения в прошлом. Подчеркнуть значение прошлых ошибок для получения жизненного опыта и возможность использования этого опыта для решения актуальных проблем. 9. Помочь осознать, чего именно хочет клиент — в жизни, в данный период, при решении конкретной проблемы. Те клиенты, желания которых в той или иной степени блокированы, нуждаются в дополнительной работе с психологом для высвобождения своих чувств и восстановления контакта со своими эмоциями и, скорее всего, реакциями тела. Кроме того, необходимо обучать клиента идентифицировать, различать свои чувства и понимать источник их происхождения. Эта работа требует применения различных психотерапевтических подходов: рационально-эмотивного, телесно-ориентированного, имаготе-рапии, гештальт-терапии, фокусирования и др. Такая работа обязательно должна быть предложена клиенту. 10. Способствовать расширению спектра возможных вариантов решения. 11. Помочь осознать неизбежность, а также смысл и ценность утраты каких-то возможностей при выборе. Показать неизбежность утрат при любом решении. Помочь определить иерархию ценностей для облегчения выбора. 12. Помочь увидеть глубинную суть решения, то есть тот смысл, который имеет и будет иметь решение и его последствия для личности клиента и для его жизни. При проведении беседы консультанту приходится давать довольно много пояснений, предоставлять определенную информацию относительно различных закономерностей. Важно, чтобы при этом он не подавил активность клиента. Разъяснения должны быть лаконичными, излагаться простым, доступным клиенту языком, желательно, чтобы он был образным, вызывающим ассоциации. Кроме того, не стоит вдаваться слишком глубоко в теоретический материал, понимание должно, в основном, приходить из практических примеров.
МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ РЕШЕНИЯ Техники краткосрочной позитивной психотерапии Эти методики и техники консультант может применять выборочно в тех случаях, когда общей схемы консультации по принятию решения явно недостаточно. Техники выбираются в зависимости от затруднений клиента и могут применяться на любом этапе консультирования. «Волшебная палочка» Часто клиенты четко знают, что им не нравится, но затрудняются сказать, что они хотят иметь вместо неудовлетворительного положения. Чтобы преодолеть ограничения, налагаемые действительностью, и установить цель консультирования, консультант может предложить пофантазировать. «Если бы у меня была волшебная палочка, я взмахнул бы ею и... Как теперь выглядит ваша жизнь? Какие изменения произошли? Заметно ли это другим людям?» «Маленькие кирпичики большой стены» Чтобы активизировать ощущение возможности достижения цели, возможно использование метафор. «Если мы захотим сразу перепрыгнуть через большую стену, то, скорее всего, мы разобьемся, а стена так и останется на месте. Но если каждый день отделять от стены по маленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от стены не останется и следа». «Линия проблемы» Данная техника преследует сразу несколько задач. Нарисовав линию на листе бумаги и разделив ее на десять частей, консультант может предложить: «Предположим, что в точке начала этой линии находится самое плохое положение, а в конце — самое лучшее. Тогда где вы находитесь в настоящий момент9 Если клиент говорит: «Всего-навсего, на троечке», — консультант может способствовать активизации ощущения достижимости цели, например: «Я бы сказал, что вы прошли уже треть пути. Это немало!». Если же консультант сфокусируется на причинах данного выбора клиента и задаст вопрос: «Скажите, чем отличается ваше положение на пункте 4 от настоящего на пункте 3? Что вы должны сделать, чтобы попасть в пункт 4?», — тем самым, он будет работать над конкретизацией этапов решения проблемы, переводя намерение в конкретное планирование. «Ступени достижений» Для реализации решения необходимо не только предвидение результата и планирование, но и возможность на каждом этапе реализации проверить, действительно ли изменения идут в заданном направлении. Кроме того, важно ощущение достигаемого прогресса. Особенно оно необходимо при длительной реализации долгосрочного решения Эта и следующая за ней техники способствуют определению таких ориентиров. «Предположим, вы стоите на первой ступени десятиэтажного дома. На каком этаже находится ваша цель? Расскажите, чем ваше положение отличается от предыдущего на каждом из этажей... Теперь опишите, чем отличается каждая из пяти (десяти) ступенек первого пролета? А второго? Что вы должны сделать для того, чтобы подняться на каждую из этих ступенек?» Консультант должен учитывать, что слишком дробное планирование также вредно, как и слишком общее, схематичное. Общая схема не дает представления о конкретных действиях. Слишком дробное планирование переутомляет и ведет к ощущению скованности, отсутствию естественности жизни, ограничению возможности чутко реагировать на изменение обстоятельств. «Нить Ариадны» «Чтобы мы не сбились с пути, Ариадна через каждую неделю (день, месяц, квартал — расстояние во времени определяется в зависимости от проблемы) пути завязала на своей нити узелки. Представьте, что вы дошли до первого узелка" как вы узнаете, что добились успехов на пути достижения цели (через неделю, через месяц и т. д.)? Как другие (родные, друзья и т. п.) завтра (через неделю и т. д.) узнают, что вы добились успеха? Как вы докажете скептику, что вы достигли успеха завтра (через неделю и т. д.)?» Скептиком выступает сам консультант. Клиент должен защищать свои достижения. Так он учится понимать, что он действительно достиг прогресса и ценит свои достижения. «Проверка будущим» Консультант может помогать клиенту формировать ясное представление своего будущего, которое иногда дает для решения проблемы больше, чем все логические построения. «Предположим, вы достигли того, что хотели. Какой будет ваша жизнь: через полгода после достижения цели? через год после достижения цели? через два года (три, пять лет)? Теперь представьте, что вы не стали ничего менять (или приняли другое решение — если необходимо выбрать из нескольких вариантов). Какой будет ваша жизнь: через полгода после достижения цели? через год после достижения цели? через два года (три, пять лет)?» «Чувство динамики» Даже если клиент ничего не предпринимал до обращения к консультанту, то он, как минимум, уже: 1) понял, что у него есть проблема; 2) пришел к выводу, что необходимо что-то менять; 3) предпринял реальный конкретный шаг, направленный на разрешение проблемы, — обратился к консультанту. Об этом необходимо сказать клиенту! «Незамеченный ресурс» Данная техника активизирует чувство собственных возможностей и пересмотр собственных ресурсов. «На вашем месте многие люди оказались в гораздо худшем положении. Как вы сумели удержаться на таком уровне? Что помогло вам?» «Сплетня о проблеме» Осветить проблему с разных точек зрения, всесторонне ее изучить дает возможность следующая интервенция консультанта. «Если бы о вашей проблеме сейчас рассказывала ваша жена (муж), мать (отец), брат (сестра), друг (подруга), что бы о ней рассказали они?» «Театр в табакерке» Эта техника позволяет увидеть проблему «сверху», в целом, и тем самым снизить преувеличенное клиентом значение происходящего и ощущение бессилия. «Если бы вы сейчас наблюдали сверху спектакль, в котором были показаны вы, ваша проблема, люди, которые вас окружают, как бы это выглядело? Опишите, что вы видите?» «Проблема как друг» Выключить слепое сопротивление проблеме, блокирующее ее разрешение, и занять позицию «сотрудничества» с проблемой, а также наполнить смыслом переживаемые страдания или дискомфорт, ощутить ценность происходящего клиент может, ответив на следующие вопросы: «Если бы данная проблема была вашим другом, что бы она сказала вам? Чему она хочет вас научить? Для чего она появилась в вашей жизни?» «Совет другу» Делегировав свою проблему другому и имея возможность рассматривать ее уже со стороны, клиент может с большей легкостью найти ее решение. «Если бы такая проблема была не у вас, а у вашего друга, что бы вы посоветовали ему? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?» «Вторая сторона медали» Данной техникой задается объективное, «объемное» восприятие ситуации, активизируются ресурсы. «Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в вашем положении?» «Использование случайности» Позволяет подчеркнуть скрытые от сознания умения и ресурсы клиента. «Вы говорите, что несколько раз случайно получалось так, что целый день проблема будто отсутствовала. Опишите хотя бы один из этих дней шаг за шагом. Давайте проанализируем, какова ваша роль в этих «случайностях». Изменение ошибочных установок (когнитивный подход) Ошибочные когнитивные установки (то есть убеждения, взгляды, принципы) клиента блокируют получение нового опыта. Они опираются не на реальность и потребности клиента, а представляют собой чрезмерное обобщение, резкое преувеличение. Как правило, такие суждения формируются еще в детском и подростковом возрасте и выражаются жесткими требованиями к самому себе и окружающим. Такие суждения не способствуют достижению целей, а, наоборот, создают массу препятствий на пути к ним. Консультант должен быть очень внимательным к прямым и косвенным проявлениям блокирующих установок в речи клиента. При идентификации блокировки следует обратить на нее внимание клиента и использовать один из рекомендуемых способов активации. В числе наиболее типичных установок, блокирующих решения, можно упомянуть следующие. Блокировка «Я вообще невезучий. Мне никогда не везет» Активатор' «Человек сам создает свои успехи». Аргументация. Данное утверждение заведомо ложно, так как представляет собой сверхобобщение негативного опыта. Консультант может стимулировать клиента вспомнить примеры своих удач, которые есть у каждого человека, однако, в силу когнитивного искажения, игнорируются. К тому же, везение и невезение — дело отношения человека к своему жизненному опыту. Чем больше внимания человек уделяет анализу того, что с ним происходит, тем больше вероятность того, что он обучается правильно рассчитывать свои силы и возможности, и, стало быть, совершает меньше ошибок. Кроме того, любое «везение» или «невезение» весьма относительно. Вполне возможно, что эти же самые события с другой точки зрения выглядят совсем иначе. Здесь вполне уместна какая-либо психотерапевтическая история об относительности наших оценок. Можно также задать клиенту вопрос: «Кто сказал, что вам должно всегда везти?» Любой человек проходит горький опыт неудач. Дело вашего выбора, бесполезно страдать по поводу этого или вести полноценную Жизнь, используя полученный жизненный опыт и добиваясь успехов. Блокировка «В детстве я находился в таких условиях, что сейчас я стал слабым и беспомощным» = «Такой уж у меня характер» Активатор: «Характер закладывается в детстве. Влияние детского развития — серьезный фактор, но вполне может быть преодолен». Аргументация. Если человек сознает, что именно затрудняет его жизнь в настоящее время, это означает, что он уже имеет способ преодоления этого негативного фактора. Даже наиболее трудно поддающиеся корректировке влияния детства могут быть преодолены, если человек поставит перед собой соответствующую цель. Схематично этот процесс может заключать в себе последовательное решение задач: 1) осознать, в чем именно состоит негативный опыт детства и как он влияет на жизнь в настоящее время, 2) наблюдать за своими реакциями и поступками, 3) анализировать, каким образом проявился в них негативный опыт детства; 4) продумать, что и как необходимо изменить: пересмотреть свои установки, позиции, убеждения — отделить собственные от привнесенных и инкорпорированных (то есть принятых без критики и осознания, часто чуждых человеку) и воспринимаемых по принципу «это так, потому что это так»; 5) постепенно приучаться контролировать свои реакции и поступать в соответствии с новыми навыками. Со временем такая работа, которая тем эффективнее, чем опытней психолог, приводит к значительным изменениям. Помимо этого способа существует множество самых разнообразных других психотерапевтических подходов, с помощью которых человек может преодолеть негативное влияние детства. Блокировка «Я не виноват в возникновении проблемы, поэтому и решать ее должен кто-нибудь, но не я» Активатор: «Только мы сами несем ответственность за то, что происходит с нами в жизни». Аргументация. Каждый из нас может оказаться в неблагоприятных обстоятельствах по тем или иным причинам. Нет смысла искать виноватых. Гораздо больше пользы принесет искренний анализ своей роли во всем том, что с нами происходит. Дело нашего выбора, продолжать оставаться в положении, которое нас не устраивает, или что-то менять. И нежелание приложить усилия к тому, чтобы улучшить собственную жизнь, может означать только одно: сложившееся положение содержит в себе определенную выгоду. В чем она состоит — следует понять в первую очередь. Вполне возможно, что после перечисления всех выгод настоящего положения оно перестанет казаться таким ужасным. Блокировка «Я не могу принимать решения, потому что я могу чего-то не знать. Вы специалист, вот и предоставьте мне готовые рекомендации» Активатор: «Я могу чего-то не знать, но, получив необходимую информацию у специалиста, я в состоянии принять собственное решение». Аргументация. Консультант действительно, по мере необходимости и по запросу клиента, может предоставлять ему специальную психологическую информацию. Он также может предлагать клиенту ответить на некоторые вопросы, которые помогут клиенту увидеть свою проблему с другой точки зрения или более глубоко. Он может применить и ряд других психологических техник, но не для того, чтобы манипулировать клиентом или решать за него его проблему, а лишь для того, чтобы клиент мог всесторонне осознать происходящее, чтобы самостоятельно принять наиболее оптимальное решение. Блокировка «Я не имею права ошибаться» = «Я должен быть всегда прав» Активатор: «Я имею право ошибаться». Аргументация. Если бы маленькие дети боялись ошибиться и упасть, они никогда бы не смогли научиться ходить. Слава Богу, к этому возрасту еще никто не успевает внушить им, что ошибаться якобы плохо. Малое дитя впервые получает ожог, приняв ошибочное решение уцепиться за что-то горячее. Так он получает знание, что такое «горячо» и насколько это опасно. Этот опыт в дальнейшем поможет ему избежать гораздо больших опасностей. Можно ли представить себе человека, который никогда в жизни не ошибался? Такой человек просто не может реально существовать. Дело в том, что мы получаем свой жизненный опыт именно в результате обработки информации, полученной путем проб и ошибок во взаимодействии с внешним миром. В зависимости от уровня взаимодействия это происходит сознательно или бессознательно. Взрослый человек делает более сложные ошибки и получает более сложный опыт, который призван помочь ему в дальнейшем. Мудрым человека делает не избегание ошибок, а значит, и опыта, а умение их анализировать и использовать этот опыт в дальнейшем. Вообще, данная блокирующая установка относится к типу долженствований. Развенчание долженствований Долженствование — это категорическое требование к себе, другим людям, миру. Неисполнение этого чрезвычайно жесткого требования всегда ведет к болезненным переживаниям. В то время как уровень предпочтения, когда человек думает: «Хорошо, если будет так, как я хочу, и печально, если так не получится, но это — не конец света, не крах, и я, конечно, в состоянии это пережить», позволяет человеку быть более гибким и легче переживать разочарования. Существует великое множество долженствований, однако все они, к счастью, могут быть сведены к нескольким типам требований. Я должен: всегда быть правым, всегда находить идеальные решения своих проблем, всегда добиваться одобрения окружающих, всегда внушать любовь, быть всегда успешным или даже самым успешным, самым компетентным, самым красивым и т. п. = долженствование совершенства. Активатор: «Хорошо быть лучшим или даже самим совершенством, но на самом деле это не реально ни для кого». Аргументация. Абсолютным совершенством по представлениям человечества может быть только Бог, но и он, как известно, совершал ошибки, создавая мир. Так кем же вы хотите быть? И кто сказал, что вы должны? Это вырешили, что хотите быть таким. Имея эти ожидания, что вы получаете, кроме вины и страданий, когда ошибаетесь? Если те правила, которых вы решили придерживаться, приносят вам, в основном, огорчения, то не лучше ли решить придерживаться других правил? В ситуации, когда клиент с подобными долженствованиями собирается с помощью специалиста получить идеальное решение проблемы, консультанту следует быть особенно осторожным. Нужно особенно тщательно следить, чтобы не проявить в диалоге свой способ решать подобные проблемы, поскольку это только закрепит блокирующие долженствования клиента, такие, как «мир мне должен», «ты мне должен», «идеальное решение должно быть». Ты должен: хорошо ко мне относиться, любить меня, поддерживать меня, поступать со мной справедливо и т. п. Активатор: «Хорошо, если люди ведут себя так, как это мне нравится. Но никто не обязан соответствовать моим представлениям». Аргументация. Каждый имеет право быть таким, какой он есть. Каждый вправе придерживаться собственных принципов и способа жить. Мне бы не понравилось, если бы кто-то решил, что я не соответствую его понятиям о «правильном» и «неправильном» и потребовал бы от меня изменений. Ведь у меня свои представления о том, каким я должен быть и как я должен жить. Тем более недопустимо, чтобы меня заставляли это делать. Поэтому глупо, что я буду ожидать или требовать изменений от других, а тем более принуждать их. Я могу попросить другого измениться. Но лучше всего быть готовым к тому, что тот не согласится. Кроме того, попытки управлять поведением окружающих, как правило, оборачиваются против нас самих. Да и само это стремление вызывает сильное напряжение, тревожность, раздражение, гнев, — в общем, самым худшим образом сказывается на нашем состоянии. Мир должен: быть справедливым ко мне, давать мне быстро и легко то, что я хочу, обеспечить мне комфорт и т. п. Активатор: «Предпочтительно, чтобы в мире было все справедливо, а жить было всегда комфортно. Но очевидно, что это невозможно. Это просто утопия. Я могу лишь радоваться, когда мне хорошо». Аргументация. Мир не может быть ни справедливым, ни несправедливым, ни правильным, ни неправильным и т. д. Он просто существует. Он такой, какой он есть. Все остальное — это лишь наши установки, ожидания, требования и оценки. Мы не можем изменить мир. Поэтому, если нам не нравится, каков он, то мы можем пересмотреть свои взгляды, установки, свой способ жизни так, чтобы нам жилось лучше, чем теперь, если это будет возможным. Если долженствования не подтверждаются в реальности или есть опасность, что они будут нарушены, то подтекстом переживания является одно из следующих убеждений: • я этого не вынесу, потому что я не могу выносить такой кошмар, • это ужасно, это невозможно пережить, • я полное ничтожество, • он (она, они) полное ничтожество. При этом в большинстве случаев имеется в виду, что нарушитель Долженствований должен понести суровое наказание. Аргументация. На самом деле, слова должен, обязан, необходимо — всего лишь способ притвориться, будто я вынужден, меня заставляют Делать что-то, и закрыться от осознания того, что это я решил, что буду делать то, что от меня требуют или то, что я хочу. Даже когда человек говорит, что его вынудили, можно попросить рассказать, какие доводы убедили его согласиться подчиниться вынуждению. Используя этот способ аргументации, необходимо обратить внимание клиента на то, что человек всегда, даже подчиняясь чьему-либо принуждению, делает выбор и принимает решение. Частные случаи долженствований весьма разнообразны. Ниже приведены примеры. «Я не вынесу, если он будет думать, что я — жестокий человек» — долженствование: «Ядолжен всегда внушать любовь и одобрение, а если это не так, то, значит, я ничтожество и не достоин хорошей жизни, и это ужасно!» «Я бы смогла принять решение, если бы точно знала, что вскоре снова встречу хорошего человека и смогу выйти замуж» — долженствование: «.Мир должен дать мне гарантию, что со мной все будет хорошо = вот пусть и дает мне все без моих усилий, а если не даст или потребует от меня ответственности и действий, то это ужасно, я этого не вынесу». «Он ушел от меня к другой женщине. Подлец!» — долженствование: «Ты (он) должен ко мне всегда хорошо относиться, любить, заботиться, а если ты (он) этого не сделал, то должен быть наказан». «Женщине обязательно нужен мужчина, иначе она неполноценна» — долженствование: «Женщина обязана нравиться, если ее никто не выбирает, то она — ничтожество и не достойна хорошей жизни. И это ужасно!». «Лучше не обращать внимания, само рассосется как-нибудь. А то когда думаешь об этом, прямо жить не хочется!» — долженствование: «Мир должен представить мне комфорт. А если этого нет, то и жить в нем не стоит». Нетрудно заметить, что долженствования не всегда высказываются напрямую, нередко они и вовсе не осознаются. Но тем не менее они лежат в самой основе взаимоотношений с самим собой, с окружающими и с миром.
|