Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!… Но есть, есть Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный судия: Он ждет.
Реплики из " Горя от ума", став пословицами и поговорками, басни Крылова, " Ревизор" и " Мертвые души" Гоголя, " Сказки" Щедрина, рассказы Чехова глубоко повлияли на жизнь русского народа, содействуя искоренению его недостатков. Уроки борьбы с бесами, преподаваемые святыми подвижниками Сергием Радонежским, Серафимом Саровским, усвоенные русским народом из Житийной литературы, позволили Ф.М. Достоевскому пророчески показать сатанинские стороны русского революционного движения и заклеймить губернский произвол как благодатную среду обитания " бесов революции". " Иностранцы, читая русскую литературу, изобилующую обличениями недостатков русской жизни и русского государства, нередко воображают, будто русский народ - особенно порочный, примитивный и жалкий. Они не понимают того, что подчеркнуто сатирический характер русской литературы свидетельствует о борьбе русского народа со своими недостатками..." 19 9. Искони у славянских книжников, переводчиков и писателей собственно церковнославянский текст служил динамическим регулятивом функционирования и развития литературного языка. Уровень мастерства писателя определялся степенью его начитанности, усвоения образцовых текстов. Эта традиция шла из Византийской христианской литературы. До последнего времени русские считались самой читающей нацией. На Западе таким регулятивом могла выступать грамматика международного и чуждого всем латинского языка. Для того, чтоб научится читать и писать, необходимо было выучить, усвоить разумом грамматику с ее строгой регламентацией. Если у нас Богослужебный текст усваивался душою, к постижению смысла мы идем от целого, то католик мог постигать смысл текста разумом, искал " рацио", шел " от частностей и деталей, с трудом и далеко не всегда постигая целое... Наши отцы Церкви, переводя или составляя текст, свободно черпали слова и выражения из глубины своих чистых душ, западный же книжник постоянно ощущал страх преступить законы и предписания грамматики".20 Вероятно, именно различие способов овладевания языком своей духовной культуры и формировало нравственное отличие православия от католицизма, подмеченное Ильиным. В XIV в. " единственно истинной философии католицизма" Фомы Аквинского (1228-1274) православное богословие противопоставило учение Григория Паламы (1296-1359) о Боге-Творце, даровавшем человеку способность творчества. Ориентации на творческую личность, созидающую в синергии с Богом, противопоставлена установка на личность, дерзающую творить самостоятельно, играя в " тезис и антитезис".21 В этом, пожалуй, и заключается глубокое различие между русским и западноевропейским менталитетом. Русский менталитет формировался как созерцание Божественной гармонии мироздания, его целостности, предопределяющей частности, детали осязаемой действительности. В поисках Истины, анализируя ее проявление, русский человек предпочитает восходить от общего к частному, а не наоборот. Русский человек полюбил слово " соборность", придавая ему глубокий смысл. Это слово " изобрели" первоучители славянские, Кирилл и Мефодий для передачи греческого слова " кафолический" - всеобщий. Римско-Католическая латинская церковь оставила это слово без перевода. В грузинской и армяно-григорианской церкви " католикос" - титул патриарха " всех армян" и (или), соответственно, - " всех грузин". В древних славянских текстах слово " съборьнъ" передает не только слово католический, но и слово " эклезия" - совместный, общее собрание, что, по мнению А.С. Хомякова, выражает идею единства во множестве. Православная церковь соборная: ею управляют Соборы, съезды представителей церковных общин, священнослужителей и мирян. Католическая церковь управляется папой Римским, власть которого выше решений Вселенских соборов. Разделение христианских церквей оформилось в 1054 г. Тех, кто не признает власть папы Римского, католики называют " схизматиками" (раскольниками). На Западе рано пришли к задачам поиска " рацио", выяснения закономерностей на основании обобщения частных наблюдений. Но " рассудочная наука, не ведающая ничего, кроме чувственного наблюдения, эксперимента и анализа, есть наука духовно-слепая: она не видит предмета, она застревает в частях и кусочках и бессильна подняться к созерцанию целого.22 Застряв " на частях и кусочках", на бытовом и материальном, " эпоха Просвещения" Запада формировала идеологию бытового и философского материализма как морально-философское обоснование развития товарно-денежных, рыночных отношений. Философский материализм приводил к атеизму, социальным революциям... И, может быть, именно внутреннее неприятие западного материализма " вольтерьянства", осознание пагубных морально-этических последствий перехода к рыночной экономике и вызвали бурные дискуссии о путях развития России между западниками и славянофилами, обусловили осторожность шагов России по пути Реформ. О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Мопассан показали страшную разрушительную силу денег, гибель добрых человеческих чувств и отношений, морально-этическую порчу личности, страдания униженных и оскорбленных и т.д. и т.п. Славянофильство как философское направление XIX в. - своеобразный протест против бездумного, насильственного и " карикатурного" заимствования европейской культуры. Историко-философское осмысление русского национального характера привело славянофилов к обоснованию самобытности любой национальной культуры: " Надо признавать всякую народность, - писал К.С. Аксаков, - из совокупности их слагается общечеловеческий хор. Народ, теряющий свою народность, умолкает и исчезает из этого хора." 23 Славянофилы убедительно доказывали нравственное превосходство русского менталитета, фундаментом которого является понятие " соборности", " единства во множестве", " духа православного", основанного на любви и свободе. 10. Следует вспомнить, что именно русская философская мысль выдвинула положение о необходимости строгого определения важнейших культурно-исторических понятий. И.А. Ильин предложил в 1937 году различать понятие цивилизации как совокупности бытового, внешнего, материального, и понятие культуры как явления внутреннего, духовного. " Культура есть явление внутреннее органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно, и не требует всей полноты душевного участия".24 К внешней цивилизации он относит жилище, одежду, пути сообщения, промышленную технику и т.п. Пусть в немецком городе чистота и " орднунг", пусть сверкает блеском посуды кухня немецкой " фрау", но расчетливому немцу несколько недостает русской доброты, душевной мягкости, христианского смирения, а русскому - немецкого порядка... Каждому свое, у каждого народа особая, национально-зарожденная, национально-выношенная и национально-выстраданная культура." 25 Эта " национально-выстраданная" русская культура и формировала русский национальный характер. Пока русский народ идет по своим исконным путям, проведшим его через все климатические суровости, через все лишения, военные и исторические испытания, " невыносимое он днесь выносит" (Тютчев). По мнению Ильина, эти пути суть: " молитва, юмор и терпение. Все вместе они создавали и сообщали ему ту особую русскую выносливость, ту способность приспособляться, не уступая, гнуться без слома, блюсти верность себе и Богу, и среди врагов и в порабощении сохранять легкость в умирании, накапливать ту силу сопротивления в веках из поколения в поколение, которая спасала его в дальнейшем." 26 Все специфические черты русского национального характера, " загадочной русской души", русской культуры, русской идеологии концентрируются в одной формуле: " русский есть православный". " За истинную православную веру, имевшую за собой подвиги святой жизни с покаянием, Россия называлась Святою. За эту веру Господь изливал на русский народ свои великие милости, избавлял его от всяких бедствий, которые не раз могли погубить нашу Россию".27 11. История свидетельствует, что пока русский народ остается русским (не в этническом, а в культурном смысле!..), пока сохраняет лучшие качества своей души, воспитанной в лоне Православия, будет стоять Русь Святая. Пора понять, что утрата исконных культурно-исторических традиций, " ев-ропейничанье", утрата Святой Руси, гибельна для народа русского и для России. Первую язву русской душе принесли протестанты с появлением " немецкой слободы" в Москве, в самом сердце России, еще при Иоанне III и Алексее Михайловиче. Протестантизм усилился при Петре I, началась ломка Православной веры, сопровождавшейся отступлением от Православия высших эшелонов власти. " Государь ездил за море и возлюбил веру немецкую", - говорили русские люди.28 При Анне Иоанновне всю полноту власти сосредоточил в своих руках Бирон, открыто преследовавший православную веру; при Екатерине II распространяется дух Французского " Просвещения", вольтерьянства, атеизма, неверия. Однако, там и тогда, где и когда удается освободиться от бездумного " европейничанья", где проявляется дух своих культурно-исторических традиций, национального инстинкта, расцветает всеми цветами радуги русская душа, проявляются самые лучшие черты русского национального характера. Так было в начале XIX века (освобождение Финляндии, Отечественная война 1812 года, освобождение Армении и т.п.), так было в 1876/77 годах (освобождение Болгарии) и в знак признательности русскому народу-освободителю воздвигаются памятники (Царь-освободитель в Хельсинки и Софии: православные храмы в Софии, Берлине, Белграде и других местах). Именно дух национального инстинкта воплотился в русской духовной культуре XIX - нач. XX века., породив великую и самобытную русскую литературу, музыку, театр, живопись и т.д. Но вот, взывая к материальной субстанции русского человека, западные " просветители" и проповедники тайно и явно сеяли в чистую русскую душу семена материализма, западных экономических, социальных и политических идей, идеологию насилия, убийств... И тогда " в терновом венке революций пришел"... семнадцатый год. Подталкиваемая штыками и саблями сатанинской власти, опьяненной изготовленным на Западе наркотиком " марксизма", пошла Святая Русь на свою Голгофу. Пригвоздив ее к Кресту, выбили из под ног нашего народа фундамент, на котором стояла Святая Русь - Православную веру, разорив и все проявления духовной культуры..., требовали " сбросить Пушкина с корабля современности", может за то, что Пророк наш предупреждал о невозможности бездумного подчинении Европе: " Россия никогда не имела ничего общего с остальной Европою", ибо Православие - " греческое вероисповедание, отделенное от всех прочих, дает нам особый национальный характер".29 12. Этот особый национальный характер легко обнаруживается в простейших сопоставлениях. Если европейский бедняк не может смотреть на преуспевающего собрата без чувства зависти и собственной неполноценности, то материально обеспеченный русский испытывал чувство какой-то вины, угрызения совести и сострадания к униженным и оскорбленным, наблюдая бедняка, как бы и не замечающего своей бедности. Русская интеллигенция испытывала глубокое чувство долга перед народом, стремилась бескорыстно служить народу и Отечеству. Оформилось уникальное движение - " хождение в народ". Пренебрегая ученой карьерой, талантливейшие молодые ученые шли в народ, в село, открывали школы и больницы, учительствовали и врачевали... Вспомним подвиг гениального А.А. Шахматова... Получив письмо от своих земляков, крестьян Саратовской губернии, извещавших, что их постигло несчастье (неурожай, голод и эпидемия чумы), он оставил предложенное ему место адъюнкта Российской Академии, уехал в село помогать крестьянам в борьбе с голодом и эпидемией... С другой стороны, великий гениальный Гегель, получив приглашение работать в престижном университете, живо откликнулся письмом к ректору: " А сколько кулей полбы я буду получать за свои услуги университету?.." Все это естественно отражается в языке: русскому " у меня есть" соответствует немецкое " я имею", " естеству" противопоставляется " имущество". " Национально-выношенная русская культура одухотворяла русское национальное искусство, литературу, науку. Вся русская культура слагалась, крепла и расцветала в духе Православия, раскрывавшего русскому человеку " духовное око"... Русское искусство все целиком выросло из свободного сердечного созерцания: и парение русской поэзии, и мечты русской прозы, и глубина русской живописи, и искренний лиризм русской музыки, и одухотворенность русской архитектуры, и прочувствованность русского театра... Дух христианской любви прошел в русскую медицину, с ее духом служения, бескорыстия, интуитивно-целостного диагноза" 30. Национально-зарожденная, выношенная и выстраданная русская духовная культура обусловила специфический менталитет с его неустанным исканием абсолютного добра, истины, красоты и гармонии, формировала характерные черты русской науки, русского ученого. Истинно русский ученый " вносит в свое исследование начала созерцательности, творческой свободы и живой ответственности, совести, вдохновленный любви к своему предмету, обладает редчайшей способностью подняться до созерцания целого".31 Все это и характеризует многосторонних гениев: М.В. Ломоносова, В.И. Вернадского, Д-И. Менделеева, К.Д. Ушинского, Н.С. Трубецкого и многих и многих других. Бесспорно, формирование русской творческой личности связано с оживлением исихастических традиций Григория Паламы, создавшего учение о творческом процессе, учившего, что творчество может быть лишь результатом " синергии" со Всевышним Творцом. Вершина творческого призвания достигается в состоянии обожения, обретении утраченного подобия Божия, бессмертия. Влияние исихазма на взлет русского творческого духа XIX - нач. XX вв. бесспорно.32 На пути осознания своего национального менталитета в XIX веке и освобождения от слепого подражания западной учености, рассудочной науке с ее духовной слепотой, отечественная наука заняла ведущее место почти во всех отраслях знания мировой науки первой трети XX века.
|