Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типичные ошибки, недостатки и трудностив' применении метода наблюдения 1 страницаСтр 1 из 6Следующая ⇒
U2030000 — 001 189(03) — 95 ISBN 5-85652-022-8 Без. обьявл. © Б. Г. Мосалев, 1995 © Изд-во МГУК, 1995 Глава I. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДОСУГА 1.1. Специфика социологического познания досуга Многоплановость и противоречивость современных социокультурных процессов усилили потребность в диагностике быстро меняющейся ситуации и поиске компетентных решений. Социально-личностный аспект культуры наиболее полно проявляется в уровне осознания значимости времени. Чувствовать время — значит быть причастным к нему, органично связанным с ним и активно в нем действовать. Социальное время — это время существования, функционирования и развития общества как совокупности социальных систем и общностей. Это время общественного бытия людей, их материальной и духовной деятельности и отношений, в которые они вступают в процессе этой деятельности. Социальное время есть единство длительности и последовательности, объема деятельности людей и ее результатов, выступающих в виде явлений, событий, процессов, происходящих в обществе. Наиболее полно значимость времени проявляется в типе формации, исторической эпохе, исторических событиях, их разнообразии, формах его проведения. Проблемный подход к пониманию сути социального времени является методологической предпосылкой к исследованию социальной деятельности как системы, а не только ее отдельных видов. Лишь анализ социальных общностей и институтов в их органической связи с деятельностью людей позволяет полнее раскрыть содержание социального времени. Емкое определение социальной значимости времени дано в знаменитой загадке Вольтера: Что на свете пожирает все ничтожное и воскрешает все великое? Что на свете длиннее всего и всего короче? Что на свете всего быстрее и медленнее? Чем больше всего пренебрегают и о чем больше всего жалеют? Социологический подход к изучению значимости времени может быть реализован при рассмотрении социальной и деятельностной структур общества, времени как ресурса, которым располагает любой социальный субъект. В качестве такого субъекта может выступать индивид, группа, в которой он выполняет ту или иную социальную функцию. 1 Цит. по: Русанова И. Что? Где? Когда? Игра для всех. М., 1992. С. 170. Социологический анализ деятельности субъекта может осуществляться, к примеру, в цепочке человек — семья — коллектив (социальная группа) — территориальная общность — нация — государство (общество) — человечество. Такую последовательность можно назвать системно-деятельностной, где главным критерием выступает структура социально значимой деятельности. Для ее субъектов характерны непосредственный внутренний обмен деятельностью, совместное пользование средствами деятельности, общность условий жизни, определенная завершенность системы деятельности. Теоретическое осмысление человеческой деятельности в ее целостности и конкретности является необходимой методологической основой социологического подхода к различным видам деятельности. Единство деятельности, способностей и потребностей конкретной личности, живущей в системе определенных общественных отношений, служит способом реализации человеческих сил, которые не только проявляются, но и формируются лишь в процессе деятельности. Однако ее содержание находится в прямой зависимости от уровня культуры человека. Многообразие знания о сущности и природе культуры личности вырастает из разнообразия форм практической деятельности. Известно, что формирование личности происходит под влиянием большого количества условий и социальных факторов. Так, полнота культурной жизни во многом зависит от того, насколько человек реализует себя в социальных контактах, в потребности постоянного познания действительности, окружающей природной и социальной среды. Без такого понимания невозможно постоянное углубление знаний о социокультурных процессах и жизнедеятельности человека. Социокультурное изучение человека базируется на целостном осмыслении деятельности как органического единства ее чувственно-практической и теоретической форм. Социальный индивид обладает необходимым для самостоятельной деятельности свойствами целостности и особенного. Его индивидуальность проявляется как в самобытности, так и в способности выступать самостоятельным существом в рамках другого целого. Своеобразие индивида создают единство самовоспитания, воспитания, саморазвития и извне направленного воздействия. Но это своеобразие может проявиться в полной мере лишь тогда, когда индивидуальность функционирует в составе определенной человеческой общности и выполняет определенные функции. В то же время индивидуальность способна вступать в межличностное общение именно благодаря своей неповторимости, универсальности и самобытности. Для социологического изучения фактора времени особый интерес представляет выявление его культурного аспекта, сегодняшних пропорций рабочего и свободного времени, соответствие этих пропорций их оптимальному сочетанию в структуре ценностных ориентации различных групп населения. Использование времени, отношение к нему человека, умение беречь его, соблюдение пропорций рабочего
и свободного времени — все это в значительной мере характеризует культуру его использования. Практическая значимость социологического изучения времени вытекает из признания уникальной и действенной роли культуры в решении задач гуманизации жизни общества, когда из всего многообразия проблем культуры мы выделяем ее социально-личностный аспект. С этой точки зрения по мере деятельности и развития самого человека становится возможным проследить его природное и общественное бытие в определенном периоде и социальной микросреде. Культура как способ жизнедеятельности людей проявляется во влиянии свободного времени на культуру личности и в содержании этого времени. Для понимания социальной сути свободного времени, его бюджетов и структуры принципиальное значение имеют работы В. А. Артемова, Л. А. Гордон, Б. А. Грушина, В. Н. Пименовой, Г. А. Пруденского, С. Г. Струмилина и др. В настоящем пособии термин " свободное время" используется с учетом принципиального различия рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени. Во внерабочем времени, в свою очередь, выделяются затраты времени, которые по своей сути являются необходимыми для человека. К их числу относится время, затраченное на: бытовые дела и нужды (посещение магазинов, коммунально-бытовых учреждений и т.п.); уход за детьми, ведение домашнего хозяйства и т.п.; личную гигиену, питание, сон и т.п. Оставшаяся от необходимых затрат на подобного рода нужды часть внерабочего времени называется свободным временем. В это время удовлетворяются потребности в восстановлении сил, затраченных в сфере труда и духовного развития человека. • Свободное время как социологическая категория нуждается в глубоком анализе ее сущности, содержания и соответственно специфического выражения внутренних основ и конкретных форм. Исследователи свободного времени стремятся решить, по крайней мере, три задачи: во-первых, очертить границы свободного времени, во-вторых, раскрыть его функции и, в-третьих, определить его структурные и содержательные элементы. В социологическом анализе нуждаются разнообразные формы проведения и содержательная насыщенность свободного времени. Их видовая направленность проявляется в основном в двух его функциях: рекреационной (восстановительной) — пассивный отдых, развлечения, дружеское и семейное общение; более возвышенной деятельности, которую мы называем досуговой, связанной с духовным развитием человека, с раскрытием его способностей (учеба, участие в создании и потреблении духовных ценностей). Время досуга как условие свободной деятельности людей позволяет каждому индивиду выбрать те виды занятий, которые обладают свойствами, отсутствующими во многих видах трудовой деятельности в рабочее время. Принцип свободной деятельности может по праву выступать в качестве показателя развитости структуры досуга. В то же время и процесс осуществления прикладных социологических исследований досуга в силу относительности содержания используемых понятий, (" отдых", " досуг", " развлечение" и т.п.) для эмпирических измерений всегда содержит в себе опасность неполного их перечисления. Такого рода определения не только полностью не исключают, но, наоборот, делают весьма вероятной возможность упустить из виду какие-то существенные элементы досуга. Приведенные понятия позволяют лишь более четко зафиксировать общие временные принципы досуга и не дают никаких указаний на понимание тех или иных конкретных способов его проведения. Практическая значимость социологического изучения досуга вытекает из потребности людей в рекреации, общении, самореализации, саморазвитии и т.д. В зависимости от уровня культуры индивида осуществляется выбор тех или иных форм досугового занятия, направленного на активное творчество, учебу, образование, самообразование, культурное потребление, пассивный отдых и т.д. Деятельность может быть продуктивной, созидательной, целенаправленной, социальной, асоциальной и т.д. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает социально значимые черты для личности, определенного социума, общества в целом. Специфика социологического познания сферы досуга проявляется в изучении поведения индивида в процессе досуговой деятельности, досугового общения во всей их конкретности и противоречивости, потому что, как правило, недостаточно полный и адекватный учет особенностей каждой личности, ее позиций, потребностей и интересов ведет к абсолютизации внешних, внеличностных компонентов. В то же время, типизируя социальные действия на эмоциональное, рациональное, нормативное и т.д., социология рассматривает влияние на поведение людей тех или иных факторов и реакцию группы, коллектива, общности, общества на это влияние. Социология досуга как отрасль социологического знания призвана выявлять социальную роль, специфику проявления, закономерности функционирования культуры, поведения, общения людей в досуговой сфере. На эмпирическом уровне она исследует уровни культуры различных групп населения, степень соответствия культурно-досуговой деятельности уровню образования, духовным потребностям и возможности их удовлетворения. Социология изучает социально значимые действия в досуговой сфере, социально-культурную среду человека, общности, в которые он включен, структуру досуга социальных групп и т.д. Досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности предоставляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между индивидами и группами людей. Наиболее полно социокультурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности, элементов творчества, удовлетворении культурных потребностей, во взаимосвязях деятельности субъекта и условий для этой деятельности, в богатстве и многообразии социокультурной среды. Она характеризуется взаимодействием материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общности) и представляет собой их устойчивую совокупность, на основе которой осуществляются различные виды деятельности. Богатые познавательно-развивающие возможности досуга, приобщения к духовным ценностям заложены в осуществлении преемственности различных культур, реализации нравственно-эстетических норм культуры в разнообразных видах досуговой деятельности, формах общения и поведения. В сфере досуга создаются, сохраняются и передаются из поколения в поколение образцы культурных традиций через разнообразные формы обучения, просвещения, воспитания, подключения индивидов, социальных групп к культурно-досуговой деятельности (КДД). В процессе этой деятельности происходит развитие и саморазвитие личности. Познавательно-развивающие возможности досуговой деятельности зависят как от внешних условий досуговой сферы, так и от внутреннего богатства личности, разнообразия ее культурных запросов. Социологическое изучение и, осмысление различных сторон досуга сегодня сталкивается с проблемами выявления реальной социокультурной ситуации в регионе, определенном социуме, особенностей различных видов досуговой деятельности, степени приобщения человека к определенному культурному социуму, духовных потенций личности, ее ценностных ориентации. Хорошо известно, что структура ценностных ориентации задает программу и направленность досуговой деятельности. Так, появление постоянной аудитории, понимающей классическую музыку, будет социально важным фактором, ибо он свидетельствует о возникшей потребности в регулярном осуществлении этой формы досуговой деятельности и общения на основе интереса к серьезной музыке.- Однако до сих пор ценностные ориентации остаются мало исследованными. На фоне значительного числа социологических исследований бюджета свободного времени, содержания досуга, проведенных в 1970—1980-х гг., довольно остро проявляется потребность в исследовании реальной структуры ценностных ориентации и предпочтений в сфере досуга различных возрастных групп. Социологическое исследование досуга предполагает изучение общих закономерностей, динамики культуры и специфических форм ее проявления в досуговой сфере, степени усвоения или конкретного вклада индивида той или иной социальной общности в развитие ее субкультуры. Такое изучение позволяет, с одной стороны, выявить факторы, которые способствуют поддержанию устойчивых явлений и процессов культуры, а с другой — определить ту или иную целевую ориентацию на перспективу. Это может. быть ориентация на межкультурное понимание и общение, на целостное эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ ее уровней или установка на выявление социальной значи-8 мости культурно-досуговой деятельности индивида, группы, общности. Социологический анализ связан как с изучением социальной обусловленности, целостности досуговой деятельности, так и с выявлением значимости последней в культурной жизни микросоциума. Он ориентирует на выявление истоков социальной активности личности, социальной сущности межличностного досугового общения внутри различных групп и общностей, изучение объективных структурно-дифференцированных и устойчивых форм индивидуальной и совместной деятельности людей, характера групповых, индивидуальных ценностей и норм. Одним из важнейших направлений социологического изучения досуга можно назвать выявление реальной аудитории посетителей учреждений культуры как определенной общности. Исследования в этом направлении позволят полнее учитывать характерные особенности, социально типичные признаки посетителей учреждений культуры, прогнозировать их возможные реакции на различные виды досуговых занятий и услуг. Социологический анализ сложившихся способов приобщения и освоения культуры, степени влияния учреждений культуры на удовлетворение культурных потребностей различных групп населения поможет выявлять, формировать и распространять новые инициативы, образцы деятельности, способствующие качественному улучшению социокультурной ситуации. В социологическом изучении досуговой сферы заключены богатые возможности обновления, обогащения и актуализации досуговой деятельности в соответствии с реальными запросами различных групп населения. При таком понимании социальной значимости досуга открываются широкие горизонты воспитательно-преобразующей, познавательно-развивающей деятельности ее субъектов. Социологические исследования досуга в контексте временного развития культуры позволяют увидеть человека во всей полноте его предметного окружения, динамику его деятельности и досугового общения. I. 2. Качественная характеристика значимости досуга Опыт социологического изучения досуговой сферы свидетельствует не только о необходимости получения достоверной ин-1 формации, но и о выявлении и обосновании показателей содержания досуговой деятельности. В настоящее время исслёдоТатёЗпГв1 поиске' показателей промежуточных и конечных результатов досуговой деятельности сталкивается с серьезными трудностями. В первую очередь это касается целостного описания объекта социологического исследования, поскольку отсутствует объективная информация о широком спектре культурных потребностей, интересов, ценностных ориентации различных социальных групп. Сложность такого поиска связана еще и с тем, что каждое учреждение культуры имеет свои особенности, котррые не позволяют составить универсальный, единый набор показателей и параметров. В социологии под показателем понимается качественно-количественная характеристика досуговых процессов, социально-культурной деятельности, эмпирически замеряемые и наиболее значимые проявления этой деятельности в сфере досуга. Именно в показателях более рельефно отражаются содержание и объем досуговой деятельности. Этим термином обозначаются свойства, признаки, статистические данные, результаты, получаемые в ходе социологических исследований. Показатели выступают в качестве концептуального средства социологического анализа того или иного досугового процесса. Так, богатство и многообразие окружающей культурной среды является необходимым условием развития индивидуального духовного богатства индивида, которое, в свою очередь, может выступать в качестве реального показателя развитости инфраструктуры сети культурно-досуговых учреждений. Различные виды досуга могут быть оценены с помощью показателей, основанных на знании культурных потребностей разнообразных групп населения и степени удовлетворения их культурно-досу-говыми учреждениями. Так, если показатель связан с числом посетителей этих учреждений, то здесь важно выделить наиболее существенные, характерные признаки конкретных посетителей, ибо они представляют собой специфическое социальное и духовное образование, общность. Определенные качества посетителей (аудитории досуговых учреждений) детерминированы социально-экономической и политической структурой общества, и в этом смысле она является социальным феноменом, ибо формируется, существует и развивается в процессе куяьтурно-досуговой деятельности. Это позволяет нам определить посетителей как специфическую социально-культурную общность с характерными для нее качественно-количественными показателями: социально-демографическая структура; структура досуговых занятий; степень включенности в различные виды культурно-досуговой деятельности; эпизодическая или постоянная аудитория учреждений культуры и т.д. Каждый из показателей целесообразно дополнить содержательными параметрами, которые можно получить, анализируя научно-методическую, социологическую литературу, проводя социологические исследования. Следует признать, что при использовании метода опроса значительное количество анкетных данных часто обеспечивает лишь относительную полноту показателей. Для того чтобы информация, содержащаяся в анкетах, носила более значимый характер, ее лучше представить в виде обобщенных качественно-количественных характеристик, каждая из которых детализируется с помощью конкретных эмпирических показателей. 10 На следующем этапе поиска показателей проводятся типо-логизация, вычленение и дифференциация наиболее существенных свойств и черт. Итоги этой работы позволяют конструировать конкретные показатели. В результате такого построения концептуальная модель социологического исследования преобразуется в операциональную, состоящую из конкретных показателей, где связь последних с процедурой измерения более чем очевидна. В качестве примера удачного построения типологии телевизионной аудитории можно назвать исследование, проведенное в 1991 г. Центром по изучению общественного мнения (ЦИОМ) по теме " Типология аудитории как основа программирования телерадиовещания". Целью исследования было построение эмпирической типологии телеаудитории и разработка на этой основе принципов и рекомендаций по совершенствованию содержания многоканального телевидения. Предполагалось, что это позволит выделить проблемно и целостно-ориентированные типы аудитории, различной по информационному восприятию телевидения, в зависимости как от объективных характеристик образа жизни респондентов, так и от субъективных социально-психологических признаков, ценностных ориентации, функциональных потребностей, мотивов, жанровых и тематических интересов. Наиболее универсальные показатели, такие, как посещение культурно-досуговых учреждений, чтение, повышение квалификации, занятие любимым делом и другие, позволяют наблюдать и замерять различные виды досуговой деятельности. В этом случае появляется возможность говорить о качественном анализе структуры и содержания досуга. Для формализации и ранжирования показателей, их количественных и качественных характеристик за основу можно взять, к примеру, вид, интенсивность и продолжительность досуговых занятий. В качестве показателей досуговой деятельности может выступать и рейтинг (балл, индекс) популярности различных видов досуговой деятельности, культурно-досуговых программ. Для построения целевых показателей важно осмыслить, что социальная значимость досуга находится в прямой зависимости от набора показателей, основанных на знании: величины свободного времени различных групп населения, затрат этого времени на досуговые формы удовлетворения культурных потребностей; процентного соотношения активных и пассивных форм проведения досуга; степени распространенности различных форм проведения досуга и т.д. Так, для того чтобы разработать перспективную программу удовлетворения культурных потребностей различных групп населения в учреждениях культуры, структуру целевых показателей схематично можно представить следующим образом. На начальном этапе определить направленность культурных потребностей населения, а затем установить видовое Подробнее см.: Аудитория. Проблемы изучения общественного мнения. 1991, № 15. разнообразие культурных запросов и интересов населения. После этого становится возможной их типизация по характерным признакам. В этой связи представляет интерес довольно четкая типизация досуговых видов деятельности населения США на основе знания рекреационных интересов. Рекреационные виды деятельности в США можно типизировать по следующим признакам: возрасту, уровню интеллектуального, физического развития, приобретаемым умениям и навыкам, времени, месту проведения и т.д. Традиционной для жителей США является приведенная ниже типизация досуговой деятельности: 1. Декоративно-прикладные виды искусства; 2. Танцевальные виды; 3. Виды сценического театрального искусства; 4. Различные виды музыкального искусства; 5. Хобби; 6. Виды спорта и спортивные игры; 7. Загородная рекреация; 8. Социальная рекреация (пикники, вечеринки, банкеты, воск 9. Клубная форма; 10. Специальные мероприятия (празднование юбилейных дат, торжеств и т.д.). Одним из ведущих показателей социальной направленности индивида являются его ценностные ориентации, поскольку они служат основой формирования личности наряду с ее социальными установками. В структуре личности ценностные ориентации выступают своего рода координирующим центром, определяющим жизненную направленность поведения и деятельности человека, его отношение к социокультурной среде. Они тесно связаны с мировоззрением и являются неотъемлемыми элементами духовной культуры человека. Развитые ориентации и установки характеризуют зрелость личности и ускоряют формирование потребности в содержательно значимых, духовно насыщенных формах досугового общения. Они же выступают в качестве факторов, регулирующих мотивацию досуговой деятельности. Своеобразной формой социализации человека является его деятельность по интересам в досуговой сфере. В социологическом аспекте деятельность по интересам (хобби) представляет собой постоянную добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие личности. Социальное назначение хобби состоит в том, что здесь человек иногда достигает более высокого мастерства, чем в профессиональной деятельности. Деятельность по интересам, достигая уровня социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых социокультурных ценностей. В настоящее время в сфере досуга сложились два основных вида этой деятельности — общественно организованное любительство (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные 12 клубы и т.д.) и организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые увлечения. Процесс социализации и культурного развития личности участков любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Любительские объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами (хоровыми, театральными, хореографическими и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и микросоциума; общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями. Определение показателей и классификация любительской деятельности имеют немаловажное значение для совершенствования структуры и содержания досуга. Являясь наиболее совершенным видом досугового коллектива, любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой деятельности как возможность широкого приобщения людей к разнообразным формам досуга. В любительском движении основным способом приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее социализации в различных сферах жизнедеятельности является неформальное досуговое общение. В качестве показателя культуры досуга можно принять степень социальной активности индивида, его самоопределения в соответствии со склонностями, желаниями, потребностями и интересами. Показателем уровня свободной деятельности могут выступать реальные возможности выбора различных видов досуговой деятельности, свобода выбора того или иного ее вида. Другими не менее важным социально значимым показателем досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуго-выми учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых культурных потребностей. Такие показатели необходимы для выработки стратегии развития культурно-образовательных возможностей досуга, а также для отработки механизмов воздействия Досугового общения на социализацию и культуру индивида. Универсальным показателем культурной зрелости индивида может высту- пать степень ее социально-культурной развитости, ее отношения к природе, другим людям, а в конечном итоге к самому себе. При определении тех или иных показателей важно иметь в виду, что их совокупность не всегда может быть строго фиксированной, включающей в себя одни и те же параметры. Эта совокупность может быть постоянно развивающейся, открытой, чутко реагирующей на все существенные изменения в сфере досуга. Это обстоятельство особенно важно учитывать при определении показателей аудитории посетителей учреждений культуры, ибо эта общность находится в непрерывном изменении, динамике в зависимости от образа жизни людей, их потребностей, интересов, ценностных ориентации и т.д. Вместе с тем та или иная совокупность показателей, относящихся к досуговой деятельности, должна отвечать и общим требованиям. В первую очередь это касается достаточно полного и объективного отражения характерных черт и особенностей изучаемого объекта, а также соответствия принципам преемственности, сопоставимости, комплексности. Сегодня наиболее остро ощущается потребность в выработке интегральных показателей промежуточных и конечных результатов социокультурной деятельности, формировании социально значимых целей и нормативов. Знание определенных норм, которых придерживается индивид, социальная группа, т.е. социальных стандартов, признанных в конкретной социокультурной среде, позволит выйти на показатели уровня социализации. Существуют общесоциальные нормы (законы моральные, правовые) и групповые, бытующие в различных этнических, демографических, профессиональных группах. Люди зачастую придерживаются норм, принятых в своей среде, ибо у каждой личности есть свои потребности (в общении, признании), а удовлетворить их можно только через ближайшее окружение. На основе понимания характерных особенностей культурных, нравственных, этических, эстетических и других норм формируется и развивается личность, происходит ее социализация, приобщение к определенному микросоциуму.
|