![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типичные ошибки, недостатки и трудностив' применении метода наблюдения 2 страница
В динамичном взаимодействии норм и инноваций, постоянном смещении равновесия между ними то в ту, то в другую сторону возможно наиболее полное функционирование и развитие социокультурных процессов в сфере досуга. Устойчивость нормативной системы является важным фактором испытания и отсеивания нежизнеспособных инноваций. Необходимым условием выявления значимости досуга является целеполагание, когда цели сформулированы не абстрактно, а конкретно. Как показывает опыт, в культурно-досуго-вых процессах зачастую реализуются только те цели, которые могут быть выражены в показателях, поддающихся измерению. Научное обоснование социальной значимости показателей досуга становится возможным на основе познания факторов, побуждающих и способствующих приобщению населения к культуре, выработке навыков этой деятельности, выбору типа времяпрепровождения. В качестве таких факторов могут выступать традиции, ценностные 14 ориентации, культурные потребности, интересы, видовое разнообразие досуговых занятий, наличие в них элементов игры, отдыха, зрелищности, познавательных и воспитательных компонентов. Основанием для выявления социальной значимости разнообразной культурно-досуговой деятельности служат ее влияние на развитие творческих задатков и способностей человека и уровень его удовлетворения культурно-досуговыми учреждениями. Показателями активности личности в сфере досуга могут выступать многообразие возможностей свободного выбора тех или иных видов досуговой деятельности, рост творческой активности, самообразования, культуры отдыха, любительских занятий, степень включенности в духовно богатое общение. Типологизация разнообразных показателей позволяет более глубоко и объективно познать социокультурные досуговые процессы, выработать нормативно-целевые показатели, характеризующие реальную ситуацию, качественные изменения в духовном мире человека, микросоциума в процессе досуговой деятельности и общения, проверить правильность гипотез и выводов. Именно в показателях более рельефно отражаются качество и специфика, содержание и объем досуговой деятельности, I. 3. Программа социологического исследования досуга Любое социологическое исследование начинается с разработки программы, поскольку его результативность находится в прямой зависимостии от его теоретической обоснованности и применяемых методов исследования. Программа как теоретическая основа исследования досуга представляет собой документ, определяющий стратегию и тактику научного поиска. Разработка программы является гарантией целостности исследования, его теоретической обоснованности, методической и практической значимости. Для того чтобы осмыслить методологическую, методическую и организационные функции программы, следует детально рассмотреть общую структуру программы и ее составные элементы. Как правило, структура программы социологического исследования состоит из двух разделов — методологического и методического. Как показывает опыт преподавания прикладной социологии, наибольшую трудность для студентов при разработке модели программы представляет выявление ее научно-познавательной функции. Поэтому попытаемся выявить логику научно-методического подхода к составлению ее первого, методологического раздела. Как правило, составление программы начинается с выбора темы социологического исследования и выявления проблемной ситуации. Последняя может характеризоваться определенной совокупностью значимых противоречий, условий и обстоятельств, оказывающих позитив- ное или негативное влияние на структуру и содержание досугового общения, поведения, деятельности индивида, группы, общности. Проблемную ситуацию могут характеризовать противоречия между условиями для саморазвития человека в реализации культурно-воспитательных задач и отсутствием механизмов их использования, между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием методов их реализации. Понимание проблемной ситуации помогает социологу сформулировать проблему, обосновать необходимость изучения той или иной сферы досуга, разработать теоретическую основу и практические действия, направленные на выявление вызывающих противоречия причин и их устранение. Следующим структурным элементом программы является постановка цели. Она придает общую направленность исследованию (теоретическому или прикладному), от нее зависят задачи исследования. Цель задает определенную логику проведения исследования и упорядоченность различных актов и исследовательских процедур. Так, целью прикладного социологического исследования может быть выявление структуры досуга учащейся молодежи. Четкая формулировка конкретной цели — одно из важнейших методологических требований к программе прикладного исследования. Очередной этап — определение задач, которые являются средством реализации цели, раскрывают содержание предмета исследования и согласуются с гипотезами. Далее важно на основе анализа проблемы определить объект исследования. В качестве объекта можно выбрать, например, досуговую деятельность учащейся молодежи. На стадии разработки программы необходимо полно описать объект исследования в структуре позитивных и негативных факторов, влияющих на его функционирование и вызывающих противоречивую ситуацию. Уточнение объекта в программе может осуществляться через определение генеральной и выборочной совокупности, тем самым задается объем самого исследования. Как правило, исследуются не все, а только отдельные стороны объекта, которые выступают в качестве предмета исследования. Предмет выражает наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание* которых необходимо для решения проблемы. Определение предмета зависит как от свойств объекта, характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний специалиста, исследовательских и финансовых возможностей. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект. Если объектом исследования является досуговая деятельность учащейся молодежи, то предметом в этом случае может выступать ее любительская досуговая деятельность. В качестве основного методологического инстументария исследования выступает гипотеза — научно обоснованное предположение о структуре изучаемых объектов, социальных явлений, характере и существенных связях и факторах, обуславливающих эти связи. Гипотезы указывают на способ согласования факторов, составляю-16 щих проблемную ситуацию, и способ решения проблемы исследования и достижения его целей. Гипотеза — это своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Она основывается на имеющихся теоретических знаниях об исследуемом объекте и практической предметной области. Характер гипотез предопределяет логику исследований и способствует правильному выбору методов исследования. Гипотеза нужна для того, чтобы, исходя из проблемной ситуации, высказать предположения о способах согласования влияющих на нее факторов, наметить ориентиры выхода из нее. В социологическом исследовании досуга используются различные виды гипотез. Назовем некоторые из них. Основные гипотезы указывают на наиболее существенные связи объекта. Они ориентируют на установление способов решения основных проблем исследования. Характер основных гипотез предопределяет логику исследования, ибо все дальнейшие действия направлены на обоснование, доказательство или опровержение гипотез. Гипотезы-с ледствия выводятся из основных и служат средством их доказательства. Рабочие гипотезы выдвигаются на начальных этапах анализа \и являются исходными данными о характере и свойствах исследуе- мых связей объекта. Описательные гипотезы — предположения о фактическом состоянии объекта, его структуре, функциях. ^ Объяснительные гипотезы ориентированы на определение ^упричинно-следственных связей, выявление причин, фактов, установ-Рч^ленных вследствие подтверждения описательных гипотез. S Научный уровень программы, ее целостное смысловое содержание во многом определяют компетентное использование ключевых понятий, их интерпретация. Специфика и предметная область исследования социокультурной досуговой деятельности наиболее полно проявляются тогда, когда они четко обозначены, осмыслены и взаимоувязаны. Они задают свое особое пространство, свой категориальный статус, в котором определяются объект и предмет социологического исследования. На основе таких базисных дефиниций выстраиваются соответствующие факты, отражающие реальные события, процессы и явления. Без точного определения исходных понятий невозможны научная группировка фактов, их теоретическая и эмпирическая интерпретация, единое обоснование для сопоставления различных точек зрения. Выбор, формулирование и интерпретация основных понятий в программе исследования представляют собой процедуру разъяснения и уточнения их смысла. Приступая к разработке методико-процедурного раздела про
методов исследования, применения соответствующих методик сбора, обработки, анализа эмпирического материала и решения поставленной проблемы. Если исходные методологические позиции исследователя ошибочны, то никакие самые надежные методики не дадут истинного результата. Методика должна соответствовать целям и задачам исследования, отражать специфику изучаемого объекта, способствовать раскрытию количественных и качественных изменений изучаемых досуговых социокультурных процессов. Все это в значительной мере способствует выявлению причинно-следственных связей, противоречий и путей их устранения. Наибольшую трудность, особенно у начинающего социолога, вызывает разработка методики расчета объема выборочного исследования, поэтому опишем этот процесс подробнее. В прикладном социологическом исследовании в первую очередь важно определить, каким должен быть объем выборки, т.е. число опрашиваемых. Это число зависит от общего количества населения — генеральной совокупности. Выборка должна быть оптимальной, или репрезентативной, повторяющей все основные признаки генеральной совокупности. Расчет объема выборки зачастую зависит от используемого метода исследования. Так, при э к с п ер т н о м опросе объем выборки редко превышает 30%, а при пробном (пилотажном) исследовании он может достигать 100%. При определении объема выборки можно воспользоваться опытом Института социологии Российской Академии наук, в исследованиях которого он, как правило, составляет 1500 человек, но может использоваться и значительно меньший объем — примерно 400—600 человек. Для этого необходимо, чтобы в состав выборки входили представители всех категорий населения, из которых состоит генеральная совокупность. Приведем конкретный пример расчета количества выборочной совокупности. Одними из основных объектов социологического изучения культуры досуга являются реальная и потенциальная аудитория посетителей досуговых учреждений. Предположим, что все население города составляет 10 тысяч человек. Опросить всех городских жителей представляет большую сложность. Поэтому для изучения культурных запросов и интересов можно опросить каждого десятого его жителя, т.е. тысячу человек, что и будет потенциальной аудиторией городского досугового центра. Чтобы выборка была достоверной, важно определить признаки, по которым сна будет осуществляться, В основе таких признаков могут быть: Можно использовать и другие методы выборки. Одним из них является метод, основанный на принципе случайного формирования выборки. Допустим, в городе проживают 10 тысяч жителей и нужно проанкетировать 1000. Можно взять списки жителей, например списки избирателей, и каждого десятого из этих списков, независимо от возраста и пола, занести в выборочную совокупность. Метод случайной выборки эффективен и в тех случаях, когда и генеральная, и выборочная совокупности по своим объемам достаточно велики. Так, для среднего города объем выборки может составлять примерно 800—1000 человек, для малого — 400— 500 человек. Наиболее приемлемым и практически эффективным является метод формирования выборки на базе трудовых коллективов (предприятия, учреждения, организации) города. Предположим, работники городского досугового центра получили информацию или на основе личных наблюдений установили, что в трудовом коллективе есть желающие принять участие в досуговой деятельности центра. В этом случае можно поставить задачу выявления количества желающих и их ценностных ориентации. Методами выявления могут быть устный опрос, анкетирование, интервью и т.д. Получение подобных данных будет способствовать обоснованному расчету объема выборки. Примером метода случайной выборки служит почтовый опрос читателей газеты или журнала. Но здесь результаты исследования будут считаться достоверными только для данной совокупности, поскольку трудно судить о ее репрезентативности (представительности). Гнездовая выборка предполагает в качестве единицы отбора не отдельных респондентов, а группы или иные подразделения со сплошным их опросом. Гнездовая выборка репрезентативна только в том случае, если составы групп схожи. При квотной выборке первоначально определяют признаки, по которым проводится отбор респондентов. Такая выборка характерна для ситуации, когда известно общее число опрашиваемых, среди которых должно быть одинаковое количество представителей различных групп населения. Если в исследовании проверяется несколько гипотез, то объем выборки вычисляется для проверки каждой гипотезы отдельно. Не существует, да и не может существовать универсальная методика выборки на все случаи, но важно иметь в виду, что достоверность информации об исследуемом массиве во многом зависит от выбора наиболее характерных признаков, по которым будет проводиться отбор респондентов. Кроме описания выборочной совокупности, определения типов выборки, во втором разделе программы намечают общий план и этапы исследования, дают характеристики методов, которые предполагается использовать для отбора информации и ее анализа, определяют инструментарий и характер ожидаемых результатов, делают обобщение и дают общую оценку результатов, готовят итоговые документы по результатам исследования. Типичные ошибки и трудности в составлении программы социологического исследования досуга 1. Сформулированные проблемы не отражают реальную про 2. Цель исследования не связана с проблемой, сформулирована 3. Поставленные задачи оторваны от реальных возможностей, 4. На основе исследовательской концепции трудно установить 5. Дана слишком широкая или слишком узкая интерпретация 6. Теоретическая интерпретация ключевых понятий проводится 7. Ограничены исходные данные при выдвижении гипотезы: Для закрепления изложенных теоретических положений и методических требований к программе прикладного социологического исследования приведем пример проекта обоснования методологического раздела программы. Проект методологической части программы социологического исследования по теме " Туризм как активный, познавательный вид досуга" Обоснование проблемы 1/Туристско-экскурсионные путешествия — весьма популярный вид отдыха, проведения досуга. Он способствует нравственному, эстетическому воспитанию, приобщению к культурным ценностям, расширяет кругозор, сближает людей, удовлетворяет их потребности в содержательном досуговом общении с людьми и природой. Этому виду отдыха отдают свободное время десятки миллионов людей. Превратившись в важный компонент досугового общения, туризм, экскурсии оказывают заметное влияние на развитие познавательно-развивающего потенциала досуговой сферы.СЭДежду тем туризм, экскурсионная работа очень редко попадают в поле зрения социологической науки. Из кого состоит беспокойное племя туристов? Как они оценивают организацию путешествий и экскурсий? Каково ценностно-познавательное содержание маршрутов? Какие виды туристско-экскурсионного отдыха преобладают? Насколько они Удовлетворяют познавательные потребности различных групп населения? Для того чтобы ответить на эти и другие подобного рода
Одно из таких исследований было проведено в двух традиционно туристических регионах — Карпатах и Крыму. Для исследования были отобраны 16 маршрутов четырех видов — пешеходные, лыжные, автобусные и комбинированные. Опрос по анкете " Ваш туристический отдых" проводился в конечных пунктах путешествий и экскурсий. Объем выборки составил 721 человек. Исследование показало, что в организованных формах туризма принимает участие женщин в два раза больше, чем мужчин. Крайне неравномерно туристы распределяются по возрасту: почти 50% опрошенных — молодежь 20—29 лет, 30—39 — почти треть, 40— 49-летних — 15%. Юношей и девушек в возрасте до 20 лет среди туристов лишь 6%, людей в возрасте 50 лет и старше —4%. Достаточно высок среди туристов удельный вес одиноких — они составляют 20% опрошенных. Только 40% считают содержание туристического маршрута вполне приемлемым и лишь половина — достаточно интересным. Всего 46% считают, что они хорошо отдохнули физически, остальные чувствуют себя недостаточно отдохнувшими, а некоторые (5%) даже более уставшими, чем в начале отпуска. Причины этого явления отчасти объясняются ответами на вопрос анкеты " Чем в первую очередь Вас привлекает туристический отдых? " Доминирующий мотив туристских поездок — познавательный аспект, " возможность повидать новые интересные места, города, достопримечательности (68%); второе-третье места делят " возможность побывать на природе" и " укрепление здоровья" (по 40%). Для некоторых опрошенных весьма важной является " возможность приобрести новых друзей, знакомых" — этот мотив 20—29-летние отмечают в два раза чаще, чем 30—39-летние. V Исследование выявило негативные стороны туристско-экскурси-онного сервиса, который во многом не отвечает запросам отдыхающих. Содержание многих маршрутов не несет элементов новизны, а их организация носит формальный характер. При разработке и проведении экскурсионных программ не учитываются уровень культуры, интересы, культурные запросы отдыхающих. Отмечено несоответствие существующих ныне экскурсионно-туристических учреждений содержанию отдыха. \Только один из трех опрошенных доволен культурными мероприятиями, спортивной работой. Лишь один из четырех туристов не предъявляет никаких претензий к книжному фонду, работе библиотек на турбазах. Всего 30% отдыхающих оценивают туристское обслуживание в целом как хорошее, 60% считают его удовлетворительным, 10% — плохим или очень плохим. Наиболее привлекательными видами туризма респонденты называют пешеходные, автобусные, теплоходные (соответственно 39%, 38%, 30%). Регулярное получение такого рода социологических данных необходимо для установления обратной связи с туристами, совершен- ствования туристско-экскурсионного сервиса, более четкой ориентации на интересы различных групп населения, выявления и использования разнообразных содержательно-познавательных форм проведения ежедневного свободного времени, выходных дней, каникул и отпусков. Цель исследования: выявление потребности определенной возрастной группы туристов в активном познавательном отдыхе и степени ее удовлетворения туристско-экскурсионными учреждениями. Задачи исследования: изучить потребности определенной возрастной группы туристов в организованных формах туристско-экскурсионного проведения досуга; выявить роль и место активно-познавательных видов отдыха в организационной структуре, тематической направленности туристско-экскурсионной деятельности; выработать адекватные интересам различных возрастных туристских групп активно-познавательные туристические маршруты и экскурсии. Объект исследования: туристы теплоходного маршрута. Предмет: познавательно-развивающие активные формы досуга туртеплохода. Основная гипотеза: знание культурных запросов туристов, использование адекватных этим запросам познавательно-развивающих, активных форм проведения досуга будут в значительной мере способствовать совершенствованию экскурсионно-туристского сервиса. Гипотеза-следствие: если культурно-досуговые программы будут содержать познавательно-развивающие элементы, то это вызовет интерес отдыхающих и повысит их активность. Интерпретация основных понятий Активность личности — вид социальной направленности личности на определенную деятельность. ^^^Досуг — часть свободного от работы времени. Структура досуга /представляет собой совокупность различных видов деятельности для I удовлетворения духовных потребностей в творческой деятельности, образовании, повышении квалификации, любительских занятиях, раз-
I личных формах нерегламентированной деятельности и общения. состояние покоя, смена вида деятельности, которая снимает утомление, способствует восстановлению работоспособности. Туризм — один из видов отдыха. Он распространен в большинстве стран мира и осуществляется, как правило, специально созданными организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма. Инструментарий исследования: наблюдение, опрос. При составлении проекта программы использована специальная литература по прикладной социологии и теме исследования. Основные литературные источники: Абуков А. Туризм на новом этапе. М., 1986. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.
Городецкий П. Г. Социально-демографические аспекты туризма. —Социолог, исследования. 1985. № 4. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологического исследования. М., 1988. Есть мнение! Итоги социологического опроса. М., 1990. Как провести социологическое исследование. М., 1990. Краткий словарь по социологии. М., 1988. Мосалев Б. Г. Социология культуры. М., 1991. Петрова 3. А. Методология и метод социологического исследования культурно-досуговой деятельности. М., 1990. Рабочая книга социолога. М., 1983. Социологический справочник. Киев, 1990. Социология. М., 1990, Социология. Словарь-справочник. Т. 1—4. М., 1990—1991. Ядов В. А. Социологические методы исследования клубной работы. М., 1986. Глава II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСУГА II. 1. Возможности контент-анализа досуга Контент-анализ как метод социологического исследования представляет собой исследование массовой совокупности текстовых материалов в целях познания " мира" социальных отношений. Его специфика заключается в нахождении ключевых типичных признаков, черт, свойств письменных материалов и документов, отражающих существенные стороны их содержания, тех признаков, с помощью которых становятся возможными измерения, сопоставления, применение точных математических операций. В отличие от других социологических методов в контент-анализе объектом исследования являются тексты. Его преимущество наиболее полно проявляется в возможности упорядоченного систематизированного описания различного рода текстов, их структурирования и типологизация на основе целого ряда признаков, качественных характеристик изучаемого текста. Контент-анализ (по определению А. Н. Алексеева) — это анализ содержания массовых совокупностей текстов с использованием формализованного наблюдения и статистических процедур в социологических целях. Характерные особенности метода проявляются в нахождении и выделении в тексте определенных смысловых понятий, единиц анализа, представляющих интерес для исследователя, а также выявлении частоты их употребления в документе в зависимости от его содержания. Любой текст несет в себе определенную информацию о его создателе, о действительности, которую он отражает, и отчасти о его предполагаемом или реальном потребителе. В системе взаимосвязей создателей текстов, их потребителей и отображаемых явлений в самом общем виде может быть определен круг содержательных социологических задач, решаемых в ходе контент-анализа. Такой анализ включает в себя цепочку исследовательских действий, начиная с формирования объекта, формулировки цели и задач до интерпретации результатов формализованного наблюдения и статистических операций. Специфическим для этого социологического метода исследования является и определенное взаимодействие объекта в научно-познавательной деятельности, использование количественных и качественных методов анализа значительного объема текстовых источников информации. Методологическим ориентиром в разработке конкретной программы контент-анализа является оптимальное сочетание желаемого (цели), возможного (средств) и наличного (объектов). При состав-
Не меньшую трудность представляет разработка кодификатора, формирующего содержание изучаемых признаков и категорий текстов по форме изложения, объему информации, характеру письменного источника и т.д. Длительны и объемны процедуры идентификации (отождествления) кодировочных признаков (единиц счета) и содержания письменных источников, перевода качественных показателей в количественные. После кодировки (систематизации) основных признаков социолог переходит к их интерпретации (разъяснению смысла), в процессе которой количественные показатели переводятся в содержательную информацию более высокого уровня. Приступая к процедуре контент-анализа, важно соблюдать основные методические требования. В первую очередь необходимо точно определить тему исследования, эмпирические объекты (журналы, газеты, письма, дневники) и понятия, в соответствии с которыми будут отбираться единицы анализа. Одним из основных методов сбора информации в контент-анализе является формализованное наблюдение. Его использование обусловлено самой природой объекта, где содержание текстов повторяется в различных вариантах. В качестве единицы наблюдения и счета может быть выбрана тема, т.е. предмет освещения в публикациях. При этом важно различать главную и второстепенную единицы. Главная — та, которой уделено наибольшее внимание в изучаемых публикациях. В нее входят элементы содержания, которые есть в каждом тексте, из массовой их совокупности. Главная единица анализа разнообразно сочетается в текстах с другими—второстепенными, которые в публикациях составляют хотя бы одно предложение. Способы изучения темы могут фиксироваться по таким содержательным параметрам: тема рассматривается в критическом плане; тема поднимается в критическом плане по преимуществу; в освещении темы присутствуют элементы критики; элементы критики отсутствуют. Такой способ изучения и анализа, с одной стороны, позволяет учитывать все многообразие, масштабы описания в пределах одной статьи и совокупности текстов в целом. С другой стороны, он создает предпосылку для статистической обработки данных, регистрации единиц наблюдения и их признаков. Следующим за формализованным наблюдением процедурным шагом является статистическая обработка зафиксированных единиц наблюдения и их признаков. Он связан с переводом качественной информации в удобную для подсчета форму. Читая документ, социолог анализирует его содержание по интересующим его признакам, представленным в бланке-матрице, определяет границы признаков и их коды. Для этого выделяются два типа единиц анализа: смысловые (качествен-*! ные) единицы и единицы счета. Смысловыми единицами могут выступать социально значимая тема, понятие (например, культур-но-досуговая деятельность), ключевое слово и т.д. Единицами счета могут быть число публикаций за определенный период, количество строк, абзацев, частота использования ключевых слов и др.
|