Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типичные ошибки, недостатки и трудностив' применении метода наблюдения 3 страница
При сборе социологической информации для контент-анализа используют специальные макеты таблиц, бланки кодировки или кодировочные матрицы, где каждая цифра означает отдельный документ, а каждая строчка является единицей анализа (тема, факт, понятие, событие, ключевое слово и т.д.). Матрица подобного типа выглядит следующим образом: Число документов Познавательные возможности и специфика контент-анализа как метода социологических исследований, на наш взгляд, наиболее содержательно проявились при изучении опубликованных в газетах и журналах брачных объявлений. Так, методом контент-анализа было изучено 1116 брачных объявлений, опубликованных на страницах латвийского ежемесячного журнала " Шейме" (" Семья") за 1978—1980 гг. Материалы, собранные в ходе исследования, представляют собой своеобразный поиск спутника жизни. В исследовательских материалах была зафиксирована первая реакция части населения на введение этой новой формы знакомств. Первые опубликованные брачные объявления воспринимались читателями скептически. Термин " брачный рынок" был введен и использован исследователями для обозначения нетрадиционных добрачных контактов одиноких мужчин и женщин, которые, действительно, напоминают отношения спроса и предложения. В брачных объявлениях " Он" и " Она" предстают друг перед другом не в роли " суженых" по воле судьбы, а как объекты взаимного выбора — абстрактные (до какого-то времени) носители определенных личностных качеств, каждый из которых имеет свою цену. В качестве единиц наблюдения и анализа были отобраны социально-психологические запреты, причины обращения к необычной форме знакомства, особенности правил брачных взаимоотношений, проблема одиночества. Для анализа данных был подготовлен кодификатор, который учитывал 162 смысловые единицы текста. С его помощью каждое объявление преобразовывалось в своего рода анкету, данные которой можно было ввести в ЭВМ. Из общей массы объявлений выделялись " деловые", " рекламные" и " мелодраматические". К последним относились объявления типа " Знаю, что ты где-то есть. Благородный, доброжелательный, истосковавшийся по сердечной подруге! Отзовись! " Сложности анализа заключались в том, что по короткому тексту объявления (8—10 слов) трудно было выделить типичные признаки. Затруднения возникали и при кодировке даже таких простых параметров, как возраст, так как он не всегда указывался или точная цифра заменялась абстрактным понятием: " средний", " пожилой", " не первой молодости", " бальзаковский возраст", " третьей молодости" и т.п. Наиболее сложно кодировать психологические черты личности, особенно если они описываются так: " Мне не чужды человеческие ошибки", " Люблю природу, но одной путешествовать грустновато" и др. Поэтому возникла необходимость объединить несколько признаков в одну позицию кодификатора. Многие слова-признаки были укрупнены, число свойств характера модели " Я" достигло 36 позиций, а модели " Он—Она" 42. В табл. 2 приведены основные признаки и частота их использования. Значительная часть авторов объявлений хорошо понимала, что от содержания и стиля их писем во многом зависит возможность создания семьи. В то же время составить короткий и содержательный текст довольно сложно, а после редакционной правки заметно обеднялась его индивидуальная информативность. Чтобы нагляднее представить разницу между оригиналом, присланным в редакцию, и текстом, опубликованным в журнале, приведем один типичный пример. Авторский текст: " Мне 53. Природа наградила хорошим здоровьем, даром выглядеть много моложе своих лет, симпатией... А счастье... это веление судьбы. Его нет без преданного друга, защитника. Я вдова, дети взрослые. Образование среднетехническое (конструктор). Рост 170, фигура хорошая, шатенка (цвет волос естественный), характер справедливый, но уступчивый, мягкий. Живу в скромной однокомнатной квартире. Люблю природу, спорт (в прошлом занималась), музыку, литературу и прочее в меру, но более всего я " домашняя". Если предназначен судьбой, отзовись, современный рыцарь, не старше 65 лет, с внутренним обаянием, добротой, честностью, разумным взаимопониманием и культурой поведения, одинокий, не знающий заботы, внимания, душевной теплоты, желающий обрести их и готовый ответить тем же". На страницах журнала он был представлен так: " 53 лет, 170 см роста, образованная вдова, имеющая квартиру в крупном городе, хочет познакомиться с одиноким мужчиной до 65 лет". В таком урезанном и унифицированном виде объявление, как правило, вызывало у адресата эмоции и ассоциации, не совпадающие с авторскими. Видимо, именно из-за этого автор одного мужского объявления отвергался как " явный зануда", другой — за то, что " слишком много пишет о себе", третий — слишком " бахвалится", четвертый — " капризен", пятый — предъявляет " слишком много претензий" и т.д. Результативность данного исследования заключалась в возможности установить обратную связь и выявить спрос на отдельные качества участников " брачного рынка". Этот показатель, отражающий число пожелавших вступить в дальнейший контакт с автором объявления, оказался неравномерным: на 95% объявлений женщин было получено 0—15 предложений и лишь на 5% — от 16 до 53; на 95% объявлений мужчин — от 1 до 102 запросов, а на 5% — от 103 до 157, что сужало возможности анализа. Тем не менее показатель спроса достаточно чутко реагировал на изменение ряда признаков, позволяя косвенно оценить состояние " брачного рынка". В табл. 3 и 4 представлены некоторые узловые компоненты перечисленных моделей. Это как бы условная " цена" тех или иных свойств человека на стихийном " брачном аукционе" Латвии в 1978—1980 гг. слабо (для подробного количественного анализа потребовалось бы около 10 тысяч единиц информации). На обширном фоне массива данных появилась возможность дать и качественную оценку значимости образования, моральных качеств, черт характера, уточнить социальную " географию" одиночества, установить взаимосвязь моделей " Я" с моделями " Он—Она". На основе четко фиксируемого наблюдения и подсчета единиц в ходе контент-анализа была выявлена определенная совокупность чисел, статистических фактов, которую можно рассматривать как типичную. Конечной целью анализа стал перевод статистических количественных данных в качественные социологические факты. Этому в значительной степени способствовала соответствующая интерпретация сути статистических фактов, когда было дано научное описание и объяснение полученных итогов в русле разработанной исследовательской программы. Сопоставления различных частей содержания и источников, частоты, объема и внутритекстовых сравнений помогали сравнивать полученную информацию с известными общественными нормами, оценочными суждениями и т.д. Такое научно-методическое осмысление и обработка количественных данных контент-анализа позволяют придать выявленным фактам социальный смысл. Брачные объявления существенно отличаются от опросов и других методов сбора социологической информации личной заинтересованностью их составителей. Для социологии в первую очередь важен тот факт, что в объявлениях присутствуют такие социальные параметры, как пол, возраст, национальность, образование, специальность, семейное положение, наличие или отсутствие детей, материальная обеспеченность, наличие или отсутствие жилья и др. Естественно, что не все они содержат полный набор социальных параметров, но статистические выводы на их основании вполне возможны, так как здесь существует ряд данных для анализа. Такое изучение социально важно для выявления реальных личностных интересов и ценностных реальных ориентации. В плане социологического познания различных сторон досуговой среды представляет интерес контент-анализ отношения зрителей к театральному искусству. Такой анализ был проведен отделом социологии Института философии и права Латвийской АН. Объем выборочной совокупности 300 человек. В качестве объекта исследования были выбраны студенты Латвийского университета им. П. Стучки. Предметом изучения явилось их отношение на оценочном и поведенческом уровне к драматическому театру. Методика и инструментарий исследования были четко сориентированы на получение письменной информации — текстов, написанных театральными зрителями, с их последующим контент-анализом. Отличительной от других исследований особенностью было то, что вначале гипотеза не выдвигалась. Это создало возможность не ограничивать все разнообразие и богатство самофиксации содержания зрительского восприятия, вариативности суждений и оценок. В то же время содержание и структура анкеты регламентировали объем текста, написанного респондентом, и позволяли ранжировать ответы. Помимо познавательных целей, анкета выполняла и задачу психологического воздействия на респондента. Сначала ему предлагались два закрытых вопроса: как он относится к театру и каким образом приобретает театральные билеты? Ответ на первый вопрос давал возможность продемонстрировать престижность посещения театров. Вариант " Я интересуюсь театром" отметили 73% опрошенных; " Посещаю по возможности, но без особого интереса" — 27%. Отрицательный ответ на этот вопрос дал лишь один респондент из 300, написавший довольно объемное пояснение, смысл которого сводился к неприемлемости им сценической условности. Каждая анкета представляла собой две развернутые рецензии — о последнем спектакле, который смотрел респондент, и о самом ярком, впечатляющем, который остался в его памяти. Кроме того, нужно было ответить на закрытые вопросы о том, какие дополнительные обстоятельства способствуют (или препятствуют) посещению театра, какие классические и современные пьесы следовало бы поставить. Открытые вопросы использовались для выявления интенсивности посещений театров и длительности впечатлений от спектаклей. Наличие или отсутствие уровня понимания и диапазона восприятия (исследуемые параметры) фиксировались при анализе текстов. Вопросы анкеты были составлены так, что ответы на каждый из них проверялись ответами на другие и данными театральной статистики. При исследовании по возможности учитывался каждый нюанс ответов, все элементы (индикаторы) восприятия и оценки. После анализа всех текстов респондентов были составлены шкала измерений и перечень наиболее часто повторяющихся слов и выражений. За единицу анализа было принято высказывание, содержащее одну мысль. Анкеты содержали 2359 высказываний, каждое из которых было отнесено к одному из 65 выделенных индикаторов, объединенных в 17 параметров. Высказывания, которые не содержали информации по изучаемым вопросам, в параметры не включались. Сами по себе они представляют интерес, но не относятся к изучаемому вопросу. Это можно признать просчетом исследования, так как в нем отсутствуют необходимые разъяснения о направленности ответов. Так, к примеру, ответы на три основных вопроса анкеты: удачи и неудачи последнего спектакля, просмотренного респондентом, его отзывы о самой яркой, впечатляющей постановке; побочные обстоятельства, способствующие (или препятствующие) посещению театра, — были ранжированы на индикаторы и параметры, представленные в табл. 5. Выделенные в табл. 5 параметры отражают два уровня зрительского восприятия. В содержании первого доминирует данное (театр, компоненты театрального искусства), в содержании второго — ожидаемое (установки личности: зритель оценивает не столько то, что ему показывают, сколько степень внутренней созвучности данного и реального). В структуре анкеты было предусмотрено условное ранжирование текстов (распределение по степени важности) по признаку устойчивости впечатлений — установок личности (с упоминанием обстоятельств, способствующих или препятствующих посещению театра): устойчивые впечатления (с указанием наиболее яркого впечатления от какого-то элемента спектакля); оценка впечатления (удачи и просчеты последней постановки). От кодировщиков требовались профессиональные знания в области театрального искусства, чтобы не исказить смысл информации, содержащейся в рецензиях на спектакли и анкетах. Все ответы были 3—650 33 закодированы и обработаны как единое целое. Это позволило сравнить значимость изучаемых параметров, определить степень воздействия спектакля на зрителя. Применение контент-анализа при обработке анкет дало возможность получитьи более опосредованную информацию, например, об ориентации респондентов на посещение театра в перспективе. В анкетах косвенно нашло отражение и то, какие ценности считаются престижными, какие требования следует предъявлять к театру и драматургии. Это дало более полное представление о респондентах — студентах Латвийского университета. Метод контент-анализа использовался и в изучении содержания клубной деятельности, выявлении специфики клубной аудитории на разных исторических этапах. Первоначально зто была группировка по классовому составу и политической грамотности, где женщины выделялись как политически отсталая часть трудящегося населения. В дальнейшем представление о клубной аудитории углублялось, к настоящему времени можно выделить социально-профессиональные, половозрастные, национальные, региональные и другие ее черты. Сам факт структурирования реальной и потенциальной аудитории учреждений культуры по семейному положению, интересам, возрастным, образовательно-квалификационным и другим признакам свидетельствует об усилении целенаправленной культурно-досуговой деятельности применительно к особенностям региона, образа жизни, уровня культуры, разнообразия интересов различных социальных общностей. В современном изучении различных сторон досуга контент-анализ может использоваться как: предваряющий анкетный опросу дополняющий другие социологические методы; самостоятельный метод. Целесообразность применения контент-анализа как самостоятельного метода определяется возможностью более точного и объективного анализа обширного по объему и несистематизированного текстового материала. Профессор В. Г. Гречихин выделяет три наиболее типичные ситуации для его применения: когда требуется высокая степень выявления содержания большого количества текстов; при наличии обширного и несистематизированного материала газетных, журнальных и других письменных источников; если текстовой материал нельзя охватить без суммарных оценок, предполагающих определенную формализацию и счет. Анализ содержания журнальных и газетных текстов способствует выявлению степени теоретической разработки тех или иных сторон досуговой деятельности, а также отображению реальных событий, процессов, происходящих в досуговой сфере. Приведем примерную структуру сбора информации для контент-анализа по Подробнее см.: Социологические исследования. 1985. N3. С.115—119. 34
теме " Возможности центров досуга в эстетическом воспитании молодежи": 1. Названия газет, журналов. 2. Период выпуска их в свет. 3. Ключевые понятия, слова для отбора и анализа. 4. Жанр материала (научная статья, очерк, репортаж, рецензия, фельетон и т.д.). 5. Профессия автора материала (журналист, работник культуры, 6. Центры досуга, работа которых отражена в источниках инфор 7. Используемые активные диалоговые формы досуговой деятель 8. Научно-методический уровень публикации: глубокий, 9. Эффективность публикации: принято решение; стала предме 10. Подсчет количественных и смысловых единиц, интерпрета Познавательные возможности контент-анализа содержания досуга в значительной мере зависит от соблюдения следующих основных требований: разумного сочетания количественного статистического подхода с качественным содержательным анализом, однозначности предлагаемых правил фиксации единиц наблюдения с их признаками. Лишь при этом условии разные наблюдатели, используя одну схему, на одном и том же объекте получат одинаковые результаты. Контент-анализ способствует выявлению объективной картины в мире книжных, журнальных, газетных публикаций о досуге, выявлению положительного опыта, нерешенных проблем, проведению сравнительного анализа социальной значимости различных видов досуговой деятельности индивидов, групп, общностей. Не менее важно и то, что контент-анализ разнообразных текстовых источников о содержании культурно-досуговой деятельности способствует теоретической разработанности различных ее сторон. II. 2. Метод наблюдения досуговых ситуаций Выбор методов эмпирических исследований досуга зависит Данные наблюдения нередко используются в качестве индикаторов эмпирической обоснованности значимости досугового общения. По итогам наблюдения можно сделать весомые выводы и о конкретной социокультурной среде, условиях и содержании досуговой деятельности. Наблюдение используется как источник построения гипотез и служит методом проверки результатов других исследователей. Главной целью наблюдения является получение достоверной информации, доступной восприятию наблюдателя и регистрируемой в виде признаков (категорий наблюдения), повторяемость и типичность которых можно установить. Любые исследования в сфере досуга в той или иной мере включают в себя данные наблюдения. Это непосредственное восприятие различных сторон культурно-досуговой деятельности. Наблюдение в социологии представляет собой метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксированного восприятия исследуемого объекта. В прикладной социологии используются различные виды наблюдения: полевое, лабораторное, систематическое, случайное. По принципу взаимосвязи с объектом оно подразделяется на включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь работает и действует как рядовой полноправный член той общности, проблемы которой он исследует. Он должен воспринять ситуацию и проблемы изучаемой группы как свои собственные. Невключенное наблюдение предполагает, что наблюдатель остается в позиции внешнего, в определенном смысле слова стороннего исследователя. Для изучения досугового общения чаще всего используются формализованное и неформализованное наблюдения. Последнее отличается от первого тем, что исследователь в процессе знакомства с объектом не имеет заранее поставленной четкой цели, не располагает стандартизованными формами регистрации результатов наблюдения. В качестве первичной информации выступают зафиксированные акты реального поведения — единицы наблюдения. Научное социологическое наблюдение — один из сложных и трудоемких методов. Это обусловлено спецификой отношения субъекта и объекта наблюдения, в котором человек выступает и субъектом, и объектом, что неизбежно влияет на процесс исследования. Поэтому применение этого метода связано с определенной формализацией процедур, разработкой инструментария, обеспечивающего надежность исходных данных. . Основным преимуществом наблюдения является то, что этот метод позволяет непосредственно изучать взаимодействия, связи, отношения между людьми и делать обоснованные эмпирические обобщения. Характерными чертами научного наблюдения как метода социологического исследования являются целеустремленность и планомерность, которые исключают возможность подмены критериев науч-
кого исследования эмоциональными, нравственными или другими соображениями. Результаты наблюдения регистрируются в специально разработанных документах и поддаются контролю на обоснованность и устойчивость. Однако нельзя полностью исключить элементы субъективного отношения наблюдателя к наблюдаемым явлениям, фактам, событиям. Научное наблюдение подчинено определенным теоретическим и практическим целям, осуществляется по заранее продуманному плану, по разработанной программе. Программа наблюдения включает в себя все основные структурные элементы программы социологического исследования. Кроме этого, в ней должны содержаться время и место проведения наблюдения, выборка, факты, подлежащие изучению. Программа помогает исследователю классифицировать наблюдаемые явления и процессы. Ведущей задачей при составлений программы наблюдения является классификация факторов и признаков наблюдаемых ситуаций. Без классификации данные разрознены, неопределенны, порой лишены смысла. Классификация должна опираться на общую концепцию исследования. Наблюдаемые события расчленяются на диктуемые целями и программой исследования элементы, фиксируются некоторые из них, их частота, поведенческие действия людей, общие и специфические условия досуговой деятельности. Основными нормативными требованиями при использовании метода наблюдения являются четкое выделение исследовательской позиции, ее самостоятельность, однозначность толкования признаков на всех этапах наблюдения всеми наблюдателями, точность и своевременность регистрации. По уровню стандартизации процедур наблюдения делятся на запрограммированные — с регистрацией строго выделенных признаков наблюдения, с применением специальных карточек; частично стандартизированные — с использованием протоколов, дневников наблюдения и неконтролируемые — с дневниковой записью. Разработка программы научного наблюдения включает в себя пять этапов. Этап I. Определение цели и задач. Цель задает направленность наблюдению. Задачи могут включать в себя предварительную ориентировку в объекте наблюдения, выдвижение и проверку гипотез, уточнение и проверку результатов, полученных другими методами. Одной из ведущих задач в программе наблюдения может стать построение и классификация факторов, признаков, составляющих наблюдаемую ситуацию. Этап II. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения. Объектом наблюдения могут быть социальные общности, группы, отдельные лица в различных ситуациях досугового общения. Ситуации наблюдения — это комплекс условий, при наличии которых объект подлежит наблюдению. В соответствии с программой исследования наблюдаемые ситуации могут быть естественные и экспериментальные, управляемые и неуправляемые, спонтанные и организованные и др. В качестве предмета наблюдения могут выступать признаки, свойства, факторы, формы проведения досуга индивидов, группы в определенной социокультурной ситуации, среде. Этап III. Выбор способа (вида) и определение категорий признаков, по которым будет отслеживаться и оцениваться наблюдаемая ситуация. Категории — это группы регистрируемых в ходе наблюдения эмпирических признаков наблюдаемого объекта, которые в стандартизированных наблюдениях выражаются определенными показателями. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Признаки отражают наиболее значимые стороны объекта. Это, например, доступные наблюдению акты действий объекта, реакция аудитории на проводимые культурно-досуговые программы, комплекс условий, в которых объект подлежит наблюдению, и т.д. Этап IV. Выбор способов регистрации наблюдаемого объекта. Эта процедура определяется целями и задачами исследования, объектом, предметом и видом наблюдения. Регистрировать результаты наблюдения можно в блокнотах, карточках регистрации, протоколах, дневниках. Этап V. Обработка и интерпретация полученной информации. В итоговом документе, отчете отражаются данные о времени, месте, ситуации и способах наблюдения, приводится характеристика наблюдаемых ситуаций, отмечаются элементы новизны полученных данных и выводы. Типичные ошибки, недостатки и трудностив' применении метода наблюдения Наблюдение начинается без специально разработанной программы, ведется случайно. Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования. В числе регистрируемых признаков наблюдения в карточках не отмечены часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации. Не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюдатели столкнулись в ходе работы с принципиально различными ситуациями. Не подготовлены и не апробированы методические документы, из-за чего в ходе сбора данных возникают трудности, связанные с четкой регистрацией признаков. Настроение наблюдателя может отрицательно повлиять как на характер восприятия событий, так и на оценку результатов наблюдения. Недостатки наблюдения, с одной стороны, заключаются в невозможности гарантировать репрезетативность данных из-за большого количества явлений, элементов субъективизма в интерпретации наблюдаемых ситуаций, событий. А с другой, как правило, Проведя в течение недели ежесуточный хронометраж, можно на основе его данных построить модель суток, недели, месяца, года и т.д. по основным видам затрат времени любого студента, а затем проанализировать содержание и тематическую направленность бюджета времени студентов. II. 3. Эксперимент в сфере досуга Современные процессы обновления жизни нашего общества изменили и социокультурную ситуацию, усложнили взаимоотношения людей. Характер переходного периода, когда прежние теории уже не срабатывают, а новые еще не созданы, отражает определенные специфические черты общественного сознания, стиля мышления и мировоззрения. В современной социокультурной ситуации, например, перед работниками культуры стоят задачи, которые не могут быть решены давно сложившимися, зачастую стереотипными методами. В связи с необходимостью выработки новых методов возрастает значимость эксперимента, который позволяет не только получить новые результаты, но и существенно ограничить сферу применения так называемого метода проб и ошибок, приводящего, как правило, к нерациональному расходованию сил и средств. Возникла острая потребность в научном изучении различных сторон жизни и деятельности людей в конкретных социокультурных условиях, социологическом анализе этих процессов, выявлении причинно-следственных связей. Основным методом такой работы являются экспериментальные исследования. С их помощью можно получить информацию о результатах досуговой деятельности людей в процессе воздействия на них заданных и контролируемых факторов. Целью эксперимента является эмпирическая проверка гипотез о причинных связях социокультурных досуговых процессов, выявление наиболее существенных из них. В ходе эксперимента создаются условия для проявления той или иной взаимосвязи явлений, получения новых данных и проверки старых на достоверность. Одной из главных задач эксперимента в сфере досуга является получение информации о причинно-следственных связях между исследуемыми социокультурными явлениями, их свойствами, достижение нового, более точного знания о процессах обновления различных сторон социокультурной деятельности. Проведение эксперимента основывается на знаниях об объекте, позволяющих структурно обозначить те или иные факторы, и предполагает выдвижение и доказательство гипотез исследования, контроль за ходом процедур, обеспечение его чистоты и возможностей повторения. Все это реально возможно при понимании сути метода, его особенностей, соблюдении необходимых условий и требований к получению достоверной информации о досуговых
|