Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типичные ошибки, недостатки и трудностив' применении метода наблюдения 4 страница
явлениях и процессах. Особенностью программы эксперимента является формулирование гипотезы и планирование ее проверки в системе факторов (переменных), детерминирующих досуговые социокультурные процессы. Как правило, задачи, решаемые с помощью эксперимента, связаны с измерениями, поэтому конечный результат во многом зависит от сопоставимости данных. Точная фиксация экспериментальных условий, их стабильность позволяют измерять, контролировать ход процесса, обеспечивать получение верных результатов. Одним из показателей устойчивости результата эксперимента является возможность его воспроизведения в аналогичных условиях. Научная значимость экспериментальных исследований во многом зависит от их направленности, содержания, степени использования различного рода характерных признаков и получения конечных результатов. Характерными признаками можно считать: способ формирования условий (естественные и искусственные); цель исследования (преобразующая, констатирующая, контролирующая, поисковая); форму проведения (лабораторная, полевая); структуру изучаемых объектов и явлений (простая, сложная); количество варьируемых факторов (однофакторные и многофакторные). * В практике социологических исследований используется более 20 типов экспериментов, наиболее часто применяемые из них названы ниже. Естественный эксперимент проводят в естественных условиях существования объекта исследования (чаще всего используется в социальных, педагогических и психологических науках). Преобразующий (созидательный) эксперимент предусматривает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или другими объектами. Натурный эксперимент связан с введением в какой-то рабочий процесс преобразований. Например, проверяется на практике эффективность новой формы работы. При этом важно определить показатель результативности использования новой формы, скажем, проявленные интерес и участие в ней посетителей досуго-вых учреждений, удовлетворение культурных потребностей населения и т.д. Информационный эксперимент используется для изучения воздействия определенной (различной по форме и содержанию) информации на объект исследования. С его помощью изучается изменение состояния объекта исследования под влиянием сообщаемой ему информации. Социометрический эксперимент эффективен при измерении существующих межличностных социально-психологических отно- шений в малых группах с целью их последующего совершенствования. Поисковый эксперимент проводится в том случае, когда затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление, вследствие отсутствия достаточных предварительных данных. По результатам этого эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется их ранжирование.» В ходе педагогического эксперимента проверяется или устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условиями воспитания, обучения и их результатами. Основной задачей такого эксперимента является изучение степени влияния педагогического воздействия. В задачу методического эксперимента входит фиксация наличия или отсутствия определенной взаимосвязи между приемами, формами, способами получения методической информации и степенью ее использования в практической деятельности. ■ Данные эксперимента важно сориентировать на то, чтобы они по возможности служили обоснованию и уточнению теоретических положений. Как правило, один факт — ничто или представляет какую-то ценность только благодаря доказательству его значимости. Для формулирования экспериментальных гипотез и теоретической оценки результатов важно знание характера причинных связей в исследуемой области. Существует временная последовательность причины и следствия: причина неизбежно вызывает следствие, по времени предшествует ему. Речь идет о том, чтобы с помощью экспериментальных исследований раскрыть отношения причины и следствия в реальном социокультурном процессе, т.е. установить, каковы они в естественных условиях. Для проведения эксперимента любого вида необходимо соблюдать некоторые единые требования. Эксперимент необходимо проводить на основе теории. В нее входят: постановка целей, задач и интерпретация результатов от фиксации состояния объекта до эксперимента, установление экспериментальных условий, выявление возможностей воздействия экспериментальных переменных, оценка состояния объекта до и после эксперимента. Результативность исследования зависит от степени управляемости условий экспериментальной ситуации. Результаты экспериментального вмешательства должны быть наблюдаемыми. Основой для проведения эксперимента является его структура, один из вариантов которой представлен ниже.
СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТА Гипотеза Построение.предмета эксперимента исследования Разработка программы экспериментального
исследования Построение плана создания экспериментальной ситуации Выбор методиче- Определение про- Выбор объектов Определение после- чаемых экспериментальных процедур | Реализация программы Анализ результатов
Получение суммар- Факторный анализ результатов ного результата Принципиально важным моментом является знание методики подготовки и проведения эксперимента, когда описывается весь процесс проведения эксперимента: последовательность (очередность) измерений и наблюдений, детальность описания каждой операции с учетом выбранных средств для проведения эксперимента, выбор методов контроля за качеством операций, что в совокупности обеспечивает надежность и заданную точность. Необходимо убедится в том, что выбранная методика соответствует современному уровню науки и условиям, в которых выполняется исследование, и в том, что она практически применима. На подготовительном этапе разрабатывается программа эксперимента, создаются условия, в которых возможно экспериментирование, определяются экспериментальные, зависимые и независимые переменные факторы, возможности измерений, устанавливаются виды экспериментальных и контролируемых объектов исследования, составляется план экспериментальных работ, готовятся средства контроля, регулирования, регистрации переменных факторов, средств обработки и анализа информации. Эксперимент может проводиться по схеме: " до—после" и предполагать обязательное наличие связи по схеме: «если " А"... то " В"». При таком подходе к выработке гипотезы эксперимент приобретает четкий смысл. Не менее важным требованием является обязательная разработка плана создания экспериментальной ситуации. Экспериментальная ситуация — это совокупность условий, в которых проходит эксперимент. Это может быть исследование, которое выстроено (заложено) теоретически. В период разработки такого плана выбираются экспериментальные объекты, на которых практически будут реализовываться разработанные методические схемы, и определяется последовательность экспериментальных процедур. План создания экспериментальной ситуации всегда привязан не только к задачам, методике, но и к конкретному объекту, на котором должны решаться поставленные задачи и реализовываться сама методика. Создание экспериментальной ситуации — это оперирование объектом в соответствии с предварительно выстроенной гипотезой и программой исследования. Например, для решения экспериментальной задачи " Выявление степени влияния методических рекомендаций на совершенствование культурно-досуговой деятельности" необходимо зафиксировать: а) точку зрения методиста на деятельность учреждения куль б) мнения работника учреждения культуры на предлагаемые методические рекомендации; в) отзывы посетителей о деятельности учреждения культуры. несколько руководителей клубных учреждений культуры с примерно одинаковым уровнем восприятия, предложить им ознакомиться с методическим материалом и определить по заранее разработанной шкале его значимость. Заслушав мнение каждого работника учреждения культуры о значимости изученного материала, дают слово экспертам в этой области знаний, после чего предлагаемый материал оценивается работниками учреждения культуры еще раз. Экспериментальным фактором в социологии является вводимое условие или система условий. Он вводится в качестве причины и управляется и контролируется экспериментатором. Фактор представляет собой независимую переменную, где качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента. Переменные в эксперименте — контролируемые и неконтролируемые факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Определенным набором переменных задается и описывается экспериментальная ситуация. Основные переменные бывают независимыми и зависимыми. Переменные представляют категории анализа в эксперименте и так же, как категории анализа, отображаются в виде эмпирических показателей. Независимый фактор вводится, изменяется, управляется и контролируется исследователем. Он должен быть относительно самостоятельным, устойчивым, существенным и оказывать заметное влияние на состояние объекта. Зависимый фактор изменяется под воздействием независимой переменной. Выбор тех или иных факторов предполагает установление основных и второстепенных характеристик, влияющих на исследуемый процесс. Правильный выбор основных и второстепенных факторов играет важную роль в эффективности эксперимента, поскольку последний сводится к нахождению зависимостей между этими факторами. Основным параметром установления степени важности того или иного фактора является его роль в исследуемом процессе. Для определения этой роли процесс изучается в зависимости от какой-либо одной переменной при остальных постоянных. Такой принцип проведения эксперимента оправдывает себя лишь тогда, когда таких характеристик мало (от 1 до 3). Если же их много, целесообразен многофакторный анализ. В ходе эксперимента проводится следующий основной объем работ: инструктаж участников эксперимента, их знакомство с целями, задачами и условиями эксперимента; замер переменных в ходе эксперимента; введение экспериментального фактора (независимой переменной) и последующее управление его действием в соответствии с программой; наблюдение за развитием изучаемого явления, точное описание фактов в протоколах, карточках, анкетах, тестах по экспериментальным объектам. Как и в контент-анализе, наблюдение в эксперименте играет немалую роль, поскольку в его задачу входит отслеживание изучаемого объекта во всем многообразии его проявлений, как единого целого. Данные наблюдения обычно используются для построения и формулирования гипотезы, описания объекта во всех существенных взаимосвязях. В остальных процесса объект изучения подвергается направленному управляемому и контролируемому воздействию со стороны исследователя. Одной из главных задач эксперимента является последовательное изменение тех или иных сторон ситуации, фиксирование связи между этими изменениями и изменениями объекта. Эксперимент используется для проверки сформулированной гипотезы и выделения причинно-следственных зависимостей между факторами, влияющими на изучаемый объект. В эксперименте изучаются лишь характерные стороны изучаемых процессов и явлений. Одной из ведущий результирующих процедур является контроль на всех этапах проведения эксперимента. Его основная функция — обеспечение чистоты эксперимента. Контроль в эксперименте предполагает четкое наблюдение за объектом, точную регистрацию переменных и их состояний, а также регулирование процесса с целью поддержания заданных параметров состояния объекта. 46 Завершается эксперимент переходом от эмпирического изучения к обработке полученных данных, логическим обобщениям, анализу и теоретической интерпретации полученного фактического материала. Чтобы достоверность фактов не вызывала сомнений, необходимо выделить ту их долю, которая обусловлена только изучаемыми в опыте факторами. Эксперимент дает, как правило, результат реальный и познавательный. Первый проявляется в понимании характера и степени воздействия экспериментальных факторов на совершенствование деятельности изучаемого объекта, второй — в выявлении соотношения реального результата с поставленными познавательными задачами. Условно результаты можно разбить на основные и побочные. Основанием для такого деления служит оценка полученного результата в решении познавательных задач. К основным результатам можно отнести решение тех познавательных задач, ради которых проводится эксперимент. При оценке реальных результатов эксперимента необходима не только общая, - но и раздельная оценка основных и побочных результатов. Все итоги желательно записать в унифицированной форме — составить протоколы, таблицы, схемы, графики, позволяющие наглядно сопоставить и проанализировать полученное. Все переменные следует оценивать в единой системе единиц. Типичные ошибки и трудности применения эксперимента в социологическом исследовании 1. Сформулированные гипотезы не отражают проблемную ситу 2. В качестве независимой переменной выделен фактор, который 3. Связи между зависимой и независимой переменными имеют случайный характер. 4. Допущены ошибки в предварительном описании объекта, что 5. Допущены ошибки при формировании экспериментальных и 6. Трудно подобрать контрольный объект по однородным или 7. Не поддается нейтрализации действие побочных факторов, 8. Не обеспечен достаточный уровень измерения и контроля за 9. При анализе результатов эксперимента переоценивается воз Г влияние ряда случайных факторов на изменения в экспериментальной ситуации. Для выявления специфики проведения эксперимента в досуговой сфере приводим его примерную программу. Проект программы эксперимента в изучении и использовании диалоговых форм досуговой деятельности " Дискуссионная трибуна как активная форма диалогового досугового общения" Формулирование проблемы В современной социокультурной ситуации существуют противоречия между общественными идеалами и реальными формами жизнедеятельности людей. Одно из таких противоречий проявляется между возросшим значением человеческого фактора во всех отраслях народного хозяйства и преобладанием пассивных форм культурно-досуговой деятельности над активными. В связи с этим наиболее актуальной представляется проблема активизации названной деятельности. Известно, что наиболее действенным методом воспитания является метод убеждения, который базируется на определенной системе этических знаний, усваиваемых человеком. Следовательно, необходимо учесть значимость активных форм воспитательного воздействия в ходе живого непосредственного общения, взаимного обмена взглядами, личными оценками, мнениями. Активным формам убеждения присущ диалог, который в большей степени удовлетворяет потребность человека в досуговом общении, самовыражении, выработке жизненной позиции. Такие формы культурно-досуговой деятельности помогают оперативно улавливать и полнее отражать новые тенденции в сфере досуга, учитывать многообразные культурные запросы различных групп населения, способствуют выработке зрелого общественного мнения по ключевым проблемам современности на демократической основе. К активным формам культурно-досуговой деятельности относятся трибуны общественного мнения, сходы граждан, вечера вопросов и ответов, дни открытого письма, диспуты, дискуссии, деловые игры, клубные гостиные, аукционы идей, вечера-диалоги с. аудиторией и др. Живой интерес у населения вызывают трибуны общественного мнения. Эта диалоговая форма позволяет полнее выразить личное отношение ее участников к интересующим их конкретным событиям и фактам. Трибуна общественного мнения как форма культурно-досуговой деятельности позволяет убедительно, образно, эмрциональ-но, доходчиво, на конкретных примерах показать, что устранение причин, вызывающих те или иные негативные явления, важно в первую очередь для данной аудиторией. Одной из проблем исследования досуга является экспериментальная апробация этой формы и внедрение ее в работу учреждений культуры. Цель поисково-констатирующего эксперимента по проведению диалоговых форм досуговой деятельности — разработка научно обоснованной типовой методики проведения диалоговых форм досуговой деятельности учреждениями культуры. Задачи эксперимента: выявление влияния диалоговых форм досуговой деятельности на осмысление социальной значимости духовных ценностей, на процесс самосовершенствования участников диалога; выработка у участников дискуссий проблемно ориентированного взгляда на обсуждаемые явления, события, факты; анализ положительных и негативных моментов в подготовке и проведении диалоговых форм досуга; выработка действенных диалоговых форм культурно-досуговой деятельности. Объект эксперимента — деятельность культурно-досуговых учреждений. Предмет эксперимента — диалоговые формы культурно-досуговых учреждений. Гипотеза эксперимента — регулярное проведение дискуссионных трибун и других активных форм диалогового общения в учреждениях культуры при опоре на инициативу и стремление к нравственному самосовершенствованию его участников будет плодотворно влиять на выработку у них активной жизненной позиции. Экспериментальная ситуация При проведении дискуссий важно создать необходимую творческую обстановку, стимулирующую откровенный и заинтересованный разговор о назревших проблемах. В значительной степени этому будет способствовать острая постановка актуальных интересующих аудиторию вопросов. Многое будет зависеть от умения ведущего дискуссию активизировать мысль ее участников, направить ее в нужное русло, акцентировать внимание аудитории на верных суждениях, умело направлять разговор, задавать вопросы, приводить убедительные примеры, отстаивать свою точку зрения и приводить участников дискуссии к правильным выводам. Кроме этого, от ведущего требуется умение обострять дискуссию, выявляя при этом противоположные точки зрения. Такая ситуация побуждает искать новые доводы в защиту своих позиций и для опровержения других, что в конечном итоге будет способствовать проверке и становлению убеждений присутствующих. Таким образом, в ходе дискуссии ведущий создает ситуацию Набор независимых и зависимых переменных единиц, детерминирующих контролируемое наблюдение: учет различных точек зрения, ценностных ориентации, нравственных установок; методы активизации аудитории; соответствие хода дискуссии целевой направленности и поставленным задачам; трудности, с которыми сталкиваются организаторы этой формы работы, ведущий, и пути их преодоления; мнение участников дискуссии о ее влиянии на развитие их общественно-политической активности; использование местного материала, событий и их комментирование; выявление реакции аудитории в ходе дискуссии (безразличное, пассивное, неодобрительное, уход из зала и т.д.). Замеряют названные переменные до и после эксперимента. Подведение итогов эксперимента. Подтверждена или опровергнута сформулированная гипотеза? Анализ и оценка результатов эксперимента (познавательных, побочных и др.). В качестве вывода о значимости эксперимента в досуговой сфере важно подчеркнуть, что в ходе эксперимента проверяется гипотеза в процессе активного воздействия на объект, когда эксперимент приобретает черты эвристического поиска новых приемов, более совершенных методик, средств, способов социокультурного воспитательного воздействия на субъект досуговой деятельности. Описанные выше социологические методы исследования досуга не исчерпывают всего их многообразия. Здесь основное внимание уделено методам, которые не нашли должной методической разработки в специальной литературе и пока слабо используются в анализе значимости досуговой сферы в жизнедеятельности различных социальных групп и слоев населения. В прилож. 1 дана информация о различных методах и результатах исследований в сфере досуга за последние 10 лет, проведенных Институтом социологических исследований АН СССР (ныне Институт социологии РАН). Глава III. МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ III. 1. Ручная обработка информации Заполненные анкеты представляют собой первичную эмпирическую информацию. Для того чтобы она стала социологически значимой, необходимо ее обработать. Существует два вида обработки анкет — ручная и на ЭВМ. Ручная используется при ограниченном количестве анкет — до нескольких десятков. Если анкеты содержат немного вопросов, то вручную можно обрабатывать до пятисот анкет. Ручная обработка анкет начинается с их проверки на точность, полноту и качество заполнения. Такая проверка предполагает выявление соответствия вопросов" ответам, исправление допущенных неточностей и ошибок. Например, на вопрос: " Знаете ли Вы о мероприятиях центра досуга? " дан ответ: " Да, знаю". Но если следующий вопрос: " Если знаете, назовите, пожалуйста, их" — остался без ответа, то позицию " Да, ' знаю" следует зачеркнуть и отметить позицию " Нет ответа", " Не знаю" или " Затрудняюсь ответить". Затем следует изъять анкеты, в которых отсутствуют •ответы более чем на 30% основных вопросов и не указаны пол, возраст респондента и другие важные позиции. После этого проверенные анкеты нумеруются, а каждый вопрос и варианты ответов получают свой порядковый номер, который становится кодом. После такой обработки анкетная информация превращается в логически упорядоченный ряд чисел. Вопросы и ответы на них кодируют двумя способами. Один из них — порядковая нумерация всех позиций. Приведем пример такого способа кодирования. Вопрос: Являетесь ли Вы участником любительского объединения? Варианты ответов: 1 — Выполняю постоянные поручения 2 — Выполняю временные поручения 3 — Являюсь лидером. Вопрос: В чем Вы находите смысл любительских занятий? Варианты ответов: 4 — В повышении своего уровня культуры 5 — В развитии творческих задатков 6 — В возможности досугового общения по интересам и т.д. и ведется оно по тем же параметрам: Вопрос 1: Являетесь ли Вы участником любительского объединения?
4*
5 — Не нравятся отношения между посетителями 6 — Его работа не соответствует моим интересам. Результаты проведенного опроса и обработки данных (см. табл. 6) показывают, что изучаемая совокупность из 50 респондентов распределилась следующим образом: а. По полу: 1 — Мужской — 48% 2 — Женский — 52%. б. По возрасту: 1 — От 17 до 20 — 36% 2 - От 21 до 27 - 20% 3 — От 28 до 35 — 18% 4 — От 36 до 45 — 14% 5 — От 46 до 55 — 10% 6 — От 55 и старше — 2%. в. По посещаемости досугового центра: 1 — Несколько раз в неделю — 26% 2 — Несколько раз в месяц — 50% 3 — Несколько раз в год — 20% 4 — Совсем не хожу — 4%. г. Факторы, влияющие на слабую посещаемость досугового центра: 1 — Не хватает свободного времени — 12% 2 — Не с кем оставить детей — 8% 3 — Низкое качество мероприятий — 18% 4 — Не удовлетворены эстетическим видом и оформлением центра — 24% 5 — Не нравятся отношения между посетителями — 16% 6 — Его работа не соответствует моим интересам — 22%. В данном случае ясно, что основные причины слабой посещаемости досугового центра вызваны его неудовлетворительной работой. III. 2. Ввод и обработка информации на ЭВМ1 Существует ряд компьютерных программ (SPSS, Stat, Diasta, Socium, Stadia и др.), позволяющих осуществлять ввод информации в ЭВМ и получать различные варианты ее машинной обработки. Данные социологических опросов, содержащиеся в анкетах, являются наиболее распространенным видом информации. Ввод социологической информации в ЭВМ позволяет обработать большой массив анкет, содержащих качественные и количественные показатели (признаки), устанавливать и измерять взаимосвязи между ними.
|