Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава третья. С. 238. Ежедневно совершается жертвоприношение мессы при
С. 238. " …ежедневно совершается жертвоприношение мессы…" При мер сложных ассоциаций Шпенглера. Каждому известно, что месса — это дневное богослужение в католическом храме. Но слово «месса» происходит из французского messe, а по-латыни это звучит как missa. Missa же прежде всего означает «отпускание» и происходит от глагола mitto, среди значений которого есть и " бросать, метать, отпускать, преподносить". Если и не всю эту цепочку ассоциаций имеет в виду автор, то и наверняка не самое поверхностное понимание.
С. 239. " Civis Romanus" (лат.) — Гражданин Рима, римский гражданин. С. 241. Грюневальд (Grunewald) — условное имя, под которым был известен живописец Матис Нитхардт (Nithart) (род, ок. 1460 или 1470 г., ум, в 1528 г.) — немецкий живописец, а также архитектор и специалист-гидротехник майнцких архиеписков и курфюрстов. Писал на библейские сюжеты (" Распятие", «Рождество», " Святой Себастьян" и др.). С. 245. Беотийцы — в гомеровское время, в сущности, символ всех народов и племен, явившихся под Трою и поднимавших крики и вопли по бесчисленным поводам; здесь: глас толпы, пусть даже и ученой. С. 253."??????? " — в греческом языке тех времен преобладают обозначения пустоты в обыденном смысле: кет; — «пустой», кеюш — " опоражнивать, делать пустым", и т. п. "??????????? " — букв.: " видимое место". " spatium inane" — букв.: " пустое место". С. 254. " …музыки " Тристана" …" — имеется в виду опера Р. Вагнера " Тристан и Изольда". С. 256. Штифель (Stiefel), Михаил (1487–1567) — немецкий математик. Главный его труд " Arithmetica Integra" (" Общая арифметика" или даже " Неизвестная арифметика" (1544) содержит ясную концепцию понятия «логарифм», чьи " удивительный свойства" и описываются автором. ’??????? ‚?????:???? — начало (в смысле не только начала, но и верховенства), "??? — прежде всего «лес», «валежник», а уж потом «материал», «материя», «вещество», но опять-таки сначала в обыденном смысле,????? — это «вид», «образ», «красота», а также форма (наполненная философским содержанием, в сущности, только со времени Аристотеля). С. 259. " …???????????? " — " по имени", " по телесному имени"; " по имени такой-то"; " человек по имени…" С. 263. Винфрид, он же Бонифаций — святой, названный апостолом Германии. Родился в 680 г. в Девоншире и получил при крещении имя Винфрид. В 717 г. получил от папы Григория II разрешение проповедовать Евангелие по всей Германии. Juppiter Latiaris (лат.) — Юпитер Латийский, т. е. покровитель Латия, древней области между Тирренским морем, Этрурией и Кампаньей; Juppiter Feretrius (лат.) — Юпитер " Податель Добычи" (или " Несущий Победу"). С. 267."???????? " — трагедия (первоначально песнь при жертвоприношении козла богу Дионису). ??????? (греч.) — подражание, т. е. подражание, в частности, природе, природному. С. 269. " Фаустовское… орфики с их формулой???????? …" Согласно учению орфиков, " жизнь — страдание. Душа в теле неполноценна. Тело - гробница и темница души. Цель жизни — освобождение души от тела. Это нелегко, так как душа обречена переселяться из тела в тело…" (ЧанышевА.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981. С. 116). Следовательно,???????? a значит " тело — могила" [души] или " тело — гробница" [души). " Так, Ливии (VII, 2)… caelestis irae placamina" (лат., букв.: " смягчение божественного гнева") — " умиротворение богов" (см.: Ливии, Тит. История Рима от основания города. Т. 1. М.: Наука, 1989. С. 324). Баальбек (Бальбек) — город Баала-Ваала, средоточие культа Ваала, сирийского бога солнца (греки называли этот город Гелиополисом), в Кессарии. С. 271. Титурель, согласно «Lexikon» (Leipzig, 1958) — " первый король Гра(а)ля, прадед Парсифаля", но тогда вторым Титурелем может быть и Парсифаль. Согласно же сюжету оперы Вагнера (см.: Ситу, Peter. Opernbuch. Berlin: Henschel-verlag, S. 236–241), Титурель, отец нынешнего короля Амфортаса, получил как божий дар Граль — чашу, " из которой пил Иесус м последней вечере и в которую была собрана его кровь, а также копье, которым была пролита эта кровь". Парсифаль, после многих странствий и поисков Граля, возвращается в замок Титуреля, который уже мертв, а его сын тоже изможден длительной болезнью, и Парсифаль провозглашен королем. Но второй или третий он Титурель, неясно. «Стихи» же — возможно, монологи в эпосе Эшенбаха. Серапейон — Серапеум (Serapeum,?????????) — в древности название храмов египетскому богу Серапису. С. 272. Корвей — древнее бенедиктинское аббатство на Везере, наиболее известное в Саксонии. Минден (Minden, Mindhof) — город-крепость, основанная в римское время. Знаменит собором в раннеготическом стиле. Гернроде (Gernrode) — средневековый город в Гарце, южнее Кведлин- бурга. Известен, в частности, своей церковью при монастыре (X–XII столетий) с могильным памятником маркграфу Геру (Geros). С. 276. " Sainte Chapelle" — Сен-Шапель (Святая Башня). Тенея (Tenea) — город в Ахее, между Коринфом и Микенами. С. 277. Дилювиальный (от лат. diluvium — потоп) — здесь: времен всемирного потопа. С. 279. " В начале IV династии (2930 г. до Р.Х.).." — Шпенглер пользуется иной хронолотей, чем, например, Кристиан Жак в книге " Египет великих фараонов". С. 280. " Пеопи 1 и Пеопи II…" — здесь то же несоответствие современной хронологии. Так, у Кристиана Жака Сахура — фараон V династии - правил в 2458–2446 гг., Пеопи 1 (Мерира) — в 2300–2268 гг., Пеопи II (Неферкара) — в 2254–2160 гг. (см.: Жак К. Египет великих фараонов: Ис- тория и легенда. М.: Наука, 1992. С. 288). С. 283. Вальтер Фогельвейде (Walther von der Vogelweide), родился в 1170, ум. в 1230 г., — величайший средневековый немецкий лирик, писавший на литературном языке. Его стихи были им же положены на музыку. Происходя из неимущего дворянства, он стал самым известным миннезингером, что примерно соответствует нашему понятию " бард". С. 284. K??????? (греч.) — очищение (от преступления, греха); ???????? (греч.) — благоразумие; воздержанность, умеренность; дешрю?????? (греч.) — наблюдение, созерцание; наука, учение. С. 285. Коркира (Согсуга) — остров в Ионическом море, ныне Корфу. Додона (Dodona и Dodone) — город в центре Эпира со священной дубравой и оракулом Юпитера. Согласно древним преданиям, оракул представлял собой могучий дуб, шелест листвы которого истолковывали жрицы; гадали они и по журчанию священного ручья и по звукам медных сосудов. С. 287. Бернвард Гильдесгеймский — см. примеч. к с. 173. С. 288. " Qui n'a pas vecu avant 1789, ne connait pas la doucer de vivre" - " Кто не жил до 1789 г., тот не знает сладости жизни". Цвингер (Zwinger) — вообще башня, соединяющая два сооружения. Дрезденский Цвингер — барочный архитектурный комплекс (позднее — ме- стонахождение Дрезденской картинной галерии). С. 291. Максенций — римский император (306–312 гг.), сын Максимиана. С. 292. Ктесифон (Ctesipho(n)) — ассирийский город на левом берегу Тигра, зимняя резиденция парфянских царей. С. 292. (Примеч.) Кретьен — Кретьен де Труа (вторая половина XII в.) — виднейший французский куртуазный эпик. Еще в молодости написал роман о Тристане, а затем, в частности, роман " Персеваль, или Повесть о Граале" (см.: Зарубежная литература средних веков / Сост. Б.И. Пуришев. М.: Просвещение, 1974. С. 254). С. 294. Марс Ультор (лат. Ultor) — Марс Мститель (Каратель).
|