Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава четвертая
С. 308. " …par excellence" (фр.) — по преимуществу. С. 313. " …Ars nova" (лат.) — " Новое искусство": " Это было время рас- цвета музыки и музыкально-теоретической мысли не только во Франции, но и в соседних странах" (История эстетической мысли: Становление и разви- тие эстетики как науки: В 6 т. Т. 1. Древний мир. Средние века. М.: Искус- ство, 1985. С. 294). С. 314. «continue» (лат.) — соединять непосредственно, связывать; здесь: непосредственная связь. С. 315. Штамиц (Stamitz), Иоганн (1717–1757) — немецкий композитор, один из родоначальников оркестровой симфонической музыки. Лемния (Lemnia) — Лемносская (с острова Лемнос). staccato (итал.) — отрывисто. С. 316. accelerando (лат., ит.) — ускорение, здесь: " ускоренно". С. 320. Рожье ван-дер-Вейден (Rogier van der Weiden, Roger de la Pasture, род. в 1400 г.) — нидерландский живописец. Писал на библейские темы. В Эрмитаже хранится его картина " Святой евангелист Лука, срисовывающий лик Богоматери". С. 322. sfumato (итал.) — мягкий переход, оттенок, нюнанс. С. 323. Гиберти (Ghiberti, 1378–1458 гг.), Лоренцо — знаменитый флорентийский скульптор, литейщик и золотых дел мастер. Отделывал орнаментами и рельефами двери к храмам. С. 324. Кюйп, Кейп (Cuiyp), Альбер (1620–1691) — голландский живописец, гравер; писал ландшафты, на которых часто главное место занимали лошади и рогатый скот. С. 325. " point de vue" (фран.) — точка зрения; здесь: взгляд индивидуалистической личности. С. 332. Альбани, Франческо (1578–1660) — живописец болонской школы. Предпочитал мифологические сюжеты. С. 339. Вилларт (Villaert), Андриан (1490–1562) — знаменитый нидерландский композитор, основатель так называемой веницианской школы хорового пения. С. 344.??????? (греч.) — благозвучие, гармония, стройность. С. 345. (Примеч.) " …gu'il puait comme une charogne" (фр.) — " …что он воняет, как падаль". С. 348.???? (греч., ионийское звучание слова " идеа") — вид, наружность; здесь — платоновская идея как духовное начало. ?????????? (греч.) — у Платона это " разумное начало" души. С. 352. Фрау Минне — нем. Frau Minne — Любовь-чаровница. Отсюда Minne-singer — певец Минны, певец любви. Mater dolorosa (лат.) — Матерь Скорбящая. Афродита Книдская — от лат. Chidos; Книд(ос) — дорический приморский город в Карий с храмом Венеры (Афродиты). С. 353. Крезил, Кресил (K???????) — древнегреческий скульптор родом из Кедонии на острове Крит. С. 355. (Примеч.). Васман (Wasman), Фридрих (1805–1886) — немецкий художник, портретист; писал и пленерные ландшафты. С. 356. Мино да Фьезоле (Fiesole; 1431–1486) — собственно Мино ди-Джованни-ди-Мино, итальянский скульптор ролом из Фьезоле. С. 359. Септизониум (Septizonium) — название двух высоких зданий в Риме: (1) построенного при императоре Тите в южной части Рима и (2) построенного при Септимии Севере у юго-восточной оконечности Большого цирка. С. 360. terrible (фран.) — ужасное, страшное, грозное. Герсфельд (Hersfeld) — город на правом берегу Фульды (а также аббатство, основанное в 758 г.). ???????? (греч.) — умеренность; благоразумие. С. 363.??????? (греч.) — невозмутимость. С. 365. Станцы — от итал. (stanza — комната) — покои, залы. С. 371. Карассими (Carissimi), Джакомо (1605–1674) — итальянский композитор; писал оратории, оперы и пр. Кюнау (Kuhnau), Иоганн (1717–1757) — немецкий композитор; написал, в частности, первые в Германии клавирные сонаты. С. 372. allegro fugitivo (итал.) — здесь: веселая фуга, фугированное аллегро. Фишер Фон Эрлах (Fischer von Eriach), Иоганн-Бернгард (1656–1723) — австрийский архитектор; представитель барокко. С. 373. Барокко (от португ. baroco — неровные, искривленные жемчужины или бусины); сначала употреблялось в насмешливом тоне, и только в архитектуре, для называния всевозможных украшений, и лишь с XIX в. вошло как серьезный термин во все виды искусства. a limine (лат.) — букв.: " с порога". С. 375, paysage intime (фран.) — интимный пейзаж. Ван Гойен, Ян — голландский художник XVII в. Писал различные «виды», например " Вид Дордрехта" (1640–1650 гг.). (См": Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М.: Искусство, 1971. Илл. 168а). С. 380. Герико (Gericault), Теодор (1791–1824) — французский художник, представитель романтического направления в живописи. Рисовал, в частности, лошадей, писал и на мифологические сюжеты. С. 381. Эвпомп — греческий художник IV в. до н. э. Согласно Плинию, " на вопрос о том, кому он следовал из предшественников, ответил, указывая на толпу людей, что нужно подражать природе, а не художнику" (см.: Лосев А.ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979. С. 594). С. 385. …" манера Ходлера…" Ходлер (Hodler), Фердинанд (1853–1918) — швейцарский художник; вначале натуралист, затем увлекся композиционной ритмикой и символикой. Картины его отличаются парадностью и помпезностью, как, например, " Отход швейцарцев при Меленьяно". С. 387. Макарт (Makart), Ханс (1840–1884) — австрийский художник; писал на исторические и аллегорические темы в патетически-претенциозном стиле " нового барокко", например картины " Охота Дианы", " Триумф Ариадны", " Въезд Карла V в Антверпен".
|