Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Эта книга возникла как ответ на запросы на­ших студентов






 

Эта книга возникла как ответ на запросы на­ших студентов. Опыт преподавания психоаналитичес­кой теории развития студентам, изучающим психоана­лиз и психологию, и лицам, постоянно практикую­щим психиатрическое лечение детей и взрослых, по­казал, что не только они, но и мы сами, подавлен­ные быстро растущей массой разнородной информа­ции о развитии ребенка, нередко теряемся перед мно­жеством часто противоречащих друг другу, а то и вза­имоисключающих теорий. Когда мы изучали психо­анализ, нашим главным ориентиром был опублико­ванный в 1945 году фундаментальный учебник Отто Фенихеля «Психоаналитическая теория неврозов», ко­торый охватывал все существующие на то время тео­рии. Здесь мы преследуем аналогичную цель — пред­ставить синтез имеющихся психоаналитических тео­рий развития.

Другой трудностью, с которой сталкивались наши студенты, оказалась труднодоступность необхо­димой информации. Конечно, доступны сборники ра­бот отдельных авторов и тематические антологии по избранным темам и монографии, представляющие ча­стный взгляд на проблему; но, с другой стороны, фрагменты теоретического знания рассеяны по мно­жеству публикаций. Поэтому другая наша цель — со­брать под одной обложкой как ранние, так и более поздние психоаналитические теории развития лично­сти, а также информацию, касающуюся современных исследований в этой области. Последние, будучи рас­смотрены в контексте того, что им предшествовало,

 

– 16 –

 

приобретают дополнительное измерение, так что наш студент может судить о них с большим пониманием.

Основное внимание в данной книге мы уделяем внутрипсихическим процессам — тем, что протекают в психике по мере ее развития. Хотя на изучение меж­персональных взаимодействий сосредоточены многие современные исследования в области развития, наше внимание направленно на то, каким образом чувства и ощущения при межперсональном общении затраги­вают основы, природу и функции внутрипсихических структур.

Пытаясь собрать воедино существующие теории развития личности, мы вначале обращаемся к тем иде­ям Фрейда, которые выдержали проверку временем. Это позволяет проследить происхождение современ­ных теорий. Приводятся имеющиеся свидетельства ошибок Фрейда. Мы исходим преимущественно из Эго-психологии, в особенности, структурной теории, а также материала, который относится к периоду, на­званному Валлерштейном (1988) эпохой пост-Эго-психологии, когда теории Эго-психологии постепен­но обогащаются идеями и понятиями, заимствован­ными из других областей, как в границах психоана­лиза, так и вне их. Наибольшее влияние на нас ока­зали те идеи, которые мы нашли с клинической точ­ки зрения полезными, здравыми и пригодными для использования в педагогической деятельности и по­вседневной практике психоанализа детей, подростков и взрослых.

Чтобы изложить в обобщенном виде весь этот материал, нам пришлось проанализировать бесчислен­ное количество отдельных деталей и великое множе­ство экспериментальных данных, теоретических пред­положений и клинических находок. Чтобы сохранить при этом целостность взгляда, мы использовали в не­сущей конструкции комбинацию идей Пиаже, Спитца и Анны Фрейд с добавлением более современных идей

 

– 17 –

 

из общей теории систем в изложении фон Берталан­фи.

В итоге мы пришли к выводу, что развитие есть непрерывный процесс, в который вовлечено большое число взаимодействующих, взаимно пересекающихся систем (или структур); со своим алгоритмом разви­тия, который и должен рассматриваться в сопостав­лении с развитием остальных. В данной книге мы описываем последовательное развитие всех основных, одновременно разворачивающихся систем1, которые и составляют человеческую личность. При их описании мы придерживаемся той точки зрения, что ни одна из стадий развития не является определяющей в отношении окончательного результата и ни одна из си­стем не преобладает над остальными.

Необходимо признать, что этот взгляд на разви­тие восходит к изначальной психоаналитической по­сылке о решающей для взрослой личности роли детс­кого опыта. С самого начала именно реконструкция личного прошлого была главным стержнем психоана­литического метода лечения, а подобный генетичес­кий подход являлся основным для всей психоанали­тической доктрины. И только когда аналитики при­знали, что генетические реконструкции приводят к ис­каженному представлению о развитии, они обратили на процесс развития более пристальное внимание.

У взглядов на развитие — своя эволюция, па­раллельная истории психоанализа. Отталкиваясь от доктрины о центральном значении развития инстинк­тивных влечений и Эдипова комплекса, последователи психоанализа выдвинули множество альтернативных теорий, предлагающих свою концепцию человеческо­го развития.

Некоторые их этих теорий отдают чрезмерное предпочтение одним аспектам развития в ущерб дру­гим, за что подвергаются критике. Представляя дан­ную книгу как некую интегрированную конструкцию, мы пытаемся избежать как опасности упрощенного ре-

 

– 18 –

 

дукционистского подхода, так и неправомочных зак­лючений относительно влияния опыта ранних лет жизни на возникающие патологии. Разумеется, изуче­ние психопатологии вносит огромный вклад в наше понимание нормального развития, но сейчас возме­щается недостаток противоположного подхода. Мы надеемся, что наши усилия послужат созданию более ясного и четкого представления обо всей сложности процессов развития, а также обеспечат основу для примирения различных точек зрения. Тогда подроб­ные и точные сведения о «нормальном» развитии по­служат базой для постепенного формирования все бо­лее детального и глубокого понимания отклонений и патологий личности и межличностных отношений, притом создавая условия для ранней диагностики, предупреждения и более эффективного лечения.

Эта книга начинается с истории психоаналити­ческих взглядов на развитие, затем следует определе­ние того, что представляет собой процесс развития и описание используемого нами подхода. Далее мы представляем и обсуждаем вопросы, наиболее интере­сующие нас и исследуемые в психоаналитической пси­хологии развития. Это следующие категории: психо­сексуальность, объектные отношения, аффект, когни­тивность, Суперэго, род и Эго.

Мы предпочитаем такой порядок представления материала традиционному хронологическому (по ста­диям развития психосексуальности). Мы делаем это для того, чтобы подчеркнуть, что поведение на лю­бой из хронологических стадий определяется широ­ким спектром взаимодействующих факторов; а также для того, чтобы сделать очевидной значимость каж­дой системы для процесса развития. Таким образом, наш подход придает больше значения самому процес­су и наличию глобальной взаимосвязан, нежели кон­кретному возрасту человека, и отходит от понятий специфичности психосексуальных или либидных фаз развития. Опыт учит нас, что достоинства такого под-

 

– 19 –

 

хода перевешивают недостатки из-за любых перекры­ваний материала и повторов. Независимая природа всех этих систем, однако, несколько затруднила орга­низацию материала в книге. Мы не скрываем, что при ее написании имели место некоторые сомнения, например, по поводу того, должен ли материал о раз­витии Суперэго идти до или после материала о поло­вом развитии; должно ли развитие Эго освещаться раньше, чем вопросы развития Суперэго и пола. Но наши сомнения лишь увеличили нашу уверенность в преимуществе рассмотрения человеческой личности в терминах взаимосвязанных, взаимодействующих сис­тем. Каждая система опирается на все остальные, и таким образом, каждая глава опирается на концеп­ции, содержащиеся в других главах. Следовательно, мы не можем избежать определенного предвосхище­ния материала, его повторения и перекрывания.

Новички в психоаналитической терминологии часто оказываются сбитыми с толку разными значе­ниями того или иного термина. Излагая материал, мы предпочитаем не отвлекаться и не перегружать текст определениями, а даем в конце книги «Словарь встре­чающихся терминов», где кратко определяем, в соот­ветствии с контекстом, некоторые из них.

Для простоты мы везде используем общее «он» (ребенок). Из текста ясно, что под этим мы не под­разумеваем того, что развитие мужчины является мо­делью, на которой базируется человеческое развитие вообще. Те же самые соображения диктуют нам ис­пользование термина «мать» в целом по отношению ко всем лицам, осуществляющим непосредственный уход за ребенком.

Наша книга представляет собою смесь взгля­дов — собственных и чужих. То, что нам наиболее зна­комо, мы повсеместно здесь цитируем по оригина­лам, но нам сразу было ясно то, что цитировать все без исключения невозможно. Поэтому мы совершен­но уверены, что некоторые превосходные работы не

 

– 20 –

 

освещаются на этих страницах. Если нам в настоя­щей книге не удается отдать дань уважения тем, кто этого, безусловно, заслуживает, то мы делаем это не­преднамеренно.

 

– 21 –

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

 

Нам чрезвычайно приятно, что русскоязычные сту­денты и специалисты интересуются психоаналитически­ми взглядами и, в особенности, теориями развития. Эта книга хорошо известна и широко используется во мно­гих странах. Она уже была переведена на итальянский, французский, немецкий и португальский языки. Пред­ставители других языков тоже интересуются этой кни­гой. Многие студенты говорили нам, что эта книга по­пулярна благодаря своей ясности, плану организации и интеграции различных областей психологии, а с педаго­гической точки зрения особенно ценны выводы, изло­женные в последней главе. Некоторые читатели были разочарованы, потому что после этой книги жизнь стала казаться сложнее, а не проще. Мы безусловно согласны с тем, что в этой книге говорится о запутанности пси­хического развития человека: о эмоциональных, когни­тивных, психологических и бессознательных областях ума. Мы считаем эту запутанность частью реальности, но в этой запутанности можно обнаружить и определенный порядок. Мы постарались сохранить богатство запутан­ности и сложности, создав при этом схему, позволяю­щую изучить и ассимилировать новую информацию и новые теории, которые постоянно появляются. Мы на­деемся, что наша попытка увеличить понимание роста и развития человеческой психики внесет свой вклад не только в медицину, но и в социальную жизнь. Мы также надеемся, что наши русскоязычные читатели сообщат нам, оказалась ли для них полезной эта работа.

 

Филлис Тайсон, доктор философии

Роберт Л. Тайсон, доктор медицины

 

– 22 –

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал