Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание матричной игры
Наиболее разработанной в теории игр является конечная парная игра с нулевой суммой (антагонистическая игра двух лиц или двух коалиций), называемая матричной игрой. Рассмотрим такую игру G, в которой участвуют два игрока А и В, имеющие антагонистические интересы: выигрыш одного игрока равен проигрышу второго. Так как выигрыш игрока А равен выигрышу игрока В с обратным знаком, можем интересоваться только выигрышем а игрока А. Естественно, игрок А хочет максимизировать а, а игрок В – минимизировать а. Для простоты отождествим себя мысленно с одним из игроков (пусть это будет игрок А), тогда будем называть игрока В – “противник” (разумеется, каких-то реальных преимуществ для А из этого не вытекает). Пусть у игрока А имеется m возможных стратегий Обозначим через aij выигрыш игрока А в случае, если он воспользуется стратегией Аi, а игрок В – стратегией Вj. Предполагается, что выигрыш aij известен. Тогда мы можем составить прямоугольную таблицу (матрицу), в которой перечислены стратегии игроков и соответствующие выигрыши (рис.3.2). Если такая таблица составлена, то говорят, что игра G приведена к матричной форме. Отсюда рассматриваемая игра и получила название матричная. Само по себе приведение игры к такой форме уже может составить трудную задачу, а иногда и невыполнимую, из-за необозримого множества возможных стратегий игроков и трудности определения выигрышей aij Рис. 3.2. Математическая модель матричной игры Рассмотрим некоторые задачи, решение которых сводится к решению матричных игр. Игра 1. Вариант игры “Морра”. Игра состоит в том, что каждый из двух игроков независимо друг от друга выбирает определенную сторону монеты (“герб” или “решка”), затем одновременно называют свой выбор. Если игроки выбрали одну и ту же сторону монеты, то второй игрок платит первому одну гривну, если разные, то первый платит второму такую же сумму. Легко видеть, что матрица выигрышей (платёжная матрица) этой игры имеет вид Здесь стратегии А 1 и В 1 – игроки А и В выбирают “герб”, а А 2 и В 2 – игроки А и В выбирают “решку”. Нетривиальность сформулированной задачи, как и любой матричной игры, состоит в том, что каждый из игроков делает свой выбор независимо друг от друга.
|