Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Алгоритм составления Z-модели для субъекта предпринимательской деятельности
Алгоритм составления Z -модели состоит из следующих этапов. 1. На основе статистических данных определяются матрицы X и Y, соответствующие объектам исследования с разными характеристиками. Пусть X соответствует объектам с положительной характеристикой по обобщенному показателю Z (например, это успешные предприятия или клиенты, которые выполнили условия кредитного договора), а Y – с отрицательной характеристикой (например, это обанкротившиеся предприятия или клиенты, не выполнившие условия кредитного договора). Пусть число частных финансовых показателей, входящих в Z- модель, равно m. Тогда матрицы X и Y будут иметь размеры (m ´ n 1) и (m ´ n 2), где n 1 и n 2 – число объектов, взятых во множество X и Y соответственно. Элементы этих матриц xij и yij являются оценками соответствующих объектов по i -му показателю и для j -го объекта. Для оценки кредитного риска по двум показателям (например, Z 1 – коэффициент покрытия, Z 2 – коэффициент автономности) матрицы X и Y имеют вид: , где n 1 – количество надежных клиентов, относящихся к множеству Х, n 2 – количество ненадежных клиентов, относящихся к множеству Y, – коэффициенты покрытия соответствующих клиентов, – коэффициенты автономности соответствующих клиентов. 2. Находятся оценки корреляционных матриц и , где ; ; ; ; ; ; ; ; . 3. Учитывая, что при сложении некоррелированных векторов их корреляционные моменты складываются, получаем оценку корреляционной матрицы 4. Вычисляется обратная матрица , где – определитель матрицы К; Аij – алгебраическое дополнение элемента a ij матрицы К. 5. Вычисляется вектор-столбец весовых коэффициентов , входящих в Z -модель , где Т – означает транспонирование (в данном случае, вектор-столбец превращается в вектор-строку); – вектор-столбец с элементами . 6. Рассчитывается , где , , , . 7. Записываем выражение для Z- модели в следующем виде: . Если для некоторого клиента Z < 0, то его следует отнести к рискованной группе Y, а если Z > 0, то к безрисковой группе Х. В этом случае вероятность того, что клиент относится к группе Х, приближенно оценивается по формуле . Очевидно, чем больший объем исходной статистической выборки использовался, тем более адекватной объекту исследования будет полученная модель. Но главная причина неадекватности Z -моделей исследуемым объектам заключается не только в непрезентабельности (малом размере) выборок, но и в их неоднородности. Если используемая для получения Z -модели выборка не обладает свойством однородности, то допустимость применения вероятностных методов ставится под сомнение. В этом случае более адекватными являются нечеткие модели на основе использования лингвистических переменных.
|