Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Религия в условиях духовной культуры современного общества. 4 страница






Указанная традиционная классификация подчеркивает формальные аспекты церковно-государственных отношений и не уделяет достаточное внимание их содержанию, юридическим полномочиям данным церквям, и защиты, предоставленного верующего человека. Итак, она может быть полезная только для постижения общих моделей в странах Западной Европы, и лишь отчасти для понимания современных разработок в области церковно-государственных отношений.

Однако, нельзя было бы утверждать, что формальные категории систем отделения, конкордата и национальных церквей в результате исторического развития исчезли, в некотором отношении, стали эквивалентны. Установление церковно-государственных отношений через конкордат (Италия, Испания), четко отличается от установления через государственный закон, как это происходит в Бельгии, Англии Греции и других. странах, где действует смешаная система, которая соединяет принцип единства национальных церквей с преимуществом ведущей, сложившейся в условиях культурно-исторических традиций. Конкордат имеют ту же силу, что и международное право, и, в связи с этим, не может, быть изменен одно-сторонне. Объективно сложившиеся традиции конкордата дают более сильную защиту церкви, чем государственные законы, имеющие относительно недолгий срок жизни.

Одной из стран с наиболее устойчивыми традициями конкордата является Испания, где история развития данных традиций начисляет более 500 лет. Начало отношений между церковью и государством в Испани восходит до 589 году, когда король визиготов Рекард объявил в Толедо о религиозном (католическом) и политическом объединении своего королевства. Начиная с XV столетие, с момента правления Фердинанда и Изабеллы, католическая церковь всегда играла важнейшую роль в развития общества, культуры и права Испании.Тесная связь католичества с политической властью сохранялся и в XIX столетии, что нашло отображения во всех конституциях, принятых в минувшем веку (от 1812, 1837, 1869 до 1876 года), а также в конституции первой Испанской республики. Признавалось только католическое вероисповидание, не допускался прозелитизм, брак признавался только освещенный церковью, и все традиции, связанные с ним были починены канонам котолического права. Связь республиканской власти с католицизмом выглядел немного парадоксально, в особенности если учесть, сильное влияние в Испании французского либерализма. Тем не менее, отношения между церковью и испанским правительством складывались нелегко. В результате 1851 года было заключенно соглашение - конкордат между Католической церковью и испанским правительством, по котором церковь получила финансовую поддержку из государственного бюджета и большие льготы в налогообложении, однако лишилась более 90 % своей собственности, прежде всего земельной рентой.

Во времена Второй Республики (1931-1936 годах) в Испании снова заявило о себе французское влияние и снова получили развитие антимонар-хические, антиклерикальные республиканские идеи. Отношения между цер-ковью и государством в этот период характеризовались решительным отделе-нием церкви от государства, враждебным отношением к католичеству. Однако народ в массе своей сохранил благосклонность к католической вере, не принял эти изменения, которые послужило одной из главных причин гражданской войны 1936-1939 годы. Однако и политический режим генерала Франко, который просуществовал в стране с 1939 по 1975 год, сохранил конкордат, подписанный в 1953 и предоставил Католической церкви значительные привилегии и юридический статус официальной церкви, признавал ее юрисдик-цию на всей испанской территории.

Период больших политических изменений, пришелся на 1975 - 1978 годы, когда была принята конституция, которая основательно перевернула всю испанскую систему права. В частности, как основное право человека было признанное право на религиозную свободу и, одновременно, было провозглашено, что никакая религия не пользуется преимуществами. Так началась новая глава в истории отношений церкви и государства в Испани.Она сформулировала основные идеи для гибкого конституционного союза. Однако очевидно, что тесные исторические связи государства с католической церковью не могли быть смещены с помощью закона, поскольку они коренятся в культуре обществе. Поэтому историки, философы и социологи должны считать Испанию католической страной (более 90% население – католики), а католичество - важной составной частью испанской культурной идентичности. Хотя конкордат официально был ликвидирован, нынешнее правовое регулирование выходит из факта, «... что юридическая система, закрепленная в конституции, основана не столько на отделении церкви от государства, сколько на их сотрудничестве, которое снимает много проблем, вытекающих из католического прошлого Испании»(с. 165).

Приняв конституцию 1978 года. и признав религиозную свободу как одно из основных прав человека, испанское общество сделало выбор в пользу сотрудничества с церквями, религиозными общинами и группами. Это сотрудничество развивается разными путями, в частности, путем придания разным объединением неодинакового юридического статуса с целью удовлет-ворения религиозных запросов общества, в то же время стремения избегнуть дискриминации по религиозному признаку. В реальной жизни, как обозначено выше, достижение этой цели соединено с большими труднощями. Решения, которые представляется оптимальным из исторической и социальной точек зрения, на практике может стать источником дискриминации, расхождений в подходах. Избегнуть этого тяжело, но светские власти современной Испании прилагают к тому все силы, поддерживая равновесомую между сотрудни-чеством и разделенностью, которая осуществляет настоящую и эффективную защиту религиозной свободы и равенства всех перед законом.

Италия также как и Испания вписывается в общий европейский образец исторической эволюции форм соглашения - от конкордата к довольно свободным отношениям в рамках гражданско-правового кодекса. Папский престол, который находится в Италии, обеспечивает католической церкви большое влияние на политические и социальные события в стране независимо от статистических цифр о религиозных убеждениях итальянцев. Поэтому не удивительно, что концептуальные рамки церковно-государственных отношений в Италии опираются на идею сотрудничества, котораяе всегда поддерживалась католической доктриной и осуществлялась через ратификацию конкордата между церковью и различными правительствами. В данное время Итальянское государство заключило соглашения по образцу католического конкордата с шестью деноминациями, которые также должны рассматриваться в свете того же самого принципа сотрудничества. Преобладающая тенденция к строго определенному сотрудничеству между государством и церквями была доказана принципами религиозной свободы и равенства, которые утвердились на протяжении либерального периода после падения фашистского режима Конституцией 1948 года. Эти принципы применялись очень экстенсивно с 1960-х годов.

Начиная с объединения Италии в 1860-е годы, церковь и государство находились в сложных, а временами и антагонистических отношениях. Объединение Италии было закончено в 1870 присоединением Рима, которое положило конець светской власти Римских пап. Правительство во главе с премьер-министром К.Бендо ди Кавуром (1810-1861) в начале своей деятельности стремилось к секуляризации общественных институтов и общественной жизни, привлекая к этому процессу итальянскую интел-лигенцию. Она была той силой, которая существенным образом обновила важнейшие области жизни. В члены парламента были выдвинутые выдающиеся представители нации, среди которых имена литературоведа и издателя К.Ар-риги, поэта Дж.Кардуччи, композитора Дж.Верди, философа, публициста, исто-рика где Санктиса и др. Некоторые примеры этого процесса такие:

· введение обязательного гражданского брака (1865);

· ограничение католического образования в государственных школах (1877);

· реформа уголовных законов для защиты религии (1889);

· контроль благосостояния и благотворительных учреждений (1890).

Оппозиция церковной иерархии была дальше усилена мерами, которые были направлены на уменьшение экономической власти церкви, в особенности путем возвращения государству определенных объектов церкви и конфискации их собственности (1866, 1867). Однако крайний радикализм Кавура (в том чис-ле и в вопросах религии) обернулся национальной трагедией. Италию оставили выдающиеся деятели науки, культуры, искусства, образования. Началась знаме-нитая в конце Х1Х века эмиграция итальянцев на американский континент (, с.84-85). Отмечая эти факты, современный итальянский социолог Сильвио Феррары пишет: «...Италия была обвинена в попытке лишить Римского папу и Церковь остатков их свободы,... что вызвало враждебность, со стороны многих католиков к Королевству Италии. По ряду причин, конфликт между Католической церковью и Королевством Италии не был решен к I Мировой Войне»(, с.69).

Довольно сложным и противоречивым явлением в общественной и духовной жизни Италии стал конкордат Латеранских соглашений (1929), который был подписан правительством Муссолини. Он дал возможность создать новое государство – Ватикан и восстановит часть привилегий церкви в ряде областей:

· матримональные дела;

· экономические вопросы;

· религиозное образование в государственных школах (которое было запрещено на протяжении либерального периода),

· искусство и наука (создание «Академия наук» - Г.Маркони, «Академия искусств» - Г.Д'ннунцио) (, с.106).

Провозглашение Республиканской Конституции в 1948году в Италии создало основу для пересмотра тех условий конкордата, которые были наименее совместимые с принципами свободы и равенства в религиозных вопросах, сохраненными в Конституции. Однако, по ряду национальных и международных причин реформа Итальянского закона о церкви затянулась до 1980-х годов. К тому времени, Италия прошла важный процесс секуля-ризации.

В конституции Италии (1947) и ее исправлениях (60-80-х г.г.) государство и католическая церковь стали независимыми и суверенными, каждые в границах собственной сферы. Их отношения регулируются соответ-ственно латеранскими Договорам. Дополнения к настоящим Договорам не требуют никакой процедуры конституционного просмотра. Фундаментальные положе-ния итальянского закона о церкви помещаются в Конституции. Статьи 7, 8, и 19 предполагают охрану свободу индивидуума в религиозных вопро-сах; гарантируют систему сотрудничества между государством и религио-зными деноминациями. Так, в ст.7, отношения между государством и католической церковью регулируются через конкордаты, которые обладают той же юридической силой, что и международные соглашения. Статья 19 га-рантирует религиозную свободу любому человеку, независимо от его граж-данства и обеспечивает право на свободное исповедование своих религиозных убеждений в любой форме, индивидуально или в ассоциациях, распространять их и провозглашать их публично но в частном порядке, за исключением случаев обрядов, которые противоречат морали. Преобладающая интер-претация такая, что свобода и распространяется на атеистические или агнос-тические убеждения, которые также целиком гарантируется законода-тельством. Кроме того, определено конституционное право изменять свою религию, даже если это не определено специальной статьей конституции.

Итальянская Конституция рассматривает и вопрос религиозных об-щин.Так, ст. 8 подтверждает, что все религиозные общины одинаково свобо-дные перед законом, который предоставляет им право организовывать себя соответственно их собственном уставов в той мере, в какой-то они не противоречат общему закону. В этом смысле, все религиозные деноминации одинаково свободны перед законом. Их отношения с государством регули-руются на основе соглашений с их соответствующими представителями. В данное время итальянское государство уже заключило соглашения с вальдезианцами (1984), пятидесятниками и адвентистами (1986), иудеями (1987), баптистами и лютеранами (1993).

Статьи 7-я и 8-я Итальянской Конституции в особенности важные для са-моопределения религиозных общин. Кроме признания суверенитета и незави-симости католической церкви, эти статьи предоставляют всем другим деноминациям высокую степень внутренней автономии. Другие деноминации свободные организовывать себя как они того пожелают. Кроме того, они защищены от любой вновь утвержденной юрисдикции государства. Конституционное предостережение о том, что отношения церкви и госу-дарства должны регулироваться соответственно итальянскому закону, приме-няется только к организационной структуре деноминации, которая не должна быть в конфликте с общими принципами закона. Эти разделы обуславливают, что государство может иметь дело только с юридическим устройством деноминации через формальное соглашение, то есть при условии достижения понима-ние с деноминацией. Любые исправления к соглашениям могут быть сделаны только через двустороннюю договоренность между государством и деноми-нацией. Итак, государство не имеет права изменять соглашение по односторо-нней инициативе. Это разрешено только католической церкви и шести другим деноминациям на основании того, что существующий правовой статус не будет изменен против их желания. Другие деноминации, которые работают в Италии без формального соглашения, руководствуются также соответственно закону.

Итальянский закон о церкви утвердил трехслойную систему. Наиболее крепкие позиции принадлежат католической церкови, которая пользуется лучшим положением и гарантовано конкордатом и другими многочисленными постановлениями в разные периоды. Промежуточное положение занимают те религиозные общины, которые пришли к соглашению с государством. Это группы, которые существуют в Италии на протяжении продолжительного времени (то есть, Вальдезианци, Иудеи и Протестанты). Наиболее поздние группы, не заключившие никаких соглашений, также гарантированны положением закона о статусе регигиозных организаций. В наиболее низком пласте располагаются группы, которые находятся в конфликте с общественным порядком. Среди общин в наиболее низком пласте находятся, например, мусульмане и Свидетели Иеговы, который лишь недавно обосновались в Италии. Их деятельность регулируется соответственно закону, но они лишены некоторых важных привилегий других церквей, которые давно заключили соглашения с государством.

В то время как только шесть религиозных групп пользуются специ-альным статусом, предоставленным конкордатом или другим подобным сог-лашением, любая группа с религиозными целями может быть основана без предшествующего разрешения или регистрации и может работать в границах итальянского правового порядка. Единые ограничения накладываются на религиозные организации, находящиеся за рамками принятых норм обще-ственного порядка и общепринятой морали. Религиозные деноминации (или их юридические учреждения) могут выбрать для своего учредительства лю-бую с четверых разных типов юридических структур:

· непризнанные ассоциации,

· признанные ассоциации,

· группы с правовым статусом гражданского закона,

· зарегистрированные религии.

В сфере образования есть четкое расхождение между положениями за-кона, которые применяются к католической церкви, и теми, которые приме-няются к другим деноминациям. Конкордат 1984 г.предусматривает, что ка-ждую неделю два часа будет преподаваться основы католической религии и нравственности в детсадах и начальной школе и одна час в средней школе. Никакое религиозное образование не вводится на университетском уровне. Государство несет полное финансовое бремя по обеспечению образования. Каждый год при регистрации ученики и их родители должны объявить, на-мерены они принять участие в католических религиозных занятиях. Если ученики выбрали путь светского образования, они могут сосредоточиться на других предметах на протяжении обозначенного периода.

Преподаватели религиозного просвещения назначаются государствен-ными органами образования с определением епархиального епископа. Они должны иметь определенные удостоверения образования, которое являются доказа-тельством их квалификаций в теологии и церковных дисциплинах. Кроме того, они должны признаваться соответствующей властью церкви, обычно епархи-альным епископом, который дает письменное подтверждение, что они достаточно квалифицированы. Если это одобрение не предоставля-ется, власти государственной школы могут не назначить преподавателя.

Шесть деноминаций «государственного соглашения» могут посылать сво-их власних преподавателей в государственные школы, если ученики и их родители того пожелают. Тем временем деноминации без формального госу-дарственного соглашения не имеют права посылать собственных представи-телей в государственные школы. Контроль за религиозным образованием по-мещен в конкордате 1984 года. и других шести соглашениях.

Итальянская версия церковно-государственных отношений представляет собой гибкий пример системы, в которой сотрудничество между государ-ством и религиозными общинами реализованы через соглашения. В границах определенных ограничений, правовая система, основанная на соглашениях, может вести к осуществлению искренней свободы для каждой деноминации, поскольку религиозные общины не ограничены законодательными рамками.

Обобщая исторический и современный опыт в области взаимоотношений государства и религиозных организаций двух ведущих стран западной Европы - Испани и Италия можно сделать определенный вывод. В обеих странах основу конституционного права по данным вопросом составляет довольно гибкая система государственного договора с равноправными религиозными деноми-нациями и об'единениями, которая сформировалась в условиях историко-куль-турных традиций конкордата римокатолической церкви.

 

2.5.Проблемы конституциализации религии в «постсоветском

пространстве» в бывших стран социалистического лагеря

 

В многих странах «постсоветского пространства», законодательство о свободе совести принималось на романтической волне конца 1980-х - начала 1990-х годов. Раскрепощение церкви, освобождение ее от пут тоталитаризма в то время представлялись задачами первостепенными, безусловно приоритет-ными перед разработкой частных юридических вопросов, связанных с формированием отношений между государственными и церковными структу-рами, а также между разными религиозными организациями. Однако кроме «раздекларирования» существующих Законов, создания действующих меха-низмов их реализации, правовые проблемы гармонизации государственно-церковных отношений требуют развития разных сфер публичного и гражданского права, совершенствование судебной системы и повышения эффективности исполнительной власти.

Однако, в настоящее время наиболее важно уделить внимание базовым принципах решения вопроса взаимоотношения религии и государства.. Представленный здесь материал дает возможность показать, например, что понимание принципа отделение церкви от государства «на Западе» и в многим восточноевропейских, главным образом постсоветских странах, принци-пиально отличается.

В постсоветских обществах наиболее частое сказывается влияние анта-гонистического типа отделения церкви от государства, которое возражает возможность партнерства между этими институтами. Отношения между ними временами рассматриваются как односторонний процесс влияния государства на церковь, использование ее в реализации тех или других политических проектов, который выключает возможность предос-тавления конструктивной помощи церкви со стороны государства (навряд ли к таковой можно отнести «помощь» властных структур доминирующим церк-вям в устранении сконфессиональной сцены их конкурентов). Тем временем, церковь вышла из многолетнего противостояния тоталитарным режимам чрезвычайно ослабленной, вытесненной с имманентно присущий ей сфер деятельности. Церковь просто не в состоянии в сжатый срок выработать своего рода «теологию посттоталитаризма» и превратить ее в жизнь и потому остро испытывает потребность в всесторонней помощи государства и общества. Последние в свою очередь также остро нуждаются в помощи церкви, которая способная сыграть серьезную роль в преодолении трудных социальных недугов общества. Кажется, имеющийся в западно-европейских странах опыт государственно-церковного регулирования разрешает выделить плодотворные подходы для решения целого комплекса возникающих здесь проблем.

Проблему взаимоотношения церкви и государства, мы вынуждены локализировать, ограничив только рамками конкретной христианских конфессии, поскольку религии вообще не существует, а объем данного раздела учебного пособия не дает возможности останавливаться на всех основных религиях. Наш выбор определяется также и тем, что в Украине преобладающей также является христианская религиозная традиция в разных ее направлениях, конфессиях и деноминациях.

Актуальность проблемы обусловленная еще и тем, что расхождение между самыми странами, которые разрушили тоталитарные режимы, более чем существенны. Это в полной мере относится к комплексу проблем, которые возникают на почве религии.

Прежде всего, несмотря на то, что говорить о свободе совести и религии относительно бывшего социалистическим странам не приходится, необходимо признать, что положение в них религиозных институтов было далекое не одинаковой. Если, как известно, в СССР был взятый курс на создание “первого в мире атеистического государства” и, в связи с этим запрещенная всякая религиозная деятельность, то в Польше Римско-Католическая церковь пользовалась не только огромной поддержкой населения, но и сохраняла серь-езные позиции в многих сферах общественно-культурной жизни, заставляя правительство считаться с своим аппонентом. Немного, а временами и значительно более либеральной в сравнении с советской моделью была политика относительно религии и церкви в Югослави, Чехословакии, Венгрии и некоторьк других социалистических странах. Уровень религиозной культуры, характер религиозного обращения, поддержка населением религиозных институтов также были и оставались здесь очень разными. По данным опрашиваний (Еurореаn Value Program, 1991) в то время как религиозными считают себя 96 % опрошенньк поляков, в Восточной Германии, Чехии, Латвии зтот показатель составляет от 32% до 38%, а в Эстонии - лишь близко 20%. Если 83% населения Польши не реже раза на месяц посещало богослужение, то в Словакии - 42%, в Словении - 35%, Литве - 28%, Венгрии - 23%, в Восточной Германии 17%, Чехии - 13%, Латвии - 12%.

И все-таки рассмотрение религиозно-социальных процессов в странах Центрально-Восточной Европы дает возможность выделить достаточное количество общих для всех характеристик. Очевидно, что отмена ограни-чений на выражение религиозньк чувств, признание общественной и экзистен-циальной ценности религии, а также значимости церковного служения создало здесь новую ситуацию. Хотя изменения в большей степени сфокуси-ровались на социальном, чем на индивидуальном уровне, религия постоянно играла все важную роль в жизни общества, а восстановление религиозно-институциональной структуры положительно сказалось и на росте личных и общественных отношений. Социальное разочарование неспособностью ком-мунистических правительств разрешить многочисленные обостряющиеся проб-лемы, породило надежду на неофициальные, не связанные с минув-шими режимами институты. В некоторых государствах, в первую очередь постсоветских, где до конца 80-х годов не существовало даже локальных очагов гражданского общества. Наиболее структурированными и мобильными среди таких институтов сказались именно церкви. Уровень доверия к ним с стороны населения оказалось высочайшим.

В то же время посткоммунистическая ситуация принесла с собою, кроме всього другого, и серьезнейшие проблемы на почве религии, оказавшиеся намного более сложное, чем это могли предположить в момент краха тотали-тарных режимов не только наиболее непримиримые антикоммунисты, но и последовательные защитники старого порядка. Потенциал религии как могу-щественного фактора политической этнической мобилизации оказался реали-зованным в очень высокой мере и окрасил в конфессиональные тона военные конфликты, которые не были по сути своей религиозными (зкс-югославия, Закавказье). Изменение политической карты Европы и появление на ней целого ряда новых независимых государств спричинило за собою также и стремление к самостоятельности (ли изменению юрисдикции) церковных организаций в зтих государствах. Эти стремления встретили ожесточенное сопротивление с стороны религиозно-административных центров; конф-ликты между церковными метрополиями и провинциями, которые имеют целиком определенный зтнический характер, в значительной мере определяют характер посткоммунистической религиозной сигуации. Эту ситуацию еще в большей степени драматизирует широкомасштабный конфликт между православными и католиками в целом, и между вышедшими из катакомб после почти полувекового перерыва восточными католическими (Униат-скими) церквями, в частности (Украина, в меньшей степени Румыния и Восточная Словакия).

Кроме того, Центрально-Восточная Европа стала постоянным обьектом могущественного давлення с стороны разных миссионерских структур, а также новых религиозных движений, обретших именно в зтом регионе после некоторого спада активности, вызванного изменением поколений и отхода из жизни целого ряда харизматических лидеров (Б.Прабхупада в 1977 г., Л.Рон Хаббард в 1986 г., Ошо в 1990 г.), второе дыхание. По некоторим данным, количество работающих в Восточной Европе миссий возросло с 150 в 1982 г. до 750 до 1996г. и 920 к 2000г. В данное время масштабы миссионерской деятельности, которая разворачивается, вызвали тревогу с стороны церков-ных иерархов. Противодействие заграничным миссиям стало, по сути дела, одним из главнейших направлений активности многих церковных админис-траций. Хотя государственные структуры проявляют к ним индифирентность, а временами и явно выраженную лояльность.

В ходе посткоммунистических преобразований, которые сопровож-дались политической борьбой во всяческих формах (от партийно-парламен-тской к гражданской войне), церковь не могла не оказаться вовлеченной в этот процесс. В некоторых случаях высшее церковное руководство старалось предотвратить военные действия, или оказывать содействие мирному урегулированию (инициативы религиозных лидеров бывшей Югославии, руководителей Армянской апостольской церкви и Духовного управления мусульман Азербайджану по войне в Нагорном Карабахе, попытки иерархии Грузинской и Русской православных церквей предотвратить соответственно гражданской войне и октябрьское 1993 года вооруженное столкновенье в Москве и др.). Однако религиозные институты в многих случаях несут и свою частицу ответственности за эскалацию напряженности, использование религиозных лозунгов и риторики в разжигании межэтнической вражды.

В дополнение к тому, религиозные институты с их общенациональной, значительным авторитетом в глазах населения стали, на фоне неразвитых политических партий, профсоюзов и общественных организаций, в особенности привлекательными для сил, стремившихся к достижению (сохра-нению) позиций власти. Это также повлекло за собою серьезное осложнение религиозной ситуации.

В конце концов, огромное количество внутрицерковных проблем, в из-вестной мере раньше не существовавших, после падения, актуализировались и привели к целой серии острых церковных конфликтов и расколов (Украина, Болгария). В многих случаях внутри церковная напряженность стала более или менее адекватным отображением политической и социокультурной напряженности и неоднородности, которые существуют в данных обществах и являются следствия исторических особенностей их развития.

Естественно, посткоммунистическим обществам предстоит проделать большую и самостоятельную работу по совершенствованию системы церко-вно-государственных отношений, сообразуясь не только с мировым опытом и демократическими принципами, но и собственными традициями, интересами своих граждан и государств. Процесс этот — книга с открытыми страницами, поскольку развитие социальных институтов постоянно ставит в повестку дня все новые и новые вопросы.

 

 

РАЗДЕЛ 3.ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ.

 

1.Наука, философия и теология о генезисе религии, ее корнях, сущности и этапах развития: Парадоксы Мысли, Духу и Интеллекта.

 

1.1.Взаимосвязь Знания и Веры из глубин истории

к Новому времени (X-XIX в.в.).

 

Религия – сложнейшее явление истории культуры человечества. Прой-дя на своем пути развития сотни тысяч лет, она сложилась как сложней-ший духовный и культурный феномен человечества, изучение и толко-вание которого в настоящее время возможно только с позиций ряда науч-ных областей, образующих синтетическую по своей природе отрасль знаний – религиоведение. Опираясь на достижения антологии, археологии, этнографии, лингвистики, философии, психологии, социологии, тектономии, естественных и точных наук - математики биологии, физики, и др., современное научное религиоведение призывает проявлять мировоззренческий плюрализм, одинаково уважительно относиться к характеру аргументации любой точки зрения и возможных подходов. В этой связи, вопросы происхождения религии, ее корней и природы являются одними из наиболее сложных и противоречивых в современном религиоведении. Как известно, среди много-численных подходов в настоящее время принято выделять три: теологический (или богословский), научный и философский. Хотя, безусловно, подобное деление весьма условно. Достаточно отметить факт внутренней обусло-вленности и сложной спаянности, триединства состовляющих подходов. Каждый из них, возникая на определенном историческом этапе, развивал опыт предыдущего, преобразуя его в новое качество. К примеру, современная теология не мыслима без достижений философии и науки. Она опирается на фундаментальные научные открытия и, в некотором смысле, может рассмат-риваться как область, сформировавшая синтетический подход к решению ряда сложнейших гносиологических и социологических проблем современного религиоведения. Что касается религии и философии как важнейших областей накопления знаний, и духовного опыта человечества, то тесная взаимосвязь этих областей определяет весь путь истории цивилизации: от синкретизма первобытных и древних мифологических культур, к единству теологии и фи-лософии в античности, известной дилемме вольнодумие – религия в эпохи Средневековья, Возрождения и Просвещения, до философии религии, теосо-фии и научной теологии двух минувших веков.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал