Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 1. Религия в условиях духовной культуры современного общества. 8 страница
1.5.Структура религиозного опыта Индивидуальные формы религиозного опыта можно описать, опираясь на два элемента: · мировоззрение, представления и отношения с внешним миром, чувства индивидуума, переживающего опыт; · объект религиозного поклонения или реальность, на которую данный опыт указывает; Несмотря на то, что оба элемента разделены, они в сознании и мирово-ззрении человека присутствуют одновременно, ибо нельзя разделить объкт от субъект, человека и ту силу, которая придает жизни характер «священного» и составляет основание и цель всякого существования. · Религиозный опыт личности охватывает все многообразие его индивидуальных психологических проявлений, в том числе и: · чувство благоговения перед тайной человеческого предназначения; · ощущение страха и собственного несовершенства при соприкосновении со святыней; · ощущение присутствия силы или личности, которая одновременно и любит, и подвервергает суду человека; · ощущение отвергнутости или, напротив, предзаданной направленности жи-зни к слиянию с божеством; · облегчение, связанное с переживанием божественного всепрощения; · ощущение наличия в мире невидимого порядка или силы, благодаря кото-рой всякая индивидуальная жизнь обретает ценность; · чувство единства с Богом и преодоления эгоцентрического «Я». Во всех этих ситуациях опыт реализуется в жизни индивидуума, кон-центрирующего свое снимание на «Другой» - «Божественной реальности». Определение природы этого «Другого» весьма проблематично, поскольку тре-бует единой интерпретации разнообразных символов, аналогий, образов и понятий, касающихся раскрываемой в религиозном опыте реальности. Однако можно выделить четыре основных концепции божества: · Божество как надперсональная сущность, священный порядок (Логос, Дао), которому подчиняется мироздание и которым определяется человеческая судьба; · Бог как сила, обладающая святостью, к которой нужно приближаться с трепетом, после специальной подготовки или ритуального очищения; · Бог как всепроникающее Единство, гармония и цель мистических поисков; · Бог как личность, трансцендентная по отношению к миру и человеку и одновременно связанная с ним. Теологи и философы выработали два наиболее значимых подхода к интерпретации Бога - трансцендентальный и имманентный. В первом случае Бог существует как бы «по ту сторону» и его нельзя индентифицировать с человеком. Во втором случае - он часть духовного мира, но не сам «человек». В этом отношении, концепция инперсонального Бога представляет собой пре-дельный вариант имманентности, поскольку в данном случае Бог отожде-ствляется с разумным порядком мироздания. Концепция Бога как личности – предельный вариант трансцедентализма, поскольку Бог в данном случае не отождествляется ни с миром, ни с человеком, даже частично, он «абсолют». Однако оба подхода применимы и не исключают друг друга. Социальные формы религиозного опыта вытекают из факта, что индивидуальный опыт может разделяться другими людьми. В этом смысле, все существующие религиозные традиции уходят корнями в религиозный опыт, прежде всего опыт харизматических личностей, ставших основателями конкретных религий. Причастность к их опыту учеников и последователей сделали возможным возникновение религиозных общин. Таким образом, пер-вичным фактом является социальное измерение религии, но последнее не должно противопоставляться индивидуальному религиозному опыту. В истории философии и социологии религии проблема соотношения ин-дивидуального и социального религиозного опыта сформировала различные подходы. К примеру, Уайтхед подчеркивает индивидуальный ха-рактер религиозного опыта, в то время как Э.Дюркгейм рассматривает ре-лигия как всецело социальный феномен. Социальное выражение религиозного опыта на практике выливается в формирование особых религиозных групп, отличных от таких понятий как семья, локальное сообщество, коллектив или государство. Религиозные общности, в том числе и братства, общества мистери-альных культов, монашеские и миссионерские ордена, первоначально слу-жили сохранению традиций доктрин, культовой практики и литургических форм, посредством которых выражался религиозный опыт. Такие общности играли огромную роль в оформлении религиозного опыта, донесения его до индивидуума через структуру богослужения и установленный священный календарь. Религиозные общности отличаются друг от друга по многим факторам: по этно и метапсихологическому признаку, культурный и духовным тради-циям, по конкретным исторически-сложившимся формам Бога и степени приз-нания важности индивидуального или коллективного переживания «божес-твенного» и др. Напряженность между индивидуальными и социальными факторами особенно ярко проступает в моменты эпохальных сломов – зарож-дения и формирования в недрах сложившейся традиции новых форм религиозного мышления. Индивидуальный религиозный опыт пророка или реформатора почти всегда альтернативен. Так было во времена становления всех трех мировых религий: буддизм возник в опозиции брахманизму, христианство – иудаизму и митрианству, ислам – разрозненным племенным религиям Хайдрамаута, Йемена, Омана и др.Так было и в период Реформации, когда Мартин Лютер выступил против канонов римско-католической церкви и власти Папы. 2.Религиозный опыт в духовной культуре народов мира.
2.1.Объективная направленность религиозного опыта Религиозный опыт всегда интерпретировался теми, кто его имел, как указание на некую потустороннюю реальность, рассматриваемую как реа-льность божественная. В глазах верующего религиозный опыт раскрывает нечто иное по отношению к его собственному существованию. Объект рели-гиозного опыта иногда рассматривают как «интенциональный», то есть обусловленный субъектом. Анализ религиозного опыта, его интерпретаций и вырастающих из него религиозных представлений может иметь своим конеч-ным результатом отрицание существования за рамками опыта особой реаль-ности или признание ее существования проблематичным. Однако подобные выводы не могут изменить того факта, что всякий религиозный опыт есть переживание «чего-то» вне собственного «Я». Проблема когнитивной значимости - или объективной достоверности — религиозного опыта представляет собой одну из наиболее сложных проблем философии религии. В связи с этой проблемой необходимо проводить различие между способами описания рассматриваемого феномена и критической оценкой истинности данных опыта. Даже если описание и оценка не полностью отличаются и подразумевают друг друга, общепризнанным является тот факт, что проблема достоверности религиозного опыта не может решаться лишь на основе исторического или описательного подхода. Достоверность и когнитивная значимость требуют логических, семан-тических, эпистемологических и метафизических критериев — принципов рациональности, непротиворечивости, смысла, познания и реальности. Это означает, что оценка религиозного опыта, по существу, составляет фило-софскую и теологическую проблему: · Антропологи стремятся к определению и описанию религиозного опыта первобытных племен как составной части общей истории и теории человека. · Социологи стараются сконцентрировать свое внимание на формах социаль-ного выражения религиозного опыта, видя в нем фактор, определяющий природу собственно религиозных объединений в их отношении с другими группами. · Психологи пытаются соотнести религиозный опыт с жизнью личности и показать его связь со структурой личности в целом, ее поведением, отношениями и потребностями. Во всех этих случаях религиозный опыт рассматривается с точки зрения тех функций, которые он выполняет в жизни человека и общества. Как показал английский историк В. В. Фаулер в своей работе «Религиозный опыт римлян», задача выяснения роли религии в обществе может быть решена и без привлечения проблемы когнитивного статуса религиозных чувств, идей и верований. Эмпирическое исследование может обойти стороной вопрос о дос-товерности религиозного опыта. Логический позитивизм представляет собой наиболее радикальный вариант отказа от когнитивной значимости религиозного опыта: утверждается, что такие понятия, как «Бог», лишены объективного смысла, поскольку не могут быть ни фальсифицированы, ни верифицированы. Последователи Л. Витгенштейна, хотя и считают религиозный опыт неког-нитивным, все же пытаются исследовать особенности религиозного языка в связи с его функционированием в кругу верующих. Некоторые психологи ли-шают религиозный опыт когнитивного статуса на том основании, что рассматривают его лишь как проекцию неуверенности человека перед лицом жизненных проблем (З.Фрейд, Лаубе).
2.2.Непосредственность и опосредовательность религиозного опыта. Среди сторонников мнения, что религиозный опыт обладает когнити-вной значимостью, необходимо выделять две группы: · те, кто рассматривает этот опыт как непосредственное общение с божес-твом; · те, кто считает, что познание Бога вырастает из интерпретации религи-озного опыта. Например, еврейский религиозный философ М. Бубер описывает религиозный опыт как отношение «Я и «Ты» - это непосредственное межличностное обще-ние и составляет для М.Бубера религиозный опыт, как он его понимает. Другая форма непосредственного религиозного опыта - преодоление всех форм различения и достижение полного единства с божеством. К примеру, подобный опыт можно наблюдать в буддизме. Но очень многие мыслители, хотя и признают значимость религиозного опыта, не соглашаются с тем, что он должен оставаться без соответствующей философской интерпретации, без критического анализа. Некоторые – нап-ример, Пауль Тиллих, утверждают, что существует так называемый «пог-раничный опыт», который понятен только если в опыте реально присутствует священное. X. Д. Льюис и Ч. Хартшорн считают, что в религиозном опыте реально присутствует трансцендентный элемент, но то, что открылось в опы-те, должно получить соответствующую интерпретацию. Дьюи рассматривает религиозный опыт как указание на присутствие Бога, находящегося в ак-тивной и творческой связи с реальным ходом событий в мире. Уайтхед опре-деляет присутствие Бога через ощущение «вечной правильности» структуры мироздания и делает основанием достоверности религиозного опыта необхо-димость существования Бога как космологического принципа селекции, направленной на реализацию добра в ходе мирового процесса. Джемс считает, что подтверждением данных религиозного опыта являются его последствия для жизни индивидуума: достоверный опыт характеризует наличие фило-софского смысла и пользы для морали. Наконец, некоторые мыслители связывают опыт и интерпретацию, указывая, что корни традиционных доказа-тельств существования Бога скрыты в ощущении совершенства, вторичности собственного существования, наличия смысла в человеческой жизни. С этой точки зрения аргументы в пользу реальности Бога представляют собой не просто формальные доказательства, а скорее рациональное выражение пат-тернов, данных в религиозном опыте. В условиях рассматриваемого вопроса можно выделить две разновид-ности религиозного опыта. · К первой относится такой опыт, который возникает неожиданно и непре-двиденно. · Ко второй - опыт, которого намеренно ищут и к которому готовятся. В первом случае наряду с неожиданностью следует зафиксировать сле-дующую важнейшую характеристику: опыту предшествует определенное напряжение, а за ним наступает состояние умиротворения. Мистики, пророки и религиозные мыслители многих - западных и восточных - традиций единодушно подчеркивали необходимость разно-образных форм подготовки к принятию религиозного откровения. Основная идея состоит в том, что обыденные способы восприятия мира, которые дик-туются требованиями повседневной жизни, препятствуют пониманию рели-гиозной истины. Человек должен выйти за эти пределы, преодолев их при по-мощи особой дисциплины ума и тела. Можно выделить три классических типа подготовки к религиозному опыту: · рационально-диалектический тип - тренировка мышления для достиже-ния инсайта (это объясняет, почему многие мыслители-мистики, от Пифагора до Николая Кузанского и Спинозы, углубленно занимались мате-матикой); · моральная подготовка - достижение чистоты сердца, иногда соединенное с телесной дисциплиной, - например, как у индийских йогов; · использование наркотических веществ с целью расширения границ сознания. Примечательно, что все великие мистики рассматривали подобную под-готовку как необходимое, но далеко не достаточное условие опыта. Можно пройти подготовку, но не получить откровения. Опыт, описанный св. Хуаном де ла Крус, испанским мистиком ХУ1 века, как «темная ночь души», раск-рывает именно ощущение неудачи. Человек в этой ситуации чувствует, что Бог покинул его, вверг его во тьму и, возможно, навсегда. Мистики, прина-длежавшие к традициям даосизма и буддизма, часто отмечали спонтанность откровения и необходимость добиваться его при помощи «борьбы без усилий» - сочетания сознания необходимости поиска и понимания того, что откро-вение может и не наступить. Дзэн-буддисты любят указывать на откровения, которые уже достигнуты, но не признаются таковыми до тех, пор, пока пот-рясенный субъект не очистит их от обыденных мыслительных штампов.
2.3. Типы религиозного опыта В связи с тем, что религиозный опыт в значительной мере имеет личностный характер, его исследование приобретает психологическую окра-ску, можно выделить устойчивые, отличающиеся друг от друга психо-логические типы личностей, в той или иной мере работающих с религиозным опытом. · Мистик - тип созерцателя. Отвлекаясь от окружающего мира и его влияния, мистик пытается обнаружить и развить в себе свою подлинную самость. Состояние, к которому он стремится, называется просветлением и предполагает, как мы указывали выше, предварительное очищение. Хотя мистицизм находит социальное выражение, сам по себе мистик чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности. Пример — И. Сведенборг. · Пророк - личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк, в отличие от мистика, все время с людьми, это в высшей степени социальная фигура. Он чувствует себя призванным быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой опыт как послание от Бога; позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее. Пример — библейские пророки. · Священнослужитель - посредник между человеком и божеством. Его основная функция состоит в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по литургическим канонам. В отличие от пророка, чей религиозный опыт обычно бывает спонтанным, священнослужитель · приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специ-альному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель традиции. Он выполняет обязанности духовного наставника и советчика верующих, а также обязанности церковного администратора. Поэтому священнослужитель одновременно является и созерцателем, и деятелем. Эти два начала могут сочетаться в различной пропорции, в зависимости от обстоятельств, и индивидуальных психологических качеств. Пример - о. Иоанн Кронштадский. · Реформатор - личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию к соответствии с собственным религиозным опытом. Преобразования могут иметь характер моральных, интеллектуальных, церковно-административных - в зависимости от психологии реформатора И требований Времени. Для всех реформаторов общим является убеждение в том, что наиболее важные и ценные черты представляемой ими традиции искажены или утрачены, но их можно восстановить при условии очищения религии от посторонних наслоений. Реформатор — активная личность, способная к решительным действиям, он деятельно участвует в практическом осуществлении реформ. Примеры — Лютер, патриарх Никон, Савонарола. · Монах - член религиозного ордена, удалившийся от секулярной жизни в особое уединенное или уже освященное традицией место, поскольку там больше, чем в миру, возможностей вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований. Существуют различные монашеские ордена, порядок членства и требования в которых различны. Это различие обусловлено многообразием типов религиозного опыта и типов психики людей. Уставы орденов и монастырей ориентированы на различные аспекты религиозного опыта. Так, существуют ордена, где во главу угла поставлен аскетизм и жесткая самодисциплина. В других главной надачей является изучение и дальнейшее развитие теологии. Некоторые ордена функционируют как миссионерские, пропагандируя религию в ближних и дальних странах, занимаясь благотворительностью, уходом за больными и т. д. Примеры: Франциск Ассизский, мать Мария, мать Тереза и др. · Монах-отшельник, или пустынник, - человек, для которого необходимо уединённое проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта. Стадию отшельничества различной продолжительности проходили также и многие представители других типов, например, Иоанн Креститель, Серафим Саровский в т. д. · Святой - личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме. Это может быть мученик, доказавший совершенство своей веры страданиями и гибелью; · чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий достигший особой моральной и духовной высоты благодаря безупречной жизни. Статус святого обладает высокой социальной значимостью, так как формальный институт канонизации позволяет церкви официально объявить святыми людей, весьма косвенно связанных с религиозным опытом, но оказавших серьезные услуги государству и культуре. Например, среди святых Русской православной церкви можно встретить и Сергия Радонежского, и княгиню Ольгу, и Феофана Затворника, и Дмитрия Донского. Римская католическая церковь среди своих святых числит Терезу Авалъскую, Бернара де Клерво, римского императора Константина и Жанну д'Арк. · Теолог - тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме. Содержание своей мыслительной деятельности он черпает в материале традиции, преломляя его сквозь призму собственного религиозного опыта, осмысливая с точки зрения запросов времени. Теолог может и не иметь непосредственного личного опыта, он имеет его в опосредованной форме, осваивая теоретические достижения религиозной мысли прошлого в своей традиции и, возможно, в других известных ему традициях. Теолог — это прежде всего интерпретатор и реинтерпретатор. Примеры — Фома Аквинсккй, В. Лосский. · Основоположник традиции - фигура по своему масштабу намного превосходит все остальные. Его религиозный опыт уникален и очень интенсивен, так что становится основой новой религии. Авторитет основоположника традиции сохраняется в течение многих веков. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт. Возникновение новых религий есть результат воздействия этих незаурядных личностей и их опыта на ближнее и дальнее окружение. Примеры: Моисей, Будда, Христос, Мухаммад. · Все приведенные нами типы религиозных деятелей находятся в том или ином отношении к тому непосредственному религиозному опыту, который принято называть мистическим. Однако религиозный деятель может быть и моделью для подражания. Психологи установили, что многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания. Стремление к подражанию связано со многими факторами. Например, люди охотнее подражают главным образом каким-то знаменитостям или тем, перед кем они прекло-няются, кто вызывает у них чувство почтения и благоговения. Религиозный лидер, с точки зрения С. Каца, представляет собой такую модель, которой всячески пытаются подражать ученики. Всес-тороннее подражание приводит верующего к идентификации с учителем, а следовательно, и с высшей реальностью. Стараясь точно повторить физи-ческий и духовный образ жизни модели, ученик теряет в ней свое личное, поднимается над повседневными делами и открывает смысл бытия. С. Кац описывает 13 «ролей», в которых учитель выступает кай модель: 1. образец поведения для верующих; 2. представитель своей религии; 3. пример осуществления традиция в жизни; 4. доказательство присутствия в ней высшей реальности; 5. носитель новых откровений; 6. выразитель новых интерпретаций старого учения; 7. вневременная, всегда живая личность для каждого поколения верующих; 8. основатель новой религиозной общины; 9. радикальный реформатор прежней религии (Будда, Иисус, Мухаммад); 10. богочеловек, образец совершенства; 11. посредник между небом и землей, мост между теорией и практикой; 12. моральная парадигма; 13. высший тип разума и познания, источник гносиса. В исламе уникальной моделью является Мухаммад, завершающий со-бой цепь откровений, образец космического и человеческого совершенства, которому все стремятся подражать, но с которым никто не может срав-ниться. Подражание пророку пропитывает всю религиозную жизнь мусуль-манина от вершин метафизической теории до мелочей оыта - одежды, пищи, молитвы и духовной тренировки. Главные требования имитации модели - это дисциплина и самоотречение, затем бедность - не только отсутствие собственности, ноотсутствие желания ее иметь. Так, в суфизме успешность обучения зависит от степени идентификации последователя со своим шейхом. Это основной путь и к личностной интеграции, и к мистическому союзу. Шейх является не только учителем, руководителем, но и образцом для подражания. Это «второе Я», другое Я, которое в конце через согласие на глубочайшую преданность между двумя перестает быть «другим». Существующие в некоторых суфийских братствах ритуальные моменты - в частности, связанные с новой, единой для братства, одеждой для обращаемых - служат той же идентификации: сначала - внешней, затем - действенной, наконец - внутренней. Идентификация, слияние с шейхом - путь к слиянию с Аллахом, на вопрос, кто более велик - шейх или Аллах, один из суфиев отвечал: «Я знаю только своего учителя, я не знаю никого, кроме него; и я знаю, что он более велик, чем все остальные». Другой суфий на тот же вопрос ответил, что «нет разницы между ними двумя». Буддизм сосредоточен в личности Будды, как христианство - в Христе. Жизнь Будды олицетворяет модель перехода из состояния сансары в состояние нирваны и является прототипом для всех буддистов, желающих достичь просветления. Особенно ярко выражено подражание Будде в образе жизни манахов Ботху, пытающихся добиться нирваны: отказ от собственности и всех прочих благ; от семейных привязанности и крова; половое воздержание и подавление других страстей; обязательная бедность, даже нищенство и бездомность и т. д. Аскетический подвиг учителя и его учение о дхарме, о «Четырех благородных истинах» и о «Восьмеричном пути» придавало монахам решимость покинуть мирское, чтобы создать себе усло-вия для созерцательной жизни, ведущей к просветлению. Подражая Будде, они не только учились сами, но, подобно ему, учили других на примере своей жизни. Человек, достигший самой высокой духовной ступени, стано-вился бодхисаттвой и как Будда, отказавшись от нирваны, помогал людям избавиться от страданий и найти к ней дорогу. Идеал полного самоот-речения бодхисаттвы характерен для всей буддийской религии: эта модель привлекает к себе приверженцев, потому что дает им возможность достичь высшей цели посредством имитации. Кончина Будды понимается не как физическая смерть, а как уход в нирвану; некоторые буддийские святые пытались добиться такой же кончины. Например, японский поэт ХХП в. Сайге, подобно учителю, точно предсказал момент своей смерти в 1190 г. и впоследствии сам стал идеалом для японских монахов, а другой мудрец, Кукай, отошел так же, как Будда, в состоянии глубокой медитации. В других религиозных традициях Лаоцзы, Конфуций, Кришна тоже играли роль моделей, причем их образы не только поддерживали созданные ими традиции, но и стимулировали мистическую реализацию.
2.4.Мистический опыт как ментальная и историческая данность
Мистический опыт, представляющий собой переживание единства «Я» и Бога, может рассматриваться как наиболее радикальное решение проблемы «Человек — Бог». В мистическом опыте преобладает аспект любви к Богу, который превращается в восприятии мистика в любящего собеседника, божественное «Ты». Поэтому собственный мистический опыт составляет желанную цель верующего, которой добиваются намеренно, сле-дуя определенным методикам. Слово «мистика» греческого происхождения и имеет значение тай-ного, сокровенного, соответствуя таким образом слову латинского проис-хождения - «оккультный». В Древней Греции существовало и сущест-вительное мист, переводившееся в древнерусских текстах как тайник и означавшее участника мистерий, посвященного в таинства, слово «мисте-рия» и означает «таинство», например «Элевсинские мистерии». Позднее оно начинает использоваться для обозначения самых разных аспектов религи-озных и парарелорелиозных учений. В религиоведческой литературе слово «мистика» обычно употребляется для обозначения: 1. Трансперсональных переживаний, предполагающих переживание непосред-ственного общения, единения или слияния с божеством, безличным Абсолютом или иным типом первоосновы бытия. Это может быть также переживание онтологического «ничто» или «пустоты», но любом случае предполагает высшую форму святости, достижение спасения, освобождения и т. д. Здесь мы встречаемся с интенсивнейшим религиозным пережива-нием, выражающимся в достижении очень специфичных измененных состояний сознания (правомерность и желательность употребления последнего термина будет рассмотрена ниже), К той же группе пережи-ваний могут быть отнесены различного типа измененные состояния созна-ния, предполагающие переживание архитепических (в юнговском смысле) образов и ситуаций: смерти и воскресения (обновления), гибели и воссоз-дания мира, духовного рождения, Великой Матери, Спасителя-Мессии. Вероятно, в качестве группы этого типа можно рассматривать профети-ческие феномены, а также разного рода «экстазы» и «трансы» (типа шаманских), не предлагающие обретения спасения или святости в смысле развитых мировых религий. 2. Разнообразных форм эзотерических ритуалов, мистерий и посвящений, иногда предполагающих, а иногда не предполагающих переживания первого рода. Вариантом этого типа мистического опыта являются и христианские «мистерии» - таинства: · различных форм оккультизма, причем иногда ярко выраженного парана-учного характера · магия, астрология, · всевозможные виды мистики и т.д. Понятно, что вышеназванные явления не только достаточно гете-роморфны, но и гетерогенны, а посему между ними нет ничего общего, кро-ме названия. Особенно резко от первых двух групп отличаются феномены третьей группы. Тот факт, что К.Юнг видел и за ними психологическу ос-нову ничего принципиально в их гетерогенности не меняет. Повторим в этой связи еще раз, что нас будут интересовать только те феномены, обозначаемые бессодержательным словом «мистика», которые предполагают глубинные психологические переживания, связанные с дости-жением измененных (трансперсональных) состояний сознания, а также методы, приводящие к этим состоянием. Ниже мы постараемся обосновать и продемонстрировать на анализе эмпирического материала, что именно феномены такого рода не только образуют сердцевину, внутреннюю суть религиозного опыта, но и лежат в основе явления, которое мы называем религией. Здесь, правда, мы считаем нужным оговориться (эту оговорку время от времени придется повторять): данное утверждение не означает, что религия сводится к глубинным трансперсональным пережи-ваниям. Разумеется, понятие религии гораздо шире и включает в себя и многое другое, подобно тому, как дом не сводится к фундаменту, но тем не менее покоится на нем. Пока же вернемся к терминологическим проблемам. Термин «мистика» неудачен еще и потому, что имплицитно он предполагает оппозицию «ра-зум - вера» или «разум - интуиция» или даже «рациональное - иррациональное». И это вполне понятно, поскольку данная (или данные) оппозиция была вскормлена западноевропейской цивилизацией, в лоне которой и вызрело само понятие «мистика». Причин тому много, но сейчас ограничимся упоминанием лишь одной: изначально заложенным в западной христианской культуре противоречием между ее античным и иудейским исто-ками, между Афинами и Иерусалимом, как выражался Тертуллиан. В иных же культурах, вполне гомогенных и вообще имеющих иные фунда-ментальные характеристики, такой оппозиции вообще не существовало, и в Индии, например, практически все мыслители (по европейским понятиям вполне рационально и часто рационалистически мыслившие) были однов-ременно по тем же самым западным понятиям «мистиками». Но об этом «парадоксе» (являющемся таковым только для европоцентристски мыс-лящего наблюдателя) подробнее речь пойдет ниже. В любом случае такие коннотации употребляемого термина нас никоим образом не устраивают, поскольку всякий раз будут появляться в уме читателя вместе со словом «мистика» и искажать смысл того, о чем пойдет речь. Поэтому словами «мистик», «мистика», «мистицизм» мы станем пользоваться только тогда. когда речь будет идти о соответствующих феноменах в их европейско-христианском варианте: о западноевропейских созерцателях типа Мейстера Экхарта или св. Иоанна Креста или о восточнохристианскнх исихастах. Во всех других случаях, а также для обозначения самого фено-мена как такового слово «мистика» употребляться не будет.
|