№
| Период
| Школа
| Представители
| Предмет экономической теории
|
1.
| V – III вв. до н.э.
| Экономическая наука входит в состав других наук: правовых, религиозных, философских.
| Ксенофонт
Платон
Аристотель
Каттон
| Богатство отдельных людей и страны в целом: деньги, товары и т.д. Понятие «экономика» было введено Ксенофонтом в его работе «Экономикос»: «ойкос» - домашнее хозяйство, «номос» - закон.
|
2.
| XVI – XVII вв.
| Меркантелизм: ранний и поздний
| Т. Мэн
А. Монкретьен
Ж-Б. Кольбер
| Торговля (внешняя), обращение товаров и денег.
Протекционизм, активный денежный и торговый баланс.
|
3.
| XVIII в. – первые две трети XIX в.
| Классическая политическая экономия
| У. Петти
А.Смит
Д. Риккардо
Д.С. Милль
Ж.Б. Сей
| Экономика либерализма – невмешательства государства в экономику.
Теория факторов производства.
Исследование процесса рыночного ценообразования с позиции издержек производителя. Трудовая теория стоимости.
Теория абсолютных и сравнительных преимуществ.
|
4.
| XVIII в.
| Физиократы
| Ф. Кенэ
| Невмешательство в экономику.
Богатство создается только в сельском хозяйстве.
Воспроизводство товара. Экономическая таблица.
|
5.
| XIX в.
| Марксизм
| К. Маркс
| Теория прибавочной стоимости.
Трудовая теория стоимости.
Формационный подход к истории общества.
|
6.
| XIX – XX вв.
| Маржинализм: кардинализм (Австрийская школа) и ординализм
| К. Менгер
Э. Бем-Баверк
В. Визер
В. Парето
Ф. Эджуорт
| Исследование процесса рыночного ценообразования с позиции потребителя.
Теория предельной полезности.
Порядковая теория полезности.
|
7.
| XIX – XX вв.
| Неоклассика –Кембриджская школа
| А. Маршалл
Дж. Кларк
| Новое название для экономической науки – Экономикс, исключив понятие государственности из «политической экономии».
Предложение создается спросом.
Равнозначность факторов производства: труд, земля, капитал.
Теория рыночного равновесия на основе спроса и предложения.
Выделение «Микроэкономики»
Закон предельной производительности.
|
8.
| конец XIX-нач.XX вв.
| Институционализм
| Т. Веблен
Дж. Коммонс
У. Митчелл
| Анализ экономических категорий с использованием методов других наук об обществе: права, политологии, социологии.
Показывает ограниченность классического подхода: отсутствие абсолютной информированности, полной рациональности, совершенной конкуренции, установление равновесия не только посредством ценового механизма.
|
9.
| 30-50 гг. XX в.
| Кейнсианство
| Дж. М. Кейнс
| Государственное регулирование рыночной экономики посредствам финансовой и кредитно-денежной политики, при предпочтении первой.
Достижение полной занятости.
Выделение макроэкономики.
|
| 50-60 гг. XX в.
| Неокейнсианство
| Э. Хансен
Дж. Хикс
Р. Харрод
Е. Домар
| Вмешательство государства не только в период депрессии, но и во время подъема.
Теория экономического роста.
|
| 50-80 гг. XX в.
| Неоклассика - монетаризм
| И. Фишер
М. Фридмен
| Государственное вмешательство в экономику через регулирование денежного обращения.
|
| 60-е гг. XX в. – наст. время
| Неоинституционализм
| Дж. Гелбрйт
Р. Коуз
Д. Норт
Г. Беккер
| Анализ неэкономических объектов с помощью экономических методов: семья, преступность, политика.
Теория индустриального и постиндустриального общества.
Теория прав собственности.
Теория общественного сектора.
|
2. Цель микро и макроэкономики как науки?
2. Каковы основные функции экономической теории?
4. В чём состоит основная проблема экономической практики? Дайте характеристику ограниченных ресурсов.
5. Приведите примеры практического применения методов экономической теории.
6. Вспомните, что мы относим к позитивной и нормативной экономике. Какие из приведенных положений являются позитивными, а какие нормативными:
г) для преодоления спада производства в экономике России необходимо осуществить структурную перестройку.
7. Перечислите инструменты достижения макроэкономической цели государством и раскройте их содержание.
8. Рассмотрите основные вехи истории развития экономики как науки в России.
9. Как исторически менялось понимание предмета экономики?