Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фирма, предприятие как основной субъект микроэкономики
2.1.1. Экономические системы – это определенный способ организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по двум признакам: · методы управления хозяйственной деятельностью (централизованный или децентрализованный); · форма собственности на экономические ресурсы. Разные экономические системы по-разному отвечают на главные вопросы микроэкономики. В зависимости от сочетания этих признаков в современном мире существуют три основные разновидности экономических систем: рыночная, командная, смешанная. Рыночная экономика – система, основанная на праве частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы хозяйствующих субъектов, государственное вмешательство в экономику ограничено, каждый хозяйствующий экономический субъект самостоятельно решает, что производить, как производить, для кого производить. Командная экономика - система, в которой преобладают две главные формы собственности: общественная (государственная) собственность на средства производства и колхозно-кооперативная, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство посредством государственного планирования. Смешанная экономика сочетает в себе черты всех экономических систем. При этом механизм рынка дополняется активной деятельностью государства; государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путём централизации в своём распоряжении части экономических ресурсов, которые распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов. В России структурное преобразование экономики шло по пути разгосударствления собственности, приватизации, демонополизации и создания конкурентной среды. Разгосударствление (согласно закону «Об основах разгосударствления и приватизации в СССР» от 01.08.91.) предполагало: преобразование собственности в СССР, перераспределение таких правомочий, как управление, использование части дохода без смены форм собственности. В смене форм собственности предусматривалось превращение государственной собственности в другие формы негосударственной собственности. Приватизация рассматривалась как одна из форм разгосударствления, но не как единственная и исключительная. Основу политики демонополизации составляет закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 1991 г. (значительно закон был переработан в 1995г.) Подробнее основные направления демонополизации рассматриваются в главе «Монополия и конкуренция». Данные направления структурной перестройки характеризуют лишь основные пути преобразований. Однако одновременно с ними предполагалась политика либерализации экономики и политика институциональных преобразований. Либерализация экономики – это система мер, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики. Институциональные преобразования предполагали: · создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.д.); · формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджет, налоги, предпринимательство и т.д.); · подготовка кадров для рынка; · разработка программ структурного преобразования отраслей и регионов.
|