Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности ценообразования на рынке труда.
На рынке труда формируется денежное вознаграждение за пользование этим фактором производства. Оплата труда должна обеспечивать с одной стороны, экономические условия существования человека, а с другой - мотивацию работников к труду. Минимальная оплата труда – это минимальный размер вознаграждения за работу, установленный государством. В странах развитой рыночной экономикой, данный социальный норматив призван поддерживать минимальные условия жизни наемных работников. В Россииминимальная оплата труда является основной при расчете различных экономических и финансовых величин, например, некоторых налогов, штрафов и т.п. Различают рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Признаки рынка труда совершенной конкуренции: · одинаковая квалификация и качество труда; · абсолютно одинаковая доступность к информации о наличии свободных рабочих мест; · невозможность воздействовать на заработную плату ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца; · нет явного и неявного принуждения к труду. Рассмотрим на примере, как работает конкурентный рынок труда: зависимость объема выпуска продукции от количества нанимаемых работников представлена функцией Q = 200L0, 5, где L – количество работников. Цена готовой продукции- 300 долл., а уровень заработной платы одного работника 3000 долл. Определим, сколько работников наймет фирма, максимизирующая свою прибыль Рассуждения: Фирма, максимизирующая прибыль, нанимает работников до тех пор, пока предельная доходность труда не будет равна заработной плате (MRRL = w), т.е. издержкам, связанным с его покупкой. А работник предлагает свой труд в зависимости от средней заработной платы, которую предложили бы ему в альтернативных сферах производственной деятельности. Следовательно, предложение труда зависит от средних общих издержек (АТС). Предельная доходность ресурса (MRPL- Marginal Revenue Product) или предельная производительность труда в денежном выражении, - это прирост объема дохода в результате использования дополнительной единицы труда: MRPL = MPL x PQ, где · MRPL – предельная доходность труда; · MPL – предельная производительность труда; MPL = (Q)̛ ′ L · PQ - цена произведенной продукции. Отсюда MRPL = (200L0, 5)̛ x 300 = (200 x 0, 5 L-0, 5) x 300 = 30 000 L-0, 5 Средние общие издержки на труд в денежном выражении (АТC) представляют собой издержки, приходящиеся на одну единицу труда в среднем (в нашей ситуации это цена единицы ресурса, равная 3000 долл.). Очевидно, что фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции будет увеличивать спрос на труд до тех пор, пока предельная доходность труда не сравняется со средними общими издержками по найму рабочей силы в денежном выражении, которые представляют собой цену труда, то есть заработную плату работника: MRPL = АТCL = PL = w. Проведя нехитрые расчеты (30 000 L-0, 5 = 3000) мы получим, что фирма, максимизирующая прибыль наймет 100 работников. Рассмотрим ценообразование на рынке несовершенной конкуренции (монопсонии, олигопсонии). Монопсония на рынке труда – единственная на рынке фирма, которая является потребителем трудовых ресурсов. Олигопсония (несколько покупателей) – структура рынка труда, когда небольшое количество фирм (2 – 10) закупает все рыночное предложение. Например, спорт, покупающий услуги спортсменов. Ситуация когда монопсония и монополия совпадают фирма обладает двойной властью. Признаки рынка труда несовершенной конкуренции: · данный вид труда является относительно немобильным в силу географических или профессиональных навыков; · работодатель нанимает работников до тех пор, пока предельная доходность труда не будет равна заработной плате (MRRL= w), т.е. издержкам, связанным с его покупкой; · предложение труда зависит от предельных издержек на труд. Предельные издержки на ресурс в денежном выражении (MC - Marginal Resource Cost) представляют собой прирост издержек в денежном выражении в результате использования дополнительной единицы ресурса.
Рис. 2.5. Условие максимизации прибыли на рынке труда. · а – равновесие на рынке совершенной конкуренции; · в – равновесие на рынке монопсонии (MCL= MRRL= w); · w b – заработная плата, которую предлагают установить профсоюзы на рынке монопсонии; · wа - заработная плата на рынке совершенной конкуренции; · wс – заработная плата на рынке монопсонии; · MRPL = MCL = PL = w – условие максимизации прибыли монопсонистом. Выводы: · количество нанимаемых работников на рынке монопсонии всегда меньше чем количество работников рынка совершенной конкуренции. · ставка заработной платы монопсониста устанавливается на уровне меньшем, чем ставка заработной платы рынка совершенной конкуренции. 2.3.4. Блага: экономические и неэкономические Блага – это материальные (товары) или нематериальные (услуги), продукты природы и человеческой деятельности, которые прямо (потребительские блага) или косвенно (ресурсы) служат удовлетворению человеческих потребностей. Классификация благ: · по натуральным характеристикам (продукты и услуги); · по степени удаленности от конечного потребления (потребительские блага и ресурсы); · по длительности использования (кратковременные и долговременные); · по характеру потребления (частные и общественные). Блага делятся на экономические и неэкономические: Экономические блага - это блага, которые для потребления требуют отказа от некоторого количества других благ и поэтому не могут потребляться в неограниченном количестве. Экономические блага – это блага (товары или продукты, услуги), обладающие относительной редкостью. Потребность в них больше, чем возможность их произвести и предоставить. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену. Э кономические блага делятся на: · частные; · общественные. Частные блага – это блага, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Частные блага – блага, потребление которого является конкурентным как со стороны производителя, так и со стороны потребителя. Частные блага бывают: · индивидуальные - блага, предоставление которых возможно каждому отдельному лицу в связи с тем, что такие блага обладают свойствами исключительности или конкурентоспособности. · люксовые - предметы роскоши, изысканные вещи, сбережения. · низшие - блага, которые потребители покупают в меньших или больших количествах при любых ценах, когда их доходы соответственно увеличиваются или уменьшаются. · нормальные - блага, потребление которых возрастает с ростом доходов потребителей, что приводит к увеличению спроса на них. · антиблаго - товар или продукт, обладающий отрицательной полезностью для потребителя, предметы и состояния окружающей среды, которые человек не хочет потреблять, так как они доставляют ему неприятные ощущения. Например, антиблагом может быть громкий шум, комары и т. п. Общественные блага - блага, которые потребляются коллективно всеми индивидами, независимо от того, оплачиваются они или нет. Потребление общественных благ для пользователей, становится доступным без дополнительных затрат. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п. Особенности общественных благ: · неизбирательность в потреблении - потребление блага одним человеком не сокращает количество блага, доступное для потребления другим; · неисключаемость в потреблении – не позволяет исключить кого-либо из пользования этими благами. - Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага, вследствие чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства. Общественными благами могут пользоваться все, ничего не, платя при этом, но возникает проблема уклонения от участия в общих расходах, например, проблема безбилетника. Блага, предоставляемые государством бесплатно, не являются для общества бесплатными. Производство «бесплатных» благ связано с издержками для общества. Неэкономические блага или свободные блага – это блага, которые для потребления не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве. Например, свободным благом является солнечный свет в безоблачный день, или вода на берегу моря и т.п. Характерные черты: · не обладают относительной редкостью; · необходимость производства и распределения данных благ не существует, поскольку их предложение чрезмерно велико; · нет рыночной цены.
|