Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная власть






Судебная система Италии имеет следующие особенности:

·прокуратура объединена с судебной системой;

·судьи и прокуроры образуют обособленную от других государственных органов категорию магистратов;

·деятельностью магистратов руководит особый орган – Высший Совет магистратуры, возглавляемый Президентом Республики;

·судебная система имеет структуру, несовпадающую с административно-территориальным делением страны;

·судьи низового уровня могут не иметь юридического образования.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Высший кассационный суд.

Италия поделена на 23 судебных округа. В каждом из которых имеется апелляционный суд, 5-6 трибуналов, от 25 до 35 преторов – профессиональных мировых судей. Самое нижнее звено судебной системы мировой судья – в коммуне. В каждом судебном округе имеются суды ассизов (присяжных) Всего их 94. Дела с участием ассизов рассматривают 2 судьи – профессионала и 6 присяжных. Жалобы на принятые решения этих судов разбираются апелляционными судами присяжных, имеющимися по 1-2 в каждом судебном округе. С 1988 года во всех судебных округах созданы трибуналы по делам несовершеннолетних.

Обособленную систему составляет административная юстиция, состоящая из административных трибуналов (по 1 в каждой области). Возглавляет эту систему Государственный совет, состоящий из 74 государственных советников назначенных декретом Президента Республики. Государственный совет в соответствии со ст. 100 Конституции выполняет консультативные функции в области административного права, дает заключения о законопроектах, направляемых Правительством в Парламент и осуществляет правосудие в административной сфере. Он контролирует законность актов Правительства и министерств, рассматривает жалобы на решения областных административных трибуналов.


https://uristinfo.net/2010-12-18-14-34-28/126-mvbaglaj-konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/3306-glava-18-osnovy-konstitutsionnogo-prava-italii.html

 

Вопрос 1.Общая характеристика Конституции Франции и порядок её изменения

 

Конституция 1958 г. была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса, заменив Конституцию 1946 г. Проект новой Конституции разрабатывался правительством под руководством Президента Ш. де Голля, который стремился к сильной государственной власти. Делегируя правительству полномочия по разработке проекта новой Конституции, парламент оговорил ряд условий, касающихся подготовки и содержания новой Конституции. Проект Конституции был обсужден в Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28 октября 1958 г.

Конституцией Франции обычно считается Основной закон 1958 г., хотя фактически она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., преамбулы Конституции 1946 г.; Конституции 1958 г., в которой имеются ссылки на указанные выше два документа, и которая, прежде всего, регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают принципы этих документов в «конституционный блок».

Конституция Франции 1958 г. — 17-я конституция со времени Декларации 1789 г. Она невелика по объему, поправкой к Конституции восстановлен ранее исключенный раздел о Французском Сообществе, но теперь в нем идет речь только о статусе Новой Каледонии.

Основные черты Конституции. Конституция 1958 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), нет раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояний граждан), более детально некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле Конституции 1946 г, (обращение в коллективную собственность объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, право на образование, охрану здоровья, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности). После теракта 2001 г. в Нью-Йорке во Франции, как и во многих других странах, приняты законы, ограничивающие личные свободы (задержание, обыск, личный досмотр и другие меры возможны без постановления судьи в отношении предполагаемых террористов, их пособников).

Специального закона о политических партиях во Франции и нет; их создание и деятельность регулируются законами об ассоциациях 1901 г. и 1971 г. Предусматриваются пять различных видов ассоциаций, объединение могут создать два человека. Партии, как и другие ассоциации, создаются без какого-либо разрешения, путем подачи декларации (уведомления) в органы министерства внутренних дел. Для получения прав юридического лица они должны быть зарегистрированы в этих же органах.

Законы, принятые в 90-х гг. XX в., регулируют финансирование политических партий со стороны граждан и государства. Для частных лиц установлен определенный предел финансовых пожертвований партиям. Государство выдает финансовые дотации партиям и политическим группировкам, если они выдвигают не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента, а также в зависимости от численности их фракций в парламенте (в неравных долях) Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контролем счетов по избирательным кампаниям и выборам.

Конституция 1958 г. провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. Конституционное право Франции предусматривает широкое использование референдума. Референдум может назначаться Президентом по предложению правительства или по совместному предложению обеих палат парламента, но только по определенному кругу вопросов, установленных новой редакцией (1995 г.) ст. 11 Конституции. Это организация публичных властей, реформы в экономической и социальной политике и публичных службах, осуществляющих эту политику, ратификация международных договоров, которые могут отразиться на функционировании государственных институтов страны.

До 2003 г. местный референдум был возможен только в двух случаях и только по территориальным вопросам. Поправка к Конституции (2003 г.) предусматривает право избирателей всех территориальных коллективов в порядке требовать проведения референдума по различным вопросам (для этого необходимо собрать определенное число подписей). Хотя во Франции к местным референдумам относятся отрицательно, в разных частях страны проводится в среднем семь местных референдумов в год.

В Конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г, осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

По форме правления Франция — смешанная республика, по форме территориально-политического устройства — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония — нечто вроде «ассоциированного штата»), член Французского Сообщества. Поправка 2003 г. к Конституции устанавливает, что государство является децентрализованным. Во Франции существует демократический государственно-правовой режим.

Порядок изменения Конституции. Право предлагать поправки к Конституции принадлежит Президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента. Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение предусматривает две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами парламента абсолютным большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме абсолютным большинством или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством от общего числа голосов. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, решает Президент. В 1999 г. Президент Ж.Ширак созвал Конгресс с целью реформирования Высшего совета магистратуры. Но ввиду трудностей в отношении принятия акта, что могло повлечь угрозу провала пересмотра, он отозвал свой декрет о созыве Конгресса.1

Последние существенные поправки внесены в Конституцию в 1992 г. (новая глава в связи с вхождением Франции в Европейский союз), в 1995 г. (относящиеся к вопросам референдума, об отмене депутатской неприкосновенности в случае уголовного преступления), в 1998 г. (о положении Новой Каледонии и в связи с этим о восстановлении раздела о Французском Сообществе), в 2000 г. (уменьшение срока полномочий Президента с семи до пяти лет), в 2003 г. о децентрализации государства.

17-я Конституция Франции.

Республиканская форма правления (5-я республика).

Закреплена организация только высших органов гос.власти.

Регламентация прав и свобод граждан осуществляется со ссылкой на Декларацию прав и свобод граждан 1789г. и преамбулу Конституции 1946г.

Указанная Декларация закрепляет для французских граждан равенство всех в правах, суверенитет народа, свободу и независимость граждан, презумпцию невиновности и некоторые политические права. Признана естественность прав.

Преамбула Конституции 1946г. затрагивает социально-экономические права: право получить работу, право профсоюзной деятельности, право на забастовки, право на социальное обеспечение, право на образование.

Там же закреплен ряд обязанностей, например, поддерживать мир.

Французское государство – демократическая республика, неделимая, светская, социальная.

Девизом является: свобода, равенство, братство.

Закрепляется принцип народного суверенитета, осуществляемого через представителей путем референдума и всеобщность избират.прав с 18 лет при оседлости.

Конституция Франции является «жесткой» по порядку внесения поправок: кроме утверждения двумя палатами парламента изменения утверждаются еще и абс.большинством на референдуме (вместо референдума – 3/5 совместного заседания палат).

Предметом пересмотра не могут выступать территориальная целостность государства, форма правления.

У Президента – неограниченное право роспуска нижней палаты парламента, объявление чрезвычайного положения, назначение референдума – Президентом без Парламента, даже Правительство в Конституции описано раньше, чем Парламент. «Рационализированный парламентаризм» - ограничение компетенции парламента и право Правительства отменять его акты, принятые с превышением полномочий.

Конституционный контроль: «квазисудебными» органами (закрытое письменное рассмотрение): 1) Конституц.Совет (по законам; назначается по 1/3 Президентом и каждой из палат; обязательный и только предварительный контроль по органическим законам и регламентов палат), 2) Госсовет (по актам исполнительной власти; состав: Премьер, министр юстиции и назначаемые Президентом члены; только последующий конкретный контроль).

Учреждение Пятой республики во Франции произошло в 1958 г., когда были обновлены основы государственной власти. С этого года во Франции вступила в законную силу полупрезидентская (или смешанная) форма правления. Примечательно, что впервые в мировой практике конституция разрабатывалась одним конкретным человеком, а не общественным или учредительным собранием. Данный текст конституции создал популярный политик генерал Ш. де Голль.

Конституция Франции состоит из трех актов:

1) Декларация прав человека и гражданина от 1789 г.;

2) Преамбула Конституции от 1946 г.;

3) Конституция от 1958 г.

Декларация прав человека и преамбула Конституции содержат в себе все основные положения, необходимые для осуществления прав и свобод гражданина Франции.

В этих документах описываются принципы национального суверенитета и единственного источника власти – народа Франции.

Конституция 1958 г. представляет собой краткую преамбулу и 15 разделов, состоящих из 85 статей. Позже два раздела из 15 исключили Конституционным законом в 1995 г.

Франция является светским, правовым и социальным государством. Конституция Франции регулирует не только общий принцип разделения властей, но и всю систему государственной власти. Президент Франции обладает широкими и исключительными полномочиями, которые позволяют ему управлять государством и регулировать деятельность всех ветвей государственной власти. Парламент Франции ограничен Конституцией в своей законотворческой деятельности по некоторым направлениям. Конституционный Совет Франции является органом конституционного контроля. Во времена переходного положения в стране Конституция использовалась правительством как документ, имеющий силу закона ордонансов.

Конституция Пятой республики постоянно изменяется и считается жесткой по своим положениям. Для того чтобы внести изменения в статьи и разделы конституции, необходимо провести две процедуры:

1) утвердить конституционный закон на референдуме;

2) Конституционный конгресс должен принять поправки к Конституции.

После того как предложения были одобрены квалифицированным большинством обеих палат национальной легислатуры, конституционный закон автоматически выносится на референдум.

В процессе вступления Франции в Европейское Сообщество и Европейский Союз в 1992 г. Конституция Франции претерпела много изменений.

Одним из главных отличий Конституции 1958 г. является прописанное условие о невозможности изменения республиканской формы правления.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал