Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Концептуальный подход, обоснование социальной значимости, актуальности программы






 

Правовую основу Программы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для всех» составляют:

- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г

- Конвенция о правах ребенка1989г.

- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

- Федеральный закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- Целевая программа ХМАО-Югры «Профилактика правонарушений в ХМАО-Югре на 2011-2013гг.»

- ФЗ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» и др.

В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств обучающихся. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Появилась немало детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, материальное положение которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. В сложной социально-психологической ситуации оказываются и дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родители ведут асоциальный образ жизни. В результате нарушаются психологические связи между ребёнком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям. Социальный состав семей также является значимым фактором риска негативного влияния на несовершеннолетних. Почти каждый третий ребёнок воспитывается в неполной семье. За последнее время несколько выросло количество подростков состоящих на внутришкольном контроле, относящихся к группе риска. Стало распространенным явлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннем школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье.

Среди основных причин правонарушений обучающихся можно выделить следующие факторы: неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность); дефекты умственного развития; недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, которое влечёт за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.); неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений.

В последнее десятилетие для России злоупотребление несовершеннолетними психоактивных веществ, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ «Алябьевская СОШ».

Актуальность программы «Будущее для всех» обусловлена именно этой социальной проблемой, решение которой возможно только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса и общественных организаций.

Анализ правонарушений, беседы, анкетирование детей и подростков показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Профилактическая работа направлена на создание в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребёнка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.

В МБОУ «Алябьевская СОШ» обучается 238 учащихся, из них 90 чел. (38%) - из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или оказавшихся в социально опасном положении.

К категории «трудная жизненная ситуация» относятся:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, дети – сироты;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети - инвалиды;
  • дети, с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
  • дети мигрантов.

В условиях экономического и политического реформирования резко изменилось положение российской семьи, снизились ее доходы, уменьшился жизненный уровень. Не обошли эти перемены и поселок Алябьевский, где расположена школа, жители которого в основном работают в магазинах, торговых центрах, мелких частных фирмах. Сокращение производства в лесной промышленности привело к безработице и мало оплачиваемым должностям у родителей наших учащихся.

В последние годы в с.п. Алябьевский отмечаются ранние браки среди подростков с низким социальным и образовательным уровнем; бытовое пьянство; снижение авторитета «института семьи»; прирост «рабочей силы» из ближнего зарубежья. В связи с этим ежегодно в школе увеличивается количество учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации (приложение 1).

К категории детей, оказавшихся в социально опасном положении, относятся учащиеся, состоящие на внутришкольном учете (далее ВШУ), а также на профилактических учетах в Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района (далее ТКДНиЗП) и МОМВД России «Советский». Так, ежегодно возрастает количество учащихся, поставленных на внутришкольный учет (приложение 2).

Ежегодно возрастает количество семей, находящихся в социально – опасном положении. По решению Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей на внутришкольном учетена начало 2011 – 2012 учебного года состояло 5 семей, дети из которых являются учащимися МБОУ «Алябьевская СОШ»

Вопросы детской и подростковой безнадзорности и преступности являются в современный период определяющими и требуют системного и комплексного подхода.

Так, работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних вМБОУ «Алябьевская СОШ» проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами:

- территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района (далее – территориальная комиссия);

- казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа- Югры Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»;

- управление образования администрации Советского района;

- бюджетное муниципальное учреждение здравоохранения «Пионерская районная больница»;

- бюджетное учреждение «Районный центр творчества и ремесел «Шанс»;

- сельская библиотека;

- отдел опеки и попечительства администрации Советского района;

- д\к«Авангард»;

- с\к «Звёздный».

- отел полиции №1 МОМВД России «Советский» (далее ОП№1 МОМВД) и др.

 

В школе создан Банк данных учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказавшихся в социально-опасном положении, с целью последующей своевременной поддержки и помощи. Оформляются социальные паспорта каждого класса, а также единый социальный паспорт школы.

На начало учебного года составляется и утверждается план работы Совета профилактики, межведомственный план взаимодействия образовательного учреждения с полицией и комиссией по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, в школе сложилась определенная система мероприятий, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений. Однако, она не в полной мере решает проблему роста детской беспризорности и подростковой преступности, употребления ПАВ среди несовершеннолетних.

Поэтому, с сентября 2012 года, в школе стала реализовываться обновленная профилактическая программа «Будущее для всех» (приказ ОУ № 514 от 18.09.2012г.), которая направлена на совершенствование системы мер по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений учащихся 1–11 классов Алябьевской средней школы и их родителей (законных представителей), на добровольной основе, через:

- цикл занятий по программе М. Безруких «Все цвета, кроме черного»;

- цикл занятий по программе «Комфорт»;

- цикл занятий по программе «Сталкер».

Так, реализация данных занятий и будет являться одним из основных показателей совершенствования системы мер по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в нашей школе.

Основой программы является социально - диспетчерская деятельность, которая позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостное представление индивидуального сопровождения и точно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.

Социально-педагогический эффект от выполнения программы – все дети в ученических коллективах являются «принятыми», социально адаптированными, успешно обучаются и не пропускают занятия без уважительной причины.

Лишь совместная деятельность администрации школы, классных руководителей, учителей – предметников, родителей и самих учащихся способствует повышению качества образования, социализации личности ребенка в жизненной ситуации, снижению травмирующих ребенка факторов среды. Поэтому программа получила название «Будущее для всех».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал