Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная драматургия






Важной особенностью информационного пространства является его определенная структурность. Некоторые типы подобных структур более активно меняют общественное мнение, чем другие. Поэтому идет постоянный поиск таких оптимальных коммуникативных структур, позволяющих влиять на общественное мнение наиболее эффективно. Г. Павловский в процессе подготовки к президентским выборам 1996 г. в России выдвинул идею победы через " информационную драматургию кампании". Основой ее стала попытка овладеть неофициальными (горизонтальными) коммуникациями, которые более эффективны, чем коммуникации вертикальные. В докладе фонда эффективной политики говорится1:

" Нельзя фетишизировать электронные СМИ как таковые. Нарастающий сегодня хор славословий, транслируемый через каналы СМИ на всю страну, приводит к обратному результату. Люди никогда не пересказывают друг другу казенные формулы и лакейские гимны властям — в своем кругу люди рассказывают друг другу то, что считают важным и интересным. СМИ значимы только в той степени, в которой они поставляют содержание, идеологами и фактуру (поводы) для массового " трепа" — то есть, реальной политической дискуссии в низах, не прекращающейся в России ни на минуту. Политические инициативы и ситуации способны протранслироваться на низовой уровень (уровень массовых коммуникаций) в той степени, В КАКОЙ ОНИ " ДРАМАТУРГИЧНЫ", " ДРАМАТИЗОВАНЫ", то есть превратились в интересный и доступный человеку сюжет (анекдот, сценарий, миф — все это разновидности общественно-политической драматургии). СМИ в кампании необходимы для того, чтобы пробить прямой канал " русская столица — русские земли".

Политическое поле одновременно является информационным, поскольку оно реализуется в постоянных информационных потоках, вступающих друг с другом в те или иные отношения. Каждому элементу политико-информационного поля приписан ряд символических составляющих. Так, оценка власти находится между полюсами " идеального царя" и " коррупционеров, которые думают только о собственном благе". Эти оценки активно вводятся в массовое сознание разными источниками.

Избирательные технологии сознательно эксплуатируют ту или иную интригу, создавая и подогревая интерес избирателей к политической борьбе. Наиболее яркой интригой на сегодняшний день было противопоставление себя власти. В результате возникало ощущение " мученика", " героя", " обиженного", к которому сразу же обращалось сочувствие общества. В такой схеме человеческие чувства, а они обязательно должны проявиться в камлании, всегда оказываются на стороне, противоположной власти, которая предстает как обижающий всех " монстр", потерявший человеческое лицо. Ср. даже такую попытку модернизации, возникшую в конце прошлого политического периода, как " социализм с человеческим лицом".

Информационная драматургия задается определенными константами, под которыми будем понимать те или иные стандартные ходы. Они же требуют определенной информационной подготовки и соответствующего освещения, тем самым формируя информационное поле. В качестве такой константы можно назвать отмеченное А. Гладышем (А. Игнатьевым) право первого хода. Он видит его разным в стабильный и кризисный период:

- " В норме", в условиях стабильной " системы власти" и эффективного политического режима, " правила игры" контролирует правящая элита, тогда как привилегия " первого хода", инициатива действия, направленного на изменение этих правил, принадлежит так называемой " массе" — конкретным лицам (" я") или же группам и сообществам (" мы") с более низким социальным статусом, чья " инициатива снизу" либо получает признание (с соответствующими изменениями в нормах права или механизмах принятия решений), либо блокируется различными контрмерами (в том числе пропагандистскими), либо, наконец, подавляется средствами репрессивного аппарата" 2. В кризисные периоды по его мнению на необходимость первого хода выталкивается власть, а на роль " оценщика" попадает масса. Власть, оказавшись в необычной для себя роли, ощущает себя неуютно.

П.М.Ершов обнаружил некоторые интересные закономерности того, как протекает информационная борьба. Например, он констатирует следующее3:

" Сопротивляясь, партнер всегда дает информацию в возражениях, в бессловесной реакции или даже в отсутствии какой бы то ни было реакции. Всякое сопротивление партнера говорит о том, что полученная им информация оказалась недостаточно эффективна. Тогда, чтобы продолжать борьбу, нужно опять выдать информацию — более значительную, чем выданная ранее, чтобы добыть в обмен информацию о том, что выданная достигла цели. Это выражается в приведении новой, более веской аргументации... [...]

Наступающий выдает все новую и новую информацию". Реально по этой модели развивается любая информационная кампания. При этом интересно, что основные факты особо не меняются, наращивание новое информации идет на периферии основного обвинения (в случае кампании по выдаче компромата, например), включая новые дополнительные подтверждения при сохранении старой линии.

Соотношение сильного/слабого партнера приводит к особым способам выдачи информации: " сильный слабому скупо выдает информацию, поскольку не видит оснований излишне утруждать себя" (С. 194). Или следующее наблюдение: " В обмене деловой информацией слабый щедр — он готов, не скупясь, выдать все, чем располагает, для того чтобы взамен получить всего лишь необходимый ему минимум" (С. 196).

Так, например, на выборах 2007 г. Единая Россия отказалась от телевизионной полемики с КПРФ.

Информация является элементом модели мира человека. Чем больший объем такой информации получен и принят, тем большая вероятность того, что получатель информации перешел на модель мира отправителя. Особое значение в этом имеет подключение к мифу.

Миф – это форма духовности, в которой целое – выступает как частное, всеобщее – выдается в особенной форме, через особенное, посредством особенного: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрый молодцам урок». (Пушкин). В мифе господствует метод рассуждений от особенного – к всеобщему, от частного к целому, то есть, индукция.

В идеологии - наоборот, основная, специфическая функция идеологии – представление особенного интереса как всеобщего, в мифе – иная, представление всеобщего как особенного. То есть идеология и миф строятся по прямо противоположным правилам.

Постольку нам дано особенное, которое существует в виде отдельного, то это – более привычная для нас форма восприятия, она - обыденная и не требует значительных мыслительных усилий, поэтому усваивается легче и полене.

 

Мифологические структуры обладают сильной объяснительной силой, позволяющей их носителю трактовать любые события. Поэтому коммуникативное воздействие стремится сформировать у реципиента подобные объясняющие структуры. В. Крысько суммирует воздействующую силу мифа по следующим параметрам4:

  • миф одновременно воздействует на рациональную и эмоциональную сферу, заставляя людей верить в содержание мифа,
  • в миф гиперболизирует частный случай, делая из него модель желаемого поведения,
  • в миф опирается на конкретные представления, бытующие в данном обществе.

Миф позволяет " заполнять" собой действительность, будучи более сильным компонентом для восприятия. Условный пример — проигрыш в конкретной битве " снимается" общей верой в победу. Т.е. в борьбе символического и реального компонентов побеждает символический, поскольку он лучше учитывает потребности человека, чем компонент реальный, который может отличаться от надежд и чаяний человека.

Разрушение мифов имеет достаточно серьезные последствия для психики человека, и не всегда является возможным вообще. Сегодня, к примеру, до 30% населения любой страны СНГ продолжает стабильно голосовать за социалистические ценности. Так, для Америки вьетнамская война разрушила миф о силе американской армии и потребовались десятилетия, чтобы его вновь восстановить. Чечня разрушает миф о слабости любого субъекта российской федерации по отношению к центру. Одновременно происходит активация негативного отношения к " лицам кавказской национальности".

Подключение к мифу было использовано " конструкторами" перестройки при смене лозунга " Наша цель — коммунизм" на " Наша цель — капитализм". Массовое сознание бросалось из стороны в сторону, создавая собственные фирмы и предприятия, поскольку было задано направление, в соответствии с которым все должны были становиться бизнесменами, поскольку все зависит только от собственных усилий.

Миф слабо опровергается действительностью, поскольку является феноменом символической сферы, для которой действительность носит факультативный характер.

Поэтому миф – разрушался мифом. В начале критика, разрушение, касались отдельных сторон действительности, потом под требованием «гласности» критика стала всеобъемлющей, охватывать стала всю систему в целом. Параллельно вводились мифы «как хорошо жить на Западе» США, Швеции, Германии и т.п.

 

1. Засурский И. Масс-медиа второй республики. — М., 1999. — С. 100.

2. Гладыш А. Структуры Лабиринта. — М., 1994. — С. 156.

3. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. — М, 1972. - С. 178.

4. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). — Минск, 1999. — С. 331.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал