Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс иллюстрации - Результирующие трансформации
Президент напряженно работает - Страна движется по пути реформ Президент принял Главу Администрации – Президент посетил... область Завод X поставил свою продукцию на экспорт - Завод X освоил продукцию У
Или такой пример: после посещение В. Шумейко Кубы Фидель Кастро " дал негласное указание своим СМИ — о России больше плохого не писать" 1. То есть в контролируемом информационном пространстве можно задавать внешние координаты, обязательные для исполнения всеми. Дискомфортом является наличие противоречий в картине мира. Человек, как правило, защищается от введения противоречащей информации. Иногда пропаганда может сознательно вводить противоречия, чтобы заставить потребителя информации перейти к новой модели мира. Например, пугая иракского солдата, что завтра на него будет сброшена самая большая бомба в мире. Эта новая для него информация, введенная листовкой противника, призвана изменить закрепленные прошлой пропагандой приоритеты. Советская модель пропаганды интересным образом строилась так, чтобы виртуальная действительность, фиксированная, например, в кинофильме " Кубанские казаки", воспринималась как " правда", в то время как реальная действительность, окружавшая конкретного человека, воспринималась как исключение. Постсоветская система пропаганды (или ее отсутствие), наоборот, строится по иной модели, поскольку все СМИ порождают в достаточной степени пессимистическую картинку действительности. Тогда выживание каждого отдельного человека в ней воспринимается как исключение. Эти два типа подачи действительности мы можем изобразить следующим образом:
Чтобы убрать информационный дискомфорт, в ряде случаев приходится вводить деструктивный полюс. Советская схема пропаганды постулировала наличие врагов (внутренних и внешних). Существование врагов, с одной стороны, объясняло недостаточно быстрое движение вперед, с другой — цементировало население вокруг фигуры лидера. Это определенная эксплуатация кризисной ситуации, которую следует считать доминантной как для советской, так и для постсоветской истории. Например, и в случае России, и в случае Украины постоянно постулируется деструктивный полюс в виде парламента, противопоставленный конструктивному полюсу в виде Президента. Кстати, не только президентская сторона, но и парламентская объясняют ситуацию с помощью привлечения " антидействий" противоположной стороны. Есть также политические фигуры, движущиеся то к одному, то к другому полюсу. Это, к примеру, Ю. Лужков или А. Лебедь. Мы можем изобразить наличие всех этих политических игроков в следующем виде: Президент Лужков Лебедь Парламент При этом каждый из этих игроков пытается активным образом формировать информационное пространство со своей стороны. Каждая из сторон старается задать свою интерпретацию действительности как наименее противоречивую. В то же время картина противоположной стороны подается как наименее интересная. Власть, как правило, не опровергает вводимых другими негативных интерпретаций. Если она и делает это, то с помощью других коммуникаторов. Вероятно, психологически власть не опускается до уровня " перебранки" с оппонентами, поэтому прерогатива отрицательного текста всегда остается на стороне противника. Из-за этого получается, что они все время ведут свои беседы в разных плоскостях:
Поэтому в идеале власть просто не видит своего противника. Если она и говорит на эту тему, то в наиболее абстрактных терминах. Все это направлено на создание мифологии, подобной соотношению " слона и моськи". Власть имеет возможность, но не видит интереса разговаривать с оппонентами на равных, стараясь фиксировать для себя более завышенные позиции. Интересное сопоставление ролей Царя (Б. Ельцина) и Хозяина (Ю. Лужкова) провел А. Архангельский в " Известиях" 2, озаглавив его " Приятный во всех отношениях. О телевизионном образе Юрия Лужкова". Приведем некоторые его высказывания по этому поводу:
|