Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Понятие и виды негласной деятельности государственной администрации
Одно из значений слова тайна — «нечто, скрываемое от других, известное не всем, секрет»[1]. Тайну можно понимать как информацию, не подлежащую разглашению, доступ к источникам которой должен быть ограничен ради защиты чьих-то интересов. В зависимости от субъекта, интересы которого обеспечиваются такими ограничениями, различают личную, коммерческую, служебную, государственную тайну. Все многочисленные разновидности тайн в законодательстве объединены в две группы: сведения конфиденциального характера и государственная тайна. Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. утвержден перечень сведений конфиденциального характера. К ним отнесены: 1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. 2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства. 3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). 4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее). 5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна). 6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них[2]. Поскольку существуют тайны, существуют и негласные формы административной деятельности. Можно различать два вида негласной государственной административной деятельности: 1) связанную с использованием «чужой» тайны, информации, которая извне поступила в административные структуры (данные о личности, о коммерческих предприятиях, о новом оружии и т. д.); 2) связанную со «своей» тайной: с информацией о некоторых видах административной деятельности (оборонной, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной). А по содержанию выделяются тоже два вида негласной административной деятельности: 1) охрана секретной информации, которая поступила от государственных и негосударственных организаций, граждан; 2) осуществление определенных видов действий в обстановке секретности (оборонных, розыскных и др.). В таких случаях информация, не подлежащая распределению субъектами исполнительной власти, добывается, анализируется, создается, используется для активной деятельности. Соответственно можно различать: 1) режимы охраны информации государственной администрации: • конфиденциальной; • секретной; 2) секретную деятельность государственной администрации: • оборонную; • разведывательную; • оперативно-розыскную и др[3]. Названное деление негласной деятельности в определенной мере условно. Так, данные о секретной деятельности государственной администрации подпадают под режим секретности.
|