Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система гарантий, способствующих соблюдению законности. Контроль и надзор за оперативно – розыскной деятельностью






 

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости защиты конституционных прав граждан, создания системы гарантий, способствующих строгому соблюдению законности спецслужбами. И Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» очень много внимания уделяет гарантиям ее законности.

Во-первых, это четкое закрепление перечня государственных органов, оперативные подразделения которых могут заниматься ОРД.

Во-вторых, наличие в законе исчерпывающего перечня ОРМ.

В-третьих, установление в ст. 7 названного Закона оснований для проведения ОРМ:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Гарантией прав граждан является также содержащееся в законе запрещение субъектам, занимающимся ОРД, без согласия граждан разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя и которые стали известными в процессе проведения ОРМ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Одной из самых важных гарантий служит предварительный судебный контроль за рядом ОРМ. Законом четко установлено, что проведение ОРМ, которые ограничивают права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения.

Из этого правила есть исключения. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, допускается проведение названных выше ОРМ с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении ОРМ либо прекратить его.

Кроме того, при возникновении угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации подчеркивается: «Результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных Федеральным законом, могут быть использованы в качестве доказательств по уголовным делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проведены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством»[17].

Оперативно-розыскная деятельность, учитывая ее преимущественно негласный, конспиративный характер, сопряженность ряда оперативно-розыскных мероприятий с ограничением конституционных прав и свобод граждан, вольным или невольным получением информации, затрагивающей их частную жизнь, требует контроля за законодательно установленным по рядком ее осуществления для достижения законодательно закрепленных целей и задач, корректировки оперативно-розыскной политики, детализации положений Закона об ОРД, их разъяснения, организации и проведения проверок на уровне органов государственной власти.

Контроль за ОРД возложен на Президента, Федеральное Собрание, Правительство России.

Указанные органы государственной власти Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности (ст. 21 Закона " О безопасности"), а соответственно и органов - субъектов ОРД.

Согласно Конституции Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Основным законом страны и федеральными законами Президент: вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, который рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности, стабильности и правопорядка, осуществляет подготовку решений Президента, касающихся состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Важным элементом соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности при ее осуществлении является контроль со стороны законодательного органа. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания, определяют расходные статьи бюджета, выделяемого на осуществление ОРД, и контролируют расходование выделенных на эту деятельность средств. Проведение парламентских расследований комитетами и комиссиями Совета Федерации и Государственной Думы законодательно не урегулировано, соответственно их проведение в качестве контроля за ОРД не имеет правовой основы. В качестве контроля за ОРД в заседаниях Госдумы и Совета Федерации могут рассматриваться различные вопросы, касающиеся этой деятельности, для участия в заседаниях могут приглашаться должностные лица органов - субъектов ОРД. В порядке контроля руководители комиссий и комитетов, депутаты вправе направлять депутатские запросы, касающиеся осуществления ОРД и ее результатов[18].

А гражданин, полагающий, что ОРМ нарушили его права и свободы, вправе обжаловать соответствующие действия в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд.

 

Заключение

 

В ряде случаев объективные обстоятельства требуют, чтобы доступ к информации, которую использует государственная администрация, и об административной деятельности имели лишь некоторые лица.

Интересы внутренней и внешней безопасности страны, интересы коммерческой, профессиональной деятельности граждан обуславливают существование тайны, засекречивание определенной информации. Доступ к ней должен быть под контролем или вообще исключен, гласность в таких случаях вредна для граждан, организаций или даже для всей страны. Государственная администрация обязана охранять свои и чужие тайны.

Поскольку существуют тайны, существуют и негласные формы административной деятельности. Можно различать два вида негласной государственной административной деятельности:

1) связанную с использованием «чужой» тайны, информации, которая извне поступила в административные структуры (данные о личности, о коммерческих предприятиях, о новом оружии и т. д.);

2) связанную со «своей» тайной: с информацией о некоторых видах административной деятельности (оборонной, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной).

А по содержанию выделяются тоже два вида негласной административной деятельности:

1) охрана секретной информации, которая поступила от государственных и негосударственных организаций, граждан;

2) осуществление определенных видов действий в обстановке секретности (оборонных, розыскных и др.). В таких случаях информация, не подлежащая распределению субъектами исполнительной власти, добывается, анализируется, создается, используется для активной деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал