Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оперативно розыскные мероприятия






В ходе ОРД осуществляются следующие оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ):

1) опрос граждан (без составления протоколов);

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования (например, волос, проб крови);

4) проверочная закупка (например, для выявления использования кассовых аппаратов);

5) исследование предметов и документов (для выявления следов, отпечатков, подделок, адресатов и т. д.);

6) наблюдение, которое может быть наружным и стационарным с использованием технических средств;

7) отождествление личности, то есть сравнение данных о конкретном гражданине с информацией о разыскиваемых лицах;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств, которое, как правило, состоит в негласном осмотре названных объектов;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений,

10) прослушивание телеграфных переговоров и снятие информации с технических средств;

11) контролируемая поставка. Она может быть организована самими оперативниками или они наблюдают за незаконной поставкой оружия, наркотиков и т. д., о которой им стало известно;

12) оперативный эксперимент (например, использование помеченных денег для взятки);

13) оперативное внедрение[14].

В борьбе с преступностью, особенно организованной, в контрразведывательной деятельности оперативное внедрение агентов и использование информаторов (осведомителей) — средство, давно применяемое спецслужбами и необходимое.

Осведомители могут действовать на общественных началах, бесплатно из идейных побуждений, с целью устранения конкурентов, мести и т. д. Их работа может и оплачиваться в соответствии с контрактами (административными договорами) между ними и органами, осуществляющими ОРД. В преступные сообщества могут внедряться и штатные сотрудники спецслужб.

Лица, осуществляющие ОРД, являются носителями специального административно-правового статуса, который в общих чертах определяется ст. 17 и 18 Закона об ОРД, а детально — секретными нормативными актами соответствующих ведомств.

В качестве примера правового регулирования статуса агентов и осведомителей можно назвать ст. 19 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». В ней сказано:

...Полномочия внештатного сотрудника органов Федеральной службы безопасности определяются нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Лица, оказывающие содействие Федеральной службе безопасности, имеют право:

а) заключать контракт с органами Федеральной службы безопасности о конфиденциальном сотрудничестве;

б) получать от сотрудников Федеральной службы безопасности разъяснения своих задач, обязанностей и прав;

в) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;

г) получать вознаграждение;

д) получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания содействия органам Федеральной службы безопасности.

Лица, оказывающие содействие органам Федеральной службы безопасности, обязаны:

а) соблюдать условия заключаемого с органами Федеральной службы безопасности контракта или договоренности о сотрудничестве;

б) выполнять поручения органов Федеральной службы безопасности, направленные на осуществление возложенных на них обязанностей;

в) не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации;

г) не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия органам Федеральной службы безопасности...

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам Федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Порядок, способы осуществления оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) регулируются негласными нормативными ведомственными актами. Негласными являются планы оперативных разработок, их объекты, большая часть полученной информации, сведения о заведенных делах и т. д.

Результаты ОРМ должны быть использованы для решения вопросов о допуске лиц к определенным видам деятельности, розыске лиц, пропавших без вести, пресечении преступной деятельности, возбуждении уголовных дел, в следственной и судебной деятельности, в случаях и в порядке, установленном УПК РФ[15].

Совместным приказом МВД, ФСБ, ГТК и других уполномоченных органов утверждена Инструкция «О порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд». В ней сказано, что под результатом ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России[16].

Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.д.). К этим документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ. В случаях проведения оперативно-технических мероприятий результаты могут быть зафиксированы на иных материальных носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.).

ОРД во многих случаях нарушает конституционное право граждан (на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, переговоров, сообщений, неприкосновенность жилища и др.)- В ст. 24 Конституции Российской Федерации сказано:

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Специфика деятельности спецслужб состоит в том, что на основании Федерального закона они:

• нарушают конституционные права;

• не знакомят лиц с соответствующей информацией, а граждане, как правило, не могут защищать свои права, потому что не знают, да и не должны знать, что стали объектами оперативных разработок;

• в сферу ОРД попадают лица, которые звонили, писали, встречались с проверяемым. ОРМ могут проводиться в отношении неопределенного числа граждан, поскольку задачей ОРД является выявление преступных связей проверяемого, сбор всей необходимой информации о нем. Поэтому спецслужбы располагают информацией о частной жизни многих граждан, не причастных к преступной деятельности;

• как правило, оперативные работники являются сотрудниками правоохранительных органов и наделены полномочиями применять специальные меры пресечения (физическую силу, дубинку, наручники, огнестрельное оружие), а также осуществлять задержание, составлять протоколы.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал