Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Листок из архива. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О мерах но либерализации цен» от 3 декабря 1991 г.Стр 1 из 8Следующая ⇒
ТЕМА 4. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: В ПОИСКАХ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1991-1999 ГГ. Общая проблема. Какие изменения произошли в экономическом строе, политической системе, социальной структуре и в духовной жизни России в результате кардинальных реформ? КУРСОМ РЕФОРМ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. НАЧАЛО КАРДИНАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН В СТРАНЕ Проблема. Какие неотложные задачи встали перед руководством России после распада СССР? Как они решались? Первые результаты реформ. Вспомните значение понятий: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», рыночная экономика, либерализация цен, конвертируемость рубля, ваучер, инфляция. Ответьте на вопросы. 1. Когда образовалась Российская Федерация (эту дату мы отмечаем как государственный праздник новой России)? 2. Когда была принята Конституция Российской Федерации? 3. Какие проблемы необходимо было решить нашему государству в 90-е гг.? В области внутренней политики руководство суверенной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них — глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования. «Шоковая терапия» в экономике. В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин выступил с программным заявлением, где изложил суть намеченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве; антимонопольная и разумная налоговая политика; адресная система социальной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции. Хотя Б. Н. Ельцин подчеркивал, что в «условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся», масштабы предстоящих испытаний в полной мере оценены не были. И это неудивительно. Ведь, по сути дела, страна и народ стояли у истоков длительного и трудного процесса, имевшего своей целью не простое совершенствование существующей системы, а ее коренное преобразование, создание основ нового экономического и социально-политического строя, выведение страны на современные рубежи постиндустриального общества. И положительные результаты этого процесса не могли проявиться сразу и с убеждающей всех силой. Листок из архива. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О мерах но либерализации цен» от 3 декабря 1991 г. «В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О социально-экономическом положении в РСФСР» постановляю: 1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам. 2. Установить со 2 января 1992 г. применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг...» ? Какие цены называются свободными (рыночными)? В январе 1992 г. был сделан решительный шаг на пути к рыночной экономике — цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была упразднена централизованно-фондовая система распределения ресурсов. В результате за короткий срок исчез печально знаменитый советский дефицит товаров и услуг. Начался переход к конвертируемости рубля: устанавливался свободный курс рубля по отношению к иностранной валюте на основе спроса и предложения. Реформаторское правительство Е. Т. Гайдара предполагало, что освобождение цен и запуск рыночных механизмов сами по себе отрегулируют производство, создадут конкуренцию, сократят избыточную денежную массу и приведут к оживлению, а затем и к быстрому росту экономики. Правительство отказалось от всех предложений по удержанию в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике. В условиях сохранявшейся монополизации производства это привело к взлету цен во многие десятки раз к концу 1992 г. (при ожидаемом уровне в два-три раза). Повышение зарплаты резко отстало от роста цен. Средний уровень жизни населения России упал ниже рубежа 80—90-х гг. Денежные сбережения десятков миллионов граждан в Госбанке оказались фактически изъятыми государством. Правда, здесь надо сделать одно важное уточнение: к моменту начала реформы эти сбережения в условиях перестроечной инфляции и тотального товарного дефицита уже успели значительно обесцениться. С конца 1992 г. началась приватизация госсобственности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов. В стране появилось 40 млн акционеров, но главным образом номинальных, ибо большая часть акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалась в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюрократии), владельцев различных финансовых и коммерческих структур, легализовавшихся воротил подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические дивиденды они выдавали населению в обмен за ваучеры свои, ничем на деле не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить эффективную систему противодействия этому процессу. Тем более в ситуации, когда она сама явно стремилась в максимально короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости. «Цель приватизации, — откровенно заявлял главный автор программы «ваучеризации» страны А. Б. Чубайс, — построение капитализма в России, причем в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия». Структурные изменения происходили также в аграрной сфере. Еще в годы перестройки стали возникать первые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяйства. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в акционерные предприятия разных типов, где роль акций играли земельные паи крестьян — правда, роль номинальную, ибо отсутствовал закон о частной собственности на землю. Тем временем экономический кризис, отчасти неизбежный при структурной перестройке народного хозяйства, углублялся. Реформы предполагали в качестве ключевого звена всемерное укрепление финансовой системы. Правительство пыталось проводить жесткую кредитную политику, но столкнулось с давлением промышленного лобби и сепаратными действиями руководства бывших союзных республик: в большинстве из них российский рубль продолжал использоваться в денежных расчетах. Начался не контролируемый властями вывоз капитала за рубеж. Одновременно в новой экономической ситуации нарастало социальное расслоение российского общества. Уже в конце 1992 г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в девять раз. Ниже черты прожиточного минимума оказалось более трети жителей страны. Появились и первые сотни тысяч безработных. Смертность россиян подскочила на 20%, рождаемость упала на 14%. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов Российской Федерации оценил работу правительства Е. Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой правительства стал В. С. Черномырдин. Заслугой нового правительства стала борьба с гиперинфляцией. В 1993 г. оно провело денежную реформу, изъяв из обращения казначейские билеты образца 1961—1992 гг. Это повлекло за собой введение национальных валют в странах, вошедших в состав СНГ. К концу 1997 г. инфляция в России не превышала 1% в месяц (в 1993 г. — более 40%). Правда, это было достигнуто в немалой мере за счет хронических задержек (от нескольких месяцев до года и более) выдачи заработной платы коллективам многих бюджетных предприятий и учреждений, военнослужащим. С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Созданный усилиями реформаторов рынок товаров дополнился рынком капиталов. В 1997 г. на долю государственного и муниципального секторов приходилось всего 9% промышленного производства, 10% сельскохозяйственного, 8, 3% розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономики, а также в смешанном секторе (государство удерживало здесь больший или меньший пакет акций). Серьезные позиции в отечественной промышленности занял иностранный капитал. Долгое время правительству не удавалось остановить сокращение объема промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991 г. В наибольшей степени спад производства (от 70% и выше) затронул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квалифицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики. В этих условиях ряд авторитетных экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе отката России в ближайшем будущем на позиции развивающихся стран. Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила в 1996 г. 66, 5% от уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и как следствие — производство мяса и молока. Вдвое меньше вносилось удобрений, что вело к истощению почв и неизбежному падению урожайности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гектаров пахотных земель. Почти прекратилось обновление машинно-тракторного парка. Страна ввозила до 40% продовольствия. Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Промышленное производство к концу этого года увеличилось на 1%, сельскохозяйственное — на 0, 1%. Однако подъем оказался неустойчивым, ибо не была решена главная задача — рост капиталовложений в реальный сектор экономики. Напротив, они продолжали сокращаться. Не оправдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увеличился внешний долг — до 156 млрд долларов в 1998 г. (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по займам, страна вынуждена была выделять до трети всех расходов госбюджета. С реформами начала 90-х гг. Россия вступила в новую эпоху своего развития. Сопоставьте кардинальные изменения нашего времени с преобразованиями революционного 1917 г. Задумайтесь над вопросом: какие ценности России начала XX в. унаследованы и получили новое развитие? Что и почему оказалось невостребованным? Какова роль советского наследия в истории новой России?
|