Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Листок из архива. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О мерах но либерализации цен» от 3 декабря 1991 г.






ТЕМА 4. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: В ПОИСКАХ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1991-1999 ГГ.

Общая проблема. Какие изменения произошли в экономичес­ком строе, политической системе, социальной структуре и в духовной жизни России в результате кардинальных реформ?

КУРСОМ РЕФОРМ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. НАЧАЛО КАРДИНАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН В СТРАНЕ

Проблема. Какие неотложные задачи встали перед руковод­ством России после распада СССР? Как они решались? Пер­вые результаты реформ.

Вспомните значение понятий: постиндустриальное обще­ство, «шоковая терапия», рыночная экономика, либерализа­ция цен, конвертируемость рубля, ваучер, инфляция. Ответьте на вопросы. 1. Когда образовалась Российская Фе­дерация (эту дату мы отмечаем как государственный праздник новой России)? 2. Когда была принята Конституция Российской Федерации? 3. Какие проблемы необходимо было решить нашему государству в 90-е гг.?

В области внутренней политики руководство суверен­ной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них — глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.

«Шоковая терапия» в экономике. В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин высту­пил с программным заявлением, где изложил суть наме­ченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышлен­ности и сельском хозяйстве; антимонопольная и ра­зумная налоговая политика; адресная система социальной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции.

Хотя Б. Н. Ельцин подчеркивал, что в «условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся», масштабы предстоящих испытаний в полной мере оценены не были. И это неудивительно. Ведь, по сути дела, страна и народ стояли у истоков длительного и трудного процесса, имевшего своей целью не простое совершенствование существующей системы, а ее корен­ное преобразование, создание основ нового экономическо­го и социально-политического строя, выведение страны на современные рубежи постиндустриального общества. И положительные результаты этого процесса не могли проявиться сразу и с убеждающей всех силой.

Листок из архива. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О мерах но либерализации цен» от 3 декабря 1991 г.

«В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О социально-экономическом поло­жении в РСФСР» постановляю:

1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складываю­щихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.

2. Установить со 2 января 1992 г. применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг...»

? Какие цены называются свободными (рыночными)?

В январе 1992 г. был сделан решительный шаг на пу­ти к рыночной экономике — цены на большинство това­ров и услуг стали свободными, была упразднена центра­лизованно-фондовая система распределения ресурсов. В результате за короткий срок исчез печально знаменитый советский дефицит товаров и услуг. Начался переход к конвертируемости рубля: устанавливался свободный курс рубля по отношению к иностранной валюте на основе спроса и предложения.

Реформаторское правительство Е. Т. Гайдара предпо­лагало, что освобождение цен и запуск рыночных меха­низмов сами по себе отрегулируют производство, созда­дут конкуренцию, сократят избыточную денежную массу и приведут к оживлению, а затем и к быстрому росту экономики. Правительство отказалось от всех предложе­ний по удержанию в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике.

В условиях сохранявшейся монополизации производ­ства это привело к взлету цен во многие десятки раз к концу 1992 г. (при ожидаемом уровне в два-три раза). Повышение зарплаты резко отстало от роста цен. Сред­ний уровень жизни населения России упал ниже рубежа 80—90-х гг. Денежные сбережения десятков миллионов граждан в Госбанке оказались фактически изъятыми го­сударством. Правда, здесь надо сделать одно важное уточнение: к моменту начала реформы эти сбережения в условиях перестроечной инфляции и тотального товарно­го дефицита уже успели значительно обесцениться.

С конца 1992 г. началась приватизация госсобствен­ности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно вы­данных всем гражданам России. Их можно было вкла­дывать в акции приватизируемых объектов. В стране по­явилось 40 млн акционеров, но главным образом номинальных, ибо большая часть акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалась в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюро­кратии), владельцев различных финансовых и коммерче­ских структур, легализовавшихся воротил подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические ди­виденды они выдавали населению в обмен за ваучеры свои, ничем на деле не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить эффективную систему противодействия этому процессу. Тем более в ситуации, когда она сама яв­но стремилась в максимально короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости. «Цель приватизации, — откровенно заяв­лял главный автор программы «ваучеризации» страны А. Б. Чубайс, — построение капитализма в России, при­чем в несколько ударных лет, выполнив ту норму выра­ботки, на которую у остального мира ушли столетия».

Структурные изменения происходили также в аграр­ной сфере. Еще в годы перестройки стали возникать пер­вые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяй­ства. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в акционерные пред­приятия разных типов, где роль акций играли земель­ные паи крестьян — правда, роль номинальную, ибо от­сутствовал закон о частной собственности на землю.

Тем временем экономический кризис, отчасти неиз­бежный при структурной перестройке народного хозяй­ства, углублялся. Реформы предполагали в качестве ключевого звена всемерное укрепление финансовой сис­темы. Правительство пыталось проводить жесткую кре­дитную политику, но столкнулось с давлением промыш­ленного лобби и сепаратными действиями руководства бывших союзных республик: в большинстве из них рос­сийский рубль продолжал использоваться в денежных расчетах. Начался не контролируемый властями вывоз капитала за рубеж.

Одновременно в новой экономической ситуации нара­стало социальное расслоение российского общества. Уже в конце 1992 г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в девять раз. Ниже черты прожиточного ми­нимума оказалось более трети жителей страны. Появи­лись и первые сотни тысяч безработных. Смертность рос­сиян подскочила на 20%, рождаемость упала на 14%.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов Российской Федерации оценил работу правительства Е. Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой прави­тельства стал В. С. Черномырдин.

Заслугой нового правительства стала борьба с гипер­инфляцией. В 1993 г. оно провело денежную реформу, изъяв из обращения казначейские билеты образца 1961—1992 гг. Это повлекло за собой введение нацио­нальных валют в странах, вошедших в состав СНГ. К концу 1997 г. инфляция в России не превышала 1% в месяц (в 1993 г. — более 40%). Правда, это было достиг­нуто в немалой мере за счет хронических задержек (от нескольких месяцев до года и более) выдачи заработной платы коллективам многих бюджетных предприятий и учреждений, военнослужащим.

С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Соз­данный усилиями реформаторов рынок товаров допол­нился рынком капиталов. В 1997 г. на долю государст­венного и муниципального секторов приходилось всего 9% промышленного производства, 10% сельскохозяйст­венного, 8, 3% розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономи­ки, а также в смешанном секторе (государство удержи­вало здесь больший или меньший пакет акций). Серьез­ные позиции в отечественной промышленности занял иностранный капитал.

Долгое время правительству не удавалось остановить сокращение объема промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991 г. В наиболь­шей степени спад производства (от 70% и выше) затро­нул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квали­фицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики. В этих условиях ряд автори­тетных экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе отката России в ближайшем будущем на позиции развивающихся стран.

Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила в 1996 г. 66, 5% от уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и как след­ствие — производство мяса и молока. Вдвое меньше вно­силось удобрений, что вело к истощению почв и неиз­бежному падению урожайности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гектаров пахотных земель. Почти прекратилось обновление машинно-тракторного парка. Страна ввозила до 40% продовольствия.

Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Про­мышленное производство к концу этого года увеличилось на 1%, сельскохозяйственное — на 0, 1%. Однако подъ­ем оказался неустойчивым, ибо не была решена главная задача — рост капиталовложений в реальный сектор эко­номики. Напротив, они продолжали сокращаться. Не оп­равдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увели­чился внешний долг — до 156 млрд долларов в 1998 г. (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по займам, страна вынуждена была выделять до трети всех расходов госбюджета.

С реформами начала 90-х гг. Россия вступила в новую эпо­ху своего развития. Сопоставьте кардинальные изменения нашего времени с преобразованиями революционного 1917 г. Задумайтесь над вопросом: какие ценности России начала XX в. унаследованы и получили новое развитие? Что и почему оказалось невостребованным? Какова роль советского наследия в истории новой России?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал