Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Листок из архива. Указ Президента РФ «О поэтапной консти­туционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.






«Прямое противодействие осуществлению социально-экономи­ческих реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Вер­ховном Совете обструкция политики всенародно избранного Пре­зидента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли россий­ского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года... Принимая во внимание, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противо­речивым нормам, созданным законодательной ветвью власти... постановляю:

1. Прервать осуществление законодательной, распо­рядительной и контрольной функций Съездом народных депута­тов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Фе­дерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального собрания Российской Фе­дерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента...

2. Конституционной ко­миссии и Конституционному совещанию представить к 12 декаб­ря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ...»

? В чем заключалась сущность политического кризиса? Какой путь выхода из него был предложен в указе?

 

Резко против президентского указа выступили Вер­ховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбу­латовым и большинство членов Конституционного суда, квалифицировавших действия Б. Н. Ельцина как некон­ституционные. Вице-президент А. В. Руцкой, следуя нор­мам действующей Конституции, возложил на себя обя­занности Президента и начал формировать новое правительство. 2 октября в Москве прошли организован­ные оппозицией массовые демонстрации. На следующий день активные сторонники Верховного Совета силой за­хватили здания мэрии и гостиницы «Мир», а затем пред­приняли неудачную попытку взять штурмом Останкин­ский телецентр. В ответ Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, были введе­ны войска. Утром 4 октября начался обстрел здания Вер­ховного Совета, где укрепились силы оппозиции. Через несколько часов оно было занято отрядами спецвойск, а руководители выступления арестованы.

Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов Советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента, назначенным или выбран­ным главам администраций краев и областей. Позже там приступили к формированию новых органов представи­тельной власти.

В ноябре 1993 г. развернулась предвыборная борьба за места в Совете Федерации и Государственной думе. Половина депутатов в Думу избиралась по территори­альным округам, другая половина — по партийным спискам.

В числе крупных политических объединений, активно вклю­чившихся в избирательную кампанию, были: пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар); умеренно-оппо­зиционные — Партия российского единства и согласия (лидер С. М. Шахрай), блок «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский); попу­листская Либерально-демократическая партия России (лидер В. В. Жириновский); радикально-оппозиционные Аграрная пар­тия России (лидер М. И. Лапшин) и Коммунистическая партия РФ (лидер Г. А. Зюганов).

КПРФ оформилась в феврале 1993 г. после компромиссного решения Конституционного суда, рассмотревшего два встречных иска: о конституционности указов Президента Б. Н. Ельцина по запрету КПСС и о конституционности самого существования в прошлом КПСС. Суд постановил признать правомочность указов Президента в части, запрещавшей деятельность руководящих структур КПСС, и одновременно подтвердил право граждан Рос­сии — приверженцев коммунистической идеологии на объедине­ние по территориальному принципу.

Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декаб­ря 1993 г. На первое место вышли представители ЛДПР. Значительное число избирателей проголосовало за «Вы­бор России» и КПРФ.

Референдум по проекту Конституции, подготовленно­му под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одо­брением. Основной закон провозглашает Россию демо­кратическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа) не обладают правом на свободный выход, но в рамках Федерации получали высокую степень независи­мости. Конституция признает в качестве высшей ценно­сти человека, его права и свободы; идеологическое и по­литическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, из­бираемый всенародным голосованием на 4 года, наделя­ется широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государст­ва; является Верховным главнокомандующим Воору­женными силами России; представляет Государственной думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Ге­нерального прокурора, судей Конституционного, Верхов­ного и Высшего арбитражного судов; назначает фе­деральных министров, принимает решение об отставке правительства и др. В Конституции закреплено одобре­ние государственного бюджета и утверждение представ­ляемых Президентом кандидатур на высшие государст­венные посты палатами Федерального собрания.

Одним из первых совместных шагов Президента и Фе­дерального собрания явилась подготовка в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии. Его главная идея — отказ от силовых методов разрешения возникающих в обществе противоречий и конфликтов, поиск компромис­сов. Договор скрепили своими подписями высшие долж­ностные лица РФ, главы субъектов Федерации и мест­ных органов власти, а также лидеры политических партий и движений, религиозных объединений, проф­союзов и других общественных организаций.

Однако полного согласия добиться не удалось. Договор отка­зались подписать Аграрная партия России и КПРФ. Тем не менее некоторые практические результаты, снижающие накал политических страстей в России, договор принес. Были прекра­щены уголовные дела против членов ГКЧП и активных защит­ников старой Конституции в октябрьские дни 1993 г.

В последующие годы общественно-политическая жизнь была насыщена новыми важными событиями. В декабре 1995 г. завершилась очередная кампания по вы­борам в Государственную думу. Они принципиально не изменили ее партийный состав, лишь место «Выбора России» занял новый проправительственный блок «Наш дом — Россия» (лидер В. С. Черномырдин).

В мае 1996 г. началась еще одна политическая кам­пания — выборы Президента Российской Федерации. Основная предвыборная борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и лидером КПРФ Г. А. Зюгановым. Президент отстаивал верность стратегического курса ре­форм, обещая в большей степени, чем раньше, развер­нуть их «лицом к народу». Его оппонент, напротив, рез­ко критиковал реформы и их результаты. Сторонники Зюганова призывали к восстановлению Советской власти и СССР.

Выборы прошли в два тура (16 июня и 3 июля). По­беду одержал Б. Н. Ельцин, получивший 53, 8% голо­сов граждан. Большинство избирателей сделало вы­бор в пользу продолжения реформ. Несмотря на все трудности, граждане России не захотели возврата в прошлое.

 

 

1. 3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ КОНЦА 90-Х ГГ.

Сохранение территориальной целостности России и строительство обновленной Федерации. Решение этой проблемы стало третьей приоритетной задачей руковод­ства страны.

Сложные процессы, проходившие в России, не могли не затронуть отношений центра с автономными респуб­ликами, областями, национальными округами, входив­шими в ее состав. Понимая, что необходимы перемены в сфере национальных отношений, Президент Б. Н. Ель­цин образно предложил субъектам Федерации «брать на себя суверенитета, сколько они могут унести».

В результате все республики, входившие в Россий­скую Федерацию, заявили о своем суверенитете и об от­казе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской)также объявили себя суверенными республи­ками. Некоторые из них попытались взять курс на по­степенный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Якутия), а руководство Чеченской Рес­публики прервало все связи с федеральными властями и заявило о готовности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в федеральный бюджет.

Наряду с принятием новой Конституции на сохранение единства страны был направлен подписанный в Москве в марте I 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Чеченская Республика отказалась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот документ лишь в 1994 г., оговорив в специальном «Договоре о разграничении полномочий» особые условия пребывания в Федерации. Вскоре аналогичные договоры были подписаны со многими другими республиками, краями и областями РФ. Однако они не решили всех проблем взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации.

Тем временем межнациональные конфликты приве­ли к столкновениям североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для раз­ведения противостоящих сторон. Через два года возник вооруженный конфликт между военными формировани­ями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию это­го субъекта РФ вошли федеральные войска для восста­новления там конституционной законности и право­порядка.

Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 тыс. военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тыс. человек получили ранения и контузии. События в Чечне серьезно обострили полити­ческую ситуацию в России.

31 августа 1996 г. в Хасавюрте представители феде­ральной стороны и сепаратистов подписали соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении там выборов президента и парламента. Решение вопроса о бу­дущем Чечни откладывалось на пять лет.

Объясните значение понятий и выражений: адресная си­стема социальной помощи, рынок капиталов, «чековые ин­вестиционные фонды», акционирование, президентская ре­спублика, парламентская республика, Федеральное собра­ние, Договор об общественном согласии, Федеративный договор, договоры о разграничении полномочий, сепара­тизм, Хасавюртовские соглашения.

 

 

1. Какие действия Правительства РФ заложили осно­вы рыночной экономики? Поработайте в парах. Опре­делите положительные и отрицательные результаты этого процесса. Сформулируйте выводы.

2. Когда был провозглашен суверенитет России? Проследите этапы юридического оформления российской государственно­сти.

3. Нарисуйте схему «Государственная власть в России по Конституции 1993 г.».

4. На основании тек­ста Конституции РФ докажите, что Россия — право­вое государство.

5. Выскажите свое мнение: почему су­ществуют разные точки зрения о социально-экономи­ческих и политических преобразованиях, происходив­ших в нашей стране в 90-е гг. XX в.?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал