Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Листок из архива. Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.
«Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года... Принимая во внимание, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти... постановляю: 1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента... 2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ...» ? В чем заключалась сущность политического кризиса? Какой путь выхода из него был предложен в указе?
Резко против президентского указа выступили Верховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым и большинство членов Конституционного суда, квалифицировавших действия Б. Н. Ельцина как неконституционные. Вице-президент А. В. Руцкой, следуя нормам действующей Конституции, возложил на себя обязанности Президента и начал формировать новое правительство. 2 октября в Москве прошли организованные оппозицией массовые демонстрации. На следующий день активные сторонники Верховного Совета силой захватили здания мэрии и гостиницы «Мир», а затем предприняли неудачную попытку взять штурмом Останкинский телецентр. В ответ Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, были введены войска. Утром 4 октября начался обстрел здания Верховного Совета, где укрепились силы оппозиции. Через несколько часов оно было занято отрядами спецвойск, а руководители выступления арестованы. Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов Советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента, назначенным или выбранным главам администраций краев и областей. Позже там приступили к формированию новых органов представительной власти. В ноябре 1993 г. развернулась предвыборная борьба за места в Совете Федерации и Государственной думе. Половина депутатов в Думу избиралась по территориальным округам, другая половина — по партийным спискам. В числе крупных политических объединений, активно включившихся в избирательную кампанию, были: пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар); умеренно-оппозиционные — Партия российского единства и согласия (лидер С. М. Шахрай), блок «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский); популистская Либерально-демократическая партия России (лидер В. В. Жириновский); радикально-оппозиционные Аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) и Коммунистическая партия РФ (лидер Г. А. Зюганов). КПРФ оформилась в феврале 1993 г. после компромиссного решения Конституционного суда, рассмотревшего два встречных иска: о конституционности указов Президента Б. Н. Ельцина по запрету КПСС и о конституционности самого существования в прошлом КПСС. Суд постановил признать правомочность указов Президента в части, запрещавшей деятельность руководящих структур КПСС, и одновременно подтвердил право граждан России — приверженцев коммунистической идеологии на объединение по территориальному принципу. Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декабря 1993 г. На первое место вышли представители ЛДПР. Значительное число избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ. Референдум по проекту Конституции, подготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одобрением. Основной закон провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа) не обладают правом на свободный выход, но в рамках Федерации получали высокую степень независимости. Конституция признает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; идеологическое и политическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю. В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, избираемый всенародным голосованием на 4 года, наделяется широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России; представляет Государственной думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке правительства и др. В Конституции закреплено одобрение государственного бюджета и утверждение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты палатами Федерального собрания. Одним из первых совместных шагов Президента и Федерального собрания явилась подготовка в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии. Его главная идея — отказ от силовых методов разрешения возникающих в обществе противоречий и конфликтов, поиск компромиссов. Договор скрепили своими подписями высшие должностные лица РФ, главы субъектов Федерации и местных органов власти, а также лидеры политических партий и движений, религиозных объединений, профсоюзов и других общественных организаций. Однако полного согласия добиться не удалось. Договор отказались подписать Аграрная партия России и КПРФ. Тем не менее некоторые практические результаты, снижающие накал политических страстей в России, договор принес. Были прекращены уголовные дела против членов ГКЧП и активных защитников старой Конституции в октябрьские дни 1993 г. В последующие годы общественно-политическая жизнь была насыщена новыми важными событиями. В декабре 1995 г. завершилась очередная кампания по выборам в Государственную думу. Они принципиально не изменили ее партийный состав, лишь место «Выбора России» занял новый проправительственный блок «Наш дом — Россия» (лидер В. С. Черномырдин). В мае 1996 г. началась еще одна политическая кампания — выборы Президента Российской Федерации. Основная предвыборная борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и лидером КПРФ Г. А. Зюгановым. Президент отстаивал верность стратегического курса реформ, обещая в большей степени, чем раньше, развернуть их «лицом к народу». Его оппонент, напротив, резко критиковал реформы и их результаты. Сторонники Зюганова призывали к восстановлению Советской власти и СССР. Выборы прошли в два тура (16 июня и 3 июля). Победу одержал Б. Н. Ельцин, получивший 53, 8% голосов граждан. Большинство избирателей сделало выбор в пользу продолжения реформ. Несмотря на все трудности, граждане России не захотели возврата в прошлое.
1. 3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ КОНЦА 90-Х ГГ. Сохранение территориальной целостности России и строительство обновленной Федерации. Решение этой проблемы стало третьей приоритетной задачей руководства страны. Сложные процессы, проходившие в России, не могли не затронуть отношений центра с автономными республиками, областями, национальными округами, входившими в ее состав. Понимая, что необходимы перемены в сфере национальных отношений, Президент Б. Н. Ельцин образно предложил субъектам Федерации «брать на себя суверенитета, сколько они могут унести». В результате все республики, входившие в Российскую Федерацию, заявили о своем суверенитете и об отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской)также объявили себя суверенными республиками. Некоторые из них попытались взять курс на постепенный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Якутия), а руководство Чеченской Республики прервало все связи с федеральными властями и заявило о готовности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в федеральный бюджет. Наряду с принятием новой Конституции на сохранение единства страны был направлен подписанный в Москве в марте I 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Чеченская Республика отказалась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот документ лишь в 1994 г., оговорив в специальном «Договоре о разграничении полномочий» особые условия пребывания в Федерации. Вскоре аналогичные договоры были подписаны со многими другими республиками, краями и областями РФ. Однако они не решили всех проблем взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации. Тем временем межнациональные конфликты привели к столкновениям североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения противостоящих сторон. Через два года возник вооруженный конфликт между военными формированиями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию этого субъекта РФ вошли федеральные войска для восстановления там конституционной законности и правопорядка. Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 тыс. военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тыс. человек получили ранения и контузии. События в Чечне серьезно обострили политическую ситуацию в России. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте представители федеральной стороны и сепаратистов подписали соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении там выборов президента и парламента. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на пять лет. Объясните значение понятий и выражений: адресная система социальной помощи, рынок капиталов, «чековые инвестиционные фонды», акционирование, президентская республика, парламентская республика, Федеральное собрание, Договор об общественном согласии, Федеративный договор, договоры о разграничении полномочий, сепаратизм, Хасавюртовские соглашения.
1. Какие действия Правительства РФ заложили основы рыночной экономики? Поработайте в парах. Определите положительные и отрицательные результаты этого процесса. Сформулируйте выводы. 2. Когда был провозглашен суверенитет России? Проследите этапы юридического оформления российской государственности. 3. Нарисуйте схему «Государственная власть в России по Конституции 1993 г.». 4. На основании текста Конституции РФ докажите, что Россия — правовое государство. 5. Выскажите свое мнение: почему существуют разные точки зрения о социально-экономических и политических преобразованиях, происходивших в нашей стране в 90-е гг. XX в.?
|