Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Голоса против системы парагвайских поселений
Многочисленные противники иезуитов нападали прежде всего на чрезвычайное ограничение ими всякой инициативы со стороны индейцев и на всепроникающую опеку, которая не могла не ставить огромных препятствий к дальнейшему экономическому росту иезуитского государства. Дон Антонио де-Уллоа со своей стороны отмечает, что „ограниченность ума обращенных в христианство индейцев вынуждает миссионеров вмешиваться во все цела и руководить ими как в светском, так и в духовном отношении (ст. Лафарга в „Предш. новейш. социализма", т, II, стр. 281, СПБ, 1907 г.). Личная свобода, утверждают противники иезуитов, была в поселениях гварани совершенно подавлена. Все хозяйственные операции, особенно на общественных полях, совершались по распоряжениям и под неусыпным детальным контролем священников и надсмотрщиков. Над гварани всегда тяготел страх наказания за нерадивое исполнение трудового урока, и сами иезуиты были уверены, что без наказаний работа была бы немыслима (Кардиэль, см. Фассбиндер, стр. 104). Наконец для индейцев в полной мере была исключена возможность как бы то ни было воздействовать на общественные дела: „Путь в собрание полубогов (padres) был для них закрыт44 (Готхейн, стр. 46). Свобода передвижения отсутствовала. Патрули „из лиц, на которых можно было положиться", сменявшиеся каждые 3 часа, проходили по всем улицам для того, чтобы „никто не мог покидать своего дома, не сообщив, что его побудило к этому и куда он идет“ (.Шарльвуа). Индейцы жили в редукциях „точно кролики в парке“ (Уллоа, см. Лафзрг, стр. 281). Далее, противники иезуитов отмечают эксплоатацию индейцев миссионерами и утверждают, что иезуиты получали от парагвайских поселений огромные богатства. Ожесточенный противник иезуитов Варуа „обвиняет миссионеров в том, что они одни пользуются плодами труда индейцев, присваивают себе все, что эти народы добывают со своей земли, и все, что выходит из их мастерских, не давая им взамен ничего, кроме холста, необходимого для одежды" (Муратори, стр. 269). „Эти монахи, утверждают противники иезуитов, превратились в мелких князей. Они одни ведут почти всю торговлю Парагвая. Они одни со своими друзьями используют все выгоды от нее. Они так богаты и так могущественны, что в несколько лет смогут заполонить всю Америку. Они заставляют индейцев верить, что индейцы, чтобы стать угодными Богу, должны отдавать в пользу его алтарей все, что у них есть наиболее драгоценного. Все это нужно великодушно приносить к ногам его служителей, — первые плоды или даже лучшую часть всех земных благ. К этому добавляют, что если индейцы идут на охоту, так это они делают для миссионеров; единственно для них собирается парагвайская трава, сбор которой достигает нескольких миллионов; наконец, что им несут все золото, которое находят в реках смешанным с песком, или которое извлекают из рудников Кальчаков и Уругвая" (Муратори, стр. 249 — 250). Давая своим индейцам только самое необходимое для их содержания, иезуиты продают все остальное для самих себя. Ежегодно они посылают генералу ордена „сотни тысяч и даже миллионы золотых пиастров, так что ни один монарх не извлекает столько богатств из своей страны, сколько он. Ибаньес говорит, что 720 тыс. пиастров, а Псевдо-Англес, что 400.000 пиастров выручаются от продажи одной только парагвайской травы. Ибаньес утверждает также, что „миссионеры извлекают из торговли бычьими кожами (150 тыс. штук в год) еше большие средства, чем от парагвайской травы“ (Фассбиндер, стр. 119). Из сохранившихся до наших дней счетов видно, что прокуратор каждые 6 лет брал с собой в Рим по 30.000 тыс. пиастров (Эрнандес, т. II, 349). Иезуиты захватили всю сухопутную и морскую торговлю под тем предлогом, „что они занимаются торговлей ради благих целей, чтобы обращать в христианство индейцев, строить для них церкви и украшать последние" (R^cueil de pieces, coucernant les usurpations des Jesuites dans l’Amerique Espagnole et Portugaise, II, P, 1758, см. Фассбиндер. стр. 117). В действительности же они поступали так единственно из „ненасытной жажцы обогащения“ (Relazione breve, Lugano. 1759, см. Фассбиндер, стр. 117), Все эти нападки, и обвинения, часть которых значительно преувеличена, вытекали главным образом из противоречий, которые создавались между крупным централизованным хозяйством иезуитских поселений и феодально помещичьими и торгово-капиталистическими слоями Южной Америки. Постоянно слышны, например, жалобы, что цены на парагвайск/ю траву сильно понижаются благодаря продаже ее редукциями в огромных количествах. Основное требование этих слоев формулировано Варуа: они хотят, „чтобы торговля между индейцами и испанцами была абсолютно свободна, чтобы первые могли продавать плоды своей страны и произведения своих мануфактур кому и как угодно" (Муратори, стр. 269). В этой формулировке отчетливо звучит властное требование торгового капитала, настаивающего на „свободе торговли, т. е. свободе капиталистического грабежа, и домогающегося устранения организованно действующего конкурента. Вопросы и задания: 1. Дайте описание общественных институтов и социальных отношений внутри парагвайских редукций. 2. Сравните их с соответствующими институтами советского государства эпохи «военного коммунизма». Укажите принципиальные отличия двух социальных систем. 3. Оформите результаты в виде эссе (3 стр.).
|