Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каролингское искусство (8-9 в.в.)Стр 1 из 4Следующая ⇒
Меровингское искусство (5-8 в.в.) Меровей I – вождь 1-ой королевской династии во Франкском государстве. I. Архитектура – забвение римских традиций, упадок техники. 1. Гробницы с выдолбленными куполами. 2. Церкви по типу базилик, небольшие, грубые.
II. Живопись – книжная миниатюра (декоративность, яркий цвет; рукопись – драгоценность).
III. Художественные ремесла – «звериный стиль» (орнамент, узоры с изображением сказочных зверей) – украшения из драг. металлов, церковная утварь, оружие.
Каролингское искусство (8-9 в.в.)
Карл Великий – глава империи франков. «Академия» монаха Алкуина – школа «свободных наук»: риторики, грамматики и прочих
. I. Архитектура – монастыри, церкви-базилики, дворцы, укрепления. II. Скульптура – изделия из слоновой кости.
III. Живопись – мозаики, фрески, миниатюра (свобода, динамика, орнамент, символы).
IV. Художественные ремесла – литье, чеканка, гравировка, эмаль.
9 век – смерть Карла Великого распад империи образование 3-х сильных государств: Франции, Германии, Италии.
Романское искусство.
Период феодальной раздробленности; сильнейшее влияние католической церкви; государства – отдельные враждующие поместья; стихия жизни – набеги и сражения, отсюда: характерные черты романского стиля – воинственность + потребность самозащиты; покровители искусства – монастырские ордена, а исполнители (строители, живописцы, переписчики рукописей) – простые, суеверные люди из низших сословий.
I. Архитектура – основной вид искусства. 1. Романский город – укрепленное поместье – БУРГ + хаотическая городская застройка. 2. Культовые сооружения: храм – крепость Бога (суровая простота + тяжеловесная мощь); основной тип храма – 3-х нефная базилика с башнями и апсидой. а) Вормский собор – геометризм, статичность, цельность масс, скромный декор. 3. Светские сооружения: замок – крепость рыцаря
пфальцы замки феодалов императорские замки (башня - донжон+палас – каменн. прямоуг. здание) а) Императорский замок-дворец в Гессене. б) Феодальный замок в Тракае.
II. Скульптура – душа средневековья, «каменная библия» для неграмотных; цель скульптурного декора – поучать верущих и украшать храм; художественные особенность – нарушенные пропорции, неуклюжесть, но выразительность и экспрессия; элементы «звериного стиля» (фантастические животные, резные узоры). Застылость, отвлеченность образов
наивность, экспрессия, яркие характеры, (рельефы дверей ц. Св.Михаила в Гильдесхейме)
человечность, мягкость, сдержанность чувств (статуи собора в Шартре)
III. Живопись – книжная миниатюра: красочная, нарядная, но плоская, стилизованная, с обилием мелких деталей; нет перспективы, объема, искажены пропорции. IV. Художественные ремесла – культовый характер (предметы церковной утвари: чаши, распятия, реликварии и т.п.) Светское искусство: мебель, ткани, посуда.
Готическое искусство.
Готика (от названия германских племен готов, но неточное) – художественнный стиль, заключительный этап в развитии ср.векового искусства стран Западной Европы (сер.12-15в.в.); родина готики – Северная Франция.
Культовое искусство, т.к. главная идеологическая сила – церковь, отсюда – религиозная тематика, условность худож. языка, символы, аллегории.
Светское искусство, т.к. тесно связано с жизнью ср-век. города. 13-14в.в. рост городов, антицерковные, антифеодальные настроения, первые университеты – оплоты вольнодумия расцвет с\в культуры: светской литературы и поэзии, театрального искусства (мистерии и фарсы), музыки (многоголосые церковные гимны).
Важная черта готического искусства – единство легенды и реальности; приблизить к зрителю облик священного персонажа, осовременить его. От стилизации, условности – к реалистическому изображению.
Периоды развития: ранняя (12 век) зрелая (13-14 века) поздняя, «пламенеющая» (15 век)
I. Архитектура – основной вид искусства. 1. Собор – синтез искусств (арх.+скульпт.+жив.+д.п.и.): сложное арх. решение, целый мир скульптурных изображений (около 10.000 статуй), витражная живопись, многочисленные предметы церковной утвари; - центр городской жизни (богослужения, диспуты, собрания, мистерии), отсюда – длина собора около 130м., вместительность – до 9000 человек; - символ Вселенной (сложность и противоречивость). Каркасная конструкция собора (динамика, легкость, увеличенный интерьер). Нервюры – ребра столбов или арок, принимающие на себя силу тяжести свода. Аркбутаны – косые арки, передающие силу тяжести свода на наружные столбы. Контрфорсы – мощные наружные столбы. а) Собор Парижской Богоматери. б) Часовня Сент-Шапель (2-х ярусная капелла и реликварий с венцом Христа). в) Амьенский собор (h=145м.; готический Парфенон). 2. Градостроительство: центр – собор или замок ратуша (здание для работы городских властей), беффруа (дозорная башня и в монастыре) торговые ряды жилые дома(цеховые или артельные) мощные стены+проездные башни. II. Скульптура – расцвет монументальной ск-ры (статуи, горельефы). Застылые, столпообразные фигуры
Подвижность, отделение от стены
Физическая красота, духовность, чувства
Новые темы: материнство, душевная стойкость, мученичество
III. Живопись – условность, плоскостность, графичность. 1. Монументальная живопись – росписи алтарей (Восточная Европа) 2. Станковая живопись – картины на религиозные темы («Мадонна с младенцем», «Пьета», «Воскресение Христа»); портреты, пейзажи. а) Ван Эйк - «Гентский алтарь» 3. Книжная миниатюра – «голос эпохи», галерея крошечных картин, ярких, сияющих, наивных, исторически точных; светские хроники и церковные книги (библия, завет) а) Братья Лимбурги – «Часослов герцога Беррийского» Страница – как готический храм; одноцветный фон орнамент. пейзаж; плоскость объем перспектива.
4. Витражи (vitre, франц. – стекло) – окна-картины из кусочков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосками; интенсивный, глубокий цвет, позднее – живопись по стеклу; большие площади (до 2600 кв метров, витражи собора в Шартре), «Готическая роза» над порталом собора. IV. Декоративно-прикладное искусство – «золотой век» художественной промышленности; от церковной утвари – светским предметам быта (мебель, зеркала, гобелены, шкатулки и прочее)
Общие характерные черты ДПИ: фантазия, мастерство, богатство декора. а) Гобелены «мильфлёр»(миллион цветов – фр.) «Дама и единорог».
ГОТИКА – предвестие РЕНЕССАНСА. 1. Интерес к внутреннему миру личности. 2. Интерес и желание передать детали в реалистичной манере. 3. От безымянных художников – к художнику-личности.
|