Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соборное уложение царя Алексея Михайловича






1. Источники Уложения. Система Уложения. История создания Уложения.

2. Статус публичной власти по Уложению.

3. Правовое положение разрядов населения московского государства по Уложению.

4. Вотчинное и поместное право по Уложению.

5. Уголовное право по Уложению.

6. Суд и процесс по Уложению.

 

Литература:

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 3: Акты земских соборов.

Соборное уложение 1649 г. Текст, комментарии. Л., 1987

Пособия:

Загоскин Н.П. Уложение царя Алексея Михайловича и Земский собор 1648-1649 гг. Казань, 1879

Ключевский В.О. История сословий в России – любое издание

Котошихин Г. О России в царствование царя Алексея Михайловича – любое издание

Латкин В.Н. Материалы для истории Земских соборов XVII столетия. Спб., 1884

Маньков А.И. Уложение 1649 г. – кодекс феодального права России – любое издание

Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 г.: Учебное пособие для высшей школы. М., 1961

 

При ответе на первый вопрос студент учитывает прежде всего материал преамбулы памятника. Анализ преамбулы позволит отвечающему грамотно и правильно сформулировать и охарактеризовать источники Уложения. При этом необходимо будет охарактеризовать те источники, которые не упомянуты в преамбуле, но есть, например, в тексте самого памятника (ст. 1 гл. XIII). Отдельно стоит остановиться при ответе на анализе статей, позаимствованных из Литовско-Русского статута. Освещая вопрос о системе Уложения, также следует сопоставить систему Уложения с системой Статута. Последнюю часть вопроса следует раскрыть, рассказав об истории заседания Земского собора 1648-49 гг., чем было вызвано заседание Собора, какие вопросы он решал. Так же следует остановиться на работе Уложенной комиссии, кто в нее входил, как проходила ее работа.

Второй вопрос целесообразно раскрывать на анализе первых трех глав Уложения. Следует найти в памятнике и проанализировать статьи, вводящие в русское уголовное право понятие crimen laesae maiestatis. Следует раскрыть его многочисленные квалификации на примере главы второй памятника. Затем необходимо будет сопоставить статус царской власти со статусом Церкви, необходимо проанализировать особенности положения церковных властей перед светской власти. В этой связи уместно будет привлечь в качестве дополнительного материала анализ гл. XII и XIII Уложения. Чем было вызвано появление в государственном аппарате Монастырского приказа?

Третий вопрос раскрывается на материале анализа, прежде всего, ст. 27 – 99 гл. Х Уложения, затем необходимо последовательно проследить на материале отдельных глав особенности положения бояр, детей боярских (гл. VII), церковнослужителей и людей, подчиненных Церкви. Отдельно следует остановиться на анализе статуса государственных (черносошенных) крестьян, крепостных крестьян (гл. XI) и посадских (гл. XIX). Последним характеризуется положение несвободного населения – холопов (гл. XX).

Четвертый вопрос раскрывается на анализе, прежде всего, двух глав: XVI и XVII Уложения. Отвечающий в первую очередь должен охарактеризовать принцип «по вотчине служба, а не по службе вотчина» и найти ему подтверждение в тексте памятника. Исходя из этого, необходимо будет в дальнейшем четко провести разграничительную черту между понятием поместья и понятием вотчины. Здесь будет необходимым определить эволюцию поместного и вотчинного землевладения в Московский период истории русского права, чем была продиктована тенденция на сближение статуса этих двух видов землевладения. После студент кратко, но с указанием конкретного правового материала характеризует полномочия и обязанности помещика и права вотчинника по Уложению.

При ответе на пятый вопрос семинарского занятия отвечающий учитывает положения следующих глав: I – V, XXI – XXII. Необходимо раскрыть систематику преступлений: деления их на публичные и частные (направленные против конкретной личности, а не государственного интереса), затем следует определиться с понятием преступления по Уложению и целью наказания, которую ставит перед собой законодатель. После следует охарактеризовать понятие субъекта преступления и преступника, показать на конкретном правовом материале, как статус человека влияет на его наказание в уголовном отношении. В конце ответа студент раскрывает виды преступлений, известных памятнику, и характеризует лестницу наказаний.

Шестой вопрос семинарского задания необходимо осветить при анализе соответствующих статей гл. Х и гл. XXI Уложения. В первую очередь анализирует первые 20 статей гл. Х, где содержатся общие принципы процесса и судопроизводства, к этому анализу следует привлечь материал гл. XV памятника. При раскрытии вопроса о системе судебных инстанций необходимо сопоставить материал ст. 3 – 7 гл. XXI со ст. 1 гл. Х Уложения. Затем раскрываются вопросы подсудности разных дел, указываются разновидности процесса (суд и розыск), проводится анализ судебных доказательств.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал