Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Станины
Станина — основная корпусная часть станка, служащая для пространственного расположения и кинематической связи других узлов, а также для восприятия действующих силовых факторов между ними при работе. Требования, предъявляемые к станинам: - жесткость — способность конструкции сопротивляться деформированию под действием силовых нагрузок: - виброустойчивость — способность конструкции при определённых вибрациях выполнять заданные функции, сохраняя значення параметров в пределах норм; - прочность — способность конструкции не разрушаться под действием приложенных сил; - технологичность — приспособленность конструкции к оптимальным затратам при её производстве, эксплуатации и ремонте; - износостойкость направляющих (если они изготовлены за одно целое со станиной); - минимально возможная металлоёмкость (масса); - удобство удаления стружки. Материалы, из которых изготавливают станины: - литые нз чугуна (СЧЗО, СЧ35, СЧ40) — для серийно выпускаемых станков: - сварные нз стали (СтЗ, Ст5) — единичное, опытное производство станков; - монолитные (гранитные, железобетонные) — для станин тяжёлых и особо точных станков, измерительных машин; обладают повышенной жёсткостью, внброустойчнвостью, малой чувствительностью к температурным деформациям. Станиной называется базовая деталь станка, на которой установлены и закреплены все его детали и узлы и относительно которой ориентируются и перемещаются подвижные детали и механизмы. Основным требованием, предъявляемым к станинам, является длительное обеспечение правильного взаимного положения узлов и частей, смонтированных на ней, при всех предусмотренных режимах работы станка в нормальных эксплуатационных условиях. Базирующими поверхностями станины являются ее направляющие, на которые устанавливаются детали и узлы станка. Эти детали и узлы могут перемещаться понаправляющим станины, либо бы ть жестко с ней связаны. Направляющие станины имеют различные формы Направляющими называют поверхности двух сопрягаемых корпусных деталей. обеспечивающие движение одной детали относительно другой по прямой линии или окружности. Направляющие обеспечивают необходимую точность перемещения рабочих органов станка. Требования, предъявляемые к направляющим: - высокая геометрическая точность: - высокая жёсткость; - высокая износостойкость: - между соприкасающимися поверхностями направляющих должна быть минимальная сила трения (чтобы обеспечить высокую точность перемещения и стабильность положения узлов — точность позиционирования). Чаше всего направляющие станков изготавливают из чугуна за одно целое со станиной. Однако, встречаются и накладные направляющие. Накладные направляющие (закрепляются механически или приклеиваются к станине, например, гранитной) изготавливают из следующих материалов: - конструкционная углеродистая сталь (сталь 15, 20); - легированная стать (4ОХ, ШХ15, 38ХМЮА); - синтетические материалы (текстолит, полиамид, фторопласт и др.); - цветные сплавы (бронза, цинковый сплав ЦАМ — для тяжёлых станков). Классификация направляющих - По виду трения: - направляющие скольжения. По виду смазки в них может применяться: смазка полужидкостная. жидкостная (гидростатические направляющие), газовая (аэростатические направляющие); - направляющие качения. В зависимости от формы тел качения: роликовые и шариковые (редко в виду плохой несущей способности). - Рис. 1 Направляющие станков
При большой длине хода всё шире применяются направляющие с роликовыми опорами (танкетки), одна из которых показана на рис. По форме профиля: - прямоугольные направляющие (рис.1, а); - треу гольные несимметричные (б) н симметричные (в); - остроугольные (типа " ласточкин хвост") {г); - цилиндрические (скальчатые нлн штанговые) (д); - комбинированные (например, прямоугольная н треугольная) (е). Станина токарного станка средней размерности отливается в виде полой корпусной детали (рисунок 2), а для придания станине станка большей жёсткости, при небольшом весе (и с возможностью отвода стружки), продольные рёбра станины связаны диагональными или параллельными перегородками, которые отливаются как одно целое со станиной. Рис. 2 станины токарных станков Сборка станины (и других узлов) с поступательно движущими по ней деталями сводится к отделке направляющих и подгонки сопряжения этих деталей. В машиностроении производят отделку поверхностей поступательно движущихся сопрягаемых деталей с помощью шабрения, чистовым строганием широкими резцами, а так же с помощью шлифования и притирки. Но несмотря на то, что шабрение довольно трудоёмкая операция (и там где возможно её заменяют шлифованием), но для восстановления направляющих станины (и не только) используют именно её. Ведь не у всех имеется шлифовальный станок. А для восстановления станины станка при помощи шабрения нужно все го лишь купить шабер и кое какой другой инструмент и приспособления (которые кстати можно изготовить самостоятельно, но об этом будет написано ниже) ну и запастись терпением. Станины- несут на себе основные подвижные и неподвижные узлы станка и определяют многие его эксплуатационные качества. Станины могут быть горизонтальными и вертикальными (стойки), а по исполнению незамкнутые (сверлильные, фрезерные, токарные и др.) или замкнутые (портальные, продольно-строгальные, продольно-фрезерные, зубофрезерные и др.).
|