Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Цель освоения учебной дисциплины. Программа составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400.62 - Психолого-педагогическое образование. Целевые ориентиры курса «Психология труда педагога» определяются государственными требованиями к содержанию и уровню подготовки бакалавров и связаны с формированием у них психологических знаний и умений в области психологии труда, необходимых для профессиональной деятельности, для повышения общей профессиональной компетентности и психологической культуры. Цель дисциплины: раскрыть основные проблемы психологии трудовой деятельности педагога и подходы к их решению, формировать базовые теоретические знания и представления, практические навыки и умения для дальнейшего обучения по дисциплинам специализации. Задачи дисциплины: - изучение особенностей конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий организации, анализ ошибок, классификация профессийи т.д.); - подготовка к деятельности в области изучения профессионально важных качеств, формирования профессиональной пригодности, проведения профессиографии, профессиональной ориентации и профессионального психологического отбора; - овладение практическими навыками и умениями профессиоведения (планирование потребности в персонале, подбор, набор и отбор сотрудников, распределение новых сотрудников по должностям и рабочим местам и т.д.).
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО. Учебная дисциплина «Психология труда педагога» относится к дисциплинам профессиональной подготовки и является одной из необходимых дисциплин в подготовке бакалавра, выбравшего направлением своей деятельности сферу социально-педагогической практики. Она ориентирована на последовательное изучение студентами теоретико-методологических основ психологии труда педагога, психологических закономерностей формирования профессиональной пригодности человека, (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду), а также основных направлений практического приложения психологии труда в современных условиях. Преподавание психологии труда проводится в тесном взаимодействии со всем комплексом психологических дисциплин. Она должна преподаваться после усвоения базовых категорий и проблем, раскрываемых в общей психологии и освоения в ходе изучения общего психологического практикума, экспериментальной психологии.
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины, ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4); способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11); способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4); способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10).
В результате освоения дисциплины «Психология труда педагога», студент должен Знать: - предмет, задачи и методы психологии труда педагога, место психологии труда в системе наук, принципы и основные категории психологии труда; - историю становления теории и практики психологии труда, историю развития основных теорий и концепций психологии труда, современные зарубежные и отечественные концепции психологии труда; - основы психологии труда как области знания, отрасли науки, социальной практики, учебной дисциплины и профессии; - профессиональную деятельность как объект научного изучения, сущность профессии, специальности, должности и квалификации; - основы психологической классификации профессий, трудовой пост в организации и его компоненты; - психологическое профессиоведение, индивидуальный стиль трудовойдеятельности педагога; Уметь: - выявлять профессионально важные и профессионально противопоказанные качества педагога; - формировать профессиональную пригодность педагога; - проводить профессиографию, профессиональную ориентацию и профессиональный психологический отбор; - планировать потребность в персонале, подбор, набор и отбор сотрудников, распределение новых сотрудников по должностям и рабочим местам; - анализировать субъект труда и его структуру, трудовую мотивацию и удовлетворенность трудом; - проводить расстановку и аттестацию кадров и обеспечивать профессиональную работоспособность. Владеть: - категориальным аппаратом психологии труда; - системой методов психологии труда для изучения профессиональной деятельности; - четким представлением о роли знаний психологии труда в профессиональной деятельности педагога - психолога; - средствами управления мотивацией персонала, мотивирования и стимулирования сотрудников; - навыками, предупреждающими профессиональные конфликты, обеспечивающими безопасность в труде; - навыками работы с литературой по изучаемым проблемам.
Структура и содержание учебной дисциплины. 4.1. Структура дисциплины.
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид промежуточной аттестации: зачет в 4 семестре. Темы занятий и краткое содержание. Раздел 1. Введение в психологию труда педагога. Тема 1. Психология труда как научная дисциплина и социальная практика. Лекция 1. Психология труда как научная дисциплина и социальная практика. 1. Основные понятия, задачи психологии труда. Психология труда как отрасль науки. Психология труда как профессия. История становления теории и практики психологии труда. Задачи психологии труда. 2. Методы психологии труда. Психология труда как учебная дисциплина. Профессиональная деятельность как объект научного изучения. Профессия. Специальность. Должность. Квалификация. Психологическая классификация профессий. Эргатическая система и эргатические функции. 3. Субъект труда и его трудовой пост Субъект труда и его структура. Педагог как субъект труда. Общие и специальные способности. Профессионально важные качества. Профессиональная пригодность. Психологический профиль специалиста.Трудовой пост в организации и его компоненты Понятие трудового поста. Рабочее место. Характеристика трудового поста. Профессиональная среда.
Тема 2. Психологическое профессиоведение.
|