Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.






Цель освоения учебной дисциплины.

Программа составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400.62 - Психолого-педагогическое образование. Целевые ориентиры курса «Психология труда педагога» определяются государственными требованиями к содержанию и уровню подготовки бакалавров и связаны с формированием у них психологических знаний и умений в области психологии труда, необходимых для профессиональной деятельности, для повышения общей профессиональной компетентности и психологической культуры.

Цель дисциплины:

раскрыть основные проблемы психологии трудовой деятельности педагога и подходы к их решению, формировать базовые теоретические знания и представления, практические навыки и умения для дальнейшего обучения по дисциплинам специализации.

Задачи дисциплины:

- изучение особенностей конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий организации, анализ ошибок, классификация профессийи т.д.);

- подготовка к деятельности в области изучения профессионально важных качеств, формирования профессиональной пригодности, проведения профессиографии, профессиональной ориентации и профессионального психологического отбора;

- овладение практическими навыками и умениями профессиоведения (планирование потребности в персонале, подбор, набор и отбор сотрудников, распределение новых сотрудников по должностям и рабочим местам и т.д.).

 

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.

Учебная дисциплина «Психология труда педагога» относится к дисциплинам профессиональной подготовки и является одной из необходимых дисциплин в подготовке бакалавра, выбравшего направлением своей деятельности сферу социально-педагогической практики. Она ориентирована на последовательное изу­чение студентами теоретико-методологических основ психо­логии труда педагога, психологических закономерностей формирования профессиональной пригодности человека, (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду), а также основных направлений практического приложения психологии труда в современных условиях.

Преподавание психологии труда проводится в тесном взаимодейс­твии со всем комплексом психологических дисциплин. Она должна преподаваться после усвоения базовых категорий и проблем, раскрываемых в общей психологии и освоения в ходе изучения общего психологического практикума, экспериментальной психологии.

 

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины, ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);

способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10).

 

В результате освоения дисциплины «Психология труда педагога», студент должен

Знать:

- предмет, задачи и методы психологии труда педагога, место психологии труда в системе наук, принципы и основные категории психологии труда;

- историю становления теории и практики психологии труда, историю развития основных теорий и концепций психологии труда, современные зарубежные и отечественные концепции психологии труда;

- основы психологии труда как области знания, отрасли науки, социальной практики, учебной дисциплины и профессии;

- профессиональную деятельность как объект научного изучения, сущность профессии, специальности, должности и квалификации;

- основы психологической классификации профессий, трудовой пост в организации и его компоненты;

- психологическое профессиоведение, индивидуальный стиль трудовойдеятельности педагога;

Уметь:

- выявлять профессионально важные и профессионально противопоказанные качества педагога;

- формировать профессиональную пригодность педагога;

- проводить профессиографию, профессиональную ориентацию и профессиональный психологический отбор;

- планировать потребность в персонале, подбор, набор и отбор сотрудников, распределение новых сотрудников по должностям и рабочим местам;

- анализировать субъект труда и его структуру, трудовую мотивацию и удовлетворенность трудом;

- проводить расстановку и аттестацию кадров и обеспечивать профессиональную работоспособность.

Владеть:

- категориальным аппаратом психологии труда;

- системой методов психологии труда для изучения профессиональной деятельности;

- четким представлением о роли знаний психологии труда в профессиональной деятельности педагога - психолога;

- средствами управления мотивацией персонала, мотивирования и стимулирования сотрудников;

- навыками, предупреждающими профессиональные конфликты, обеспечивающими безопасность в труде;

- навыками работы с литературой по изучаемым проблемам.

 

 

Структура и содержание учебной дисциплины.

4.1. Структура дисциплины.

п/п Наименование раздела дисциплины[1] Содержание раздела Формируемые компетенции (ОК, ПК
1. Введение в психологию труда педагога Психология труда как научная дисциплина и социальная практика. Психологическое профессиоведение. Психология профессиональной деятельности. Специфика педагогической деятельности, субъектно-субъектное взаимодействие, предметно-профессиональная компетентность учителя (ОК-4); (ОК-11);  
2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Психологические основы профориентации и профотбора. Психологические основы профессиональной ориентации Психология развития и мотивации педагогов. Психология профессиональной работоспособности. Проблема профессионально- личностного роста учителя. Психологическая сущность воспитания, принципы и методы воспитания. (ОК-11); (ПКПП-4); (ПКПП-10).  

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы.

 

№№ п/п Аудиторные занятия Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Контроль самостоятельной работы Всего часов Из них в интерактивной форме
  Семестр 3            
  Раздел 1. Введение в психологию труда педагога            
1. Тема 1. Психология труда педагога как научная дисциплина и социальная практика            
2. Тема 2. Психологическое профессиоведение.            
  Раздел 2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности педагога            
3. Тема 3. Психологические основы профориентации и профотбора            
  Семестр 4            
4. Тема 4. Психология развития и мотивации педагога            
5. Тема 5. Психология профессиональной работоспособности педагога.            
  Итого            

 

Вид промежуточной аттестации: зачет в 4 семестре.

Темы занятий и краткое содержание.

Раздел 1. Введение в психологию труда педагога.

Тема 1. Психология труда как научная дисциплина и социальная практика.

Лекция 1. Психология труда как научная дисциплина и социальная практика.

1. Основные понятия, задачи психологии труда.

Психология труда как отрасль науки. Психология труда как профессия. История становления теории и практики психологии труда. Задачи психологии труда.

2. Методы психологии труда. Психология труда как учебная дисциплина.

Профессиональная деятельность как объект научного изучения. Профессия. Специальность. Должность. Квалификация. Психологическая классификация профессий. Эргатическая система и эргатические функции.

3. Субъект труда и его трудовой пост

Субъект труда и его структура. Педагог как субъект труда. Общие и специальные способности. Профессионально важные качества. Профессиональная пригодность. Психологический профиль специалиста.Трудовой пост в организации и его компоненты

Понятие трудового поста. Рабочее место. Характеристика трудового поста. Профессиональная среда.

 

Тема 2. Психологическое профессиоведение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал