Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вспомогательные исторические дисциплины






Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки.

 

История – одна из важных общественных наук. Она взаимодейстует с социологией, политологией, филологией, культурологией, со всей системой гуманитарных наук. искусствоведением,

Объект исторической науки - развитие человеческого общества во всем его многообразии, Содержанием истории является всемирно-исторический процесс. История изучает общество в его динамике.

Предметом истории – деятельность людей и человеческих сообществ, регионов. В поле зрения историка-, события, системы ценностных установок и мотиваций.

Отрасли исторической науки: социальная история, политическая, экономическая, военная,

Во второй пол. ХХ в. сформировалась новая историческая наука, критично относящаяся к позитивизму и марксизму. Ее представители были против описательной истории. Ф. Бродель основное внимание уделял творческой активности человека. Историки стали изучать все, из чего складывается жизнь человека, ценности и правила, регулирующие поведение людей. Так возникла история ментальностей.

Появилась новая социальная история. История рассматривалась как социальной взаимодействие людей. В 80-е гг. ХХ в. в ее рамках возникли новая рабочая история, гендерная история локальная история, устная история. Историческая антропология стала рассматривать действительность через состояние и развитие человеческого сознания. Новая культурная история выясняла, какименно люди прошлого вели себя по отношению друг к другу, что считалось нормальным и что нет в разные эпохи. Гендерная история (гендер-социокультурный пол) рассматривает историю женщин в исторических социумах.

 

Археология, =-памятники материальной культуры

 

Вспомогательные исторические дисциплины

Хронология-структурирует исторические процессы и события во времени

Дипломатика, -изучение и классификация исторических Ддокументовгосударственного и правового характера

нумизматика, =- история денежного обращения

палеография – развитие письменности

Сфрагистика.- изучение печатей

геральдика-изучения гербов

 

Всемирная история изучает путь пройденный человечеством от древнейших времен до наших дней..

Всемирная история представляет собой не что иное, как совокупность историй народов, составляющих человечество. Историческая наука наиболее развита у народов, сумевших создать и сохранить свою государственность. Исторические знания представляют собой один из важнейших элементов общественного самосознания, менталитета, единого коллективного «мы».

В значительной степени историческая наука возникла в процессе этногенез а, возникновения и консолидации того или иного народа. В основе данного термина греческое слово ethnos – племя, народ. Этногенез включает не только начальные этапы возникновения какого-либо народа, но и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. Для многих народов начальный этап этногенеза окутан дымкой преданий, легенд. Мифология у любого народа предшествует историографии.

Важную роль в становлении народов сыграли миграционные процессы. Миграция (лат. migration, от migro – перехожу, переселяюсь) представляет собой процесс перемещения людей, связанный, как правило, со сменой места жительства.

Сторонники теории моноцентризма считают, что Хомо сапиенс сформировался в одном каком-то месте, например, на северо-востоке Африки, а затем расселился по всему земному шару. Многие сторонники полицентризма считают, что предки человека жили уже 2-3 млн. лет в Африке, Азии и Европе, а Америка, Австралия и Океания были заселены людьми менее 100 тыс. лет назад.

Важную роль в истории сыграли передвижения «народов моря», финикийцев, создание многочисленных колоний древними греками, мощные перемещения номадов (кочевых племен гуннов, тюрков, монголов), викингов и других. В XX-XXI вв. миграционные процессы продолжались.

Восточный и западный типы цивилизационного развития.

Позиции для сравнения Цивилизации Древнего Востока Античная цивилизация (Древняя Греция и Древний Рим)
Государства (цивилизации) Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н.э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н.э. – 415 г. н.э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н.э.). Древняя Греция (II тысячелетие – 149 год до нашей эры) и Древний Рим (753 год до н. э. – 476 год нашей эры).
Собственность Государственная (царская), коллективная (общинная) преобладает над частной (личной). Частная собственность преобладает и является основой личной свободы людей.
Хозяйство Натуральное, самообеспечение. Развитые товарно-денежные, рыночные отношения регулируются развитым гражданским (цивильным) правом
Власть Царская, деспотическая, единовластная, наследственная, харизматическая. Выборная, демократическая, республиканская, коллективная, сменяемая появляется в античном мире
Армия Наемная, личная гвардия правителя. Всеобщая воинская обязанность для граждан.
Управление Назначаемые чиновники, централизованная иерархия. Значительная часть администрации выбирается, работает бесплатно.
Суд Воля правителя, обычное право, закон. Суд по закону с участием суда присяжных, начало правового государства
Духовная жизнь Обожествление правителей, патриархальность, консерватизм сознания, ничтожность обычного человека. Договорные отношения с богами, дух соревнования, творчества, совершенствования, человек – демиург (творец) вселенной.

Не следует абсолютизировать приведенные различия. Во-первых, все эти государства были рабовладельческими и рабы не обладали никакими правами, были объектом постоянного насилия. Во-вторых, в древнегреческих государствах-полисах к власти приходили тираны, а в Древнем Риме республику сменила империя.

В современных западных странах ведут свою родословную от античного греко-римского мира, в котором частная собственность, личные свобод граждан, демократия и правовое государство были исторической реальностью.

История России является частью всемирной истории. Объектом изучения отечественной истории является процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые в состав российского государства. Поскольку 80% населения России составляют русские, история России является русской историей

В нашей стране многие годы продолжаются споры о том, тяготеет ли Россия более к Западу, который считает себя наследником античного мира Древней Греции и Древнего Рима, или к многоликому, но единому в своих сущностных основах Востоку.

История как наука руководствуется методологией. Методология исто рии определяет объект и предмет исторической науки, ее социальный и научный статус, разрабатывает теорию исторического познания, принципы, виды, методы исторического познания.

Большинство историков декларирует приверженность принципам научности, объективности историзма. Очень немногие признаются в тенденциозности или партийности.

Формационный подход. К. Маркс и Ф. Энгельс – 5 ОЭФ.

В западной историографии и в современной отечественной - популярен цивилизационный подход. История – процесс развития и смена цивилизаций. Цивилизаци я – способ жизнедеятельности человека в специфических условиях- климатических, географических, геополитических, историко-культурных).Российская цивилизация – споры. Одни- к западному, европейскому типу. Другие- к восточному. В 20-е гг. в. – группа ученых заговорила о евразийской цивилизации. - Н.Я. Данилевский (1822-1885) -10 ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Брит. Уч. А. Тойнби(1889-1975)– более 25, подробно остановился на 13.

Исторические источники – связующее звено между учеными и прошлым.

Это памятники материально культуры - орудия труда, жилища, здания, предметы быта, одежда, оружие. 7 чудес света: егип. Пирамиды, храм Артемиды Эфесской в Мал. Азии, мавзолей в Галикарнасе (Мал. Азия), висячие сады Сем ирамиды в Вавилоне, Фарсский маяк ок. Александрии, храм Зевса Олимпийского в Греции, колосс Родосский.Сохранились только пирамиды. Многие памятники культуры уничтожен ыбоевиками ЭГИ в наши дни.

5-6 тыс лет назад с появлением письменности возникли письменные источники. Писали на глиняных табличках, на папирусе. В 1951 г в Новгороде нашли берестяную грамоту. В 2010 г. было более 1 тыс берестяных грамот.

аудио-визуальные - кино-фотодокументы, магнитофонные записи, сейчас –записи на дисках

научно-технические – чертежи машин, станков, самолетов, кораблей, приборов

изобразительные - полотна художников

Классификацией источников, их изучением, научной критикой их занимается источниковедение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал