Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории происхождения государства. Теологическая(Ф. Аквинский) Государство- результат деятельности высших сил






Теологическая (Ф. Аквинский) Государство- результат деятельности высших сил.

Патриархальная теория (Конфуций, Аристотель, Н. К. Михайловский и др.) рассматривала государство как большую семью, в которой мудрый руководитель (отец) заботится о подданных (детях) и пользуется властью от имени всех и к общей пользе.

Психологическая теория (Цицерон, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Э. Фромм) связывала возникновение государства с наличием у различных людей импульсов, направленных к властвованию над себе подобными или к подчинению. Разновидностью этой теории можно считать волюнтаристскую теорию (политолог Дж. Ф. Мейтленд-Джонс), которая связывает возникновение независимых государств с волевой деятельностью той или иной «сильной личности».

Одной из наиболее популярных является теория общественного договора (до- говорная концепция) — Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др. Она видит природу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах. В Англии, Америке и Франции теория общественного договора являлась те- оретическим обоснованием происшедших революций. Считалось, что у народа есть право на свержение тех правителей, которые со своей стороны не выполняют принятых на себя обязательств. По мнению части российских историков, Рюрик был призван править русскими землями по договору с племенами ильменских словен, кривичей, веси и чуди. Петр I считал, что народ заключил с ним договор на осуществление правления, но тем самым отказался от своих прав раз и навсегда.

Марксистская теория связывала возникновение государства с появлением и развитием семьи и частной собственности, с возникшим разделением общества на класс богатых (рабовладельцы, феодалы, капиталисты) и класс бедных (рабы, крепостные крестьяне, пролетарии), на обладателей основных богатств (рабов, земли, капитала) и тех, кто зависел от этих собственников. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и И. В. Сталин рассматривали государство как орудие насилия, по- давления в руках тех, кто владеет материальными богатствами данного общества

. Органическая теория (Г. Спенсер, И. К. Блюнчли, Р. Вормс) рассматривала государство и право как произведение сил природы, распространяла действие законов природы на общество. Наряду с перечисленными, наиболее распространенными теориями существует ряд менее известных вариантов разъяснения причин возникновения столь важного социального феномена.

Теория реципрокного обмена (востоковед Л. С. Васильев) строится на предположении о том, что наиболее удачливые охотники племени, делившиеся с остальными членами племени добытой дичью, со временем приобретали особое положение. Племя в знак признательности закрепляло за лидером право на последующее перераспределение (редистрибуцию) добычи.

Гидравлическая (ирригационная) (К. Витфогель) теория объясняет возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений (в Египте, Шумере, Китае).

Теория инцеста (К. Леви-Стросс) считает важнейшим фактом в развитии человечества запрет инцеста (кровосмешения, половых отношений между близкими родственниками). Это событие стало исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы,

История человечества показала, что государство по своей сути является высшей формой организации людей, человеческого сообщества, центральным институтом политической системы. Ключевое значение для обозначения того или иного человеческого сообщества термином «цивилизация» имеет качество организации людей, наличие государственности. С появлением государства появляется и собственно история, то есть зафиксированное в письменных источниках описание и осмысление того, как организована и развивается жизнь данного государства.

При существенных отличиях в различных концепциях происхождения государства многие авторы отмечают общие закономерности процесса политогенеза:

· это достаточно длительный исторический процесс;

· этот процесс имеет объективный характер;

· возникновение государства связано с необходимостью преодоления острых противоречий в обществе, а также противоречий между природой и обществом;

· государство, возникнув на определенном этапе общества, становится одним из важнейших социальных атрибутов.

Признаками государства считаются:

- наличие государственного аппарата;

- наличие писаного права (законодательства, утвержденного в установленном порядке);

- наличие населения, проживающего на территории с признанными границами и создающего государство;

- высший суверенитет, независимость;

- исключительные полномочия (сбор налогов, выпуск денег, применение силы и др.).

В настоящее время на земле существует около 200 государств, большая часть которых являются членами Организации Объединенных Наций.

Разные типы общностей в догосударственный период.

В догосударственный период древнейшие представители рода Хомо сапиенс (Человека разумного) объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. В эпоху древнего палеолита существовало «первобытное человеческое стадо». Этим условным термином обозначают начальный этап первобытного общества, его дородовой стадии.

Переход от «стада» к роду завершает сложение человеческого общества. Род представлял собой коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счёт родства при родовой организации общества ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в процессе политогенеза, с возникновением государства. Родоплеменное деление длительное время сохранялось у многих народов, например, у индейцев Северной Америки. Родовое деление сохраняется у некоторых народов в некоторых труднодоступных районах мира – в Австралии, Африке, Южной Америке.

 

 

современная наука все более склонна считать следствием развития государственных образований и такую общность как племя. Важно подчеркнуть, что в интеграции общин и в образовании надобщинных политических структур существенную роль играла угроза извне. Очевидно любая угроза: природные катаклизмы, враждебные соседи и т.д.

Следующим шагом в процессе происхождения государства становится формирование зон первичного урбанизма и трибализация. Активнее и результативнее процесс эволюции первичных протогосударственных образований шел там, где возникали условия для становления городской культуры (урбанизация от лат. urb – город). Это происходило на рубеже IV - Ш тысячелетий до н.э. первоначально всего в двух районах Земли: в Шумере и Египте.

Центральное из группы соседних поселений, где обычно жил правитель – первосвященник, начинало выделяться среди остальных пышностью своих строений, особенно храмов, дворцов правителя и его ближайшего окружения. Такие поселения городского типа, обнесенные стенами или нет, становятся местами притяжения, центрами урбанизма. В Шумере урбанистические центры достаточно долго соперничали и даже воевали друг с другом, в Египте они довольно быстро оказались под властью верховного правителя. В том и другом случае урбанизм способствовал экономическому и политическому развитию протогосударственных образований, получивших возможность использовать все новые и новые ресурсы, включая металл.

Общности, проживавшие в зонах урбанизма, быстро превращались в племена с определенной структурой и возглавлявшими их вождями. Этот процесс называется трибализацией (от англ. tribe – племя). Трибализация соседей, как правило, шла по эстафете, по законам цепной реакции. Появлялись племена, сильные и слабые, вступавшие в активное соперничество и войны друг с другом и с урбанистическими центрами. В результате миграций шел сложный процесс перекрещивающихся взаимовлияний между различными урбанистическими центрами, вступавшими с ними во взаимодействие племенами и доплеменными обществами, превращавшимися в племена, земледельческие и неземледельческие.

Развитые зоны урбанизма представляли собой протогосударства, имевшие иерархическую внутреннюю структуру, знакомые с определенным количеством оторванных от сельскохозяйственного производства групп администраторов, воинов, жрецов и обслуживающего верхи персонала (слуги, рабы, ремесленники). Важной прослойкой в протогосударстве всегда были жрецы. Глава протогосударства, как правило, был верховным жрецом – первосвященником. Почему это происходило?

Власть в протогосударстве, как и в общине, была выборной. Иных форм ее замещения общество вначале не знало. Но достигший высшей власти вождь, сполна вкусивший сладость этой власти, пользующийся всеми благами и привилегиями, стремился закрепить ее за собой. Здесь и приходил на помощь институт сакрализации власти. Вождь должен был выступать как носитель божественной благодати, как посредник между миром живых и сверхъестественных сил, включая и ранее умерших вождей. Формирование ранних религиозных систем во многом было связано с сакрализацией личности и должности вождя. Власть вождя становилась наследственной. При этом личность вождя признавалась священной вне зависимости от его индивидуальных качеств. Все это приводило к стабилизации структуры протогосударства, во главе которого стоял уже наследственный вождь, как субъект сакрализованной власти и владелец и распорядитель собственности. В протогосударстве существует социальное и имущественное неравенство, разделение труда, обмен продуктами труда. Протогосударство выполняет важные социальные функции: экономическую, административную, военную, судебную, интегрирующую и т.д. Именно в рамках этой переходной политической структуры ее вождь из вчерашнего слуги общества, старавшегося завоевать общественный авторитет и с его помощью трудиться на благо коллектива, начинает возвышаться над обществом, стремится подчинить общество себе и стать его господином.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал