Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.






Для получения новых источников ученые работают в архивах

Клинописные архивы

РГАДА(документы до 1917 г.

ГАРФ (после, 1917 г.

РГВИА

РГАЛИ

РГАКФД –ктно=фото документов

Специализир. Журн. «Российские архивы!.! Источник!
Вопросы истории Новая и новейшая история

Отечественная история

Родина

Периодическая печать – газеты, журналы, альманахи

Источники подвергаются критике. Внешняя критика устанавливает достоверность текста или материального артефакта. Определяется время появления, авторство

Внутренняя критика определяет качество фактического содержания и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.

К сожалению, приходится сталкиваться с фальсификацией истории («Укры». История Второй мировой и Великой Отечественно войны).

 

Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире.

Часа

Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской и европейской государственности.

Политогенез – это важнейший концепт политологии, обозначающий процесс становления и эволюции политической организации и государственности в человеческом обществе

 

В догосударственный период древнейшие представители рода Хомо сапиенс (Человека разумного) объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. В эпоху древнего палеолита (древнего каменного века) существовало «первобытное человеческое стадо». Этим условным термином обозначают начальный этап первобытного общества, его дородовой стадии. Переход от «стада» к роду завершает сложение человеческого общества.

Род представлял собой коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счет родства при родовой организации общества ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в процессе политогенеза, с возникновением государства. Родоплеменное деление длительное время сохранялось у многих народов, напри- мер у индейцев Северной Америки. Родовое деление сохраняется у некоторых народов в ряде труднодоступных районов мира — в Австралии, Африке, Южной Америке.

 

Современная наука все более склонна считать следствием развития государственных образований и такую общность как племя.

В интеграции общин и в образовании надобщинных политических структур существенную роль играла угроза извне. Очевидно любая угроза: природные катаклизмы, враждебные соседи и т.д.

Следующим шагом в процессе происхождения государства становится формирование зон первичного урбанизма и трибализация. Активнее и результативнее процесс эволюции первичных протогосударственных образований шел там, где возникали условия для становления городской культуры (урбанизация от лат. urb – город). Это происходило на рубеже IV - Ш тысячелетий до н.э. первоначально всего в двух районах Земли: в Шумере и Египте.

Центральное из группы соседних поселений, где обычно жил правитель – первосвященник, начинало выделяться среди остальных пышностью своих строений, особенно храмов, дворцов правителя и его ближайшего окружения. Такие поселения городского типа, обнесенные стенами или нет, становятся местами притяжения, центрами урбанизма. В Шумере урбанистические центры достаточно долго соперничали и даже воевали друг с другом, в Египте они довольно быстро оказались под властью верховного правителя. В том и другом случае урбанизм способствовал экономическому и политическому развитию протогосударственных образований, получивших возможность использовать все новые и новые ресурсы, включая металл.

Общности, проживавшие в зонах урбанизма, быстро превращались в племена с определенной структурой и возглавлявшими их вождями. Этот процесс называется трибализацией (от англ. tribe – племя). Трибализация соседей, как правило, шла по эстафете, по законам цепной реакции. Появлялись племена, сильные и слабые, вступавшие в активное соперничество и войны друг с другом и с урбанистическими центрами. В результате миграций шел сложный процесс перекрещивающихся взаимовлияний между различными урбанистическими центрами, вступавшими с ними во взаимодействие племенами и доплеменными обществами, превращавшимися в племена, земледельческие и неземледельческие.

Развитые зоны урбанизма представляли собой протогосударства, имевшие иерархическую внутреннюю структуру, знакомые с определенным количеством оторванных от сельскохозяйственного производства групп администраторов, воинов, жрецов и обслуживающего верхи персонала (слуги, рабы, ремесленники). Важной прослойкой в протогосударстве всегда были жрецы. Глава протогосударства, как правило, был верховным жрецом – первосвященником. Почему это происходило?

Власть в протогосударстве, как и в общине, была выборной. Иных форм ее замещения общество вначале не знало. Но достигший высшей власти вождь, сполна вкусивший сладость этой власти, пользующийся всеми благами и привилегиями, стремился закрепить ее за собой. Здесь и приходил на помощь институт сакрализации власти. Вождь должен был выступать как носитель божественной благодати, как посредник между миром живых и сверхъестественных сил, включая и ранее умерших вождей. Формирование ранних религиозных систем во многом было связано с сакрализацией личности и должности вождя. Власть вождя становилась наследственной. При этом личность вождя признавалась священной вне зависимости от его индивидуальных качеств. Все это приводило к стабилизации структуры протогосударства, во главе которого стоял уже наследственный вождь, как субъект сакрализованной власти и владелец и распорядитель собственности. В протогосударстве существует социальное и имущественное неравенство, разделение труда, обмен продуктами труда. Протогосударство выполняет важные социальные функции: экономическую, административную, военную, судебную, интегрирующую и т.д. Именно в рамках этой переходной политической структуры ее вождь из вчерашнего слуги общества, старавшегося завоевать общественный авторитет и с его помощью трудиться на благо коллектива, начинает возвышаться над обществом, стремится подчинить общество себе и стать его господином.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал