Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итак, Россия лишалась значительной части плодов своей победы. Берлинский трактат означал частичный раздел территорий Османской империи.






 

 

 

Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 — 70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда — носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития. Образование и просвещение. В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное з 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцовых средних учебных заведений — лицеев (наиболее известный — Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начинает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной. Государственная политика по отношению к просвещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. В периоды реакции и ужесточения внутренней политики (эпоха Николая I — 30-е — начало 50-х гг.; Александра III — 80 — 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничивалась их внутренняя автономия.Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» A.C. Пушкина и H.A. Некрасова, а. затем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны. Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, состоявшие в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфере психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие.историки XIX в., как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д. Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением — романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях A.C. Пушкина и М.КХ Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм — стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист - А.С. Пушкин, перу которого принадлежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург — Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. — «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины — второй половины XIX в. — И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого — стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия. Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры. Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это, во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению новога типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн. Музыка. Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» — М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами. Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.

 

 

 

4.7. Страны Востока в период колониализма Сущность колониализма. Колониальная торговля в XVI — XVIII вв. заметно обогатила европейские державы, заложив основу первоначального накопления капитала. С конца XVIII века Западная Европа и США вступают в эпоху промышленного развития капитализма, что обусловило возникновение новых форм колониальной экспансии. На смену примитивным формам внеэкономического принуждения приходят собственно экономические методы эксплуатации колоний, включающие: 1) обогащение за счет торгового обмена между метрополиями и колониями; при этом последние включаются в структуру мирового хозяйства в качестве рынков сбыта продукции и поставщиков дешевого сырья; 2) подавление в колониях с помощью коммерческой конкуренции местной национальной промышленности с целью закрепления за ними роли аграрно* сырьевых придатков метрополий. Со вступлением капитализма в монополистическую стадию развития господствующее значение приобрели интересы финансового капитала, преследующие цель получения сверхвысоких прибылей за счет вывоза капитала и его размещения в колониях. Вывоз капитала осуществлялся в следующих формах: — предпринимательско-производительный капитал (Англия); — ссудный капитал (Франция); — непроизводительный капитал (Германия). В первом случае в колониях создавались предприятия, оснащенные (из метрополий) промышленным оборудованием, станками, железными дорогами. Эксплуатация дешевого наемного труда местного населения позволяла получать здесь немалую прибыль. Во втором случае слаборазвитым странам Востока предоставляли кредиты и займы с целью получения дохода в виде процентов. В третьем — государствам Востока давали деньги для покупки потребительских товаров, произведенных на европейских предприятиях. Все это приводило к засилью в колониях иностранного капитала, преобладанию примитивных форм хозяйства, отсталой структуре местного промышленного производства и сельского хозяйства, базировавшегося на ручном труде. Европа и Восток: адаптация, приспособление, модернизация. Европейская колониальная экспансия оказала существенное воздействие на внутреннюю структуру восточных обществ. Процесс втягивания стран Востока в систему единого мирового рынка подразумевал их политическую зависимость от западных колониальных держав, лишение возможности самостоятельно осуществлять экономическую политику. Европейцы предпринимают усилия по созданию на Востоке рыночной инфраструктуры: от банков и предприятий до железных дорог, портов и баз — и привлечению квалифицированных специалистов. Ставка делалась на местную элиту, получившую европейское образование и проникнутую соответствующими ценностями, — именно таких людей колонизаторы старались поставить на ключевые социальные, экономические и политические посты в зависимых странах. Первоначальной реакцией восточного общества на такой активный процесс вторжения извне было стремление приспособиться к новым условиям существования. Европейские достижения в науке и технике, идеи либерализма, парламентаризма, демократизма активно усваивались образованной элитой. Социальные верхи Востока стремились сравняться с превосходящим их Западом, модернизировать свое общество по европейскому подобию. Проявлением таких устремлений стали реформы соответствующего характера и направленности, проводившиеся как в колониях, так и в других странах Востока в XIX веке (например, реформы Мэйдзи в Японии). Здесь осуществляются конституционно-демократические преобразования, создаются парламенты и законосовещательные органы власти, проводятся демократические выборы. Отсутствие массового сопротивления реформам давало европейцам надежду на то, что Восток сможет легко вписаться в европейскую модель развития, смириться с уготованной ему участью в мировой хозяйственной системе. Такие иллюзии объяснялись тем, что в XIX веке Восток еще не был «пробужден», и от его имени выступали лишь немногочисленные социальные верхи, сотрудничавшие с колониальными властями. Новый XX век стал свидетелем массового национально-освободительного движения, революций в восточном обществе. Революция и реформы Мэйдзи в Японии. Положение Японии в XIX в. характеризовалось наличием двойственных тенденций. Являясь в культурном отношении типичной восточной страной, в плане социально-экономической динамики она соответствовала скорее западноевропейским стандартам. К середине XIX в. внутреннее развитие страны исчерпало свои потенциальные возможности. Замкнутость и отгороженность от остального мира, средневековое построение общественных и государственных структур препятствовали дальнейшему развитию общества и экономики. Страна вплотную подошла к необходимости реформ, модернизации общества. Эта проблема обострилась вследствие активизации в регионе крупнейших колониальных держав: Англии, России и США. Процесс активного колониального раздела мира предполагал закрепление в стратегически важных районах. Одним из них была Япония, представлявшая также лакомый кусочек в качестве значительного по объему рынка сбыта. За принудительным «открытием» Японии американским военным флотом в 1857 г. последовало крушение устоявшихся общественных и экономических структур, вывоз золота, тотальное обнищание народных масс. Оказавшись один на один с передовыми державами, Япония могла взаимодействовать с ними на равных только при условии модернизации собственных экономической и политической структур. Толчком к модернизации стала революция Мэйдзи Исин 1867-68 гг. С марта 1866 г. в юго-западных княжествах началась подготовка к перевороту: формирование отрядов добровольцев под предводительством самураев. 3 января.1868 г., сосредоточив в Киото, где находился император, вооруженные силы, лидеры юго-западной коалиции объявили о свержении правительства сегуната. В конце января 1868 г. основные силы сегуна были разбиты в районе Киото. В мае сегун Кэйки капитулировал. Властные полномочия сегуна были переданы императору. Суть модернизации страны заключалась в проведенных после революции реформах, направленных на слом феодальной системы и ускорение капиталистического развития страны. В соответствии с законом 1871 г., в стране ликвидировалась феодальная сословная система, были провозглашены демократические свободы, установившие равноправие всех членов общества. Уничтожив феодальную средневековую иерархическую структуру, данные реформы способствовали формированию либерально-демократических принципов построения общества, характерных для стран Западной Европы и США. Изменилось отношение к собственности. Вследствие упразднений условного держания и верховного владения землей государством восторжествовали принципы частной собственности. Закон 1872 г. провозглашал свободу купли-продажи земли. По реформе 1873 - 1879 гг. земля закреплялась в частную собственность за теми, кто ею фактически владел к моменту реформы. Все феодальные подати заменялись единым денежным налогом в размере 3 % от стоимости земли. Основная на данный момент отрасль экономики страны — сельское хозяйство — стала развиваться по капиталистическим принципам. Одновременно полученные за счет налога на землю средства шли на модернизацию производства. Княжеские владения выкупались правительством путем выплаты князьям пенсии в размере 10 % от их прежнего дохода. Это окончательно и бесповоротно подрывало феодальную систему землепользования и свойственные ей примитивные методы хозяйствования. В результате роспуска цеховых монополий (1868 г.) высвобождается творческая энергия и активность в промышленном производстве. Эта реформа открывала путь развитию свободного предпринимательства как необходимого элемента модернизации общества. Преобразованиям подвергся также государственный и административный аппарат. Эпоха реформ полностью изменила принципы построения государства и общественные отношения, способствовала быстрому развитию экономики и производительных сил. Несмотря на то, что революцию Мэйдзи Исин в советской литературе принято было считать «незавершенной», можно сказать, что она и последующие реформы вполне справились с задачей модернизации общества и государства, дав толчок развитию Японии, поставив ее в ряд крупнейших капиталистических держав. Благодаря этому Япония смогла отстоять свою политическую и экономическую независимость, являясь своеобразной иллюстрацией первого и весьма удачного примера модернизации обществ Востока.

 

 

 

Международные отношения в Новое время Зародившийся в недрах Средневековья капитализм властно требовал решительной перестройки не только всей системы социально-экономических отношений, но и сложившегося в Европе политического строя. В международных отношениях постепенно рождается принцип «европейского равновесия», что привело к возникновению общеевропейских конфликтов. Первой войной в истории Европы, в которой участвовало большинство стран континента, была Тридцатилетняя война (1618-1648 г.). Ее основной причиной было столкновение двух внутригерманских военно-политических блоков, католического и протестантского, осложнившееся вмешательством их зарубеяеных союзников. Католический Габсбургский блок (Австрия и Испания), стремившийся главенствовать над *всем христианским миром», вступил в борьбу с Голландией, Данией, Россией, Францией и Швецией, образовавшими антигабсбургскую коалицию. Габ-сбургов поддержали папа римский, католические князья Германии (Католическая лига 1609 г.) и Польско-Литов-ское государство. По Вестфальскому миру 1648 года, констатировавшему поражение Габсбургов, Франция н Швеция приобрели территориальные владения в Германии, Священная Римская империя окончательно утратила престиж в Европе и превратилась в конгломерат отдельных феодальных княжеств. Последующие европейские конфликты XVII—ХVIII в. имели своей целью расширение территории национальных государств и сохранение принципа европейского равновесия. Конец XVII в. ознаменовался последним наступлением турок на Европу, но поражение под Веной в 1683 г. выявило слабость Османской империи. В XVII—XVIII вв. границы европейской цивилизации постоянно расширялись: на смену одиночным разведывательным экспедици- ям эпохи Великих географических открытий пришло широкомасштабное освоение новых территорий, в процессе которого европейцы закладывали основы будущей колониальной системы. На начальном этапе колонизации европейцы обычно не вмешивались в социально-политическую жизнь покоренных обществ, для завоевателей было важно, прежде всего, экономическое подчинение колоний. Колониальная экспансия европейских стран приводила к их постоянным столкновениям в борьбе за наиболее выгодные и богатые земли. В этом соперничестве победа обычно оставалась за наиболее передовыми странами. А поскольку в этом смысле абсолютное лидерство к рубежуXVIII — XIX вв. было за Англией, она стала и главной колониальной державой, потеснив в этом состязании вначале Голландию, а затем и Францию. В Латинской Америке еще сохраняли свои гигантские владения Испания и Португалия, но слабость этих метрополий делала неизбежной скорую гибель их колониальных империй.Огромным неосвоенным пространством оставался почти весь Африканский континент, где европейцы занимали лишь узкие прибрежные полосы. В XVII — XVIII вв. резко возросла и экспансия России (и соответственно ее авторитет в международной политике). Но, в отличие от европейских стран Запада, Россия занимала не дальние заморские земли, а присоединяла территорий, расположенные вблизи ядра государства. Наиболее масштабным было продвижение на восток, к Тихому океану, затем, уже в XVIII - XIX вв., границы империи расширились и на юге (Кавказ, Крым, Средняя Азия). На западе в состав Российской империи вошли Украина, Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония, значительная часть этнической Польши. Формы эксплуатации в колониях были разными. В Латинской Америке, на островах Карибского моря, европейцы широко использовали рабский труд. Рабовладельческая плантация стала основной формой хозяйственной деятельности. В Индонезии голландцы применяли крепостную систему принуждения, заставляя местных крестьян выращивать кофе, пряности, тростниковый сахар — крайне ценный товар на европейских рынках. Стремясь извлечь из колоний предельные прибыли, торговые компании жестоко эксплуатировали и европейских колонистов (например, в Южной Африке, в меньшей степени — в Канаде). И только в североамериканских колониях Англии развитие сразу пошло по капиталистическому пути, а после завоевания независимости здесь стал складываться новый цивилизационный центр, ставший серьезным конкурентом европейскому. Образование США в конце XVIII в. явилось первым серьезным ударом по колониальной системе. Политическое равновесие в Европе было нарушено Великой французской революцией конца XVIII в., которая, в ходе борьбы с европейскими феодальными монархиями, привела к созданию передовой для того времени армии, позволившей Франции перейти от революционных войн к войнам завоевательным. Тенденция к объединению Европы военным путем наиболее ярко проявилась в годы правления во Франции Наполеона Бонапарта. В 1800 г. в результате второго итальянского похода была разгромлена Австрия. К Франции отошли Бельгия и германские земли по левому берегу Рейна. 2 декабря 1805 г. Наполеон одержал победу над австрийской и русской армиями под Аустерлицем. После Аустерлица Австрия вынуждена была предоставить Наполеону полную свободу действий в Италии и Германии, Священная Римская империя прекратила свое существование. В 1806 году войска французов вторглись в Пруссию — прусская армия была разбита под Йеной. В 1807 г. русский император Александр I заключил Тильзитский мир с Наполеоном. В 1808 г. французская армия вступила в Мадрид. Вместе с тем на завоеванные земли распространялись французские законы и гражданские институты. Гражданский кодекс, узаконивавший права собственности, приобретенные крестьянами Франции, на некоторые оккупированные страны, распространился на оккупированные страны. А завоеванных землях вводилась единая система сбора налогов.   Кроме Англии, обладавшей сильным флотом, и Испании, ответившей на вторжение французов партизанской войной, у Наполеона не оставалось противников в Европе. В 1812 г. Наполеон решился выступить против России. Поход в Россию привел к гибели практически всей вторгнувшейся армии и началу конца наполеоновской империи. В этом же году возникла антинаполео- новская коалиция, в которую кроме России, вошли также Англия, Пруссия, Австрия, Швеция, Испания и Португалия. 16-19 октября 1813 г. произошла знаменитая «битва народов» под Лейпцигом. Наполеон потерпел поражение и вскоре подписал акт отречения от престола и был направлен в ссылку на остров Эльба. В 1815 г. Наполеон высадился во Франции и вновь захватил власть. Против него выступили войска европейской коалиции и в сражении при Ватерлоо 18 июня 1815 г. французская армия была разбита англо-прусскими войсками. В 1814 г. представители всех европейских государств собрались на Венский конгресс, чтобы решить вопросы послевоенного устройства Европы. По итогам Венского конгресса Россия получила часть Польши, к Пруссии были присоединены экономически развитые провинции в Германии — Рейнская область и Вестфалия, а также западные польские земли. Австрии отошли две итальянские области — Ломбардия и Венеция. Вместо двухсот с лишним мелких германских княжеств был создан Германский союз из 39 государств, крупнейшими из которых были Австрия и Пруссия. Англия удержала за собой остров Мальту и бывшие голландские колонии — Цейлон и Капскую землю. Для борьбы с революционным движением и в целях сохранения мира в Европе императоры России и Австрии, а также король Пруссии заключили Священный союз. Принцип «европейского равновесия» сохранялся в Европе до второй половины XIX века. Попытка России, опираясь на свое военное превосходство, окончательно решить «восточный вопрос» вызвала войну с англо-франко-турецкой коалицией (Крымская война 1853 — 1856 гг.), закончившуюся поражением России. После Крымской войны военное лидерство на Европейском континенте перешло к Франции. Во второй половине XIX столетия в Европе развернулись процессы образования национальных государств в Германии и Италии. Объединение Германии происходит под эгидой самого сильного немецкого королевства — Пруссии, которая, используя противоречия европейских держав, сумела добиться объединения большей части Германии под властью прусского короля. На пути окончательного объединения страны стояла Франция, стремившаяся не допустить появление мощного германского государства в центре Европы. Франко-прусская война 1870 — 1871гг. завершилась сокрушительным поражением Франции. В центре Европы возникла Германская империя, которая стала быстро догонять развитые страны. С конца 90-х гг. Германия стала претендовать на создание колониальной империи, вступив в борьбу за передел уже поделенного между великими державами мира: приняла участие в разделе Китая, приобрела островные территории в Тихом океане, распространила свое влияние в Турции, строила агрессивные планы в отношении Ближнего Востока, Балкан и России («натиск на Восток»), Северной Африки. Противниками планов Германии оказались крупные колониальные страны — Англия, Франция и Россия, сторонниками — Австро-Венгрия и Италия. В конце XIX в. — начале XX в. в Европе происходит формирование противостоящих друг другу военнополитических блоков: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) и Тройственного согласия — «Антанта» (Франция, Россия и Англия). В последней четверти XIX века происходит создание мировой колониальной системы, которая охватывает весь мир. Англия непрерывно расширяла свои колониальные владения, захватывая территории в различных частях света. С 70-х гг. стало официально употребляться понятие «Британская империя». В 1869 г. было завершено строительство Суэцкого канала, сократившего путь из Европы в Индию и страны Юго-Восточной Азии. Вскоре после этого Великобритания подчинила себе Египет. В Африке Англия установила контроль над территориями Судана, Кении, Уганды, Нигерии и частью Сомали. Колониями Британии стали Северная и Южная Родезия. В 1899—1902 гг. Англия вела войну с бурами (потомками голландских переселенцев) на юге Африки, ее результатом стало образование нового английского доминиона — Южно-Африканского союза, верховные посты в котором принадлежали как британским колониальным чиновникам, так и бурским землевладельцам. В 1870-1880 гг. Англия захватила ряд территорий в бассейне Тихого океана. В Азии британцы подчинили себе Бирму, но ем так и не удалось покорить Афганистан. 1880-1890 гг. стали временем активного формирования французской колониальной империи. Франция захватила Индокитай и значительные территории в Африке. Столкновение интересов с Германией, а также стремление отомстить за поражение 1870 г. ускорили экономическое и политическое сближение Франции с Россией, а затем и с Англией. Вопросы к разделу 4 1. Укажите хронологические рамки эпохи «Нового времени». Каково происхождение этого понятия? 2. Какие изменения в экономике произошли на рубеже XV— XVII вв. в Европе? 3. Назовите основные причины Реформации. 4. Охарактеризуйте основные положения протестантизма. 5. Что такое Контрреформация? 6. Почему в Европе XVI — XVIII вв. произошли буржуазные революции? 7. В чем заключается сущность абсолютизма и каковы предпосылки формирования данного политического режима? 8. Назовите сходства и различия в развитии революционных событий в Нидерландах и Англии. 9. В чем заключается сущность якобинской диктатуры во Франции? 10. Какие новые черты в культурной сфере появились в эпоху «Нового времени»? Что такое Просвещение? 11. Какие цели преследовали внутренние реформы Ивана Грозного в 1549—1563 гг., и какие области отношений они охватывали? 12. Какие цели преследовала внешняя политика Ивана IV на магистральных направлениях? 13. Была ли опричнина антибоярской политикой? 14. В чем заключались причины смутного времени? 15. Какие новые явления в экономике свидетельствовали о начале зарождения капиталистического уклада хозяйства в России? 16. Какие типы повстанческих движений имели место в XVII в. и почему этот век именуют «бунташным»? 17. Каковы были внешнеполитические приоритеты России в XVn в. 18. В чем заключалась главная отличительная особенность культуры XVn в. 19. Назовите основные направления преобразований в российском обществе при Петре Первом. В чем заключаются сила и слабость петровских реформ? 20. Как оценить итоги петровских преобразований в экономике? 21. Укажите основные направления внешней политики России в первой четверти XVII века. 22. Что стало главным содержанием внутренней политики Екатерины II.? 23. В чем заключались сила и слабость китайской империи в XVI-XVIII вв. 24. Как оценить значение военно-ленной системы для Османской империи и что стало причиной ее кризиса? 25. Каковы были основные формы и методы обогащения европейских стран на первом этапе колонизации Востока? 26. Что такое промышленный переворот и каковы были особенности его протекания в странах Запада? 27. К каким крупнейшим социальным изменениям привел промышленный переворот? 28. Каковы причины революционного подъема в Европе в 1848-1849 гг.? 29. Расскажите о чартистском движении в Англии в 30— 40-е годы XIX века. Каковы были его результаты? 30. Назовите важнейшие общественно-политические течения в Европе XIX века. Интересы каких социальных слоев они выражали? 31. Какие национальные государства образовались в Европе в XIX веке? Как проходил процесс их становления? 32; Какие новые явления в культурной сфере появились в странах Западной Европы и Северной Америки в XIX веке? 33. Каковы были итоги развития российской промышленности за первую половину XIX вм и каким процессом они определялись? 34. Укажите факторы формирования идеологии декабристов. Какие программные документы возникли в их среде? 35. Какими явлениями характеризовалась общественно-политическая жизнь России второй четверти XIX в.? 36. Что позволило русским одержать победу над Наполеоном? 37. Когда «восточный вопрос» встал на повестку дня в международных отношениях, и в чем он выражался для России? 38. Каковы предпосылки падения крепостного права в России? Как оценить значение крестьянской реформы, и как восприняли ее сами крестьяне? 39. В чем заключался буржуазный характер других государственных реформ в России? 40. Раскройте суть народнической идеологии, назовите основные этапы эволюции народнического движения. 41. Когда начался и какими цроцессами сопровождался новый, пролетарский этап освободительного движения в России? 42. Каковы приметы «золотого века» русской культуры? 43. Назовите основные экономические методы эксплуатации колоний в период XIX — начала XX вв» и их последствия для стран Востока. 44. Почему в XIX в. отсутствовало массовое национально- освободительное движение в странах Востока против колонизаторов? 45. В чем заключаются предпосылки и последствия революции и реформ Мэйдзи в Японии? 46. Какое значение имели Великие географические открытия для развития международных отношений в новое время? 47. Назовите причины и итоги Тридцатилетней войны. 48. Охарактеризуйте динамику международных отношений стран Запада в XIX веке. В чем заключаются причины столкновения интересов ведущих стран мира и формирования противостоящих друг другу военно-политических блоков?

 

Тема 6. Россия и мир в ХХ веке.

Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии.

Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. I мировая война: предпосылки, ход, итоги. Основные военно-политические блоки.

Революции в России в 1917 году.

Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций.

Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Структура режима власти. СССР и великие державы. Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг.

Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг. Предпосылки и ход Второй мировой войны. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах.

Начало холодной войны. Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД.

Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления социалистической системы. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС.

Крах колониальной системы. Гонка вооружений и распространение оружия массового поражения.

Диссидентское движение в СССР. Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия.

Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.

Россия в 90-е годы. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

 

К 1914 весь мир оказался поделенным между колониальными державами. Наиболее крупные колониальные империи сумели создать Великобритания (27 621 тыс. кв. км; ок. 340 млн. чел.) и Франция (10 634 тыс. кв. км; более 59 млн чел.); обширные владения имели также Нидерланды (2109 тыс. кв. км; более 32 млн чел.), Германия (2593 тыс. кв. км; более 13 млн чел.), Бельгия (2253 тыс. кв. км; 14 млн чел.), Португалия (2146 тыс. кв. км; более 14 млн чел.) и США (566 тыс. кв. км; более 11 млн чел.). Завершив раздел «свободных» территорий Африки, Азии и Океании, великие державы перешли к борьбе за передел мира. Наступил период мировых войн.

Японо-китайская война 1894-1895 гг.

В 70-80-х годах 19 в. Япония, став на путь капиталистического развития, превратилась в значительнуювоенную державу. В 1872 она аннексировала Ликейские о-ва, в 1874 захватила Формозу (оставленную затем под давлением Англии), а в 1876 оккупировала Бонинские о-ва. Затем Япония направила своё главное внимание на Корею. Подписав с ней в 1876 договор, Япония открыла для своей торговли три корейских порта и стала направлять в Корею своих агентов, которые действовали и при дворе короля. Корея сталаареной непрерывной японо-китайской борьбы. В 1885 по договору с Китаем японское правительствополучило одинаковое с ним право вводить свои войска на корейскую территорию. Воспользовавшись в качестве предлога посылкой Китаем в июне 1894 по просьбе корейского пр-ва солдат в Корею для подавления крестьянского, восстания, Япония направила в Корею свои войска. Японское пр-во потребовало от корейского короля проведения " реформ", означавших фактически установление в Корее японского контроля. Вскоре Япония с помощью своих солдат произвела (в ночь на 23 июля) в Сеуле правительств, переворот. Новое пр-во 27 июля обратилось к Японии с " просьбой" об изгнании кит. войск из Кореи. Однако ещё 25 июля 1894 японцы потопили морской транспорт, перевозивший китайских солдат, и начали вести бои против китайских войск в Корее. Официальное объявление войны последовало лишь 1августа 1894. Так Японияввела в практику обычай агрессоров начинать военные действия без объявления войны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал