Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый курс» Ф. Д. Рузвельта






Мировой экономический кризис оказал влияние не только на экономику капиталистических стран, но и на представления о возможности саморегулирования рыночной экономики. Для преодоления последствий Великой депрессии правительства начинают активно использовать инструменты государственного регулирования с целью стабилизации экономического развития. Идеи необходимости государственного регулирования рыночной экономики находят свою реализацию практически во всех развитых странах.

Социально-экономические последствия мирового экономического кризиса имели место во всех развитых странах - сокращение производства национального продукта, массовые банкротства предприятий и банков, рост безработицы, снижение уровня жизни населения. Но правительства различных стран формировали свои специфические программы стабилизации экономики, использовали свои методы государственного регулирования экономики.

Предшественником Ф. Д. Рузвельта на посту президента был Г. Гувер, который строил экономическую политику выхода из кризиса на основе трех положений:

- сбалансированности государственного бюджета без увеличения государственных расходов;

- сдерживания инфляции любыми средствами;

- сохранения золотого содержания доллара.

В 1932 г. президентом США становится Ф. Д. Рузвельт, он принимает программу «нового курса», теоретической основой его стала концепция Дж. М. Кейса о необходимости государственного регулирования экономики. Важнейшим стимулом экономической стабилизации экономики признавался рост совокупного спроса, в том числе государственных расходов. Соответственно была изменена концепция бюджетной политики. Правительство сознательно пошло на дефицитное финансирование - на превышение расходов государственного бюджета над доходами.

Направления экономической политики «нового курса» включали в систему государственного регулирования практически все основные сферы хозяйственной жизни, укрепление финансовой и банковской систем. С целью анализа банковской системы были закрыты все банки, после проведенного анализа финансовых возможностей банков. были открыты финансовые учреждения, признанные «здоровыми». Число банков сократилось на 15%, но объем их активов возрос на 37%, что привело к росту масштабов кредитования промышленных предприятий. Все банки были разделены на две группы - депозитные и инвестиционные. Введена система государственного страхования вкладов. Полное страхование было гарантировано депозитам на сумму до 10 000 долл., что укрепило доверие населения к банкам, привело к росту притока в банки свободных денег. Была введена норма обязательного резерва - инструмент регулирования денежной массы, активно применяемый центральными банками различных стран и в современных условиях.

Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения возможностей государственного регулирования золото было изъято из свободного обращения, отменен золотой стандарт, запрещен вывоз золота за границу и проведена девальвация доллара - его золотое содержание снизилось на 41 %. Девальвация доллара, изъятие монетного золота из обращения, доступное кредитование способствовали росту цен и создавали инфляционный механизм развития экономики, произошло перераспределение доходов пользу промышленного, а не финансового капитала, что стимулировало промышленный рост.

Президент призвал предпринимателей на время отказаться от конкуренции, добровольно определить совместную согласованную политику по важнейшим направлениям производства и подписать «кодексы честной конкуренции», что дало передышку в конкурентной борьбе. «Кодексы» предусматривали соглашение по: объемам производства, уровням цен, применению однотипных технологических процессов, распределению рынков сбыта, величине рабочего дня, условиям найма, величине за работной платы. Одновременно на два года было приостановлено действие антитрестовского законодательства, что стимулировало рост концентрации и централизации производства

Уровень безработицы был очень высокий - только 10% населения были полностью заняты, бюро занятости не могли дать людям работу. Для борьбы с безработицей была создана Администрация по оказанию чрезвычайной помощи безработным.

Государственная политика занятости имеет два направления:

- пассивная - ориентирована на поддержание жизненного уровня безработных, - пособия и помощь в натуральной форме (оказание бесплатных услуг, выделение продуктов, одежды);

- активная - создание рабочих мест, обеспечение работой.

Для сокращения безработицы Рузвельт избрал активную политику занятости - формирование новых рабочих мест за счет средств государственного бюджета. Была сформирована система общественных работ, на которые привлекались безработные. В 1933- 1939 гг. на общественных работах было занято 4 млн. человек. Создавались специальные трудовые лагеря для безработной молодежи, которой были гарантированы работа и заработная плата.

Цены на сельскохозяйственную продукцию снизились на 58%. Цены на зерно делали более выгодным его использование не в качестве продукта питания, а в качестве топлива. За годы кризиса разорились почти 20 % фермеров. В городах люди голодали, а фермеры вынуждены были уничтожать урожай - сжигали пшеницу, выливали молоко, пахотные земли заливали керосином и запахивали, что приводило к сокращению предложения сельскохозяйственной продукции. Поэтому был принят Закон о регулировании сельского хозяйства, предусматривающий государственное регулирование цен и их повышение. Фермерам предлагались компенсации и премии за сокращение посевных площадей и объемов производства. В результате удалось сдержать падение цен на сельскохозяйственную продукцию и улучшить положение фермеров. Был введен мораторий на банковские задолженности фермеров. Государство стало финансировать задолженности фермеров. Правительство обеспечило рост фермерских кредитов за счет обновленных банков. Государство оплачивало фермерам зачастую еще не произведенную и не проданную продукцию.

При Ф. Д. Рузвельте были заложены основы системы социального обеспечения - принят Закон о социальном обеспечении, было введено страхование по старости (пенсионное обеспечение) и безработице (пособия по безработице). Закон также давал рабочим право на проведение забастовок. Законодательно также регулировались условия труда и взаимоотношений между предпринимателями и профсоюзами, рабочие получили право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров с администрацией. Была проведена регламентация заработной платы и рабочего времени. Установлена минимальная заработная плата - 25 центов в час - с повышением ее до 40 центов в последующие семь лет. Максимальная рабочая неделя была установлена в 44 часа с последующим ее сокращением в течение 3 лет до 40 часов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал