Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция кейнсианства






В начале 40-х годов кейнсианство проникло во французскую экономическую мысль. Причем некоторые экономисты (Г. Ардан, П. Мендес-Франс) восприняли теорию Кейнса без поправок. Другие (Франсуа Перру (1903-1987гг.)), одобрив идею государственного вмешательства в экономику, критически отнеслись к теоретической схеме Кейнса и выступили против регулирования ссудного процента, считая метод неэффективным. Вместо этого французские экономисты предложили перейти к планированию экономики, чтобы обеспечить не только соответствующие темпы развития, но и изменение структуры.

Франсуа Перру - одна из основных работ –«Экономика 20 века» (1961). Теория Перру имеет три части. Первая - теория «доминирующей экономики» - призвана дать новое описание современного капиталистического хозяйства. Прежние теории Перру считает неудовлетворительными. Вторая часть его теории называется «теория гармонизированного роста». Она должна указать пути и методы совершенствования капиталистического хозяйства с помощью государственного регулирования. Третья часть - теория «всеобщей экономики» - рисует общество будущего, в котором производство осуществляется для каждого человека, отсутствуют нужда и насилие.

Экономический мир Ф. Перру покоится на неравенстве как основополагающем принципе хозяйственной жизни. Он считает, что в социально-экономической системе современного капиталистического общества нет никаких внутренних побуждений, которые толкали бы эту систему к установлению равенства. Неравенство вытекает из различий в размерах производства и капитала, из различной степени информированности партнеров, из принадлежности к различным областям хозяйства.

Главный результат неравенства - существование доминирующих и подчиненных экономических единиц. Отношения между ними строятся иначе, чем при простом товарном производстве. В сеть отношений вплетается принуждение как специфическое экономическое благо, дающее его владельцу экономические преимущества. Доминирующие единицы принуждают других соглашаться на предлагаемые в одностороннем порядке условия сделок или сотрудничества.

Ф. Перру пытается сочетать государственное регулирование с частными интересами монополистического капитала. Он выдвинул концепцию «трех экономик». Вступил в полемику с неоклассиками, которые считают современную экономику свободной, рыночной. По его мнению, место свободного рыночного соревнования (конкуренции) заняли отношения господства или доминирования. Поэтому современную экономику он называет экономикой доминирующей силы. Допустим, есть четыре фирмы. Между ними существует взаимосвязь и взаимозависимость. Но одна фирма свободна в максимальной степени по отношению к другим, и способна навязывать им свои решения. Таким образом, первая фирма выступает по отношению к другим в качестве доминирующей силы и никакого свободного предпринимательства здесь нет.

Схему взаимодействий и взаимосвязей фирм Ф. Перру считает универсальной, так как она описывает отношения между монополиями и аутсайдерами, холдинг-компаниями и дочерними, в ЕЭС - между более развитыми странами и периферией. По этой схеме интерпретирует и современную французскую экономику, где нет свободной конкуренции. В данном случае речь идет о буржуазной концепции империализма. Перру справедливо критикует тех экономистов, которые представляют современную капиталистическую экономику как свободно-конкурентную. Однако если одни главное противоречие рассматривали, как классовое, то для Перру это противоречие между периферией и центром. Этот конфликт менее глубокий, а потому его можно разрешить путем регулирования. Если первая экономика – «доминирующей силы» - не гармонизирована (каждый составной блок тянет одеяло на себя), то вторую экономику Перру называет гармонизированной. Это поляризованная система, где каждая составная единица, осуществляет свою политику, между ними нет единства и отсюда возникает неустойчивость. Предложения Ф.Перру - нужно создать глобальную доминирующую силу, которая стимулировала бы рост. Этой силой является государство. Для этого нужно вводить индикативное планирование экономики. Во Франции с 1946 года разрабатываются пятилетние планы. Первые пятилетние планы для государственного сектора носили директивный характер. Затем к концу 50-х годов все субъекты планирования выступают как самостоятельные. В планах предусматривается широкая программа стимулирования (льготные кредиты, льготные цены на электроэнергию, гарантированный рынок сбыта).

Послевоенная французская экономика развивалась высокими темпами (даже выше, чем в ФРГ) особенно в 60-е годы. Кризис 1973-74 гг. приостановил темпы роста. И с конца 60-х годов планы носят все более ориентировочный характер.

Третья экономика называется Ф. Перру «глобальной». Он говорит здесь о необходимости гармонизации социальных отношений. Глобальный конфликт современного общества он видит между теми, кто получает доход от труда, и теми кто получает доход от капитала, от собственности. Практика народных акций по Ф.Перру полезна, но ограничена. Для разрешения конфликтов Перру предлагает капиталистов сделать наемными работниками, чтобы доход собственников капитала стал бы доходом от общественной деятельности. Перру осуждает буржуазию, которая предпочитает проводить жизнь в праздности. Противоречие нужно разрешать уже на предприятии. Все доходы слить в один котел и распределять их по функциональному признаку. На случай конфликта создать эксплуатационные комитеты, Госсовет. Верховным органом страны должен стать Совет Мудрецов из числа наиболее уважаемых в обществе лиц.

Переход к этому новому обществу должен осуществляться плавно, без социальных революций. Это реформистский вариант трансформации общества с помощью регулирования государства. Заметим, что во Франции сильны позиции коммунистической партии это не могло не сказаться на позитивности взглядов Ф. Перру. Однако многие, и марксисты и немарксисты, упрекали автора " трех экономик" в нереальности его проекта, утопизме.

Шведский экономист Гуннар Мюрдаль (1898–1987). Работы: «Швеция и Западная Европа» и «Азиатская драма: исследование бедности народов», посвящены проблемам слаборазвитых стран и международным экономическим отношениям. В них теоретически обоснована необходимость интеграции, средством достижения которой должно стать «подтягивание» экономических потенциалов развивающихся стран до уровня высокоразвитых. Это даст возможность сгладить противоречия и стабилизировать систему мирового хозяйства.

Разработал институциональную теорию преодоления отсталости, про­ведения структурных преобразований в странах «третьего мира». Эко­номические процессы в этих странах нельзя рассматривать в качестве доминирующих. Успех может быть достигнут лишь на основе их тес­ного взаимодействия с решением социальных проблем.

На основе обстоятельного анализа реальных процессов, происхо­дящих в странах Южной и Юго-Восточной Азии, Мюрдаль пришел к выводу: проблемы и трудности индустриализации связаны не с недо­статком капитала, а с социальными противоречиями, архаичной от­сталостью всех сфер общественной жизни. Люди не могут найти при­менения своему труду, а рабочих рук для индустриального развития не хватает. При устарелой структуре и низком уровне образования сельское хозяйство оказывается неспособным «отдать» промышлен­ности и городу свободные рабочие руки.

Инструменты рыночной экономики в странах «третьего мира» «работают» не по привычным схемам ортодоксальной теории. Здесь действуют иные стимулы, сохраняются иные традиции и подходы. «Цены не реагируют на спрос и предложение; факторы производства, включая предпринимательскую деятельность, более специфичны и слабо, если вообще реагируют на экономические стимулы. Несовер­шенство рынка, невежество и иррациональность являются правилом».

Согласно концепции Мюрдаля в основе преобразований должен лежать не рыночный автоматизм, а реализация эффективной госу­дарственной политики на основе всестороннего учета местных усло­вий и особенностей. Важны не только источники инвестиций, но и соответствующий уровень потребления, стимулирование внутренне­го спроса.

Новая модель социально-экономического развития предусматри­вает изменение архаичных взглядов на уклад жизни, отношение к тру­довой деятельности. «Изменение отношения к труду предполагает ра­дикальное изменение общественных институтов». Необходимо созда­ние новых институтов, развитие современной инфраструктуры.

Индустриализация не должна создаваться в виде «изолированного острова» в море старых структур. Односекторная модель индустри­ального развития породит новые диспропорции и противоречия. Не­обходимо взаимосвязанное развитие других секторов, чтобы в числе прочего поддержать сам процесс индустриализации.

Посткейнсианство. В 50 - 60-е годы появляется новое течение, связанное с пересмотром ортодоксальной кейнсианской экономической теории, которое получило название посткейнсианства. Оно сложилось из экономистов, которые придерживались разных методологических и идеологических подходов и объединило ученых Англии и США. На его формирование оказали влияние институционализм, марксизм, монетаризм. С одной стороны, посткейнсианство представляет английское левое кейнсианство, центр которого находится в Кембридже (его представители: лидер данного направления- Дж.Робинсон, Н.Калдор, П.Сраффа). С другой стороны, американское посткейнсианство, представленное Р.Клауэр, А.Лейонхуфвуд, П.Дэвидсон, С.Вайнтрауб, Г.Мински.

Современное посткейнсианство продолжает поиски мер, позволяющих осуществлять эффективную стабилизационную политику. Среди проблем, которыми они занимаются: ценообразование, денежный спрос и предложение, финансовые рынки и их воздействие на экономическую нестабильность и инфляцию.

Посткейнсианцы считают ценообразование новой основой макроэкономики. Целью теории ценообразования является стремление показать особенности ценообразования в реальных условиях существования регулируемых рынков товаров и рабочей силы, когда преобладание крупных фирм, способных в определенных пределах регулировать цены и объемы производства, сочетается с господством профсоюзов и коллективными договорами о заработной плате, когда в процессы ценообразования вмешивается государство. В ситуации несовершенной конкуренции цены не изменяются быстро и эластично, не позволяют в короткий срок привести в равновесие новое соотношение спроса и предложения. В результате фирмы реагируют на изменение ситуации на рынках колебаниями объемов производства, результатом которых и являются длительные отклонения от состояния равновесия с неполным использованием производственных мощностей и рабочей силы.

С помощью концепции трансакционной, или контрактной, экономики посткейнсианцы объясняют несовершенство конкуренции, в которой отмечается, что в современном хозяйстве все отношения строятся на основе трансакции - договоров - и экономика носит договорный характер. В этом заключается макроэкономическая причина слабой подвижности и негибкости цен. Договор не может основываться на подвижности цен, а предполагает устойчивые цены, что способствует составлению планов, расчетов на будущее. Это обусловливает устойчивость заработной платы, которая в дальнейшем предопределяет устойчивость издержек производства, исходя из которых, фирмы определяют цены на свою продукцию. Эта тенденция усиливается влиянием «групп давления», т.е. установлением со стороны государства минимальных ставок на заработную плату, государственным перераспределением доходов.

Посткейнсианцы видят источник экономической неустойчивости в особенностях формирования денежного спроса и его непредсказуемости. Его объем, по их мнению, находится в зависимости от постоянных изменений портфеля активов, субъективных оценок, которые меняются под влиянием различных факторов, начиная от государственной политики и завершая неопределенностью и несовершенством информации. Одним из авторов «портфельного подхода» в анализе неустойчивости денежной экономики является американский экономист, лауреат Нобелевской премии Д.Тобин, автором теории финансовой неустойчивости экономики - американский экономист Г.Мински.

Современные дискуссии касаются целей и средств макроэкономической политики. Так, одним из вопросов, который занимает внимание посткейнсианцев, является вопрос о том, какое влияние оказывает бюджетный дефицит на экономический рост. Обсуждение данной проблемы вошло в литературу как дискуссии по проблеме вытеснения государственными займами частных.

Ученые пришли к выводу, что, когда экономика находится в состоянии спада и располагает незанятыми производственными и трудовыми ресурсами, государственный дефицит продолжает оказывать стимулирующее воздействие на рост реальной продукции. Проблема вытеснения возникает по мере приближения к неинфляционному порогу занятости.

В условиях, когда экономика движется к высокой занятости, государственный дефицит превращается в проблему, так как государственные займы откачивают частные сбережения, отвлекают кредиты, которые можно было бы использовать для инвестирования в здания и оборудование, строительство жилья, потребительские товары длительного пользования или материальные запасы. Результатом больших дефицитов федерального бюджета является экономика с высоким уровнем потребления и низкими инвестициями, с медленными темпами роста и устойчивым внешнеторговым дефицитом.

В связи с этим посткейнсианцы в 70—80-е годы в условиях бюджетных ограничений отошли от признания бюджета и особенно бюджетного дефицита в качестве ведущего инструмента регулирования эффективного спроса и главную ставку сделали на активную кредитно-денежную политику как основного средства косвенного воздействия на экономику.

Кроме того, по мнению современных посткейнсианцев, необходимы следующие меры:

- государственную антиинфляционную политику необходимо переориентировать со спроса на параметры, определяющие формирование издержек и доходов. Прежде всего, они считают целесообразным изменить механизм ценообразования, базирующийся на принципе «накидки» на издержки;

- традиционные методы бюджетной и денежно-кредитной политики дополнить политикой доходов, являющейся результатом добровольного соглашения предпринимателей, профсоюзов и государства по вопросу о темпах увеличения своих доходов, соответствующих ориентирам роста производительности труда. С ее помощью посткейнсианцы надеются на одновременное решение проблем занятости и инфляции. При этом возникает проблема установления уровня заработной платы, решить которую они предлагают через форму общественного арбитража и контроля с помощью правительственных комиссий, которые могли бы вмешиваться в трудовые споры и устанавливать уровень заработной платы, соответствующий соотношению спроса и предложения рабочей силы в данном секторе экономики. Тем самым государство возьмет на себя функции рынка, которые он выполнял в условиях совершенной конкуренции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал